Методическая разработка
ДИДАКТИЧЕСКОЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«КАПИТАНЫ»
Цель игры: разнообразить формы организации учебной деятельности курсантов (в т.ч. формы контроля ЗУН) на занятии, повысить эмоциональный фон занятия.
Задачи игры:
Дидактические:
- Закрепить (обобщить, проконтролировать) знания и умения обучающихся по темам «Навигационные знаки» (1 и 2 курс), «Правила плавания на ВВП» (4 курс);
- Ознакомить с некоторыми видами работ, входящими в компетенции профессий речной специализации;
- Способствовать развитию памяти, внимания, координации движений и пространственной ориентации;
- Создать условия для формирования коммуникативных способностей, уважительного отношения к сокурсникам, выдержанности;
- Создать условия для формирования мотивации на приобретение профессий речного-морского профиля.
Игровая:
- «Инженеров путейской службы» - обозначить судовой ход (расставить макеты навигационных знаков);
- «Капитанов» - пройти согласно «рейсовому заданию» по маршруту, ориентируясь по навигационным знакам (+ для 4 курса – согласно «Правил плавания» при расхождении и обгоне судов);
- «Инспектора судоходной инспекции» – контролировать расстановку навигационных знаков и движение судов.
Игровая методика - сюжетно-ролевая игра.
Педагогическая характеристика игры - коммуникативная, продуктивная, тренинговая (варианты: обобщающая, контролирующая).
Количество участников - в пределах наполняемости микрогруппы: 1-2 чел.– «капитаны», 1-2 чел. – «инженеры путейской службы», 1 чел. – «инспектор судоходной инспекции». Количество микрогрупп - от 1 до 3.
Игровая среда - комнатная.
Игровое оборудование - стол-карта «Схема участка реки Кама 2454 – 2484», комплекты макетов навигационных знаков и судов (по кол-ву микрогрупп), форменные фуражки «капитанов» и пилотки «инженеров ПС», нагрудные знаки «инспекторов СИ», «рейсовые задания» для «капитанов», «инструкции» для «инженеров путейской службы» и «инспекторов СИ»; дополнительно (для 4 курса) – табло электр. «Судовые огни», макет судовой радиостанции.
Правила игры
После распределения ролей и получения «рейсовых заданий» и «инструкций» игроки приступают к их выполнению:
- «Инженеры путейской службы» - обозначают судовой ход (расставляют навигационные знаки на столе-карте);
- «Капитаны» - проводят свои «суда» согласно «рейсовому заданию» по маршруту, ориентируясь по навигационным знакам (4 курс – согласно «Правил плавания» при расхождении и обгоне судов, подходе к каналу, рейду координируют свои маневры с «капитанами» других «судов» по «радиосвязи», показывают «судовые огни» на табло при расхождении);
- «Инспектор судоходной инспекции» - контролирует расстановку навигационных знаков, движение судов; (4 курс – соблюдение «Правил плавания на ВВП»).
Методические указания
- Игра проводится после изучения темы «Плавучие навигационные знаки»(1 курс); тем «Знаки указания положения с/х», «Створы», «Информационные знаки», «Знаки на мостах» (2 курс); тем «Правила плавания судов по рекам», «Управление судном при выполнении маневров», «Огни береговой и плавучей обстановки»(4 курс).
- После окончания игры целесообразно провести разбор действий в каждой микрогруппе (само- и взаиморефлексию), отметить лучшую ролевую деятельность некоторых игроков, выявить причины ошибок в игре.
- Общее время игры зависит от планируемой педагогом полноты реализации игровых задач («закрепить», «обобщить», «проконтролировать»), возраста обучающихся (1, 2 или 4 курс), количества организуемых микрогрупп. Как правило, время игры может составлять от 15 до 45 минут.
- Роль педагога – координирующая, наблюдающая, направляющая и корригирующая.
Список источников:
1. Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рулевые-мотористы» (авт. Кузнецова Г.И., 2017г.)
2. Правила плавания на ВВП.//Приказ Минтранса России № 129 от 14 октября 2002 г.
Панов Егор Игоревич
Кузнецова Галина Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кузнецова Галина Ивановна
Колышкина Елена Владимировна
Кузнецова Галина Ивановна
Галина Владимировна
Кузнецова Галина Ивановна