Деловая блиц–игра на уроке истории по теме «Основные вехи Великой Отечественной войны» (10 класс)
Аннотация
Методическая разработка для деловой блиц-игры по теме «Основные вехи Великой Отечественной войны»на уроке истории поможет сделать урок интересным, сформировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность активизировать учащихся и проверить их знания. Будет способствовать развитию познавательного интереса к предмету. Научит анализировать исторические документы, развивая свою читательскую грамотность, работать с картой, дополнительной литературой, показывая свою эрудицию, организовать сотрудничество и совместную деятельность обучающихся и представить результаты своей совместной работы.
Предмет: история
Тема урока: «Основные вехи Великой Отечественной войны»
Тип урока: урок контроля и проверки знаний
Вид урока: деловая блиц-игра
Цель урока: Активизация знаний обучающихся по истории, развитие навыков групповой работы, его воспитательные и развивающие задачи:
К концу урока обучающиеся будут:
Знать |
Уметь |
- характер Великой Отечественной войны; - имена, битвы, даты и подвиги людей в Великой Отечественной войне; - значение победы в Великой Отечественной войне; - важнейшие особенности истоков победы советского народа в Великой Отечественной войне |
- анализировать исторические документы, развивая свою читательскую грамотность; - работать с картой, дополнительной литературой, показывая свою эрудицию; - организовать сотрудничество и совместную деятельность обучающихся; |
В ходе урока содействовать воспитанию:
- гражданских и патриотических чувств, интереса к историческому прошлому Родины;
- уважения к ветеранам войны и труженикам тыла, гордости за свою Родину.
- самостоятельности
- толерантности
В ходе урока способствовать развитию:
- критического мышления
- умению работать в группах
Педагогические технологии:
- элементы игровой технологии,
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология нравственного воспитания.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, тесты и задания для обучающихся, учебники, карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война», атласы по истории России XX века
Работа учителя на уроке:
- постановка проблемных задач, закрепление материала с использованием презентации
- организация самостоятельной работы
- контроль усвоения основного содержания, дат, понятий и выводов урока
- раздача заданий к домашней работе
Описание деятельности обучающихся:
- оформление записей в тетрадях
- рассуждение и формулирование ответов на вопросы в ходе работы с заданными документами и учебником
Цели блиц-игры:
- оценить уровень усвоения и осмысления фактического материала по теме;
- формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность
- умение быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать решение
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
- развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу обучающихся;
- способствовать воспитанию патриотизма, воспитанию чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к людям разных национальностей, принимавших участие в разгроме фашизма.
Условия игры: Игровой процесс (30 минут):
Правила и процедура игры (2 минут):
Разделение игры на раунды (5 минут):
- Разделите игру на несколько раундов (рекомендуется 3-4 раунда).
- Распределите вопросы по раундам, обеспечивая сбалансированную сложность для каждого раунда.
- Создайте список вопросов, охватывающих основные темы, рассматривавшиеся на уроке.
- Отметьте сложность каждого вопроса (легкий, средний, сложный) для последующего распределения их по раундам игры.
- Объясните правила каждого раунда и как будут приниматься ответы.
- Установите время для ответа на каждый вопрос.
- Укажите, что группы должны дать один ответ, и только первый ответ будет принят.
- Проведите каждый раунд игры, предоставляя группам возможность выбирать вопросы и давать ответы.
- Запускайте таймер на каждый вопрос, чтобы обеспечить соблюдение времени ответа.
- обучающиеся класса делятся на несколько групп (можно по жребию, можно по уровню знаний) и выбирают руководителей групп.
- каждая группа принимает участие во всех проводимых конкурсах.
- при ответах на вопросы принимается коллективный ответ.
- за каждый правильный ответ команде начисляются очки, а за неправильный ответ - нет.
- все члены группы, набравшие наибольшее количество баллов, выполнившие все задания, получают оценки "5"; члены следующей группы, набравшие меньшее количество баллов, выполнившие не все задания, – оценки "4"; оставшиеся группы, справившиеся не со всеми заданиями – оценки "3".
План урока
1. Введение: Организационный момент 2 мин.
2. Главная часть 30 мин.
3. Рефлексия 4 мин.
4. Подведение итогов 4 мин.
Слайд 1-2
Ход игры:
I РАУНД: «Эпоха. События. Люди»
Учитель задает 15 вопросов, каждый из которых предполагает конкретный, четкий ответ. Отвечает та группа, которая первая изъявит желание это сделать. Оценивает учитель.
Вопросы
Слайд 3
Эпоха
1. В этот день и год началась Великая Отечественная война.
2. В это время началось контрнаступление советских войск под Москвой.
3. В этом году Верховным Главнокомандующим был подписан приказ № 227 “Ни шагу назад”
4. В этот день и год советские войска с боями вышли к государственной границе СССР.
5. В этот день состоялся парад Победы советских войск в честь разгрома фашистской Германии
Слайд 4
События
1. Это событие положило начало создания антигитлеровской коалиции.
2. Эта битва окончательно похоронила фашистский план молниеносной войны против СССР.
3. Эта битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
4. Это событие положило начало открытию второго фронта в Европе.
5. Во время этого события были вскрыты и разоблачены тягчайшие преступления против человечества, совершенные гитлеровцами.
Слайд 5
Люди
1. Этот человек возглавлял ГКО
2. Этот человек командовал Западным фронтом в период контрнаступления советских войск под Москвой.
3. Этот человек командовал окруженной группировкой противника под Сталинградом.
4. Этот человек подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии с советской стороны.
5. Этот президент США присутствовал на Потсдамской конференции.
Слайд 6
II РАУНД:«Поиск»
Каждая группа получает (по жребию) текст с исторической ошибкой. Ее необходимо найти и исправить. Проверяет и оценивает учитель.
Текст № 1
На рассвете 22 июня 1941 г. Германия, вероломно нарушив договор 1939 г. о ненападении, напала на СССР (на её стороне вскоре выступили Италия, Румыния, Англия, Финляндия, Венгрия и Словакия). Началась Великая Отечественная война. Мощный удар противника и быстрое продвижение его танковых и моторизованных соединений нарушили управление советскими войсками, которые с тяжёлыми боями были вынуждены отступать в глубь страны.
Текст № 2
Летом и осенью 1941 г. на фронтах шли ожесточённые бои. На северо-западном направлении противнику не удалось выйти на ближние подступы к Ленинграду и перерезать сухопутные коммуникации, связывавшие город со страной.
Слайд 7
Текст № 3
Ко 2-й половине ноября 1942 г. обстановка на советско-германском фронте оставалась напряжённой. Второй фронт в Западной Европе был открыт. Противник дополнительно перебросил на советско-германский фронт 67 дивизий, сформировал 16 новых и к ноябрю 1942 г. имел здесь 266 дивизий (свыше 6,2 млн человек), около 52 тыс. орудий и миномётов, свыше 5 тыс. танков и штурмовых орудий, 3,5 тыс. боевых самолётов, 194 боевых корабля (максимальное количество вражеских войск на советско-германском фронте).
Слайд 8-11
III РАУНД «Восстанови точную хронологию исторических событий»
Каждая команда получает карточку, (по жребию) где перечислено несколько исторических событий, которые необходимо расположить в хронологической последовательности. Проверяет и оценивает учитель.
ЧЕК-ЛИСТ № 1 Битва за Москву
- решение об эвакуации на восток советских правительственных учреждений;
- парад войск на Красной площади 7 ноября 1941 г.;
- Г.К. Жуков становится командующим Западным фронтом;
- контрудар Красной армии севернее и южнее столицы;
- Гитлер подписывает директиву о переходе к обороне на Советско- германском фронте.
ЧЕК-ЛИСТ № 2 Сталинградская битва
- начало общего стратегического наступления советских войск, продолжавшегося до марта 1943 г.;
- ультиматум советского командования окруженным под Сталинградом немецким частям с требованием сдаться;
- прорыв немецких танков к Волге;
- капитуляция 6-й немецкой армии;
- окружение группировки немецких войск под Сталинградом.
ЧЕК-ЛИСТ № 3 Курская битва
- наступление немецких войск на позиции Красной армии в Курском выступе;
- освобождение Орла и Белгорода;
- освобождение Харькова;
- танковое сражение под Прохоровкой;
- контрнаступление советских войск в районе Курского выступа.
IV РАУНД «Личность - Событие»
Группам дать соответствие исторической личности с историческим событием Великой Отечественной войны. Конкурс оценивает учитель.
Подведение итогов и обсуждение(Заключение) (8 минут):
- Просмотрев результаты каждого раунда, подвести итоги, назначая победителя.
- Задайте ученикам вопросы для обсуждения темы, чтобы закрепить полученные знания (Рефлексия)
Заключение (3 минут):
Поблагодарив учеников за активное участие и подведение их внимания к основным моментам урока, можно, предложить ученикам стратегии для дальнейшего исследования и изучения истории.