Публикация «Диагностика развития речи детей раннего возраста»

1
0
Материал опубликован 26 October 2023

Хоменко Олеся Игоревна

Учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37»

Томская область, ЗАТО Северск


Диагностика развития речи детей раннего возраста

с помощью модифицированного пособия «Мишкин дом»


Ключевой оценкой созревания человека — это формирование у него речи . У каждого человека этот процесс индивидуален, зависит от разных факторов, и проявляется по-разному. Ребенок не имеет представлений о том, как должна развиваться у него речь, на каком языке ему говорить. У каждого малыша есть способность в конкретный промежуток времени овладеть нормами развития речи, правилами языка, на котором разговаривают окружающие его люди. А в случае если согласно нормам у ребёнка не формируется языковая деятельность, то в этом случае можно говорить о недоразвитии речи в разной степени. Именно поэтому раннее диагностирование речевых патологий, а также надлежащие последующие коррекционные меры, могут помочь избежать, либо приостановить возникновение  речевые нарушений ребенка. В случае если патологии найдены у детей двух-трехлетнего возраста ,  своевременная врачебная ,а также помощь учителя-логопеда  увеличивают возможность  нормального развития речи .

При диагностировании детей раннего возраста учитель-логопед исследует :

-сформированность понимания речи (простых и сложных речевых

инструкций);

-исследование звукопроизношения (сформированность звуков

раннего онтогенеза);

- умение дифференцировать предметы по признакам (цвету,

действию);

- понимание предлогов ;

- понимание простейшего рассказа по сюжетной картинке, ответы

на вопросы взрослого;

-умение дифференцировать единственное и множественное число

предметов;

-объем активного и пассивного словарного запаса;

- слуховое внимания к неречевым и речевым сигналам;

Верно подобранные методики обследования помогут распознать особенности развития всех компонентов речи малыша:

Метод наблюдения за коммуникативным поведение ребенка;

Методика изучения понимания речи;

Обследование активного и пассивного словарного запаса;

Методика обследования звукопроизношения.

Речевая диагностика  начинается  с наблюдения   за малышом  в привычных для него условиях ,на занятиях и непосредственно в игре, в общении со сверстниками.  Дидактический материал, с которым ребенок будет играть при диагностике должен быть ярким интересным и многофункциональным, и соответствовать возрастным особенностям ребенка. Дети раннего возраста воспринимают мир через ощущения. Тактильное восприятие, одна из форм контакта ребенка с внешним миром. Поэтому, на мой взгляд, хорошим, результативным вариантом для диагностики речевых компонентов ребенка раннего возраста, является книжка-раскладушка из фетра «Мишкин дом». Книга имеет три игровых зоны: кухня, детская комната и ванная комната. В набор входят различные предметы быта, продукты, одежда, игрушки. Книжка выполнена из материала -фетр, который приятен на ощупь, каждая деталь имеет липучку, что даёт возможность распределять детали в нужной зоне, при этом идет развития моторики пальчиков. . Учитель-логопед использует те предметы в игре, и продумывает сюжет, который необходим для достижения поставленной цели.

При диагностировании экспрессивной речи учитывается возраст ребенка и соответствующие показатели речевого развития. Важно чтобы логопед опирался на первичные результаты диагностики, а именно на метод наблюдения, чтобы складывалась полноценная картина о ребенке. Как сейчас и именно здесь раскрывается ребенок, в каком настроении ребёнок во время диагностирования, был ли он расположен к совместной деятельности с логопедом, контактен ли малыш, легко идёт на взаимодействие с учителем-логопедом.

По завершению обследования детей раннего возраста учитель-логопед делает следующие выводы: на каком уровне речевое развитие ребенка, насколько сформированы пассивный и активный словарь, звуки раннего онтогенеза, связная речь, строение артикуляционного аппарата, грамматический строй. Можно сделать предварительное заключение:

С 1-3 лет задержка речевого развития.

С 3 лет- общее недоразвитие речи I уровня.

Для проведения диагностики необходимо следующее оборудование:

Книжка-раскладушка «Мишкин дом», картинки на липучках для сюжетно-ролевой игры, альбом с иллюстрациями для звукоподражания.



Примерная схема обследования детей раннего возраста

Исследуемый компонент речи

Действия учителя-логопеда

Ожидаемый результат ребенка

Примечание.

Понимание обращенной речи.































Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию)














Понимание простых предлогов на, под, в .

-К тебе в гости пришел Миша, покажи где Миша?

-Возьми Мишу в руки.




-Миша приглашает тебя в гости, к себе в дом. Пойдем к Мише в гости?

-Посмотри, какой у Миши красивый дом. Покажи, где у дома крыша, окно, дверь (выясняется уровень развития предметного словаря).

Предлагает логопед малышу показать части тела мишки.

-Миша в садик ходил, устал, давай мы его переоденем. Снимем курточку, оденем футболку и шортики(перед ребенком выбор вещей для Миши).

-Покажи, где шорты, где футболка?

-Надо мишке лапки помыть. Идем в ванную , найдем мыло, где мыло?

Учитель-логопед предлагает ребенку сымитировать мытье лап Миши.

-Давай намылим лапки.

-Как водичка шумит?

-У Миши есть зеркало. Где зеркало?

-Любит Миша корчить рожицы, давай повторим за ним.

Учитель-логопед предлагает ребенку повторить такие артикуляционные упражнения как:

губы — «улыбка» — «трубочка»;

язык — широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;


-А теперь давай Мишу накормим.

Педагог показывает ребенку кухню.

-Тут Миша кушает. Посмотри ,что есть на кухне?

-Что любит кушать мишка?



Педагог предлагает накормить Мишу. Просит ребенка взять различные предметы, тарелку, чашку, бочку с медом, рыбку. А затем просит:

-Поставь бочку на полку.

Затем переходим с мишкой в детскую комнату.

-Какая красивая комната у Миши. Посмотрим ,что у мишки есть.

-Дай мне пирамидку.

-Дай мне мячик.

Поставь пирамидку на полку.

Положи мячик под кровать.

Учитель-логопед просит выполнить действия ребенка, чтобы диагностировать , понимает ли ребенок простые предлоги.


Из нескольких персонажей ребенок выбирает Мишу. Показывает. Берет в руки.






Отвечает «да».







Показывает.







Показывает/называет









Находит и берет те вещи, которые назвал педагог.
















-Вот. Отвечает, или показывает.

Ребенок отвечает, показывает.





Выполнение действий.







Ребенок перечисляет игрушки.


Выполняет.

Если учитель-логопед диагностирует, что у ребенка активный словарный запас, то возможен дополнительный список вопросов. Уточнить цвет, рассказать, что есть в комнате, описать мишку и т.д.















Фиксируется умение назвать предмет словом, слогом, звукоподражанием






Если у ребенка не сформирован активный словарь, просим показать.




Ребенок выполняет задания по подражанию, сморит на себя в зеркало.

























Если активный словарь не сформирован, логопед называет игрушки, ребёнок показывает

Если у ребенка возникают трудности, педагог показывает, где нужно приклеить предмет.

Уровень сформированности фонетической стороны речи .

-У Миши много друзей. Покажи, кто говорит ав-ав, мяу-мяу.

Демонстрируются ребенку различные животные.


Воспроизводит звукоподражания.

Если у ребенка активная речь, педагог спрашивает :

-Кто это? А как он говорит?

Уровень развития предметного и глагольного словаря.

Учитель-логопед просит ребенка назвать предметы. Показывает:кровать, шкаф, картину, мяч и т.д.

-Что Миша делает?

Педагог имитирует различные действия мишки игру в мяч, читает книгу и т.д.

Показывает.







Отвечает, либо показывает жестом.

Фиксируется умение назвать предмет словом, слогом, звукоподражанием, словосочетанием.



Проверяем наличие в активном и пассивном словаре ребенка слов ,обозначающих признаки предмета.

Учитель-логопед демонстрирует ребенку мячики. Это любимые мячики Миши, спрашивает:

-Это какой мячик?

Покажи красный мячик, а этот мяч какого цвета?

Ребенок с активным словарем отвечает, с пассивным показывает жестом.

Также предлагаем положить на полку, под кровать, дать в лапки.

Уровень связной речи.

Миша устал, нужно его уложить спать. Педагог предлагает ребенку разложить все игрушки по местам, разобрать кровать , и Мишу положить спать.

-Давай споем мишке колыбельную песенку.

- Баю-баюшки-баю,
Не ложись на краю,
Придет серенький волчок…и т.д.

-Миша уснул, мы потихоньку пойдем играть, чтобы Мишу не разбудить. Пожелаем Мише хороших снов, скажи:

-Спи Миша!





Раскладывает игрушки.



Поёт песенку.



Повторяет.

Фиксируются умения ребенка.



«Мишкин дом».


t1698299944aa.gift1698299944ab.gift1698299944ac.gif


t1698299944ad.gift1698299944ae.gift1698299944af.gif



Используемая литература:

1. Денисова Дарья, Маяковский В. В., Янушко Е.А. Полный годовой курс занятий 2-3 лет. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2012. — 215 с.

2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2- 4 лет: Методическое пособие + стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет.

3. Волковой Л.С., Шаховской С.Н «Логопедия». Под ред.. - М.,«Владос», 2002

4. Стребелева Е.А., Орлова А.Н., Разенкова Ю.А. Шматко Н.Д. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

5. Разенкова Ю.А. Логопедическое обследование ребенка первого года жизни. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №3 2001 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/logopedicheskoe-obsledovanie-rebenka-pervogo-goda 






 















​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации