Публикация «Диагностика развития речи детей раннего возраста»
Хоменко Олеся Игоревна
Учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37»
Томская область, ЗАТО Северск
Диагностика развития речи детей раннего возраста
с помощью модифицированного пособия «Мишкин дом»
Ключевой оценкой созревания человека — это формирование у него речи . У каждого человека этот процесс индивидуален, зависит от разных факторов, и проявляется по-разному. Ребенок не имеет представлений о том, как должна развиваться у него речь, на каком языке ему говорить. У каждого малыша есть способность в конкретный промежуток времени овладеть нормами развития речи, правилами языка, на котором разговаривают окружающие его люди. А в случае если согласно нормам у ребёнка не формируется языковая деятельность, то в этом случае можно говорить о недоразвитии речи в разной степени. Именно поэтому раннее диагностирование речевых патологий, а также надлежащие последующие коррекционные меры, могут помочь избежать, либо приостановить возникновение речевые нарушений ребенка. В случае если патологии найдены у детей двух-трехлетнего возраста , своевременная врачебная ,а также помощь учителя-логопеда увеличивают возможность нормального развития речи .
При диагностировании детей раннего возраста учитель-логопед исследует :
-сформированность понимания речи (простых и сложных речевых
инструкций);
-исследование звукопроизношения (сформированность звуков
раннего онтогенеза);
- умение дифференцировать предметы по признакам (цвету,
действию);
- понимание предлогов ;
- понимание простейшего рассказа по сюжетной картинке, ответы
на вопросы взрослого;
-умение дифференцировать единственное и множественное число
предметов;
-объем активного и пассивного словарного запаса;
- слуховое внимания к неречевым и речевым сигналам;
Верно подобранные методики обследования помогут распознать особенности развития всех компонентов речи малыша:
Метод наблюдения за коммуникативным поведение ребенка;
Методика изучения понимания речи;
Обследование активного и пассивного словарного запаса;
Методика обследования звукопроизношения.
Речевая диагностика начинается с наблюдения за малышом в привычных для него условиях ,на занятиях и непосредственно в игре, в общении со сверстниками. Дидактический материал, с которым ребенок будет играть при диагностике должен быть ярким интересным и многофункциональным, и соответствовать возрастным особенностям ребенка. Дети раннего возраста воспринимают мир через ощущения. Тактильное восприятие, одна из форм контакта ребенка с внешним миром. Поэтому, на мой взгляд, хорошим, результативным вариантом для диагностики речевых компонентов ребенка раннего возраста, является книжка-раскладушка из фетра «Мишкин дом». Книга имеет три игровых зоны: кухня, детская комната и ванная комната. В набор входят различные предметы быта, продукты, одежда, игрушки. Книжка выполнена из материала -фетр, который приятен на ощупь, каждая деталь имеет липучку, что даёт возможность распределять детали в нужной зоне, при этом идет развития моторики пальчиков. . Учитель-логопед использует те предметы в игре, и продумывает сюжет, который необходим для достижения поставленной цели.
При диагностировании экспрессивной речи учитывается возраст ребенка и соответствующие показатели речевого развития. Важно чтобы логопед опирался на первичные результаты диагностики, а именно на метод наблюдения, чтобы складывалась полноценная картина о ребенке. Как сейчас и именно здесь раскрывается ребенок, в каком настроении ребёнок во время диагностирования, был ли он расположен к совместной деятельности с логопедом, контактен ли малыш, легко идёт на взаимодействие с учителем-логопедом.
По завершению обследования детей раннего возраста учитель-логопед делает следующие выводы: на каком уровне речевое развитие ребенка, насколько сформированы пассивный и активный словарь, звуки раннего онтогенеза, связная речь, строение артикуляционного аппарата, грамматический строй. Можно сделать предварительное заключение:
С 1-3 лет задержка речевого развития.
С 3 лет- общее недоразвитие речи I уровня.
Для проведения диагностики необходимо следующее оборудование:
Книжка-раскладушка «Мишкин дом», картинки на липучках для сюжетно-ролевой игры, альбом с иллюстрациями для звукоподражания.
Примерная схема обследования детей раннего возраста
Исследуемый компонент речи | Действия учителя-логопеда | Ожидаемый результат ребенка | Примечание. |
Понимание обращенной речи. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию) Понимание простых предлогов на, под, в . | -К тебе в гости пришел Миша, покажи где Миша? -Возьми Мишу в руки. -Миша приглашает тебя в гости, к себе в дом. Пойдем к Мише в гости? -Посмотри, какой у Миши красивый дом. Покажи, где у дома крыша, окно, дверь (выясняется уровень развития предметного словаря). Предлагает логопед малышу показать части тела мишки. -Миша в садик ходил, устал, давай мы его переоденем. Снимем курточку, оденем футболку и шортики(перед ребенком выбор вещей для Миши). -Покажи, где шорты, где футболка? -Надо мишке лапки помыть. Идем в ванную , найдем мыло, где мыло? Учитель-логопед предлагает ребенку сымитировать мытье лап Миши. -Давай намылим лапки. -Как водичка шумит? -У Миши есть зеркало. Где зеркало? -Любит Миша корчить рожицы, давай повторим за ним. Учитель-логопед предлагает ребенку повторить такие артикуляционные упражнения как: губы — «улыбка» — «трубочка»; язык — широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»; -А теперь давай Мишу накормим. Педагог показывает ребенку кухню. -Тут Миша кушает. Посмотри ,что есть на кухне? -Что любит кушать мишка? Педагог предлагает накормить Мишу. Просит ребенка взять различные предметы, тарелку, чашку, бочку с медом, рыбку. А затем просит: -Поставь бочку на полку. Затем переходим с мишкой в детскую комнату. -Какая красивая комната у Миши. Посмотрим ,что у мишки есть. -Дай мне пирамидку. -Дай мне мячик. Поставь пирамидку на полку. Положи мячик под кровать. Учитель-логопед просит выполнить действия ребенка, чтобы диагностировать , понимает ли ребенок простые предлоги. | Из нескольких персонажей ребенок выбирает Мишу. Показывает. Берет в руки. Отвечает «да». Показывает. Показывает/называет Находит и берет те вещи, которые назвал педагог. -Вот. Отвечает, или показывает. Ребенок отвечает, показывает. Выполнение действий. Ребенок перечисляет игрушки. Выполняет. | Если учитель-логопед диагностирует, что у ребенка активный словарный запас, то возможен дополнительный список вопросов. Уточнить цвет, рассказать, что есть в комнате, описать мишку и т.д. Фиксируется умение назвать предмет словом, слогом, звукоподражанием Если у ребенка не сформирован активный словарь, просим показать. Ребенок выполняет задания по подражанию, сморит на себя в зеркало. Если активный словарь не сформирован, логопед называет игрушки, ребёнок показывает Если у ребенка возникают трудности, педагог показывает, где нужно приклеить предмет. |
Уровень сформированности фонетической стороны речи . | -У Миши много друзей. Покажи, кто говорит ав-ав, мяу-мяу. Демонстрируются ребенку различные животные. | Воспроизводит звукоподражания. | Если у ребенка активная речь, педагог спрашивает : -Кто это? А как он говорит? |
Уровень развития предметного и глагольного словаря. | Учитель-логопед просит ребенка назвать предметы. Показывает:кровать, шкаф, картину, мяч и т.д. -Что Миша делает? Педагог имитирует различные действия мишки игру в мяч, читает книгу и т.д. | Показывает. Отвечает, либо показывает жестом. | Фиксируется умение назвать предмет словом, слогом, звукоподражанием, словосочетанием. |
Проверяем наличие в активном и пассивном словаре ребенка слов ,обозначающих признаки предмета. | Учитель-логопед демонстрирует ребенку мячики. Это любимые мячики Миши, спрашивает: -Это какой мячик? Покажи красный мячик, а этот мяч какого цвета? | Ребенок с активным словарем отвечает, с пассивным показывает жестом. | Также предлагаем положить на полку, под кровать, дать в лапки. |
Уровень связной речи. | Миша устал, нужно его уложить спать. Педагог предлагает ребенку разложить все игрушки по местам, разобрать кровать , и Мишу положить спать. -Давай споем мишке колыбельную песенку. - Баю-баюшки-баю, -Миша уснул, мы потихоньку пойдем играть, чтобы Мишу не разбудить. Пожелаем Мише хороших снов, скажи: -Спи Миша! | Раскладывает игрушки. Поёт песенку. Повторяет. | Фиксируются умения ребенка. |
«Мишкин дом».
Используемая литература:
1. Денисова Дарья, Маяковский В. В., Янушко Е.А. Полный годовой курс занятий 2-3 лет. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2012. — 215 с.
2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2- 4 лет: Методическое пособие + стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет.
3. Волковой Л.С., Шаховской С.Н «Логопедия». Под ред.. - М.,«Владос», 2002
4. Стребелева Е.А., Орлова А.Н., Разенкова Ю.А. Шматко Н.Д. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.
5. Разенкова Ю.А. Логопедическое обследование ребенка первого года жизни. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №3 2001 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/logopedicheskoe-obsledovanie-rebenka-pervogo-goda