Деструктивное поведение подростков (профилактика суицида)
Деструктивное поведение подростков
(профилактика суицида)
Деструктивное поведение – это проявление внутренней деятельности человека практическим или вербальным способом, итогом которого является разрушение чего-либо. Проявляется под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет.
Подростковый возраст очень сложный: происходит изменение гормонального фона ребёнка, начинается быстрый физический рост. Подросток больше ориентируется на общение со сверстниками, их авторитет для него более значим, чем авторитет родителей. Для подростка характерна повышенная чувствительность, смена настроения.
Младший подросток находится между двух возрастов: он уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Он хочет сам принимать значимые для него решения, но взрослые продолжают относиться к нему, как к ребёнку.
Самая главная роль в воспитании мировоззрения подростка отводится семье. Именно в семье закладываются основные вопросы мировоззрения:
Кем человек считает себя?
Кем человек считает других?
Ещё полвека назад были такие принципы воспитания:
Лежачего не бьют
Один на один
Драка до первой крови
Церковь всегда диктовала заповеди:
Не ты давал себе жизнь, не тебе и разрушать
Не ты давал себе жизнь, не тебе и разрушать
Когда-то ребёнок рождался вообще без прав. Главные в семье – папа, мама, старшие братья и сёстры. Ребёнок у них всему учился, подчинялся, слушался. Первые обязанности у него могли появиться с 3-х лет. Постепенно ребёнок рос, обязанностей становилось больше.
Сейчас ребёнок в семье – главный, у него много прав и, часто, нет обязанностей, кроме учёбы. В результате появляется «корона» на голове, он сам себе Бог, растёт инфантильный и безответственный. И, как результат, мировоззренческая каша в голове.
Человек ведёт себя только так, чему соответствует его мировоззрение.
Причина деструктивного поведения – это защитная реакция, корни которой уходят в детство. Это неудовлетворённая потребность любви и внимания со стороны родителей.
Нельзя мешать подростку самому принимать значимые для него решения, нужно разговаривать с ним о его переживаниях.
Признаки деструктивного поведения:
Ребёнок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя, или о нежелании продолжить жизнь. Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести своё намерение до конца.
Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Раздражительность, подавленность
Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха
Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия)
Задача родителей:
Внимательно отнестись к своему ребенку, его переживаниям, мыслям и чувствам;
Разговаривать с ним, как с взрослым человеком (ведь именно так он себя ощущает)
Быть максимально терпеливым и любящим.
Тест для детей к родительскому собранию
1.Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
а) очень хорошими;
б) хорошими;
в) не очень хорошими;
г) плохими;
д) не очень плохими.
2.Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?
а) да;
б) не совсем;
в) нет.
3.Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
4.Как часто ваша семья собирается вместе?
а) ежедневно;
б) по выходным дням;
в) редко.
5.Что делает ваша семья, собравшись вместе?
а) решаете сообща жизненные проблемы;
б) занимаетесь семейно-бытовым трудом;
в) работаете на приусадебном участке;
г) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
д) обсуждаете вопросы учебы детей;
е) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
ж) каждый занимается своим делом;
з) допишите, что ещё ______________________________________
6.Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
а) да;
б) часто;
в) иногда;
г) редко;
д) не бывают.
7.Чем обусловлены ссоры, конфликты?
а) непониманием членами семьи друг друга;
б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.)
в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;
г) разногласиями в вопросах воспитания детей;
д) злоупотреблением алкоголем;
е) другими обстоятельствами (укажите)
8.Какие способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?
а) примирение;
б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
в) прекращение конфликта на некоторое время;
г) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
д) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9.Бываете ли вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
а) да;
в) иногда.
10.Как вы реагируете на семейные конфликты?
а) переживаю, плачу;
б) становлюсь на сторону одного из родителей;
в) пытаюсь помирить родителей;
г) ухожу из дома;
д) замыкаюсь в себе;
е) отношусь безразлично;
ж) становлюсь озлобленным, неуправляемым;
з) пытаюсь найти поддержку в других людях.
11.Понимают ли тебя родители?
а) да, всегда
б) не всегда
в) никогда
12.Понимаешь ли ты родителей?
а) да, всегда
б) не всегда
в) никогда
13.Можешь ли ты доверить свои тайны родителям?
а) да, всегда
б) не всегда
в) никогда
14.Хочется ли тебе делиться своими проблемами с родителями?
а) да, всегда
б) не всегда
в) никогда
15.Помогают ли тебе родители справиться с твоими проблемами?
а) да, всегда
б) не всегда
в) никогда
16.Хватает ли тебе внимания и любви со стороны родителей?
а) да, всегда
б) не всегда
в) никогда