Диагностическая карта дефектолога для обследования детей с интеллектуальными нарушениями (младший школьный возраст)
Диагностическая карта учителя – дефектолога для обследования детей с интеллектуальными нарушениями (младший школьный возраст)
Материал подготовил учитель – дефектолог
Терентьева Ирина Юрьевна
ГБОУ школа-интернат № 117 им. Т. С. Зыковой г.о. Самара
Обследование восприятия
а) зрительное восприятие
Узнавание и называние предметов в силуэтном изображении
Что предъявляем | Покажи где | Скажи, что это? |
Капуста | | |
Лодка | | |
Корова | | |
Чашка | | |
Ботинки | | |
Жеребенок | | |
Особенности выполнения задания _______________________________
Узнавание и называние предметов в контурном изображении
Что предъявляем | Покажи где | Скажи, что это? |
Платье | | |
Полка | | |
Кувшин | | |
Коляска | | |
Лошадка | | |
Сковорода | | |
Рубашка | | |
Отметить какой пунктир (контур), особенности выполнения задания _____________________________________________________________
Узнавание и называние контурных изображений, перечеркнутых линиями различной конфигурации:
Отметить особенности выполнения задания________________________
Узнавание и называние контурных изображений, наложенных друг на друга
что предъявляем: посуда - 7 предметов
что находит___________________________________________________
что предъявляем: фрукты - ягоды - 8 предметов
что находит___________________________________________________
что предъявляем: игрушки - 8 предметов
что находит___________________________________________________
особенности выполнения задания ________________________________
Нахождение одинаковых предметов, сложных по форме из пяти два; что предъявляем 2 кораблика + 3
Результаты ___________________________________________________
из семи два; что предъявляем 2 котенка + 5
Результаты ___________________________________________________
из девяти два; что предъявляем 2 Буратино + 7
Результаты ___________________________________________________
Отметить, как предъявлялись картинки: линейно или вразброс, цветное изображение или черно-белое изображение, время выполнения задания _____________________________________________________________
парные картинки (цветные) сколько пар (10), время выполнения задания, др. особенности ____________________________________________
конструирование силуэтного изображения предмета, разрезанного по функциональным частям предмет, количество частей лошадка-качалка - 8 частей:
без опоры на предмет (результаты, время, др. особенности)_____________________________________________
с опорой на предмет (результаты, время, др. особенности) ________________________________________________________
составление целого, разрезанного на 6 частей по горизонтали и вертикали
без образца (предметная или сюжетная картинка, цветное или черно-белое изображение, время и др. особенности) ________________________________________________________
с опорой на образец _______________________________________
Конструирование из палочек по образцу:
Предъявляем | Результат | Предъявляем | Результат |
Образец | | Образец | |
Нахождение мест врезок:
количество врезок и отсутствующих предметов соответствует друг другу с образцом или без, время, др. особенности________________________________________________________
количество врезок больше, чем требуется ____________________
б) слуховое восприятие:
Различение шумов по их звуко - высотной характеристике (игрушки, инструменты музыкальные)
Что предъявляем | Покажи, что звучало | Скажи, что звучало |
Бубен | | |
Резиновая игрушка (пищалка) | | |
Ключи | | |
Скрепки в коробке | | |
Барабан | | |
Особенности работы___________________________________________
Определение ситуации по характерному шуму
бросаем мяч о стол
характеристика______________________________________
режем бумагу
характеристика______________________________________
листаем книгу
характеристика______________________________________
Особенности работы_________________________________
в) Тактильное восприятие
нахождение на ощупь заданного предмета
Найди | Достает | Называет |
Грибок | | |
Молоточек | | |
Юла | | |
Пирамидка | | |
утенок | | |
Особенности работы___________________________________________
определение предмета на ощупь через ткань
Предъявляем | Называет, что это |
Кубик | |
Шарик | |
Грибок | |
Рыбка | |
Книга | |
Чашка | |
Особенности работы___________________________________________
Обследование памяти
г) зрительная память
запоминание с первого предъявления 6 картинок и нахождение их среди фоновых (фоновые близкие):
Предъявляем: пирамидка, юла, лопатка, лошадка, коляска, самолет +4 фоновых картинки
Находит______________________________________________________
предъявляем: ваза, ведро, чайник, стакан, кастрюля +4 фоновых картинки
Находит______________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
запоминание с первого предъявления 6 картинок и нахождение их среди фоновых (фоновые резко отличаются):
предъявляем 6 игрушек среди одежды
Находит______________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
запоминание предметов в показанной последовательности и называние их в этом порядке (среди фоновых) без опоры на зрение в момент говорения:
Предъявляем машина, лодка, велосипед, троллейбус, самолет +2
Называет_______________________________________________
запоминание предметов в показанной последовательности и называние их в этом порядке (среди фоновых) с опорой на зрение в момент говорения:
Предъявляем корова, верблюд, собака, лошадь+2
Называет_______________________________________________
линейная память: восстановление заданного ряда, чего не стало в ряду, что изменилось в ряду.
Восстановление заданного ряда
Ряд | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
платье | диван | ножницы | лампа | шкаф | тапочки | |
Называет | | | | | | |
Особенности работы_________________________________
Чего не стало в ряду
Ряд: тапочки, девочка, стул, лампа, мяч, юбка
Что убрали | Что называет |
Лампу | |
Тапочки | |
мяч | |
Особенности работы________________________________
Что изменилось в ряду
Ряд: шкаф, юбка, стул, лампа, девочка, ножницы
Изменения: вместо девочки – мальчик
Видит________________________________________________________
Изменения: ножницы и шкаф поменялись местами
Видит________________________________________________________
Особенности работы___________________________________________
д) слуховая память
восприятие и воспроизведение ритмических рисунков
Предъявляем | Воспроизводит |
| |
| |
Особенности работы___________________________________________
запоминание слов в линейном порядке не обусловленных ситуацией:
Предъявляем: солнце, мост, мельница, комар
Называет________________________________________________
Особенности работы (указать сколько раз предъявлялся ряд для запоминания) ______________________________________________________
запоминание слов в линейном порядке, обусловленных ситуацией:
Предъявляем: осень, дождь, лужи, сапоги, зонтик
Называет________________________________________________
Особенности работы (указать сколько раз предъявлялся ряд для запоминания) ______________________________________________________
запоминание слов в заданном порядке и показ соответствующих предметных картинок без опоры на зрение в момент предъявления задания
Предъявляем: калоши, ботинки, сапоги, туфли
Называет и показывает_________________________________________
Особенности работы __________________________________________
запоминание слов в заданном порядке и показ соответствующих предметных картинок с опорой на зрение в момент предъявления задания
Предъявляем: олень, белка, еж, лиса, тигр
Называет и __________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Мышление
е) операции мышления: обобщение, сериации, исключения понятия
Обобщение
объединение в группу предметов, одинаковых по цвету
Инструкция: «Собери все синее (красное и т.д.)
Результат ____________________________________________________
объединение в группу предметов, одинаковых по форме
Инструкция: «Собери все круглое (квадратное и т.д.)
Результат ____________________________________________________
объединение в группу предметов, одинаковых по функциональному признаку
Инструкция: «Собери все, с чем можно играть…..обувать…..на чем ездить
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Сериации
расположение предметов по убыванию ведущего признака
Предъявляем 4 стакана, отличающихся высотой
Инструкция: «Расположи от самого высокого до самого низкого»
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 5 шарфов разной длины
Инструкция: «Расположи от самого длинного до самого короткого»
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 5 юбок разной ширины
Инструкция: «Расположи от самой широкой до самой узкой»
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Исключения понятия
по цвету
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем 4 синих круга + 1 красный
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 5 красных квадратов + 1 синий
Результат ____________________________________________________
по форме
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем тарелка, шарик, цветок, клубок + книга
Результат ____________________________________________________
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем печенье, платок, сумка, часы + праздничный колпачок
Результат ____________________________________________________
по функциональному признаку
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»
Предъявляем 4 игрушки + 1 обувь
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 4 предмета посуды + 1 мебель
Результат ____________________________________________________
Предъявляем 4 предмета одежды + 1 обувь
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Элементарные математические представления
ж) Счет и арифметические действия
Счет на конкретном материале в пределах 5
количественный счет:____________________________________
порядковый счет:_________________________________________
Отнесение последнего числа ко всей группе предметов
Что предъявляем | Покажи где | Скажи сколько всего |
Три предмета | | |
Пять предметов | | |
Два предмета | | |
Четыре предмета | | |
Один предмет | | |
Сравнение двух групп предметов
Какие группы предметов сравниваем, например 4 грибочка + 3 елки
Скажи сколько грибов?_______ А сколько елок?__________
Чего больше?__________ Чего меньше? _______
Как сделать так, чтобы и елок и грибов стало поровну? (двумя способами)
Результат ____________________________________________________
Особенности работы __________________________________________
Геометрические формы
Что предъявляем | Покажи где? (отмечаем +/-) | Скажи, что это? (отмечаем +/-) |
Круг | | |
Квадрат | | |
Треугольник | | |
прямоугольник | | |
Знание эталонов цвета
Цвета | Покажи где (отмечаем +/-) | Скажи, какой цвет (отмечаем +/-) |
Красный | | |
Желтый | | |
Синий | | |
Красный | | |
Зеленый | | |
Черный | | |
Белый | | |
Коричневый | | |
Пространственно – временные представления
Ориентировка в пространстве
умение двигаться в заданном направлении
Инструкция: «иди вперед_____ назад_____ влево_____ вправо_____ повернись налево______ направо_____ подними голову вверх________ опусти голову вниз____»
Примечание: отмечаем, с каким заданием справился ребенок.
обозначение положения предмета по отношению к себе
Инструкция | Действия ребенка | Инструкция | Действия ребенка |
Покажи, что впереди тебя | | Назови, что впереди тебя | |
Покажи, что позади тебя | | Назови, что позади тебя | |
Покажи, что справа от тебя | | Назови, что справа от тебя | |
Покажи, что слева от тебя | | Назови, что слева от тебя | |
Ориентировка в схеме тела
Инструкция | Действия ребенка (отмечаем +/-) |
Покажи, где правая рука | |
Покажи, где левая рука | |
Покажи, где правая нога | |
Покажи, где левая нога | |
Покажи, где живот | |
Покажи, где правое ухо | |
Покажи, где левое ухо | |
Покажи, где правый глаз | |
Покажи, где левый глаз | |
Ориентировка во временах года
Картинный материал | Покажи где (отмечаем +/-) | Назови, какое время года (отмечаем +/-) |
Зима | | |
Лето | | |
Осень | | |
весна | | |
ориентировка в частях суток
Картинный материал | Покажи где (отмечаем +/-) | Назови, какое время года (отмечаем +/-) |
Утро | | |
Вечер | | |
День | | |
Ночь | | |
Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая сторона)
Оборудование: магнитная доска, магнит (можно какого – либо персонажа, например птичка).
Инструкция: «Смотри, это птичка, сейчас она отправится в путешествие. Посади птичку на верхний край доски, на правую сторону, на левую сторону, теперь она хочет походить внизу доски».
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Ориентировка на альбомном листе (верх/низ, правая/левая сторона, центр листа)
Обследование проводится аналогично предыдущему.
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку)
Оборудование: лист А4, который расчерчен в клетку, размер клетки 3 см на 3 см, фломастер.
Инструкция: «Как называются фигуры, которые ты видишь на листе? Обведи одну клетку. Поставь точку внутри любой клетки».
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку)
Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________
Мелкая моторика и графомоторные навыки
з) Обследование мелкой моторики
Ведущая рука (правая/левая) __________________________________
Умение пользоваться ножницами (резать лист бумаги по нарисованный линиям (прямые, дугообразные); вырезать квадрат).
Результат (отмечаем, что смог сделать ребенок, умеет или не умеет пользоваться ножницами)____________________________
Умение работать с пластилином (отрывать кусочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3 – частей)
Результат________________________________________________
Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы)
Результат________________________________________________
Движение отдельных пальцев
Наличие тонких дифференцированных движений
и) Графомоторные навыки
Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контур
Результат________________________________________________
Умение правильно держать карандаш (трехпальцевый захват)
Результат________________________________________________
Умение штриховать внутри контура крупные фигуры, простые предметы (квадрат, яблоко)
Результат________________________________________________
Умение обводить по внутреннему краю шаблона простую фигуру (рамки Монтессори, например квадрат)
Результат________________________________________________
Умение рисовать простые предметы (дом, дерево и т.п.)
Результат (что умеет рисовать ребенок, прикладываем рисунок) ________________________________________________
Уровень сформированности представлений о явлениях общественной жизни
Семья
Понимать, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком.
Знать и уметь называть близких родственников.
Родная страна
Знать и называть города/поселка, в котором живет
Труд взрослых
Знать названия профессий: шофер, повар, продавец, врач, воспитатель, а также содержания труда.
Знать место работы родителей.
Вопросы для беседы:
Назови, в каком городе мы живем?
Как называется поселок, в котором мы живем?
Расскажи из кого состоит твоя семья?
Сколько человек в вашей семье?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Как зовут твою бабушку (ек)?
Как зовут твоего дедушку (ек)?
Как зовут твою сестру (брата)?
Кто работает в нашей группе?
Как зовут воспитателей?
Как зовут помощника воспитателя?
Кто и как следит за вашим здоровьем в детском саду?
Как зовут медицинскую сестру и врача? Где находится медицинский кабинет?
Кто и как готовит вам обед?
Где находится кухня в детском саду?
Обработка результатов диагностики:
3 балла – дает полные и правильные ответы, либо дает полные и правильные ответы с незначительными ошибками.
2 балла – неполные ответы, наличие в них наряду с правильными представлениями достаточного количества ошибочных.
1 балл – неполные ответы с преобладанием неверных представлений, не дает ответов на вопросы.
Заключение учителя – дефектолога по результатам диагностики
Общие сведения
Фамилия, Имя _______________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Возраст ______________________________________________________
Адрес ________________________________________________________
Общие сведения о семье
Данные о родителях (возраст, место работы, должность)
Мать ______________________________________________________
Отец ______________________________________________________
Данные о других детях ______________________________________
Жалобы родителей _________________________________________
Результаты психолого – педагогического обследования
Внешний вид ребенка _______________________________________
Принятие заданий ___________________________________________
Сотрудничество со взрослыми (контактность)___________________
Эмоциональное реагирование на ситуацию обследования (нет/есть, какое) _____________________________________________________
Познавательное развитие _____________________________________
Сенсорное развитие _________________________________________
Уровень развития восприятия _________________________________
Хаотичные действия ___________пробующие действия___________
Примеривание _____________ зрительная ориентировка__________
Уровень развития наглядно – действенного мышления ___________________________________________________________
Уровень развития наглядно – образного мышления ______________
Уровень развития элементов логического мышления _____________
Уровень развития количественных представлений _______________
Уровень сформированности представлений:
Об окружающем ______________ о себе ___________________
О своей семье ___________________
О предметах ближайшего окружения __________________________
О явлениях и объектов природы _______________________________
Уровень развития игры ______________________________________
Уровень сформированности продуктивных видов деятельности:
Конструирование по подражанию ___________,
Рисование предметов__________ по образцу __________сюжетное рисование_________.
Уровень развития речи:
Понимание речевой инструкции______________________________
Способы общения (эмоциональные, деловые, речевые) ___________
Наличие и характер фразовой речи ____________________________
Заключение _____________________________________________
Направления коррекционно – развивающей работы_________
Рекомендации специалистам, работающим с ребенком_______
Педагогический прогноз__________________________________
Кузнецова Виктория Владимировна
Ира