Справочный материал «Что должен знать и уметь ребёнок в 3-4 года»
2019 г.
Что должен знать и уметь
ребёнок в 3-4 года.
Консультация для родителей.
Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС КВ №15 г. Темрюк Чуприна Н.П.
Итак, ребёнку исполнилось 3 года, ясельный возраст позади, начался новый этап в жизни маленького человечка, под названием – дошкольный возраст. Начинают формироваться знания и умения, которые пригодятся ребёнку в дальнейшем. Очень важно помочь ему в получении необходимых знаний, а для этого нужно знать, что же должен знать и уметь ребёнок в возрасте 3-4 лет.
Навыки самообслуживания:
уметь самостоятельно надевать и снимать одежду в определённом порядке, складывать её, завязывать шнурки, расстёгивать пуговицы;
кушать при помощи столовых приборов – вилки, ложки;
пользоваться горшком;
умываться, чистить зубы, своевременно мыть руки (после похода на улицу, после туалета, перед едой);
соблюдать опрятность (не надевать грязные, мятые вещи);
Физическое развитие:
уметь прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперёд;
выполнять действия с мячем: бросать от груди, подбрасывать и ловить его двумя руками, бросать из-за головы, катать в заданном направлении;
уметь сохраняя равновесие: бегать, стоять на одной ноге;
уметь лазать по гимнастической стенке(лесенке);
уметь перепрыгивать через препятствия;
метать предметы обеими руками (попеременно) на расстояние не менее 5-ти метров;
ползать, перелезать через лежащее бревно, проползать под натянутой верёвкой.
Развитие мелкой моторики:
уметь правильно держать кисть, карандаш;
уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
уметь заштриховывать, не выходя за границы рисунка;
уметь скатать из пластилина шар, колбаску, лепить предметы из одной- трёх частей;
уметь равномерно разделить пластилин на части;
уметь нанести клей, правильно склеить части аппликации, удалить излишки клея салфеткой;
Развитие речи:
уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
отвечать на вопросы взрослого;
говорить не торопясь;
уметь описать увиденное (2-4 предложения);
знать свои имя, фамилию;
уметь разделять предметы на группы (мебель, одежда и т.п.)
уметь говорить тихо – громко;
знать несколько небольших стишков, рассказов;
словарный запас должен быть не менее 1500 слов.
Логическое мышление,
Элементарные математические представления:
Понимать вопрос «сколько?»;
Считать до трёх (уметь показать на пальцах);
Знать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
Уметь сравнивать предметы по одному-двум признакам (цвет, размер, форма);
Подбирать парами предметы (игрушки) по одному-двум признакам;
Находить отличия двух картинок (предметов);
Различать основные цвета: синий, красный, жёлтый, зелёный, белый, чёрный
Складывать пазлы, разрезные картинки из четырёх-шести частей;
Запоминать последовательность трёх-пяти картинок.
Окружающий мир:
Знать группы животных: птицы, рыбы, звери;
Отличать домашних животных от диких; знать где обитают, чем питаются, называть их детёнышей;
Отличать овощи, фрукты, ягоды, грибы; уметь называть их;
Учить названия и основные признаки времён года;
Учить названия частей суток, дней недели; их последовательность;
Знать и уметь показать части тела;
Иметь элементарное представление о нескольких профессиях;
Транспорт: какой и где используется?;
Бытовые предметы и их назначение.
Современный рынок предлагает большой выбор разных пособий и игрушек. Но не старайтесь покупать, что-то сложное, в этом возрасте, чем проще игрушка, тем лучше. Она помогает развиваться мышлению малыша. Кубики, палочки, пазлы, различные карточки, пластилин, раскраски или даже самые обычные прищепки и пуговки.
ПОМНИТЕ! В занятиях с ребёнком важно проявлять терпение, то что для вас элементарно и просто, для ребёнка новое и не изведанное. Малыш только познаёт окружающий его мир и вы должны его поддержать и помочь. Ни в коем случае не ругать за ошибки, а наоборот подержать, сказать, что в следующий раз всё получится. Как можно чаще хвалить и подбадривать. Старайтесь выбирать задание соответствующее его уровню знаний. Учитывайте его пожелания при выборе заданий, навязанные задания могут вызвать противоположных эффект и малыш совсем откажется заниматься.
Не стоит забывать о том, что развитие каждого ребёнка индивидуально и не нужно подгонять своего малыша под шаблон и сравнивать с другими детьми, один ребёнок может уметь считать до двадцати, а другой отлично рисует.
Но всё же, в некоторых случаях родителям стоит насторожиться:
Отсутствие речи или наличие грубых нарушений в построении предложений;
Отсутствие ролевых игр к 3 годам;
Отсутствие бытовых навыков – кушать, умываться, одеваться;
Неумение различать цвета, формы;
Слабая координация движений.
Если вы заметили хотя бы один из этих признаков, стоит обратиться к своему педиатру за консультацией.