Внеклассное мероприятие по химии на тему «Классы органических соединений» (10–11 классы)
Пояснительная записка
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над поддержкой интереса учащихся к изучаемому материалу, их активностью на протяжении всего урока. Необходимо найти эффективные методы обучения и методические приемы, которые стимулируют мыслительные процессы учеников, мотивируют их к самостоятельному усвоению знаний. Важно обеспечить активное и увлекательное взаимодействие учеников на уроке, используя это как отправную точку для развития их любознательности и глубокого интереса к предмету. Очень важная роль в этом процессе принадлежит дидактическим играм.
Включение игровой составляющей в образовательный процесс поможет решить несколько конкретных задач:
1. Дидактические задачи:
- Расширение кругозора обучаемых.
- Развитие познавательной деятельности.
- Формирование умений и навыков, необходимых для практической деятельности.
2. Развивающие задачи:
- Развитие памяти, внимания, мышления, речи и других когнитивных функций.
- Способствование творческим способностям и развитию умения находить оптимальные решения.
3. Воспитательные задачи:
- Формирование самостоятельности и воли.
- Воспитание нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.
- Пропаганда коллективизма, общительности и сотрудничества.
4. Социализирующие задачи:
- Приобщение к ценностям общества и адаптация к среде.
- Развитие навыков общения, психотерапия и стрессовый контроль для ребенка.
Дидактические игры осуществляются в соответствии с созданными для обучения правилами. Они направлены на развитие определенных навыков, закрепление изученного материала и активное участие учащихся в процессе обучения.
Игра может проходить на различных этапах урока, от его начала для организации и мотивации до фиксации и повторения материала в середине и поиска новых решений в конце, также игры можно использовать во внеурочной деятельности для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Использование дидактических игр помогает приблизить традиционное обучение к инновационному, стимулирующему развитие, направленное на создание зоны ближайшего развития для каждого ученика.
В настоящее время существует множество дидактических игр, каждая из которых направлена на развитие определенных навыков и умений, углубление изученного материала и обогащение обучающего процесса. Мною была создана дидактическая игра «Пробирки».
Тема мероприятия: «Классы органических соединений»
Место мероприятия в теме: на уроках при подготовке к контрольной работе, внеурочная деятельность, подготовка к ЕГЭ.
Тип мероприятия – дидактическая игра
Вид мероприятия – закрепление материала, помощь в подготовке к ЕГЭ по химии дидактическая игра «Пробирки»
Цель : систематизировать и закрепить знания учащихся по школьному курсу органической химии, развивать внутреннюю мотивацию учащихся к изучению химии.
Задачи урока:
- способствовать развитию позитивного интереса к химии.
- углубить знания по органической химии.
- активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию уверенности в своих знаниях.
- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать, сравнивать и классифицировать познавательный объект;
- развить эмоциональную сферу учащихся;
- развить познавательный интерес, коммуникативные качества, уверенность в своих силах, настойчивость, умения действовать самостоятельно.
Технологии обучения – игровая технология.
Методы обучения: игровой
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная или групповая работа.
Оборудование: изначальная подготовка- цветной принтер, листы А4, ламинатор, листы для ламинирования, ножницы.
Правила игры "Пробирки":
1. Подготовка:
- Подготовьте пробирки с различными органическими соединениями.
- Подготовьте химические стаканы с названиями классов органических соединений.
2. Ход игры:
- Каждый ученик по очереди получает пробирку с неизвестным органическим соединением.
- Ученик должен определить класс органического соединения, ассоциируя его с изученными химическими свойствами.
- После определения класса ученик поднимает карточку с соответствующим названием.
Ожидаемые Результаты и Польза:
- Развитие умения классифицировать органические соединения на свойствах.
- Повторения тривиальных названий веществ для подготовки к ЕГЭ.
- Стимуляция интереса к изучению органической химии через игровой подход.
- Углубление знаний о классах органических соединений и их химических свойствах.
- Создание атмосферы соревновательности и взаимодействия между учениками.
Дидактическая игра "Пробирки" представляет собой интересный и познавательный способ изучения классов органических соединений, обогащая учебный процесс новыми формами деятельности и стимулируя учеников к активному участию и обучению.