Диагностическая карта дефектолога для обследования детей с интеллектуальными нарушениями (младший школьный возраст)

5
2
Материал опубликован 14 August 2023

Диагностическая карта учителя – дефектолога для обследования детей с интеллектуальными нарушениями (младший школьный возраст)

Материал подготовил учитель – дефектолог

Терентьева Ирина Юрьевна

ГБОУ школа-интернат № 117 им. Т. С. Зыковой г.о. Самара



Обследование восприятия

а) зрительное восприятие

Узнавание и называние предметов в силуэтном изображении

Что предъявляем

Покажи где

Скажи, что это?

Капуста



Лодка



Корова



Чашка



Ботинки



Жеребенок



Особенности выполнения задания _______________________________

Узнавание и называние предметов в контурном изображении

Что предъявляем

Покажи где

Скажи, что это?

Платье



Полка



Кувшин



Коляска



Лошадка



Сковорода



Рубашка



Отметить какой пунктир (контур), особенности выполнения задания _____________________________________________________________



Узнавание и называние контурных изображений, перечеркнутых линиями различной конфигурации:

t1692033973aa.jpg

Отметить особенности выполнения задания________________________

Узнавание и называние контурных изображений, наложенных друг на друга

что предъявляем: посуда - 7 предметов

что находит___________________________________________________

что предъявляем: фрукты - ягоды - 8 предметов

что находит___________________________________________________

что предъявляем: игрушки - 8 предметов

что находит___________________________________________________

особенности выполнения задания ________________________________

Нахождение одинаковых предметов, сложных по форме из пяти два; что предъявляем 2 кораблика + 3

Результаты ___________________________________________________

из семи два; что предъявляем 2 котенка + 5

Результаты ___________________________________________________

из девяти два; что предъявляем 2 Буратино + 7

Результаты ___________________________________________________

Отметить, как предъявлялись картинки: линейно или вразброс, цветное изображение или черно-белое изображение, время выполнения задания _____________________________________________________________

парные картинки (цветные) сколько пар (10), время выполнения задания, др. особенности ____________________________________________

конструирование силуэтного изображения предмета, разрезанного по функциональным частям предмет, количество частей лошадка-качалка - 8 частей:

без опоры на предмет (результаты, время, др. особенности)_____________________________________________

с опорой на предмет (результаты, время, др. особенности) ________________________________________________________

составление целого, разрезанного на 6 частей по горизонтали и вертикали

без образца (предметная или сюжетная картинка, цветное или черно-белое изображение, время и др. особенности) ________________________________________________________

с опорой на образец _______________________________________

Конструирование из палочек по образцу:

Предъявляем

Результат

Предъявляем

Результат

Образец


Образец


Нахождение мест врезок:

количество врезок и отсутствующих предметов соответствует друг другу с образцом или без, время, др. особенности________________________________________________________

количество врезок больше, чем требуется ____________________

б) слуховое восприятие:

Различение шумов по их звуко - высотной характеристике (игрушки, инструменты музыкальные)

Что предъявляем

Покажи, что звучало

Скажи, что звучало

Бубен



Резиновая игрушка (пищалка)



Ключи



Скрепки в коробке



Барабан



Особенности работы___________________________________________

Определение ситуации по характерному шуму

бросаем мяч о стол

характеристика______________________________________

режем бумагу

характеристика______________________________________

листаем книгу

характеристика______________________________________

Особенности работы_________________________________

в) Тактильное восприятие

нахождение на ощупь заданного предмета

Найди

Достает

Называет

Грибок



Молоточек



Юла



Пирамидка



утенок



Особенности работы___________________________________________

определение предмета на ощупь через ткань

Предъявляем

Называет, что это

Кубик


Шарик


Грибок


Рыбка


Книга


Чашка


Особенности работы___________________________________________

Обследование памяти

г) зрительная память

запоминание с первого предъявления 6 картинок и нахождение их среди фоновых (фоновые близкие):

Предъявляем: пирамидка, юла, лопатка, лошадка, коляска, самолет +4 фоновых картинки

Находит______________________________________________________

предъявляем: ваза, ведро, чайник, стакан, кастрюля +4 фоновых картинки

Находит______________________________________________________

Особенности работы___________________________________________

запоминание с первого предъявления 6 картинок и нахождение их среди фоновых (фоновые резко отличаются):

предъявляем 6 игрушек среди одежды

Находит______________________________________________________

Особенности работы___________________________________________

запоминание предметов в показанной последовательности и называние их в этом порядке (среди фоновых) без опоры на зрение в момент говорения:

Предъявляем машина, лодка, велосипед, троллейбус, самолет +2

Называет_______________________________________________

запоминание предметов в показанной последовательности и называние их в этом порядке (среди фоновых) с опорой на зрение в момент говорения:

Предъявляем корова, верблюд, собака, лошадь+2

Называет_______________________________________________

линейная память: восстановление заданного ряда, чего не стало в ряду, что изменилось в ряду.

Восстановление заданного ряда

Ряд

1

2

3

4

5

6

платье

диван

ножницы

лампа

шкаф

тапочки

Называет







Особенности работы_________________________________

Чего не стало в ряду

Ряд: тапочки, девочка, стул, лампа, мяч, юбка

Что убрали

Что называет

Лампу


Тапочки


мяч


Особенности работы________________________________

Что изменилось в ряду

Ряд: шкаф, юбка, стул, лампа, девочка, ножницы

Изменения: вместо девочки – мальчик

Видит________________________________________________________

Изменения: ножницы и шкаф поменялись местами

Видит________________________________________________________

Особенности работы___________________________________________

д) слуховая память

восприятие и воспроизведение ритмических рисунков

Предъявляем

Воспроизводит





Особенности работы___________________________________________

запоминание слов в линейном порядке не обусловленных ситуацией:

Предъявляем: солнце, мост, мельница, комар

Называет________________________________________________

Особенности работы (указать сколько раз предъявлялся ряд для запоминания) ______________________________________________________

запоминание слов в линейном порядке, обусловленных ситуацией:

Предъявляем: осень, дождь, лужи, сапоги, зонтик

Называет________________________________________________

Особенности работы (указать сколько раз предъявлялся ряд для запоминания) ______________________________________________________

запоминание слов в заданном порядке и показ соответствующих предметных картинок без опоры на зрение в момент предъявления задания

Предъявляем: калоши, ботинки, сапоги, туфли

Называет и показывает_________________________________________

Особенности работы __________________________________________

запоминание слов в заданном порядке и показ соответствующих предметных картинок с опорой на зрение в момент предъявления задания

Предъявляем: олень, белка, еж, лиса, тигр

Называет и __________________________________________________

Особенности работы __________________________________________

Мышление

е) операции мышления: обобщение, сериации, исключения понятия

Обобщение

объединение в группу предметов, одинаковых по цвету

Инструкция: «Собери все синее (красное и т.д.)

Результат ____________________________________________________

объединение в группу предметов, одинаковых по форме

Инструкция: «Собери все круглое (квадратное и т.д.)

Результат ____________________________________________________

объединение в группу предметов, одинаковых по функциональному признаку

Инструкция: «Собери все, с чем можно играть…..обувать…..на чем ездить

Результат ____________________________________________________

Особенности работы __________________________________________

Сериации

расположение предметов по убыванию ведущего признака

Предъявляем 4 стакана, отличающихся высотой

Инструкция: «Расположи от самого высокого до самого низкого»

Результат ____________________________________________________

Предъявляем 5 шарфов разной длины

Инструкция: «Расположи от самого длинного до самого короткого»

Результат ____________________________________________________

Предъявляем 5 юбок разной ширины

Инструкция: «Расположи от самой широкой до самой узкой»

Результат ____________________________________________________

Особенности работы __________________________________________

Исключения понятия

по цвету

Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»

Предъявляем 4 синих круга + 1 красный

Результат ____________________________________________________

Предъявляем 5 красных квадратов + 1 синий

Результат ____________________________________________________

по форме

Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»

Предъявляем тарелка, шарик, цветок, клубок + книга

Результат ____________________________________________________

Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»

Предъявляем печенье, платок, сумка, часы + праздничный колпачок

Результат ____________________________________________________

по функциональному признаку

Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы и скажи что здесь лишнее, почему?»

Предъявляем 4 игрушки + 1 обувь

Результат ____________________________________________________

Предъявляем 4 предмета посуды + 1 мебель

Результат ____________________________________________________

Предъявляем 4 предмета одежды + 1 обувь

Результат ____________________________________________________

Особенности работы __________________________________________

Элементарные математические представления

ж) Счет и арифметические действия

Счет на конкретном материале в пределах 5

количественный счет:____________________________________

порядковый счет:_________________________________________

Отнесение последнего числа ко всей группе предметов

Что предъявляем

Покажи где

Скажи сколько всего

Три предмета



Пять предметов



Два предмета



Четыре предмета



Один предмет



Сравнение двух групп предметов

Какие группы предметов сравниваем, например 4 грибочка + 3 елки

Скажи сколько грибов?_______ А сколько елок?__________

Чего больше?__________ Чего меньше? _______

Как сделать так, чтобы и елок и грибов стало поровну? (двумя способами)

Результат ____________________________________________________

Особенности работы __________________________________________

Геометрические формы

Что предъявляем

Покажи где?

(отмечаем +/-)

Скажи, что это?

(отмечаем +/-)

Круг



Квадрат



Треугольник



прямоугольник



Знание эталонов цвета

Цвета

Покажи где

(отмечаем +/-)

Скажи, какой цвет (отмечаем +/-)

Красный



Желтый



Синий



Красный



Зеленый



Черный



Белый



Коричневый



Пространственно – временные представления

Ориентировка в пространстве

умение двигаться в заданном направлении

Инструкция: «иди вперед_____ назад_____ влево_____ вправо_____ повернись налево______ направо_____ подними голову вверх________ опусти голову вниз____»

Примечание: отмечаем, с каким заданием справился ребенок.

обозначение положения предмета по отношению к себе

Инструкция

Действия ребенка

Инструкция

Действия ребенка

Покажи, что впереди тебя


Назови, что впереди тебя


Покажи, что позади тебя


Назови, что позади тебя


Покажи, что справа от тебя


Назови, что справа от тебя


Покажи, что слева от тебя


Назови, что слева от тебя


Ориентировка в схеме тела

Инструкция

Действия ребенка (отмечаем +/-)

Покажи, где правая рука


Покажи, где левая рука


Покажи, где правая нога


Покажи, где левая нога


Покажи, где живот


Покажи, где правое ухо


Покажи, где левое ухо


Покажи, где правый глаз


Покажи, где левый глаз


Ориентировка во временах года

Картинный материал

Покажи где

(отмечаем +/-)

Назови, какое время года

(отмечаем +/-)

Зима



Лето



Осень



весна



ориентировка в частях суток

Картинный материал

Покажи где

(отмечаем +/-)

Назови, какое время года

(отмечаем +/-)

Утро



Вечер



День



Ночь



Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая сторона)

Оборудование: магнитная доска, магнит (можно какого – либо персонажа, например птичка).

Инструкция: «Смотри, это птичка, сейчас она отправится в путешествие. Посади птичку на верхний край доски, на правую сторону, на левую сторону, теперь она хочет походить внизу доски».

Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________

Ориентировка на альбомном листе (верх/низ, правая/левая сторона, центр листа)

Обследование проводится аналогично предыдущему.

Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________

Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку)

Оборудование: лист А4, который расчерчен в клетку, размер клетки 3 см на 3 см, фломастер.

Инструкция: «Как называются фигуры, которые ты видишь на листе? Обведи одну клетку. Поставь точку внутри любой клетки».

Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________

Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку)

Результат (отмечаем, как ребенок справился с заданием, какая помощь требовалась в ходе выполнения задания) ______________________________

Мелкая моторика и графомоторные навыки

з) Обследование мелкой моторики

Ведущая рука (правая/левая) __________________________________

Умение пользоваться ножницами (резать лист бумаги по нарисованный линиям (прямые, дугообразные); вырезать квадрат).

Результат (отмечаем, что смог сделать ребенок, умеет или не умеет пользоваться ножницами)____________________________

Умение работать с пластилином (отрывать кусочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3 – частей)

Результат________________________________________________

Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы)

Результат________________________________________________

Движение отдельных пальцев

Наличие тонких дифференцированных движений

и) Графомоторные навыки

Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контур

Результат________________________________________________

Умение правильно держать карандаш (трехпальцевый захват)

Результат________________________________________________

Умение штриховать внутри контура крупные фигуры, простые предметы (квадрат, яблоко)

Результат________________________________________________

Умение обводить по внутреннему краю шаблона простую фигуру (рамки Монтессори, например квадрат)

Результат________________________________________________

Умение рисовать простые предметы (дом, дерево и т.п.)

Результат (что умеет рисовать ребенок, прикладываем рисунок) ________________________________________________

Уровень сформированности представлений о явлениях общественной жизни

Семья

Понимать, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком.

Знать и уметь называть близких родственников.

Родная страна

Знать и называть города/поселка, в котором живет

Труд взрослых

Знать названия профессий: шофер, повар, продавец, врач, воспитатель, а также содержания труда.

Знать место работы родителей.

Вопросы для беседы:

Назови, в каком городе мы живем?

Как называется поселок, в котором мы живем?

Расскажи из кого состоит твоя семья?

Сколько человек в вашей семье?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Как зовут твою бабушку (ек)?

Как зовут твоего дедушку (ек)?

Как зовут твою сестру (брата)?

Кто работает в нашей группе?

Как зовут воспитателей?

Как зовут помощника воспитателя?

Кто и как следит за вашим здоровьем в детском саду?

Как зовут медицинскую сестру и врача? Где находится медицинский кабинет?

Кто и как готовит вам обед?

Где находится кухня в детском саду?

Обработка результатов диагностики:

3 балла – дает полные и правильные ответы, либо дает полные и правильные ответы с незначительными ошибками.

2 балла – неполные ответы, наличие в них наряду с правильными представлениями достаточного количества ошибочных.

1 балл – неполные ответы с преобладанием неверных представлений, не дает ответов на вопросы.

Заключение учителя – дефектолога по результатам диагностики

Общие сведения

Фамилия, Имя _______________________________________________

Дата рождения ________________________________________________

Возраст ______________________________________________________

Адрес ________________________________________________________

Общие сведения о семье

Данные о родителях (возраст, место работы, должность)

Мать ______________________________________________________

Отец ______________________________________________________

Данные о других детях ______________________________________

Жалобы родителей _________________________________________

Результаты психолого – педагогического обследования

Внешний вид ребенка _______________________________________

Принятие заданий ___________________________________________

Сотрудничество со взрослыми (контактность)___________________

Эмоциональное реагирование на ситуацию обследования (нет/есть, какое) _____________________________________________________

Познавательное развитие _____________________________________

Сенсорное развитие _________________________________________

Уровень развития восприятия _________________________________

Хаотичные действия ___________пробующие действия___________

Примеривание _____________ зрительная ориентировка__________

Уровень развития наглядно – действенного мышления ___________________________________________________________

Уровень развития наглядно – образного мышления ______________

Уровень развития элементов логического мышления _____________

Уровень развития количественных представлений _______________

Уровень сформированности представлений:

Об окружающем ______________ о себе ___________________

О своей семье ___________________

О предметах ближайшего окружения __________________________

О явлениях и объектов природы _______________________________

Уровень развития игры ______________________________________

Уровень сформированности продуктивных видов деятельности:

Конструирование по подражанию ___________,

Рисование предметов__________ по образцу __________сюжетное рисование_________.

Уровень развития речи:

Понимание речевой инструкции______________________________

Способы общения (эмоциональные, деловые, речевые) ___________

Наличие и характер фразовой речи ____________________________

Заключение _____________________________________________

Направления коррекционно – развивающей работы_________

Рекомендации специалистам, работающим с ребенком_______

Педагогический прогноз__________________________________


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю, Ирина Юрьевна!

14 August 2023

Пожалуйста)

30 August 2023

Похожие публикации