12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стратилат Карина864
Психолог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования
Россия, Приморский край, Владивосток

 Профилактика суицида у младших подростков при помощи сказкотерапевтических технологий

Актуальность работы: наличие в школе детей, размышляющих о совершении суицида.

Цель: профилактика суицидального поведения у младших подростков.

Задачи:

- способствовать расширению репертуара поведения учащихся;

- развитие вариативности мышления и поведения;

- помочь учащимся найти свои антисуицидальные факторы;

- способствовать повешению самооценки и позитивизации Я-концепции подростков;

- способствовать развитию рефлексии у подростков;

- способствовать развитию у подростков активной жизненной позиции и оптимизма.

Возраст участников группового занятия: 11-12 лет

Необходимые материалы: карточки со сказочными задачами по количеству участников, листы бумаги А4, ручки, карандаши, тексты стихотворения «Жили были Ох и Ах».

Продолжительность группового занятия: 100 минут.

Ход занятия

Слова психолога: Здравствуйте! Мы сегодня с Вами продолжаем говорить о суицидальном поведении. И для начала давайте с Вами сделаем упражнение: «Мое состояние в метафоре».

Разминка «Мое состояние в метафоре» ((М) Не знаю, кто автор этого упражнения. Узнала о нем на тренинге для тренеров. В первоначальном варианте нужно было просто метафорично обозначить свое состояние).

Проведение упражнения. Ведущий просит каждого участника группы по очереди обозначить свое эмоциональное состояние с помощью сравнения себя со сказочным персонажем (например, я сейчас как Пьеро грустный и т.д.) и пояснить, что это для него значит.

Слова психолога: «Спасибо, что поделились своими чувствами и мыслями. Предлагаю Вам подумать над следующей метафорой: «Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу» ((З) из книги Сакович Н.А. «Диалоги на Аидовом пороге»). Я знаю, что Вы думали о суициде. Однако Вы сейчас здесь. И меня радует, что Вы сдерживаете наш договор. Какие страницы жизни толкают вас на то, чтобы не сжечь всю книгу? Что удерживает Вас в жизни?»

Примерные высказывание участников занятия:

- Я люблю кошек. У меня их две. Если меня не будет, то не кому будет о них заботиться;

- Я хочу помогать людям. Скоро стану пионером;

- Бабушка, дедушка и моя лучшая подруга;

- Мама не хочет, чтобы я что-то делала с собой. Еще я люблю смотреть аниме. В Аду, наверное, нет аниме;

- Друзья.

Слова психолога: «Хорошо, а что еще может удерживать человека от совершения суицида?»

Слова психолога: «Молодцы. Спасибо за Ваши мысли. Вы назвали много факторов, ради которых мы все живем. Давайте пойдем дальше. Ребята, назовите, пожалуйста, возможные причины совершения суицида».

Примерные ответы учеников: отсутствие молодого человека, неразделенная любовь, внешнее уродство, проблемы в отношениях с родителями и со сверстниками/одноклассниками».

Слова психолога: «Хорошо, теперь давайте попробуем вспомнить какие-нибудь сказки, где герои сталкивались с подобными проблемами? Как им удалось справиться с этими проблемами?» ((М) из упражнений из книги Сакович Н.А. «Диалоги на Аидовом пороге»)

Ученики обычно называют проблемы героев следующих сказок: «Белоснежка», «Колобок», «Гадкий утенок», «Снегурочка», «Рапунцель», «Красавица и чудовище», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Варвара-краса, длинная коса». Далее идет обсуждение способов преодоления трудностей. Обычно это сводится к тому, что герои пытаются либо самостоятельно справится с сложившейся ситуацией, что не всегда приводит к положительным результатам, или же они сами просят о помощи или к ним приходит кто-то на помощь.

Слова психолога: «Хорошо, мы с Вами рассмотрели основные способы преодоления сложных ситуаций в известных сказках. Вы заметили, что самостоятельное решение проблемы может иногда приводить к плохому результату. Ребята, как Вы думаете, у кого можно попросить помощи и/или кто может прийти на помощь к Вам в сложной ситуации в реальной жизни?».

Слова психолога: «Хорошо, согласна с Вами. А теперь я предлагаю Вам сделать следующее. Сейчас я Вам раздам сказочные задачи. Подумайте, пожалуйста, о том, как можно их решить ((З) из книги Сакович Н.А. «Диалоги на Аидовом пороге». Сказочные задачи представлены в приложении № 1)?

Слова психолога: «Здорово. Вы назвали много способов из трудных сказочных ситуаций. Скажите, пожалуйста, а можно ли эти способы использовать в Вашей реальной жизни?».

Слова психолога: «Рада, что Вы смогли применить приемы решения сказочных ситуаций для решения проблем из Вашей реальной жизни. А теперь я предлагаю Вам обвести на листе бумаги свою руку. В начале нашего сегодняшнего занятия Вы сравнивали свое эмоциональное состояние с каким-то сказочным героем. Теперь я прошу, чтобы каждый из участников тренинга написал на листе другого ученика в его нарисованном пальчике имя сказочного героя и его отличительные черты, с которым он у него ассоциируется» ((М) из книги О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)»).

Вопросы для обсуждения упражнения:

- Сложно ли было Вам выполнять это упражнение? Что вызвало сложность?

- Чтобы было сделать легче: сравнить себя с каким-то сказочным героем или свою одноклассницу? С чем это связано?

- Есть что-то написанное на Вашей «руке», то, что Вы не знали про себя? Как Вы к этому относитесь?

Слова психолога: «А теперь предлагаю Вам прочитать стихотворение «Жили были Ох и Ах» (Приложение 2). Слышали о таком? Может видели мультик? Только мы будем не просто его читать, а будем его проигрывать. Сейчас кто-то из Вас станет Охом, а кто-то Ахом. Вы будете читать и сопровождать соответствующими движениями слова этого стихотворения. В данном стихотворении есть и другие роли: Ой, Эй, Ай-яй-яй – их роль будут выполнять другие участники тренинга. Читать будем по половине стихотворения. Как только показали половину стихотворения роль Аха и Оха на себя берет кто-то другой. Теперь уже они станут дочитывать стихотворение и т.д. пока все участницы тренинга не побывают в роли главных героев. Затем поменяетесь ролями. Те, кто был Охом станут Ахом и наоборот. Все участницы должны побывать как в роли Аха, так в роли Оха».

Вопросы для обсуждения упражнения:

- Как Вы думаете, о чем это стихотворение?

- Что случилось с Охом? Как он преодолел трудности?

- Кем Вам было проще быть: Ахом или Охом? Кем больше понравилось быть?

- В жизни Вы больше Ах или Ох? Как Вы пришли к такому выводу?

- Кем на Ваш взгляд лучше быть в реальной жизни? Обоснуйте свой ответ.

Слова психолога: «Рада, что Вы пришли к таким выводам. А теперь я предлагаю Вам с учетом всего пройденного на наших занятиях написать сказку о своей новой жизни» ((З) из книги Сакович Н.А. «Диалоги на Аидовом пороге»)».

Слова психолога: «Девочки, Вы хорошо поработали сегодня. Наше занятие подходит к концу. И, как обычно, прошу Вас поделиться своими мыслями, чувствами о занятии». Примерные вопросы: Что стало для вас итогом сегодняшнего занятия? Что нового вы узнали (открыли) для себя? Что Вам больше всего понравилось/не понравилось? Было то, что вызывало у Вас сложности?

Упражнение «Спасибо за приятное занятие» ((З) не могу назвать точного автора, узнала это упражнение от преподавателей в институте)

Ход проведения: пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.


 

Список литературы

Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. – Барнаул, 2014. – 100 с.

Вачков И.В Материалы курса «Сказкотерапевтические технологии в работе школьного психолога: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 72 с.

Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. – М.: Генезис, 2012. – 288 с.

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». — М.: Генезис, 2006. — 207 с.

Цыбанёва А. Психологическая акция для школьников «Жизнь прекрасна!» по профилактике суицидального поведения Электронный ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/psihologicheskaja-akcija-zhizn-prekrasna-po-profilaktike-suicidalnogo-povedenija.html.


 

Приложение 1

Сказочные задачи

В полночь дверь отварилась и вошел старик – серенький, старенький, на костыль опирается - и сказал Аннушке: «Ну, красна девица, дам я тебе работу. Вот видишь кучу льна? Так напряди мне ниток, вытри холст и сшей рубашку, а завтра я к тебе приду. Если рубашка не будет готова, так тебе будет худо, а теперь прощай»

Налетел страшный вихорь. «Спасибо тебе, Иван-царевич! -сказал Кощей Бессмертный. – Теперь никогда не видать тебе Марьи Моревны как ушей своих!» - и вылетел в окно, подхватив Марью Моревну. А Иван-царевич горько заплакал, снарядился и пошёл в путь-дорогу

Один главарь злой банды наткнулся на священные рукописи и прочитал их. Сам процесс чтения изменил его. С той поры как подымает он свою дубину, чтобы ударить жертву, то слышит внутренний голос, произносящий слова из книги, запрещающие убивать. «Что же делать, я же главарь банды?» - думал бандит

Мачеха запрещала приемной дочери входить в тайные покои, но она не позлащалась. Ей было интересно, какие секреты от нее скрывают. Когда она порывисто открыла одну из дверей, оттуда, сопровождаемая сильным ветром и вспышкой, вырвалась подающая звезда, промчалась по извилистому коридору и исчезла в ночи. Девушка в панике захлопнула дверь. Что же теперь делать?

Жители деревни рассказали юноше, что их любимая огромная яблоня перестала плодоносить. Что они только не делали, а она не живет и не умирает, как уснула. Что необходимо сделать, чтобы дерево снова плодоносило?

 


 

Приложение 2

Текст стихотворения «Жили были Ох и Ах»

Жили рядом Ох и АХ —

Друг от друга в двух шагах.

АХ — шутник и хохотун,

Ох — отчаянный ворчун.

АХ работы не боится,

АХу охать не годится,

Улыбнется, скажет «ах!» -

Дело спорится в руках.

ОХ глаза косит на АХА,

На дела глядит со страхом,

И, наверно, потому

Не везет в делах ему…

Если АХ в пути споткнется,

Он не плачет, а смеется.

ОХ же стонет то и дело —

Все бедняге надоело.

АХ работает, как надо.

До чего ж вкусна награда!

Ох-ох-ох! — вздыхает ОХ, —

Тут крапива, не горох…

Все не эдак, все не так!

Охать ОХ — большой мастак.

Смотрит солнышко лучисто,

В доме АХА чисто-чисто!

Тучку АХ хотел отжать,

А она давай рычать.

Хлынул дождь, ударил гром,

АХ бежит с пустым ведром…

АХ с улыбкой ахнул:

Хорошо бабахнул…

АХ прищурился хитро:

Туча лезь в мое ведро!

Ноет ОХ:

Ох, ох!

Я от грохота оглох.

Все соседи вышли,

Встали возле вишни.

ОХУ в самом дел

Я от грохота оглох.

Все соседи вышли,

Встали возле вишни.

ОХУ в самом деле плохо -

Голова болит у ОХА

Ой! – сказал с досадой ОЙ.

Значит, ОХ теперь больной.

Эй, ворчливых не жалей!

Говорит соседу ЭЙ

Эх! – кричит с насмешкой ЭХ,

Вечно охать – это смех.

Ну, а дед АЙ-ЯЙ-ЯЙ тут сказал со вздохом:

Ай-яй-яй! Ай-яй-яй! Быть ворчливым плохо!

К ОХУ в дом друзья пришли,

Пол, как надо подмели,

Чисто вымыли посуду.

И случилось с ОХОМ чудо.

Обошлось без докторов,

ОХ теперь в полнее здоров.

Так его спасли друзья

Без друзей прожить нельзя!

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 16.05.18 в 23:22 1Ответить Пожаловаться
Интересный материал для работы!
Стратилат Карина, 17.05.18 в 00:46 0Ответить Пожаловаться
Рада, что Вам понравилось.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.