Программа дополнительного образования технической направленности на тему «Деревянных дел мастер» (6–8 классы)

2
0
Материал опубликован 29 January

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 города Ельца»

 

 

 

Принята на заседании педагогического совета

от 28.08.2023 протокол № 1

 

Утверждена приказом по МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» от 28.08.2023 № 159

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа-

дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Деревянных дел мастер»


 

Возраст учащихся: 12-15 лет

Срок реализации: 2 года


 


 


 


 

г. Елец, 2023 год

 

Содержание

п/п

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

3-5

1.1.

Цель и задачи программы

5-6

2.

Рабочая программа учебного курса «Деревянных дел мастер»

7-13

3.

Комплекс организационно – педагогических условий

13

3.1.

Учебный план

13

3.2.

Формы промежуточной аттестации и текущего контроля

13

3.3.

Календарный учебный график

14

3.4.

Условия реализации программы

14-15

3.5.

Оценочные материалы

15

3.6.

Методические материалы

15-17

3.7.

Материально – техническое обеспечение

17-19

3.8.

Список литературы

19


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Деревянных дел мастер» (далее Программа) позволяет создавать благоприятные условия для развития творческих способностей школьников.

Освоение программы обучающимися позволяет формировать конкретные трудовые функции, необходимые для выполнения профессиональной деятельности по профессии столяра.

 Программа «Деревянных дел мастер» рассчитана на  индивидуальный и групповой характер обучения.

В Программе отражается более расширенный спектр изучаемого учебного предмета  «Столярное дело», учитывающий требования к техническому направлению (декоративно-прикладного характера), которые можно  использовать в системе школьного  дополнительного образования.

Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N203-ФЗ) в действующих редакциях;

Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Санитарные правила СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28);

Актуальность программы как Программы дополнительного образования заключается в развитии творческих способностей ребенка с ОВЗ, возможности проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Занятия по Программе позволяют дать школьникам дополнительные сведения по трудовому обучению. Деятельность обучающихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления обучающимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.

Отличительной особенностью данной Программы от других программ  заключается в том, что она нацелена на возможность освоения обучающимися приёмов работы с древесиной. Обучающиеся с нарушением интеллекта в процессе освоения Программы могут в максимально возможной степени  реализовать свой творческий замысел и фантазию в техническом творчестве.

Педагогическая целесообразность

В концепции модернизации дополнительного образования детей обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании. Исходя из практической деятельности Программа «Деревянных дел мастер» составлена в соответствии с интересами и потребностями школьников, учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает обучающемуся сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на личностную реализацию.

Содержание Программы педагогически целесообразно, т.к., организация обучения построена таким образом, что каждый обучающийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Практические задания способствуют развитию у школьников творческих способностей и значительно расширяет диапазон теоретических познаний и практических навыков.

Ценность  Программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности обучающихся. Исходя из практической направленности Программа «Деревянных дел мастер» составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает подростку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на личностную реализацию.

Адресат программы – Программа «Деревянных дел мастер» адресована обучающимся в возрасте 12 – 15 лет, развивающимися на фоне умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), для освоения в свободное от учебы время.

Объем программы - согласно учебному плану, дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 136 часов (2 часа в неделю): первый год – 68часов (2 часа в неделю), второй год - 68 часов (2 часа в неделю).

Форма обучения – очная.

Срок освоения программы –2 года.

Цели и задачи Программы

Целью занятий данной Программы является удовлетворение интересов обучающихся к техническому творчеству через освоение столярных технологий и доведение их интересов к потребности в творческом труде, а так же содействие раскрытию творческого потенциала подростка, реализации его творческой индивидуальности и дальнейшей профориентации.

Задачи Программы:

Образовательные:

1. Обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;

2. Обучение изготовлению поделок и сувениров с использованием различных материалов: древесины, фанеры, ДВП, ДСП и природного материала;

3. Обучение выполнению работы коллективно, развитие проектных способностей школьников.

4. Формирование необходимых представлений о работе с древесинной и с сопутствующими материалами.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома.

2. Развитие творческого воображения и художественного вкуса, фантазии, внимания, памяти, терпения, трудолюбия, интереса к истории родного края, его культуре;

3. Развитие творческих способностей.

Воспитательные:

1. Формирование гражданской позиции, патриотизма.

2. Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

3. Воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к труду.

4. Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.

5. Воспитание доброжелательности, трудолюбия, уважения к чужому труду.

6. Развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей школьников.

 

Рабочая программа учебного курса «Деревянных дел мастер»

Тематическое планирование

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Форма текущего контроля

теория

практика

всего

 

 

 

 

Опрос

 

 

 

 

 

Выполнение практической работы

 

Раздел I .  Основы материаловедения

21

35

56

 

1

Вводное занятие. Правила поведения в мастерской

4

-

4

 

2

Основные направления работы и задачи.

4

-

4

 

3

Охрана труда и санитария.

2

2

4

 

4

Требования ОТ и ТБ при работе с деревом.

2

2

4

 

5

Причины травматизма при работе с деревом.

2

2

4

 

6

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

1

3

4

 

7

Декоративные свойства дерева.

-

4

4

 

8

Клеи, склеивание.

1

3

4

 

9

Облицовка художественных изделий.

1

3

4

 

10

Отделочные материалы и отделка.

1

3

4

 

11

Способы предупреждения и устранения дефектов.

-

4

4

 

12

Изготовление   инструмента для резьбы по дереву.

1

3

4

 

13

Виды ручного инструмента, требования к нему.

2

2

4

 

14

Технология изготовления и подготовка к работе.

-

4

4

 

Раздел II.    Художественное выжигание

12

44

56

 

15

Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности при выжигании.

4

-

4

 

16

Основные свойства древесины. Отделочные и нетрадиционные материалы.

1

3

4

 

17

Подготовка материалов, перевод рисунка  для выжигания.

-

4

4

 

18

Основные приёмы выжигания.

1

3

4

 

19

Основные инструменты, используемые для выжигания.

1

3

4

 

20

Основные приспособления, используемые для выжигания.

1

3

4

 

21

Основы композиции изделия.

1

3

4

 

22

Принципы композиции рисунка изделия.

-

4

4

 

23

Форма и конструкция изделия.

-

4

4

 

24

Технология декорирования художественных изделий.

-

4

4

 

25

Способы соединения деталей рисунка.

2

2

4

 

26

Сборка изделия.

-

4

4

 

27

Устранение дефектов изделия.

-

4

4

 

28

Прозрачная отделка изделия.

1

3

4

 

 

Раздел III.  Технология изготовления изделий

10

14

24

 

29

Способы раскроя материала с учётом  заданных  размеров.

4

-

4

 

30

Сборка изделия.

-

4

4

 

31

Подготовка поверхности изделия для резьбы.

2

2

4

 

32

Виды резьбы по дереву, их характерные особенности и разновидности.

2

2

4

 

33

Правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

2

6

8

 

 

ИТОГО:

 

 

136 часов

 

Содержание программы

Раздел I. Основы материаловедения (56 часов)

Тема 1. Вводное занятие. Правила поведения в мастерской.

Охрана труда и техника безопасности в мастерской.

Тема 2. Основные направления работы и задачи.

Основные направления работы и задачи.

Тема 3. Охрана труда и санитария.

Охрана труда и санитарно-технические требования.

Тема 4. Требования ОТ и ТБ при работе с деревом.

Тема 5. Причины травматизма при работе с деревом.

Техника безопасности при работе с деревом.

Тема 6. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Огнетушитель, его характеристика, применение.

Тема 7. Декоративные свойства дерева.

Древесина, свойства и назначение.

Практическая работа №6 «Нанесение декоративного рисунка»

Тема 8. Клеи, склеивание.

Виды клея, их свойства и применение.

Тема 9. Облицовка художественных изделий.

Виды облицовки, их  применение на изделиях.

Тема 10. Отделочные материалы и отделка.

Виды отделочных материалов, их значение.

Тема 11. Способы предупреждения и устранения дефектов.

Виды и способы устранения дефектов.

Тема 12. Изготовление инструмента для резьбы по дереву.

Способы изготовления инструмента для резьбы по дереву.

Тема 13.Виды ручного инструмента, требования к ним.

Перечислить виды ручного инструмента и требования к ним.

Тема 14. Технология изготовления и подготовки к работе.

Основные принципы изготовления и подготовки к работе изделия.

Раздел II.  Художественное  выжигание 56 часов)

Тема 15. Введение.  Охрана труда и техника безопасности при выжигании.

 Правила поведения и ТБ при работе с электровыжигателем. Виды травм, возникающие при работе  с электровыжигателем.

Тема 16. Основные свойства древесины. Отделочные и нетрадиционные материалы.

Виды древесины,  свойства древесины. Часто применяемые виды древесины для выжигания.

Практическая работа №7  «Знакомство с породами и свойствами древесины»

Тема 17. Подготовка материалов, перевод рисунка для выжигания.

Технология декорирования изделий выжиганием: подготовка материалов,  перевод рисунка.

Практическая работа №8  «Перевод рисунка   на изделие».

Тема 18. Основные приёмы выжигания.

Технология  основных приёмов выжигания.

Практическая работа №9  «Совершенствование приёмов выжигания».

Тема 19. Основные инструменты, используемые для  выжигания.

Виды инструментов и  приёмы работы с ними. Устройство и основные характеристики инструментов.

Тема 20. Основные приспособления, используемые для  выжигания.

Устройство электровыжигателя.

Тема 21.  Основы композиции изделия.

 Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем.

Практическая работа №10  «Построение композиции».

Тема 22. Принципы композиции изделия.

Форма и конструкция изделия.

Практическая работа №11  «Разработка формы».

Тема 23. Форма и конструкция изделия.

Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа №12 «Подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине»

Тема 24. Технология декорирования художественных изделий.

Виды декорирования художественных изделий.

 Практическая работа №13 «Подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине» (продолжение)

Тема 25. Способы соединения деталей.

Способы соединения деталей, применяемые в резьбе по дереву и выжигании.

Практическая работа №14 «Способы соединения деталей»

Тема 26.Сборка изделия.

Технология сборки изделия.

 Практическая работа №15 «Сборка изделия»

Тема 27. Устранение  дефектов изделия.

Причины дефектов изделия и методы их устранения.

Тема 28.  Прозрачная отделка изделия.

Понятие «прозрачная отделка», её значение и применение.

Практическая работа №16 «Отделка изделия, выполнение контурного  выжигания».

Раздел III. Технология изготовления изделий (24 часов)

Тема 29. Способы раскроя материала с учётом заданных размеров.

Практическая работа № 17 «Раскрой материала с учётом заданных размеров»

Тема 30. Сборка изделия.

Виды сборки изделий.

Тема 31. Подготовка поверхности изделия для резьбы.

Основные методы, применяемые в  подготовке поверхности изделия для резьбы.

Тема 32. Виды резьбы по дереву, их характерные особенности и разновидности.

Виды резьбы по дереву, их характерные особенности и разновидности.

Тема 33. Правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

Охрана труда и техника безопасности  при работе режущими инструментами.

Планируемые результаты.

В результате прохождения данной программы, обучающиеся должны знать:

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

способы разметки по шаблону и чертежу;

принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

назначение и устройство станков  и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка);

способы отделки древесины:  грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

историю возникновения и развития  промысла по художественной обработке дерева, его роль;

основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.

должны уметь: 

рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;

производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

выполнять простейшие столярные операции;

производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;  

самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

владеть основными ручными инструментами по обработке, выжиганию;

выполнять операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

выполнять плоскостную разметку;

разрабатывать и составлять композиции для выжигания, различных видов инкрустации;

выполнять декорирование изделий - выжиганием, различными видами инкрустации.

 

Комплекс организационно – педагогических условий

Учебный план

Название учебного курса

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

1 год

2 год

всего

теория

практика

всего

теория

практика

 

68

26

42

68

17

51

зачетная работа в форме тестирования

Формы промежуточной аттестации

·     Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование.

·     Текущий контроль:

- беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.

·     Итоговый контроль:

- промежуточная аттестация – проводится в конце первого  учебного  года (май) - зачетная работа в форме тестирования;

- итоговая аттестация проводится в конце второго учебного года. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, игры, кроссворда, практическую часть в виде защиты мини-выставки или самостоятельной работы.

Календарный учебный график

Начало реализации программы

1 сентября

Окончание учебного года

31 августа

Продолжительность учебного года

34 недели

Количество учебных дней

136

 

Режим занятий

Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут;

Продолжительность непрерывных занятий на компьютере для школьников составляет не более 15 минут. После 15 мин непрерывной работы проводятся физкультурные паузы, в том числе и для глаз, в течение 3 – 4 минут.

Типы занятий - индивидуальные и групповые занятия.

 Занятия состоят из теоретической и практической частей, большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением учителя;

самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Форма проведения занятий:

Теоретическое занятие

Практическая работа

Самостоятельная работа

Условия реализация Программы

Набор в группу осуществляется в соответствии с заявлением родителей (законных представителей) о приеме ребенка в учебные объединения МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Аудиторные занятия проводятся на базе МБОУ «Школа № 19 г. Ельца», расписание утверждено приказом. Программа рассчитана 2 года обучения. Группы формируются по 10-12 человек. Возрастной охват детей 15-17 лет. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к школьникам с учетом их возрастных и психолого-­педагогических особенностей.

Программу реализуют педагоги дополнительного образования, соответствующие следующим квалификационным требованиям: высшее профессиональное образование или среднеепрофессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Для эффективной реализации Программы имеется следующая материально техническая база: для проведения теоретических и практических занятий Программы предусмотрена оборудованная столярная мастерская, находящаяся по адресу: 399770, Липецкая область, город Елец, улица М. Горького, дом113, помещение№ 35. Площадь помещения: 82,4 кв. м. Оборудованная столярная мастерская на 12 обучающихся, туалетная комната.

Оценочные материалы

Викторина

Кроссворд

Собеседование

Тест

Методические материалы

На учебных занятиях осуществляется чередование различных видов деятельности - словесных, наглядных, практической и самостоятельной работы. Наличие активных методов обучения (обучающийся в роли педагога, исследователя, игра, дискуссия), методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, способствуют активизации познавательной деятельности у обучающихся. На занятиях используются следующие педагогические технологии:

информационно - коммуникационные технологии (ИКТ);

личностно - ориентированный подход;

здоровьесберегающие технологии;

игровые технологии;

технологии развивающего обучения.

Использование этих технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.

Личностно - ориентированный подход:

- принятие ребёнка как данность;

создание гуманистических взаимоотношений в коллективе;

- оценивание роста конкретной личности;

оценивание успеха ученика как успеха педагога.

При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Игровые технологии направлены для активизации деятельности обучающихся, они выступают как метод обучения и воспитания. Занятия с применением игровых технологий дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память, речь, ответственность. У ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребёнку включиться в коллективную деятельность и общение.

        В результате освоения игровой деятельности формируется готовность детей к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.

Здоровьесберегающие технологии помогают воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью и соблюдающую принципы здорового образа жизни, обеспечить каждому обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения.

Технология развивающего обучения создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. В процессе технической деятельности на первое место ставится обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой обучающимися.

3.7 Материально-техническое обеспечение Программы

Помещение, необходимое для реализации Программы:

Компьютерный класс, соответствующий санитарно - гигиеническим требованиям, для занятий группы 10 - 12 человек (парты, стулья, доска, шкафы и стеллажи для хранения методических и наглядных материалов, раздаточных образцов).

Оборудование, необходимое для реализации программы:

2.1 Мебель:

-шкаф для документов-1 шт;

-парты одноместные со стульями-12 шт.;

-стол учительский- 1 шт;

-плакатница- 1 шт;

учебная мебель;

2.2 Оборудование:

Станочный парк :

- верстаки столярные-4 шт.;

- верстаки слесарные – 4 шт.;

- промышленный пылесос для сбора опилок-1 шт;;

- заточной станок-2шт;

- сверлильный напольный станок-1 шт;

- сверлильный настольный станок- 1 шт;

- токарный станок по дереву-4 шт;

- пильно-фрезерный станок-1 шт;

- фрезерный станок-1 шт;

- станок с ленточной пилой-1 шт;

- тески слесарные -4 шт;

- станок токарный по металлу-1 шт;

Инструменты и приспособления:

- Линейка

- Угольник

- Рейсмус

- Малка

- Ерунок

- Циркуль

- Шаблоны

- Гребёнка

- Кондуктор

- Фуганок

- Рубанок

- Шерхебель

- Шлифтик

- Цинубель

- Ножовки

- Стамески

- Долота

- Струбцины

- Кисти, валики, тампоны

- Абразивные материалы

- Степлер

Ноутбук с выделенным каналом выхода в Интернет и программным обеспечением;

Интерактивная доска

Мультимедийная проекционная установка;

МФУ (принтер черно-белый; сканер, копир).

Звуковые колонки.

3.8. Список литературы

Учебно-методический комплект

1 Логачёва Л.А. «Основы мастерства резчика по дереву». - М.: Издательство Народное творчество, 2002.

2«Столярные работы» Пер. с анг. – Челябинск: С 81 «Урал», 1997.

3 «Большая книга. Резьба по дереву» / автор-составитель: А. Семенцов. – Москва: АСТ: Кла-Б79 дезь, 2014.

4«Резьба по дереву. Энциклопедия», перевод с английского, автор Энтони Деннинг, издательство: Москва, АРТ-РОДНИК, 2011.

5. Маркуша, А. М. Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск :Нар.асвета, 2008.

6. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 2010.

7. Кирюхин А. В. Мозаика и резьба по дереву. - М. ,1996

8. Афанасьев А. Ф. Резчику по дереву. -М. ,1989

9. Кузьмин С. Ю. Методическое пособие по художественной резьбе по дереву при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для педагогов дополнительного образования М. , - 2013

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации