Творческая работа «Международный день школьных библиотек»
Международный день школьных библиотек
Этот праздник отмечается во многих странах мира ежегодно в четвертый понедельник октября с 1999 года по инициативе ЮНЕСКО.
Когда мы говорим «библиотека», перед глазами возникают стеллажи с книгами, красочно оформленные книжные выставки. Библиотека – это не только книгохранилище, это целый мир, открытый каждому, кто любит книгу.
Роль книги и чтения огромны, они развивают грамотность, общий культурный уровень. Далеко не последнюю роль в формировании общей культуры детей и юношества играет школьная библиотека. Это и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и наиболее доступный источник информации для учащихся. Школьная библиотека всегда рядом.
Библиотека и была и будет
Священный храм живых печатных слов.
В ее жрецах ходил и юный Бунин
И целых тридцать лет – мудрец Крылов.
Вспомним историю: Первые школьные библиотеки появились еще в Древней Руси. Созданные святой Ефросиньей библиотеки были одновременно и школами. Умению читать, писать, рассказывать наизусть она обучала именно в своей личной библиотеке.
В период правления Петра Первого появились первые школьные библиотеки: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки Академия яко без души».
Но Профессия библиотекаря появилась всего лишь в XIХ веке, и была исключительно мужской. А знаете ли вы, что многие великие люди были библиотекарями?
Дени Дидро- французский писатель, философ - просветитель и драматург был личным библиотекарем российской императрицы Екатерины II.
Писателей-сказочников братьев Гримм можно смело назвать библиотекарями, они совмещали эту работу с исследовательской деятельностью.
С 1812г. Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем . 30 лет его жизни связаны с петербургской Публичной библиотекой.
Владимир Одоевский - писатель, философ, композитор, изобретатель. Он проработал более 15 лет помощником директора Румянцевского музея, который с 1818 г. преобразован в Публичную библиотеку. Одоевский сыграл большую роль в решении всех кардинальных проблем библиотеки – обновления помещений, комплектования и расстановки книг.
Антон Дельвиг – поэт, ближайший друг А. Пушкина, окончив Царскосельский лицей, служил в разных ведомствах, а потом стал помощником библиотекаря в Императорской публичной библиотеке.
А знаете какой была лицейская библиотека времен Пушкина?
В лицее она начала формироваться еще до появления в его стенах первых воспитанников. Были выписаны периодические издания, из которых было
7 отечественных, а также 8 иностранных. Первым библиотекарем лицея был назначен барон Александр Федорович фон - дер Остен – Сакен. Именно он, получив шкафы и книги из библиотеки Царскосельского Дворца, занимался их расстановкой, вел работу по составлению каталогов.
Увы, не все лицеисты бережно относились к библиотечной литературе. Поэтому на первый форзац книг вклеивались листы со специальным напоминанием - «Убедительная просьба книги”:
«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками; мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не исчеркивайте меня пером и карандашом - это так некрасиво.
Не ставьте на меня локтей, когда читаете, и не кладите меня раскрытой на стол лицом вниз, ибо вам самим не понравилось бы, если бы с вами так обращались. Не забывайте, что после того, как вы меня прочитали, мне придется побывать у других читателей.
Заворачивайте меня в бумагу в сырую погоду, потому что такая погода мне вредна.
Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми».
В течение 12 лет библиотекарем Казанского университета был великий математик Николай Иванович Лобачевский. Он имел обыкновение ставить свою библиотекарскую должность выше ректорской и подписывал документы
« библиотекарь и ректор Казанского университета».
Корней Иванович Чуковский – детский писатель, переводчик, в 1957г. открыл на территории своей дачи в Переделкино детскую библиотеку для местных ребятишек , построенную на собственные сбережения. Идея построить библиотеку пришла ему в голову после слов одного мальчика: «Корней Иванович, я у вас все книги с этажерки прочитал, а как стать богатырём — так и не узнал…». Изначально библиотека насчитывала 400 книг, сейчас более 14 тысяч.
За окном ХХ1 век. Сегодня роль школьной библиотеки меняется. Мир свободно использует видео информацию. Многотомные издания заменили компакт диски, поиск информации осуществляется в считанные минуты . Постепенно школьная библиотека становится информационным центром.
А что будет завтра? Нужна ли нам библиотека, когда так много можно увидеть по телевизору, найти в Интернете? Уверенный ответ - Да! Т.к. школьная библиотека остаётся проводником мудрости поколений, местом встречи школьника с книгой.
Несмотря на то, что уже в ближайшие годы человечество могло бы перейти от бумажных книг к цифровым, оно не стремится к этому, т.к. оцифрованность восприятия мира имеет шансы привести к быстрому угасанию разума
и, в конечном счете, гибели цивилизации. Печатные книги останутся, и будут мирно сосуществовать с электронными копиями!.
Ребята, ежегодно в октябре провидится всероссийская Акция «Подари Книге вторую жизнь». И вы можете подарить прочитанную книгу библиотеке.. Пусть ее прочитает кто - то еще.
Читайте, ребята! Ведь Человек читающий – человек успешный!.