12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Cветлана Михайловна Цвирчак220
1

Дидактический материал к уроку по теме «Возникновение государства у франков». 6 класс, история средних веков

Автор-составитель Цвирчак СМ, учитель истории МАОУ ЦО №47 г.Иркутска

Дидактический материал к уроку по теме «Возникновение государства у франков». 6 класс, история средних веков

Работа с историческим документом -«Салическая правда франков»

Цель работы : овладение универсальными учебными познавательными действиями ( базовыми логическими действиями и работой с информацией в контексте анализа документа «Салическая правда».



Основное содержание «Салической правды»- перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов)Текст Салической правды дает нам представления об общественном строе франков .Прежде чем обратиться к документу на уроке, учитель дает его краткую характеристику; говорит, когда и кем он составлен, в каких целях; что ученики узнают из этого документа. Присту­пая к ознакомлению с «Салической правдой», учитель отмечает, что этот свод древнегерманских законов включает отдельные нормы (статьи) обычного права германцев. Статьи закона направлены на защиту жизни и имущества в первую очередь знатных франков и свободных франков В ней также описано положение зависимых людей, ука­заны права и обязанности основных категорий населения древних германцев. Списки «Салической правды» распрост­ранялись в 6-8вв

Статьи из Салической правды на основе ,которой составлени рабочий лист взяты из хрестоматии по истории средних веков.

Сссылка  на источник

https://drevlit.ru/docs/france/VI/Lex_Salica/text.php?ysclid=lprtvxm9z1133617897

Учащиеся разбиваются на три группы и получают свой рабочий лист





Рабочий лист группы № 1

Затем ученики обращаются к тексту законов, подготовленных для анализа в классе .

Словарь

центенарии— богатый, знатный человек.

мальберг— сборщик доходов.

майордом— управляющий королевского двора.

литы— слуги, работающие по договору .

общинник— крестьянин свободный.

рабы — человек лишенный свободы.

продажа — штраф за преступление в пользу короля.

наймит — общинник, получивший ссуду, зависимый.

Статьи документа

18. Если убьют мальберга, то с убийцы взыскивается 80 монет; за убийство центария также платить 80 монет

21. А за убийство майордома — 150 монет, а за старшего конюха при стаде — также 50 монет.

22. За королевского смотрителя за сельскими рабами— 62монет.

23.А за убийство лита -15 монет, а за убийство общинника 40 монет, за убийство раба 5 монет

24. Если сожгут дом центенария то платить 40 монет .

25. Если покрадут хлеб , сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 монеты.

65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб — 10 монет .

70. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или боро­ну, то за продажу их он должен заплатить.

73. ...Если господин бьет лита за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и общиннику.

78. За покражу сена или дров — 9 монет.

103. Если общинник умрет без детей, то наследство королю; если будут у него дочери дома, то дать часть на них; если же будут замужем, то не давать части.

104.А если дружинник умрет, то королю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.

Вопросы к документу

1.Что такое «Салическая правда»?

2. Какие группы населения названы в этом документе?

3. Кто работал в королевском хозяйстве? (Ст. 70, 71, 73, 103.)

Рабочий лист № 2

Словарь

центенарии— богатый, знатный человек.

мальберг— сборщик доходов.

майордом— управляющий королевского двора.

литы— слуги, работающие по договору .

общинник— крестьянин свободный.

рабы — человек лишенный свободы.

продажа — штраф за преступление в пользу короля.

наймит — общинник, получивший ссуду, зависимый.

Статьи документа

18. Если убьют мальберга, то с убийцы взыскивается 80 монет; за убийство центария также платить 80 монет

21. А за убийство майордома — 150 монет, а за старшего конюха при стаде — также 50 монет.

22. За королевского смотрителя за сельскими рабами— 62монет.

23.А за убийство лита -15 монет, а за убийство общинника 40 монет, за убийство раба 5 монет

24. Если сожгут дом центенария то платить 40 монет .

25. Если покрадут хлеб , сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 монеты.

65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб — 10 монет .

70. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или боро­ну, то за продажу их он должен заплатить.

73. ...Если господин бьет лита за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и общиннику.

78. За покражу сена или дров — 9 монет.

103. Если общинник умрет без детей, то наследство королю; если будут у него дочери дома, то дать часть на них; если же будут замужем, то не давать части.

104.А если дружинник умрет, то королю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.

Вопросы к документу

1. Каково положение общинника? лита? раба? (В противоположность ст. 104.)

2. Кто управлял королевским хозяйством? (Ст. 18, 21, 22.)

3. Какого рода преступления караются по статьям 30, 39,65, 78, и 79?.

Рабочий лист № 3

Словарь

центенарии— богатый, знатный человек.

мальберг— сборщик доходов.

майордом— управляющий королевского двора.

литы— слуги, работающие по договору .

общинник— крестьянин свободный.

рабы — человек лишенный свободы.

продажа — штраф за преступление в пользу короля.

наймит — общинник, получивший ссуду, зависимый.

Статьи документа

18. Если убьют мальберга, то с убийцы взыскивается 80 монет; за убийство центария также платить 80 монет

21. А за убийство майордома — 150 монет, а за старшего конюха при стаде — также 50 монет.

22. За королевского смотрителя за сельскими рабами— 62монет.

23.А за убийство лита -15 монет, а за убийство общинника 40 монет, за убийство раба 5 монет

24. Если сожгут дом центенария то платить 40 монет .

25. Если покрадут хлеб , сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 монеты.

65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб — 10 монет .

70. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или боро­ну, то за продажу их он должен заплатить.

73. ...Если господин бьет лита за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и общиннику.

78. За покражу сена или дров — 9 монет.

103. Если общинник умрет без детей, то наследство королю; если будут у него дочери дома, то дать часть на них; если же будут замужем, то не давать части.

104.А если дружинник умрет, то королю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.

Вопросы к документу

1. Как сопротивлялись закабаляемые крестьяне? (Ст. 24,25,65.)

2. Какие выводы о социальном характере общества можно сделать на основании статей 18, 21, и 23?

3. Какой общественный строй показан в «Салической правде»?

Ученики в группах изучают документа , а затем через 10 минут представители группы публично дают ответ на поставленный вопрос  к документу. Ответы учеников должны быть полными и исчерпы­вающими, а выводы подтверждены ссылками из документа.

В результате анализа документа в сознании учащихся формируются истори­ческие понятия. Ученики усваивают не готовые зна­ния, новые знания  возникают у них  в результате логиче­ского выведения или построения при изучении первоисточника, таким образои они как бы сами прикасаются к эпохе, сами являются ее участниками, что позволяет в большей степени понять исторические процессы и явления ».



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.