Статья «Развитие речи. Что должен уметь ребенок при поступлении в первый класс школы»
1. Формирование звуковой культуры речи.
- К концу старшего дошкольного возраста ребенок должен уметь четко и внятно произносить все звуки родного языка, уметь говорить не торопясь, выразительно.
- Необходимо научить ребенка различать на слух все звуки речи, а также дифференцировать сходные по звучанию звуки (с-з, ж-ш, б-п, д-т, в-ф, г-к, ч-щ).
- Перед поступлением в школу у малыша должны быть хорошо развитыфонематический слух и слуховое внимание, так как это является необходимым условием успешного обучения грамоте.
- Научите ребенка называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и в тексте (на слух, определять место звука в слове (в начале, в середине или в конце).
2. Формирование грамматического строя речи.
- К концу старшего дошкольного возраста у ребенка должен сформироваться правильный грамматический строй речи.
Ребенка необходимо научить:
- правильно согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательными, местоимения с числительными и прилагательными;
- правильно употреблять предлоги, согласовывать их с существительными;
- образовывать однокоренные слова (окно-оконце -окошко); образовывать новые слова из двух слов (сам — летать -самолет); существительные с суффиксами (хлеб — хлебница); глаголы с приставками (бежать — прибежать, сравнительную и превосходную степень прилагательных (хитрый — хитрее — еще хитрее);
- правильно пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кино и т. д.);
- составлять простые и сложные предложения;
- использовать в речи предложения разных видов.
3. Формирование словарного запаса.
Хорошо, если объем активного словаря будет соответствовать объему пассивного словаря.
- Ребенок должен уметь: правильно использовать слова в речи,точно подбирая их по смыслу; использовать в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением.
4. Развитие связной речи
Будущий ученик должен:
- Хорошо владеть диалогической и монологической формами речи. Уметь отвечать на вопросы и задавать их;
- Самостоятельно пересказывать литературный текст. Делая это выразительно, последовательно, без повторов;
- Уметь составлять рассказы о предметах.
- Уметь составлять рассказы по картинке или серии сюжетных картинок;
- Уметь составлять небольшие рассказы, описывая события, которые с ним произошли.1. Формирование звуковой культуры речи.
- К концу старшего дошкольного возраста ребенок должен уметь четко и внятно произносить все звуки родного языка, уметь говорить не торопясь, выразительно.
- Необходимо научить ребенка различать на слух все звуки речи, а также дифференцировать сходные по звучанию звуки (с-з, ж-ш, б-п, д-т, в-ф, г-к, ч-щ).
- Перед поступлением в школу у малыша должны быть хорошо развитыфонематический слух и слуховое внимание, так как это является необходимым условием успешного обучения грамоте.
- Научите ребенка называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и в тексте (на слух, определять место звука в слове (в начале, в середине или в конце).
2. Формирование грамматического строя речи.
- К концу старшего дошкольного возраста у ребенка должен сформироваться правильный грамматический строй речи.
Ребенка необходимо научить:
- правильно согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательными, местоимения с числительными и прилагательными;
- правильно употреблять предлоги, согласовывать их с существительными;
- образовывать однокоренные слова (окно-оконце -окошко); образовывать новые слова из двух слов (сам — летать -самолет); существительные с суффиксами (хлеб — хлебница); глаголы с приставками (бежать — прибежать, сравнительную и превосходную степень прилагательных (хитрый — хитрее — еще хитрее);
- правильно пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кино и т. д.);
- составлять простые и сложные предложения;
- использовать в речи предложения разных видов.
3. Формирование словарного запаса.
Хорошо, если объем активного словаря будет соответствовать объему пассивного словаря.
- Ребенок должен уметь: правильно использовать слова в речи,точно подбирая их по смыслу; использовать в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением.
4. Развитие связной речи
Будущий ученик должен:
- Хорошо владеть диалогической и монологической формами речи. Уметь отвечать на вопросы и задавать их;
- Самостоятельно пересказывать литературный текст. Делая это выразительно, последовательно, без повторов;
- Уметь составлять рассказы о предметах.
- Уметь составлять рассказы по картинке или серии сюжетных картинок;
- Уметь составлять небольшие рассказы, описывая события, которые с ним произошли.