12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Улитина Лариса Евгеньевна1110
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ЦРТДиЮ»

День весеннего равноденствия.

Народный праздник «Сороки».

Лепка птички-свистульки.

План-конспект открытого занятия творческого объединения

«Студия керамики «Фантазия»»

Разработала

Улитина Лариса Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

Каменск-Шахтинский

2023 г

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ.

ТЕМА: День весеннего равноденствия. Народный праздник «Сороки».

Лепка птички-свистульки.

ЗАДАЧИ

Предметные:

Познакомить с традициями весеннего народного праздника - «Сороки». Закрепить известный фольклорный материал.

Учить лепить игрушку-свистульку по мотивам работ дымковских мастеров.

Метапредметные:

Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

Личностные:

Воспитывать интерес к народным традициям и обычаям.

Обогащение словаря: закличка, палочка-пичужка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап. Цель

Содержание

Оборудование и материалы

I.Организационный

Настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.






II.Теоретическая часть

1.Повторение

пройденного.


Выявление знаний детей о народных праздниках.



2.Объяснение нового материала.

Знакомство с традициями и обычаями народного праздника «Сороки».



































































III.Практическая часть.

Лепить игрушку, используя приемы лепки дымковских мастеров– умельцев.






























Декорирование птички тиснением дополнительно, справившимся с работой раньше других.



IV. Итоговая часть

Закрепление пройденного материала.











Загадка:

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

-Идет матушка-весна - отворяй ворота. Первым Март пришел – белый снег сошел.


Вопросы:

-Какие народные праздники вы знаете?

Масленица – проводы зимы. Какие традиции, связанные с этим народным праздником вы знаете? едят блины, блин – символ солнца.

Святки – дети ходят по дворам, поют «колядки».

Пасха – красят яйца, пекут куличи, паски.


РАССКАЗ ПЕДАГОГА:

-  В каждом году имеются двое суток, когда день равен ночи. Этот день называется днем равноденствия. Дата осеннего равноденствия 23 сентября.

Такой день есть и весной. Это 21 марта — день весеннего равноденствия.

Что происходит в это время со световым днем? (День увеличивается, ночь уменьшается. И наоборот осенью, день уменьшается, а ночь увеличивается)

Даты этих событий основаны на положении Земли по отношению к Солнцу и могут меняться из года в год.

В этом году 21 марта день и ночь на мгновение станут равными– день весеннего равноденствия, день с ночью меряется: полсуток на небе солнышко, полсуток — ночь, после чего ночь отступит, а с ней и зима, освобождая место дню, лету.

В этот день в народе отмечают праздник – Сороки. День Сороков – большая встреча весны. В народе так и говорят: «На Сороки день с ночью равняется, сорок птах небесных издали возвращаются».

- Каких перелетных птиц вы знаете? Возвращение перелетных птиц считалось одним из главных признаков того, что зима наконец-то уходит, поэтому и название у праздника было соответствующее — «Жаворонки». А еще он был известен как «Сороки». Предполагалось, что из теплых краев прилетают около 40 видов птиц, и своим наименованием день был обязан именно их количеству, а не птице сороке.

Есть мнение, что «Сороки» — это не 40 видов птиц, а 40 мучеников, которых начали почитать с приходом христианства.


Подойдите ко мне поближе, что вы видите в этой чаше? Это вода не простая, а талая. В праздник Сороки хозяйки набирали в чашу снега и заносили домой, а что случалось со снегом, попавшим в тепло? Эту воду называли «снежиницей». Водой талой – «снежиницей» окропляли стены домов и комнатные цветы, чтобы все вокруг весной задышало. Побрызгаем и мы водой «снежиницей» наши цветы и стены и повторим закличку про весну.


Еще на Сороки разных птичек из теста пекли. С утра хозяйки выпекали печенье в форме жаворонков и блины, украшая их сахарным сиропом и пшеничными зернами. Первые сласти предназначались Медвежьему богу. Таким образом люди пытались задобрить божество, чтобы впредь хищники не нападали на мужчин, пока те на охоте. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Приманивая весну, дети пели песенки-заклички:

-Весна, весна, красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью.


-Давайте и мы с вами весну поторопим, вставайте под карусель и споем вместе песенку-закличку. (Повторение заклички).


-А еще в этот день дети затевали различные игры.

Игра на внимание «Летят, летят».

-Грачи летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу-гу, мы несем весну!»

Дети, взявшись за ленточки, бегут по кругу:

-Летят, летят!

-Журавли летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу, гу-гу, мы несем весну!»

Дети:

-Летят, летят!

-Ласточки летят, на всю Русь кричат:

«ГУ-гу-гу, мы несем весну!»

-Поросята летят, полосаты визжат:

«Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!»

Далее все шли на ярмарку. По дороге пели, танцевали и даже участвовали в увлекательных играх. Например, перетягивание каната, прыжки через костер, городки. Победителей, считалось, природа защищала от темных сил.

Раздавали детям птичек-свистулек из глины, чтобы они их свистом прогоняли злых духов. К вечеру на городских площадях массово жгли костры. Считалось, что высокое, яркое и чистое пламя — залог сытой и счастливой жизни в наступившем году. И завершали наши предки день тем, что катили с горы в реку горящие колеса – символы Солнца.


-Сегодня мы с вами будем лепить птичку-свистульку, пользуясь приемами лепки дымковских мастеров-умельцев.

Правила т.б.

Работа детей совместно с педагогом.

Возьмите в руки глину и немного помните ее. Этот прием называется перемин: (скатать валик, затем сложить пополам и скатать шар, повторить несколько раз). Используется для того, чтобы удалить лишний воздух из глиняного теста, и если плохо очищена глина, мелкие камушки.

Круговыми движениями ладоней катаем шар.

Затем расплющиваем до тех пор, пока не получится круглая пластина толщиной 3-4 мм.

Следующий этап напоминает приготовление пельменей, т.е. пластину сгибаем пополам и соединяем с помощью шликера края.

В результате получаем вытянутую пустотелую форму с двумя выступами.

Из одной части лепим мундштук, а из другой шею и голову птички, прищипываем клюв.

Зарядка для глаз.

Затем приступаем к озвучиванию свистульки: со стороны мундштука палочкой-«пичужкой» протыкаем отверстие и делаем внизу клиновидный вырез вовнутрь игрушки, примерно под углом 30°.

Затем настраиваем свистульку.

Украсим нашу птичку знаком солнца с помощью различных штампиков. Посмотрите на таблицу, на ней изображены различные символы, которые использовали народные мастера для обозначения солнца. Понравившийся вам значок солнца приемом тиснения нанесите на грудь своей птице и по бокам.


Интерактивная кроссворд с триггерами «Народный праздник «Сороки»»

Вопросы:

- Какие традиции народного праздника Сороки вы запомнили?

- Как называются песенки, которыми дети кликали весну?

-Как называется палочка с помощью которой озвучивают свистульку?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?



Слайд 2











Слайд3


Слайд 4


Слайд 5



Слайд 6


























Расписная чаша

с водой.


























«Карусель» - бубен с привязанными ленточками.































Образцы птичек-свистулек.

Слайд 7

Глина, дощечка, мокрая салфетка, палочка-«пичужка».

Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10



Слайд11






Слайд 12

Слайд 13




Слайд 14

Слайд 15








Слайд 16



Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (1)

Любовь, 17.04.23 в 04:28 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за содержательный и полезный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.