Сценарий мероприятия «День науки»
Ход мероприятия
1. Организационный момент:
Приветствие зрителей, объявление темы и целей мероприятия.
Учитель (Слайд1):
День российской науки отмечается 8 февраля. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. Почему же именно этот день?
Ученик 1 (Слайд2):
Наука играет важную роль в истории человечества, нашего государства, каждого отдельного человека. Во все времена научная мысль являлась сердцем научно-технического прогресса. Ученые, исследователи, изобретатели, естествоиспытатели, их труды и открытия давали толчок новому витку развития человеческой цивилизации. Так было в античном мире, в средние века, в эпоху Просвещения, в XIX и XX веках… Особенно это становится актуальным в XXI веке.
Ученик2 (Слайд3):
История праздника начинается еще со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 8 февраля был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств. Она принципиально отличалась от зарубежных аналогов, объединяя гимназию и университет. Обучались там талантливые и жаждущие знаний люди независимо от финансового положения. Поэтому студентами могли стать даже простолюдины. За хорошую учебу они награждались царской милостью и получали жалование за свой труд.
На протяжении многих лет академия меняла свое название, однако цель оставалась неизменной. Во времена Советского Союза ее переименовали в Академию наук СССР, а после распада союза она стала Российской Академией наук, возродив звание высшего научного заведения.
К 275-летию со дня основания Академии было решено учредить праздник «День российской науки», учитывая роль выдающихся открытий и труд великих умов человечества для развития государства и общества в целом.
Учитель (Слайд4):
8 февраля ежегодно отмечается День российской науки, который был учрежден указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года, «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук»
Ученик1 (Слайд5):
Наша страна дала миру множество уникальных имен и научных открытий, которые сыграли большую роль в развитии человеческой цивилизации. М. Ломоносов, К. Циолковский, И. Павлов, Д. Менделеев и многие выдающиеся ученые, перевернувшие мир своими достижениями.
Наука – это сила, дающая прогресс, движение, развитие во всех сферах жизни: медицина, образование, экономика, производство. Достижения ученых выводят человечество на новый уровень жизни, повышая ее качество.
Ученик 2 (Слайд6):
Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский — русский и советский учёный, разрабатывавший теоретические вопросы космонавтики, и мыслитель эзотерической ориентации, занимавшийся философскими проблемами освоения космоса.
Ива́н Петро́вич Па́влов
русский и советский учёный, физиолог, вивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1907), Председатель Общества русских врачей памяти С. П. Боткина (1906-1913).
Известен тем, что разделил всю совокупность физиологических рефлексов на условные и безусловные рефлексы, а также исследовал психофизиологию типов темперамента и свойства нервных систем, лежащие в основе поведенческих индивидуальных различий.
Учитель (Слайд7):
В День российской науки 2021 проводят ежегодные конференции и слёты молодых и перспективных ученых в разных областях. Проводятся мероприятия, которые позволяют обсудить вопросы и увидеть огрехи в современной научной деятельности, а также отметить ее новейшие достижения.
Учитель (Слайд8):
Математик Г. Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, выдвинутую сто лет назад. Для того, чтобы проверить правильность его доказательства, потребовалось несколько лет. Однако он отказался от всех предлагаемых ему регалий и денежных наград, не пожелав даже участвовать в выдвижении его на звание академика.
Учитель (Слайд9):
В 2010 году обнаружили новый вид древних людей, о котором не знали ранее. Жили они на Алтае около 300 тысяч лет назад одновременно с неандертальцами.
Учитель (Слайд10):
Придумана новая система хранения данных, защита которой основана на квантовой криптографии. Теоретически такую систему невозможно взломать.
Учитель (Слайд11):
Был открыт новый химический элемент, который внесли в таблицу Менделеева. Принадлежит данное открытие Юрию Оганесяну, именем которого и был назван этот элемент.
Ученик1 (Слайд12):
В свое время Россия стала первой страной мира, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире именно наша страна запустила в космос искусственный спутник Земли, впервые в мире у нас ввели в строй атомную электростанцию (АЭС). Немало советских и российских ученых были отмечены на самом высоком международном уровне – получили престижную Нобелевскую премию.
Известный советский физик Петр Капица стал лауреатом Нобелевской премии в 1978 году за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия. Последним на данный момент российским лауреатом премии является физик К. С. Новоселов, который получил премию в 2010 году за новаторские эксперименты в области исследования двумерного материала графена.
Ученик2 (Слайд13):
В настоящее время в России более 150 сильных государственных научных институтов, центров, вузов, на которые приходится примерно 70% всех патентов, которые выдаются на территории РФ, 80% высокоцитируемых работ. Сегодня в научных исследованиях и разработках в РФ участвует более 3,6 тысячи организаций, в которых работает более 700 тысяч специалистов, из них 370 тысяч — исследователи.
Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи. В рамках программы мегагрантов создано более 200 лабораторий мирового уровня, которые возглавляют ученые, определяющие тенденции глобального научного развития.
Учитель (Слайд14):
Среди приоритетных направлений развития отечественной науки выделены цифровые производственные технологии, создание новых материалов, развитие систем, способных обрабатывать большие объемы данных, искусственный интеллект и машинное обучение, переход к экологически чистым и ресурсосберегающим источникам энергетики, персонифицированная медицина.
Учитель (Слайд15):
Безусловно, труд ученого очень интересен, вполне возможно, что его исследование принесет пользу человечеству и сделает его имя бессмертным в памяти потомков, но при этом нужно понимать, что труд ученого требует огромного усердия, терпения иногда самопожертвования и достигают вершин только те, кто верят в себя, в свои идеи и много трудятся.
Как быстро летит время. Закончился наш классный час. Вы знаете, что, люди, посвятившие себя науке, всегда стремились к исполнению своих благородных целей. Именно благодаря их трудам мир увидел множество уникальных разработок, позволивших достичь современных высот развития в различных сферах. И кто знает, может уже среди нас, в нашем классе сидят будущие Лобачевские и Туполевы, Бутлеровы и Вишневские, Королёвы и Мечниковы, Басовы и Прохоровы, которые прославят нашу страну, нашу Великую Россию!