Урок-деловая игра по экономике «Книжная фабрика» (9–10 классы)
Описание игры
1. Подготовка к игре
Класс делится на команды 4-5 человек. Каждая группа объявляется издательской компанией и должна выбрать название фирмы. Название записывается на специальной карточке, которая устанавливается на стол каждой группы. Учитель объясняет, что цель каждой фирмы – изготовить максимальное количество книжек. При этом по окончании каждого этапа игры учитывается только готовая продукция. Учитель объясняет технологию изготовления книжки: Лист складывается пополам, потом еще раз пополам, потом еще. Полученные разрезанные листики, скрепляем скрепкой –это готовая книга. На обложке пишем название фирмы. По окончании каждого этапа группа должна будет заполнять карту «Подсчет производительности труда».
2. Ход игры
Начало 1 этапа производства – каждый делает книжки самостоятельно, специализация отсутствует. При этом каждой группе выдается только 2 ручки. Время этапа 4 минуты, проверить качество книг, соответствие технологическим требованиям (эту задачу можно поручить предварительно выбранным контролерам качества) результаты записать в таблицу в раздел 1 этап.
2 этап – На этом этапе школьники организуют производственный процесс с использованием разделения труда: делят его на операции, специализируются на определенной операции. Время этапа 4 минуты. По окончании каждая группа должна будет заполнять карту «Подсчет производительности труда», раздел 2 этап.
3-й этап. - Фирмам предлагается купить дополнительные ручки, но каждая стоит 50 рублей.
Время этапа 4минуты. По окончании каждая группа должна будет заполнять карту «Подсчет производительности труда», раздел 3 этап.
4этап – Фирмам предлагается сократить число работников, если играющие приходят к выводу, что их больше, чем требуется. Уволенные работники могут создать свою компанию или присоединиться к другим фирмам, которые испытывают недостаток в рабочей силе. Время этапа 4 минуты. По окончании каждая группа должна будет заполнять карту «Подсчет производительности труда», раздел 4 этап.
3.Анализ результатов
Группам предлагается проанализировать результаты своей деятельности, используя карту «Подсчет производительности труда». Школьники должны подробно изучить результаты каждого этапа и сравнить их. На основе данных карты учащиеся должны продемонстрировать повышение производительности труда в результате разделения труда. Возможно обсудить достоинства и недостатки специализации, связь между разделением труда и стандартизацией (есть ли различия изделий, изготовленных на 1 этапе, о книжек, изготовленных на втором этапе). Анализ результатов достигнутых на третьем этапе после приобретения дополнительных ручек. Всегда ли рост капитальных вложений влияет на уровень производительности положительно. Обсуждение эффекта от сокращения работников на 4 этапе. Далее школьника предлагается определить, какие из затрат на производство не зависят от объема изготовленной продукции (относятся к фиксированным или постоянным затратам), а какие изменяются вместе с изменением объемов производства (относятся к переменным затратам). Итог обсуждения – формулирование возможных способов повышения производительности
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»