День весеннего равноденствия. Народный праздник «Сороки» (Лепка птички-свистульки)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ЦРТДиЮ»
День весеннего равноденствия.
Народный праздник «Сороки».
Лепка птички-свистульки.
План-конспект открытого занятия творческого объединения
«Студия керамики «Фантазия»»
Разработала
Улитина Лариса Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
Каменск-Шахтинский
2023 г
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ.
ТЕМА: День весеннего равноденствия. Народный праздник «Сороки».
Лепка птички-свистульки.
ЗАДАЧИ
Предметные:
Познакомить с традициями весеннего народного праздника - «Сороки». Закрепить известный фольклорный материал.
Учить лепить игрушку-свистульку по мотивам работ дымковских мастеров.
Метапредметные:
Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Личностные:
Воспитывать интерес к народным традициям и обычаям.
Обогащение словаря: закличка, палочка-пичужка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап. Цель | Содержание | Оборудование и материалы |
I.Организационный Настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. II.Теоретическая часть 1.Повторение пройденного. Выявление знаний детей о народных праздниках. 2.Объяснение нового материала. Знакомство с традициями и обычаями народного праздника «Сороки». III.Практическая часть. Лепить игрушку, используя приемы лепки дымковских мастеров– умельцев. Декорирование птички тиснением дополнительно, справившимся с работой раньше других. IV. Итоговая часть Закрепление пройденного материала. | Загадка: Кто прочь прогнал метель? Кто ото льда очистил реки? Кто разбудил капели звон? Кто первым почкам дал напиться? Кто дал земле тепло? Кто птиц позвал к нам возвратиться? -Идет матушка-весна - отворяй ворота. Первым Март пришел – белый снег сошел. Вопросы: -Какие народные праздники вы знаете? Масленица – проводы зимы. Какие традиции, связанные с этим народным праздником вы знаете? едят блины, блин – символ солнца. Святки – дети ходят по дворам, поют «колядки». Пасха – красят яйца, пекут куличи, паски. РАССКАЗ ПЕДАГОГА: - В каждом году имеются двое суток, когда день равен ночи. Этот день называется днем равноденствия. Дата осеннего равноденствия 23 сентября. Такой день есть и весной. Это 21 марта — день весеннего равноденствия. — Что происходит в это время со световым днем? (День увеличивается, ночь уменьшается. И наоборот осенью, день уменьшается, а ночь увеличивается) Даты этих событий основаны на положении Земли по отношению к Солнцу и могут меняться из года в год. В этом году 21 марта день и ночь на мгновение станут равными– день весеннего равноденствия, день с ночью меряется: полсуток на небе солнышко, полсуток — ночь, после чего ночь отступит, а с ней и зима, освобождая место дню, лету. В этот день в народе отмечают праздник – Сороки. День Сороков – большая встреча весны. В народе так и говорят: «На Сороки день с ночью равняется, сорок птах небесных издали возвращаются». - Каких перелетных птиц вы знаете? Возвращение перелетных птиц считалось одним из главных признаков того, что зима наконец-то уходит, поэтому и название у праздника было соответствующее — «Жаворонки». А еще он был известен как «Сороки». Предполагалось, что из теплых краев прилетают около 40 видов птиц, и своим наименованием день был обязан именно их количеству, а не птице сороке. Есть мнение, что «Сороки» — это не 40 видов птиц, а 40 мучеников, которых начали почитать с приходом христианства. Подойдите ко мне поближе, что вы видите в этой чаше? Это вода не простая, а талая. В праздник Сороки хозяйки набирали в чашу снега и заносили домой, а что случалось со снегом, попавшим в тепло? Эту воду называли «снежиницей». Водой талой – «снежиницей» окропляли стены домов и комнатные цветы, чтобы все вокруг весной задышало. Побрызгаем и мы водой «снежиницей» наши цветы и стены и повторим закличку про весну. Еще на Сороки разных птичек из теста пекли. С утра хозяйки выпекали печенье в форме жаворонков и блины, украшая их сахарным сиропом и пшеничными зернами. Первые сласти предназначались Медвежьему богу. Таким образом люди пытались задобрить божество, чтобы впредь хищники не нападали на мужчин, пока те на охоте. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну: Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела! Приманивая весну, дети пели песенки-заклички: -Весна, весна, красная, Приди, весна, с радостью, С великой милостью. -Давайте и мы с вами весну поторопим, вставайте под карусель и споем вместе песенку-закличку. (Повторение заклички). -А еще в этот день дети затевали различные игры. Игра на внимание «Летят, летят». -Грачи летят, на всю Русь кричат: «Гу-гу-гу, мы несем весну!» Дети, взявшись за ленточки, бегут по кругу: -Летят, летят! -Журавли летят, на всю Русь кричат: «Гу-гу, гу-гу, мы несем весну!» Дети: -Летят, летят! -Ласточки летят, на всю Русь кричат: «ГУ-гу-гу, мы несем весну!» -Поросята летят, полосаты визжат: «Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!» Далее все шли на ярмарку. По дороге пели, танцевали и даже участвовали в увлекательных играх. Например, перетягивание каната, прыжки через костер, городки. Победителей, считалось, природа защищала от темных сил. Раздавали детям птичек-свистулек из глины, чтобы они их свистом прогоняли злых духов. К вечеру на городских площадях массово жгли костры. Считалось, что высокое, яркое и чистое пламя — залог сытой и счастливой жизни в наступившем году. И завершали наши предки день тем, что катили с горы в реку горящие колеса – символы Солнца. -Сегодня мы с вами будем лепить птичку-свистульку, пользуясь приемами лепки дымковских мастеров-умельцев. Правила т.б. Работа детей совместно с педагогом. Возьмите в руки глину и немного помните ее. Этот прием называется перемин: (скатать валик, затем сложить пополам и скатать шар, повторить несколько раз). Используется для того, чтобы удалить лишний воздух из глиняного теста, и если плохо очищена глина, мелкие камушки. Круговыми движениями ладоней катаем шар. Затем расплющиваем до тех пор, пока не получится круглая пластина толщиной 3-4 мм. Следующий этап напоминает приготовление пельменей, т.е. пластину сгибаем пополам и соединяем с помощью шликера края. В результате получаем вытянутую пустотелую форму с двумя выступами. Из одной части лепим мундштук, а из другой шею и голову птички, прищипываем клюв. Зарядка для глаз. Затем приступаем к озвучиванию свистульки: со стороны мундштука палочкой-«пичужкой» протыкаем отверстие и делаем внизу клиновидный вырез вовнутрь игрушки, примерно под углом 30°. Затем настраиваем свистульку. Украсим нашу птичку знаком солнца с помощью различных штампиков. Посмотрите на таблицу, на ней изображены различные символы, которые использовали народные мастера для обозначения солнца. Понравившийся вам значок солнца приемом тиснения нанесите на грудь своей птице и по бокам. Интерактивная кроссворд с триггерами «Народный праздник «Сороки»» Вопросы: - Какие традиции народного праздника Сороки вы запомнили? - Как называются песенки, которыми дети кликали весну? -Как называется палочка с помощью которой озвучивают свистульку? - Что вам больше всего понравилось на занятии? | Слайд 2 Слайд3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Расписная чаша с водой. «Карусель» - бубен с привязанными ленточками. Образцы птичек-свистулек. Слайд 7 Глина, дощечка, мокрая салфетка, палочка-«пичужка». Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 |
Любовь