Справочный материал «Что надо знать о леворукости ребёнка»
Что надо знать о леворукости ребенка.
Родители должны помнить, что чаще всего леворукие дети более возбудимы и эмоциональны, у них чаще проявляется неусидчивость и утомляемость. На выполнение учебных заданий у леворуких детей уходит гораздо больше времени, чем у праворуких.
Если родители считают, что переучивать ребенка необходимо, то они должны знать, чем это может обернуться для здоровья ребенка. А это может быть: нарушение сна и аппетита, головные боли и спазмы в животе, страхи, энурез, заикание и тики, двигательная неусидчивость или заторможенность.
При выполнении домашних заданий ребенком-левшой необходимо:
Учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.
Нельзя требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.
При письме и рисовании свет должен падать слева.
При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки.
Полезно сделать для ребенка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру.
Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники. Они боятся насмешек одноклассников, но еще больше – негативной оценки взрослыми их деятельности.
Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребенка, помня о том, что письмо дается ему гораздо труднее, чем другим детям.
Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры.
Еще одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма.
Дети-левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
сниженная способность зрительно-двигательной координации:
- плохо справляется с задачами на срисовывание графического изображения (особенно их последовательности);
- с трудом удерживают строчку при письме, чтении;
- как правило, имеют плохой почерк;
недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений:
- искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении;
- зеркальность письма;
- пропуск и перестановка букв при письме;
- оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н);
- ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на – за и т.п.);
особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания:
- поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности (этим объясняется медлительность);
слабость внимания, трудности переключения и концентрации;
речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, раздражительность, обидчивость, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Повышенная эмоциональность является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. Вхождение в школьную жизнь происходит более болезненно, чем у большинства сверстников.
В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.
Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над сторчкой и изогнута в виде крючка.
При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано.
Терехова Яна Ивановна
Болтова Елена Ильинична
Терехова Яна Ивановна
Билявская Наталья Витальевна
Терехова Яна Ивановна