12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нургалиева Линеза Марвановна50
Россия, Татарстан респ.

Тема. Деепричастия совершенного вида.

Цели: ознакомить учеников со способами образования деепричастий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к русскому языку и культуре речи. 

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками;

Задачи урока:

Образовательные: формировать комплекс умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в образовании деепричастий и определении их видов;  знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием; формировать умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;

развивающие: способствовать развитию у учащихся поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида, расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием  (познавательные УУД); способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта;

воспитательные: способствовать развитию у учащихся нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах; способствовать развитию у учащихся ценностного отношения к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения: частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: Учебник для 7 класса общеобразов. учреждений.

Ход урока.

I. Организационный момент. Этап “включения” в урок.

II. Систематизация известной информации о деепричастии. Откроем тетради, запишем число

1.      Орфографическая работа. Вставьте пропущенные буквы.

Праз..ник, в…ршины, веч…рами, ап…етит, тер…итория, пр…открыть, на ре…ке, леч…щий, бе…полезный, месс…ность, ж…знь, зам…реть от восторга. Слайд 1

Проверка ПразДник, вЕршины, вечЕрами, апПетит, терРитория, прИоткрыть, на реЧке, лечАщий, беСполезный, месТность, жИзнь, замЕреть от восторга

- Прочитайте слово получившееся из вставленных букв (деепричастие). Итак, ребята, мы продолжаем путешествие по стране Деепричастие.

2 задание «Игра на внимание»

- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ.

1. Деепричастие - неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и поясняет глагол-сказуемое;

2. Деепричастие имеет признаки прилагательного и существительн; (а признаки, каких частей речи?)

3. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом;

4. Деепричастный оборот выделяется на письме запятыми.

5. Деепричастия бывают действительными и страдательными? (несовершенного и совершенного вида)

 6.Деепричастия в предложении являются определением;( а чем?- обстоятельством)

7. Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффикса –а (-я)

8.  Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»

9. Деепричастие не изменяется

Оценивание разминки

- Как вы думаете, ребята, какая задача стоит перед нами сегодня на уроке?

(уметь образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид)

III. Изучение нового материала.  Слайд  Итак, тема нашего урока – «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».

Перед вами таблица по теме урока.

Деепричастие.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Что делая?

Что сделав?

-а (я), -учи

-в. –вши, -ши, -а (я)

гляд - ят - глядя

выскочи - ть - выскочив

крич - ат - крича

услыша - ть – услышав

улыба - ются - улыбаясь

расцвес - ти – расцветши

быть – буд - ут - будучи

прочт - ут - прочтя

(Объясняю новую тему по таблице с помощью учеников.)

Анализ материала, помещенного в таблице

- От глаголов какого вида образуются деепричастия совершенного вида?

- В какой форме стоят исходные глаголы?

- При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида?  Делаем выводы.

- Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа. Работа с учебником страница 156, параграф 48

- Наши выводы совпадают с материалом учебника?

- Молодцы!

– Однако в образовании деепричастий встречаются трудности. Обратимся к записи на доске: Слайд

Увидеть – увидев

– Где деепричастие?

– Как вы его нашли?

– Какого оно вида?

– Почему в деепричастии пишется гласная Е ?

Продолжим объяснение дальше. Запишем деепричастия от следующих глаголов

Услышать – услыш…в
Подклеить – подкле…в
Засеять – засе…в

Сделаем вывод: – От чего зависит выбор гласной в деепричастии? (Пишем ту же гласную, что и в основе глагола неопределённой формы перед ТЬ)

3. Записать под диктовку. Графически объяснить написание гласной перед суффиксами причастий и деепричастий. Определить вид деепричастий.

Затопав ногами, не растаяв на солнце, неоттаявшая земля, услышанный шорох, не рассеяв сомнений.

Физминутка (звучит музыка) Учитель: Мой голос будет сопровождать вас.

·         Утром вы проснулись, потянулись, улыбнулись.

·         Покажите, как вы это делали?

·         Приложите руки туда, где стучит сердце. Успокойте его, чтобы оно билось не так сильно.

·         Протяните руки друг к другу. Успокойте друг друга.

·         Шепните друг другу ласковое слово.

 

IV. Закрепление изученного.

1.      Выполнить упражнения 342  Образуйте от данных глаголов деепричастия совершенного вида

2.      Найти предложения с деепричастиями  1 группа - совершенного и  2 группа – несовершенного вида

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

 Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

Выборочно-распределительный диктант – Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия..

 Подняв головы, хлопая крыльями, отражаясь в воде, сдержав шаг, прижимаясь к земле, устремив взгляд, извиваясь, услышав.

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

Проверка Слайд                                               

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

 подняв головы

 хлопая крыльями

 сдержав шаг

 отражаясь в воде

 устремив взгляд

 прижимаясь к земле

 услышав

 извиваясь

V.  Домашнее задание 

Параграф 48  Упражнение 344 (составить связный текст, употребляя дееприч и дееприч обороты на тему «На лыжах в лес» )

V.Подведение итогов урока - Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

Оценки. Анализ работы

VI. Рефлексия  (1)

Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши.

- Я усвоил материал

- Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока

- Я доволен своей работой на уроке

- Я благодарен ребятам, которые работали  со мной в группе

Спасибо за работу. До свидания

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.