«День авиации и космонавтики. Мы первые!»
Классный час: «День авиации и космонавтики. Мы первые!»
Цель: формировать представление учащихся об освоении человечеством космического пространства.
Задачи:
способствовать обобщению и систематизации знаний о летчиках – космонавтах;
содействовать развитию устной речи, мышления и воображения, содействовать формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры учащихся;
воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: демонстрационный материал (плакаты, портреты, фотографии);
раздаточный материал (набор геометрических фигур)
.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Звучит песня В. Трошина «Заправлены в планшеты космические карты»
2. Введение в тему, актуализация знаний.
- Русские люди давным-давно мечтали о полетах в небе, о покорении звездного пространства. Эту мечту русский народ выражал в сказках. Герои сказок летают на ковре-самолете, на метле, в ступе и т.д. А русский человек, если о чем-то мечтает, обязательно его мечта осуществиться. И вот люди начали осваивать небо или по другому, начали осваивать «космос».
- А что такое космос? Кто знает?
- Космос – это все, что существует за чертой земной атмосферы. Расположенное между планетами, луной и звездами пространство.
3. Сообщение темы и цели.
- Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем Всемирный день авиации и космонавтики
4. Основной материал
- Освоение космоса началось с создания первых ракет, которые стали доставлять в космос спутники. Посмотрите первый искусственный спутник Земли, который был запущен 4 октября 1957 года.
- А запускают спутники со специальных площадок, которые называются – космодромы.
- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.
3 ноября 1957 с космодрома стартовал спутник с пассажиром на борту. Это была собака Лайка. Назвали её так потому, что она часто лаяла, и даже поставили её памятник в Москве. Этот полет показал, что в космос может полететь живое существо.
- В 1960 году решили это мнение подтвердить и отправили Белку и Стрелку. Они благополучно вернулись на Землю.
- Для того, чтобы попасть в открытый космос – нужны спутники и ракеты.
- Основоположники космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский- ученый-самоучка, ставший основоположником современной космонавтики и Сергей Павлович Королев - один из основных создателей советской ракетно-космической техники. Под его руководством был организован и осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина..
Эти два человека положили начало освоению космоса.
- Итак, пришло время испытать, а может ли человек полететь в космос? А как называют людей, которые летают в космос? (Космонавтами)
Физминутка для глаз « Орбита»
- Кто был первым человеком, покорившим космос?
- Космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» выполнил один оборот вокруг Земли за 108 минут (1 час 68 минут). Это было огромное событие в нашей стране. Его имя знает весь мир, так он проложил дорогу в космос.
- С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда Юре было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось ютиться в землянке. Войну Гагарин пережил и в 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически.
- О нем писали стихи, сочиняли песни, снимали фильмы. Давайте послушаем стихотворение о нашем герое.
Сказал «Поехали!» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась –
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не может запретить!
Но будет жизнь! Мы все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
Автор данного стихотворения Махмуд Отар-Мухтаров
Совершил свой полет в космос Ю. Гагарин 12 апреля 1961 года. 12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Это особенный день — день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли.
- В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком.
Физминутка общего воздействия «Космодром»
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)
- А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? (Выслушиваются ответы детей.)
Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это – Валентина Владимировна Терешкова.
- А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Архипович Леонов.
5. Творческая работа.
- У вас на партах геометрические фигуры, вы при помощи этих фигур, используя образец должны сконструировать ракету. Прежде чем приступить, давайте выполним пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, (пальца обеих рук соединяются с большими, образуя бинокль)
Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, (загибают пальчики обеих рук)
6. Итог классного часа.
-О чем мы говорили на классном часе?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
-Кто был первый космонавт?
-Летали ли женщины в космос?
- Кого из космонавтов вы ещё знаете?
-Какие животные побывали в космосе?
7. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу?
- Если на классном часе было всё понятно, легко для тебя, подними зелёную ракету, если были затруднения – красную. Если ребёнок поднял красную ракету, выясняется, почему. Даются рекомендации. Учитель поддерживает ребёнка, даёт уверенность, что на следующем мероприятии у него всё получится.
Список использованной литературы:
1. Докучаев Ю.А. Урок Гагарина – М. Детская литература, 1985.
– 144 с.: ил.
2. Старостин А. С. Адмирал вселенной: С. П. Королев - М. Молодая гвардия, 1973.
3. Внеклассные мероприятия в начальной школе/ авт-сост Я. Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205с.
4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Космос/Авт.-сост. Т.И. Гонтарук. – М. АСТ, 1998. - 448 с.
интернет – ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Циолковский,_Константин_Эдуардович https://ru.wikipedia.org/wiki/Королёв,_Сергей_Павлович
https://stihi.deti.guru/startuyut-v-kosmos-korabli/