Дидактический материал к уроку по теме «Возникновение государства у франков». 6 класс, история средних веков
Автор-составитель Цвирчак СМ, учитель истории МАОУ ЦО №47 г.Иркутска
Дидактический материал к уроку по теме «Возникновение государства у франков». 6 класс, история средних веков
Работа с историческим документом -«Салическая правда франков»
Цель работы : овладение универсальными учебными познавательными действиями ( базовыми логическими действиями и работой с информацией в контексте анализа документа «Салическая правда».
Основное содержание «Салической правды»- перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов)Текст Салической правды дает нам представления об общественном строе франков .Прежде чем обратиться к документу на уроке, учитель дает его краткую характеристику; говорит, когда и кем он составлен, в каких целях; что ученики узнают из этого документа. Приступая к ознакомлению с «Салической правдой», учитель отмечает, что этот свод древнегерманских законов включает отдельные нормы (статьи) обычного права германцев. Статьи закона направлены на защиту жизни и имущества в первую очередь знатных франков и свободных франков В ней также описано положение зависимых людей, указаны права и обязанности основных категорий населения древних германцев. Списки «Салической правды» распространялись в 6-8вв
Статьи из Салической правды на основе ,которой составлени рабочий лист взяты из хрестоматии по истории средних веков.
Сссылка на источник
https://drevlit.ru/docs/france/VI/Lex_Salica/text.php?ysclid=lprtvxm9z1133617897
Учащиеся разбиваются на три группы и получают свой рабочий лист
Рабочий лист группы № 1
Затем ученики обращаются к тексту законов, подготовленных для анализа в классе .
Словарь
центенарии— богатый, знатный человек.
мальберг— сборщик доходов.
майордом— управляющий королевского двора.
литы— слуги, работающие по договору .
общинник— крестьянин свободный.
рабы — человек лишенный свободы.
продажа — штраф за преступление в пользу короля.
наймит — общинник, получивший ссуду, зависимый.
Статьи документа
18. Если убьют мальберга, то с убийцы взыскивается 80 монет; за убийство центария также платить 80 монет
21. А за убийство майордома — 150 монет, а за старшего конюха при стаде — также 50 монет.
22. За королевского смотрителя за сельскими рабами— 62монет.
23.А за убийство лита -15 монет, а за убийство общинника 40 монет, за убийство раба 5 монет
24. Если сожгут дом центенария то платить 40 монет .
25. Если покрадут хлеб , сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 монеты.
65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб — 10 монет .
70. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или борону, то за продажу их он должен заплатить.
73. ...Если господин бьет лита за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и общиннику.
78. За покражу сена или дров — 9 монет.
103. Если общинник умрет без детей, то наследство королю; если будут у него дочери дома, то дать часть на них; если же будут замужем, то не давать части.
104.А если дружинник умрет, то королю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.
Вопросы к документу
1.Что такое «Салическая правда»?
2. Какие группы населения названы в этом документе?
3. Кто работал в королевском хозяйстве? (Ст. 70, 71, 73, 103.)
Рабочий лист № 2
Словарь
центенарии— богатый, знатный человек.
мальберг— сборщик доходов.
майордом— управляющий королевского двора.
литы— слуги, работающие по договору .
общинник— крестьянин свободный.
рабы — человек лишенный свободы.
продажа — штраф за преступление в пользу короля.
наймит — общинник, получивший ссуду, зависимый.
Статьи документа
18. Если убьют мальберга, то с убийцы взыскивается 80 монет; за убийство центария также платить 80 монет
21. А за убийство майордома — 150 монет, а за старшего конюха при стаде — также 50 монет.
22. За королевского смотрителя за сельскими рабами— 62монет.
23.А за убийство лита -15 монет, а за убийство общинника 40 монет, за убийство раба 5 монет
24. Если сожгут дом центенария то платить 40 монет .
25. Если покрадут хлеб , сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 монеты.
65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб — 10 монет .
70. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или борону, то за продажу их он должен заплатить.
73. ...Если господин бьет лита за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и общиннику.
78. За покражу сена или дров — 9 монет.
103. Если общинник умрет без детей, то наследство королю; если будут у него дочери дома, то дать часть на них; если же будут замужем, то не давать части.
104.А если дружинник умрет, то королю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.
Вопросы к документу
1. Каково положение общинника? лита? раба? (В противоположность ст. 104.)
2. Кто управлял королевским хозяйством? (Ст. 18, 21, 22.)
3. Какого рода преступления караются по статьям 30, 39,65, 78, и 79?.
Рабочий лист № 3
Словарь
центенарии— богатый, знатный человек.
мальберг— сборщик доходов.
майордом— управляющий королевского двора.
литы— слуги, работающие по договору .
общинник— крестьянин свободный.
рабы — человек лишенный свободы.
продажа — штраф за преступление в пользу короля.
наймит — общинник, получивший ссуду, зависимый.
Статьи документа
18. Если убьют мальберга, то с убийцы взыскивается 80 монет; за убийство центария также платить 80 монет
21. А за убийство майордома — 150 монет, а за старшего конюха при стаде — также 50 монет.
22. За королевского смотрителя за сельскими рабами— 62монет.
23.А за убийство лита -15 монет, а за убийство общинника 40 монет, за убийство раба 5 монет
24. Если сожгут дом центенария то платить 40 монет .
25. Если покрадут хлеб , сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 монеты.
65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб — 10 монет .
70. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или борону, то за продажу их он должен заплатить.
73. ...Если господин бьет лита за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и общиннику.
78. За покражу сена или дров — 9 монет.
103. Если общинник умрет без детей, то наследство королю; если будут у него дочери дома, то дать часть на них; если же будут замужем, то не давать части.
104.А если дружинник умрет, то королю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.
Вопросы к документу
1. Как сопротивлялись закабаляемые крестьяне? (Ст. 24,25,65.)
2. Какие выводы о социальном характере общества можно сделать на основании статей 18, 21, и 23?
3. Какой общественный строй показан в «Салической правде»?
Ученики в группах изучают документа , а затем через 10 минут представители группы публично дают ответ на поставленный вопрос к документу. Ответы учеников должны быть полными и исчерпывающими, а выводы подтверждены ссылками из документа.
В результате анализа документа в сознании учащихся формируются исторические понятия. Ученики усваивают не готовые знания, новые знания возникают у них в результате логического выведения или построения при изучении первоисточника, таким образои они как бы сами прикасаются к эпохе, сами являются ее участниками, что позволяет в большей степени понять исторические процессы и явления ».