Дидактический материал «Пальчиковый театр»

1
0
Материал опубликован 7 November 2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лучик» Илекского района Оренбургской области

Дидактический материал

«Пальчиковый театр»

Подготовил: воспитатель МБДОУ детский сад «Лучик»

Илекского района Оренбургской области

Элекина Наталья Сергеевна

Название, вид театра: пальчиковый театр.

Автор: Элекина Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детский сад «Лучик» Илекского района Оренбургской области.

Описание технологии изготовления театра: персонажи сказок на пальчиках связаны крючком из пряжи.

Материал предназначен: для воспитателей, учителей начальных классов, а также родителей.
Возрастная категория детей, для которых предназначен театр: от 3 лет

Пальчиковый театр предназначен для театрализованной деятельности в детском саду и дома, может быть использован в ходе непосредственно образовательной деятельности как сюрпризный момент. Он может стать прекрасной традицией вашего дома и семьи.  

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексном художественных средств. При показе кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописно – декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми по познавательному, художественно – эстетическому развитию дошкольников. Дети учатся познавать прекрасное через театр, знакомятся с различными литературными произведениями (это могут быть сказки, как народные, так и авторские, потешки, прибаутки, считалочки и т.д.) у них расширяется кругозор.

В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений. К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры.

Пальчиковый театр – это дидактическая игра (Л.В. Артёмова).

Пальчиковый театр – сюжетно-ролевая игра (Н. В. Краснощекова). Пальчиковый театр – театрализованная игра (А.О. Акулова).

Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

Обычно набор фигурок для кукольного театра состоит из небольшого количества куколок-героев, каждую можно одеть на свой пальчик. Он может по своему желанию создавать и переделывать. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у ребенка появляется возможность разыграть и проанализировать множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок

Пальчиковый театр предоставляет возможность родителям поиграть вместе с ребенком. Игры с пальчиковыми куклами помогают ребенку лучше управлять движениями собственных пальцев, развивают мелкую моторику руки.

Работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:

1. Знакомство детей с художественным произведением.

2. Показ иллюстраций, игрушек по данному литературному произведению для определения характера героя, картинок, его внешнего вида.

3. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.

4. Показ способов управления куколками.

5. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации.

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно.

А еще маленькие фигурки пальчикового театра создадут ребёнку компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. Они не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша.

При создании театрально-музыкального уголка в группе – важный объект развивающей среды, в котором дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Я решила изготовить пальчиковый театр. Потом возник вопрос, из чего изготовить пальчиковый театр? Изучив литературу, выяснила, что пальчиковый театр можно изготовить из следующих материалов: дерево, картон, пластмасс, ткань, пряжи. И решила сделать кукольный театр из пряжи? Так как эти игрушки: можно положить в сумку, постирать от пыли, не помнутся, и в наше время много разнообразных цветов пряжи. Второй вопрос стоял, с какой сказки начать? Долго рассматривала сказки, и заметила, что ребятам нравится персонажи сказки «Колобок». Я решила изготовить набор кукол для пальчикового театра, сказку « Колобок».

Материал который мне понадобился, это пряжа, крючок, иголка с ниткой, ножницы, аксессуары: глазки, носик, губки.

Глаза можно сделать то же из разного материала: бусинки, пуговицы, из бумаги, кожи и.т.д. А сам процесс изготовления некоторых игрушек (зайчика, лисички, волка, медведя) можно найти в журнале «Сабрина Baby» №2/2011.

Ну, вот готовы мои игрушки! Но на этом я не остановилась и начала искать схемы других сказок. Так со временем у меня появились и другие герой сказки.

Работая с детьми, поставил перед собой цель:

Использовать пальчиковый театр для развития речи, мелкой моторики у дошкольников.

Задачи:

Развивать: речь, фантазию и воображение, зрительное и слуховое восприятие у дошкольников.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Развивать пространственное мышление.

Расширить словарный запас.

Воспитывать любовь к сказкам.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитывать желание играть в пальчиковый театр.

В детском саду работаю 17 лет. Помнится, в мою группу пришла новая девочка Таня. Замкнутая, молчаливая, она долго не могла привыкнуть к детскому коллективу, к воспитателям. Речь у нее была несвязной, ребенок трудно воспринимал те новые слова и понятия, с которыми я знакомила детей. Я постаралась, чтобы ребята подружились с Таней, уделяли ей больше внимания, чем другим, обязательно вовлекали ее в свои игры.

И вот, наконец, нашелся хороший повод, чтобы ей помочь. Однажды, ребята играли в пальчиковый театр, я предложила ей поиграть вместе с ними. Девочка согласилась. А на следующий день, наблюдая за Таней, заметила, как она общается и играет в пальчиковый театр вместе девочками.

А через несколько дней во время занятия решила спросить ее. Таня встала, подошла ко мне и, очень волнуясь, вначале неуверенным, дрожащим голосом начала отвечать на вопрос. Через некоторое время я убедилась, что Таня, отвечая на занятиях, перестала волноваться, стала чаще беседовать с ней, просила рассказывать о том, что она видела, где была, рассматривала с ней картинки, играли в пальчиковый театр.

Все это способствовало расширению словарного запаса девочки, ее последовательному мышлению. Таня стала выражать свои мысли вслух, которые понимали другие, чувствовать себя более увереннее.

В ходе работы с детьми сделала для себя вывод: детям очень нравится играть в пальчиковый театр – это увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики рук; помогает развивать пространственное восприятие, воображение, память, мышление и внимание; формирует творческие способности и артистические умения; помогает увеличивать словарный запас и активизирует речевые функции. Дети становятся более робкими, уверенными и активными.


 

Литература.

Артемова Л. В. А86 Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспи­тателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с; ил. ISBN 5-09-001627-5.

Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. [Текст]: учебное пособие/ С.Е. Большакова –Изд-во Сфера, 2015.-64с.

Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идея для развития мелкой моторики. Изд. 2-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2012.-220 с.

Журнал: Сабрина BABY №2 2011

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный ТЕАТР – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – 3-е изд., М.: Просвещение, 1982- 191 с.

Краснощекова Н.В. 78 Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с. - (Школа развития). 18ВК 978-5-222-125Г8-2

Лыкова И.А. Театр на пальчиках.- Изд-во: Цветной мир, 2013.-154с.

Шевченко И. Н. «Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников»// Журнал Логопед, № 1, 2011

 

Приложение

Схемы вязания.

 

Зайчик

Голова-туловище

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 6 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 12 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 16 ст. б/н

4-9-й р: 16 ст. б/н

10-й р: провязать по 2 ст.б/н вместе = 8 ст. б/н

11-й р: 8 ст. б/н

12-й р: удвоить каждую петлю = 16 ст. б/н

13-21-й р: 16 ст. б/н

Мордочка

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 5 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 8 ст. б/н

Хвост

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 10 ст. с/н и 1 соед. ст. в 1-й ст. с/н

Ухо

Связать цепочку из 3-х в. п.

Далее вязать по спирали 6 рядов, выполнив в 1-й р в первую петлю 7 ст. б/н

Верхняя лапа

Связать цепочку из 3-х в. п.

Далее вязать по спирали 6 рядов, выполнив в 1-й р в первую петлю 6 ст. б/н

Пришить все детали к туловищу.

Приклеить глаза, рот, нос.

Лисичка

Голова-туловище

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 6 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 12 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 16 ст. б/н

4-10-й р: 16 ст. б/н

11-й р: провязать по 2 ст.б/н вместе = 8 ст. б/н

12-й р: 8 ст. б/н

13-й р: удвоить каждую петлю = 16 ст. б/н

14-23-й р: 16 ст. б/н

Мордочка

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 5 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: 5 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 2-ю петлю = 7 ст. б/н

4-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 10 ст. б/н

Хвост

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 5 ст. с/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 10 ст. б/н

3-4-й р: 10 ст. б/н

5-7-й р: убавить 1 ст. б/н, для этого в начале ряда провязать 2 ст. б/н вместе

8-й р: 7 ст. б/н

Ухо

Связать цепочку из 3-х в. п. + 2 в.п.подъёма

1-й р: связать 3 ст. с/н

Верхняя лапа

Связать цепочку из 3-х в. п.

Далее вязать по спирали 6 рядов, выполнив в 1-й р в первую петлю 7 ст. б/н

Манишка

Связать 1 в. п. + 2 в. п. подъёма

1-й р: 3 ст. с/н

2-3-й р: 2 в. п. подъёма, 3 ст. с/н

Пришить все детали к туловищу.

Приклеить глаза, рот, нос.

Волк

Голова-туловище

Вязать, как у лисы, но выполнить на 1р. больше (24-й р.: 16 ст. б/н)

Верхняя лапа, мордочка, ухо - Вязать, как у лисы

Хвост

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 6 ст. с/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую 2-ю петлю = 8 ст. б/н

3-7-й р: 8 ст. б/н

Пришить все детали к туловищу.

Приклеить глаза, рот, нос.

Медведь

Голова-туловище

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 7 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 14 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 18 ст. б/н

4-9-й р: 18 ст. б/н

10-й р: провязать по 2 ст.б/н вместе = 9 ст. б/н

11-й р: 9 ст. б/н

12-й р: удвоить каждую петлю = 18 ст. б/н

13-й р: удвоить каждую 7-ю петлю = 20 ст. б/н

14-23-й р: 20 ст. б/н

24-й р: провязать каждый 3-й и 4-й ст.б/н вместе = 16 ст. б/н

25-й р: 16 ст. б/н

Мордочка

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 6 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 12 ст. б/н

3-5-й р: 12 ст. б/н

Ухо

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 8 ст. с/н, не замыкать в кольцо, чтобы получился полукруг

Верхняя лапа

Связать цепочку из 3-х в. п.

Далее вязать по спирали 7 рядов, выполнив в 1-й р в первую петлю 7 ст. б/н

Животик

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 7 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 14 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 2-ю петлю = 21 ст. б/н

Пришить все детали к туловищу.

Приклеить глаза, рот, нос.

Бабушка

Голова-туловище

1-12-й р: вязать, как у медведя пряжей телесного цвета

13-16-й р: 18 ст. б/н – рубаха

17-й р: 18 ст. б/н – цвет пояса

18-24-й р: 18 ст. б/н – юбка

Руки – вязать, как у лисички.

Передник

Связать цепочку из 4-х в. п. Вязать ст. б/н или ст. с/

Пришить все детали к туловищу.

Сделать волосы из пряжи, пришить к голове, уложить в пучок.

Нос – «пико», т.е. цепочка из 3-х в. п. пряжей телесного цвета, соед. ст. в 1-ю петлю или вышить швом «узелок».

Приклеить глаза и рот.

Дедушка

Голова-туловище

1-11-й р: вязать, как у медведя пряжей телесного цвета

12-й р: вязать, как у медведя пряжей красного цвета

13- р: вязать, как у медведя пряжей серого цвета (рубаха)

14-20-й р: 20 ст. б/н

21-й р: 20 ст. б/н пряжей красного цвета

22-й р: провязать каждый 3-й и 4-й ст.б/н вместе = 16 ст. б/н – штаны

23-27-й р: 16 ст. б/н

Руки – вязать, как у лисички, но 3-й р пряжей красного цвета

Пришить все детали к туловищу.

Волосы, борода - цепочка из в. п., 1 р: ст. б/н

Усы - цепочка из в. п.

Нос – «пико» или вышить швом «узелок».

Приклеить глаза и рот.

Колобок

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 7 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 14 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 18 ст. б/н

4-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 24 ст. б/н

5-8-й р: 24 ст. б/н

9-й р: провязать каждый 5-й и 6-й ст.б/н вместе = 20 ст. б/н

10-й р: провязать каждый 4-й и 5-й ст.б/н вместе = 16 ст. б/н

11-й р: 16 ст. б/н

https://s45.radikal.ru/i108/1103/8b/5403e9f6e9b8t.jpg

https://s39.radikal.ru/i084/1103/ce/4eaa807a3d9at.jpg

 

 

 

 

Сценарий

Дружная семейка

(Ценуша Петрова. Перевел с болгарского В. Арсентев)

На одной руке исполнителя – кукла – мама, на другой – перчатка с небольшими головками кукол мальчиков на каждом пальчике.

Воспитатель (читает текст перед ширмой; пальцы появляются один за другим в зависимости от содержания).На опушке леса в маленьком домике жила мама с пятью мальчиками – пальчиками. Говорит раз мальчик маме.

Над ширмой слева показывается мама, рядом с ней – большой палец

Большой пальчик. Очень мне есть хочется, мамочка! Испеки мне пирожок.

Мама. Хорошо, сынок! Белая мучица у нас найдется, свежее маслице тоже. А вот печку растопить нечем!

Большой пальчик. Я сейчас тебе принесу...(Убегает. Мама уходит.)

Воспитатель. Побежал пальчик в лес, а там шишкам счету нет.

Большой пальчик. Вот чем мама печку растопит.

Воспитатель. Нагнулся пальчик за шишкой, а поднять не может.

Большой пальчик. Позову – ка второго – брата – Указальчика. Он и большой и сильней меня. (Бежит налево.)

Указальчик, брат удалый, будем сыты до отвала

Если шишку мы с тобой отнесем сейчас домой!

Появляется указательный палец. Оба бегут за шишкой.

Воспитатель. Нагнулся Указальчик. Очень старался шишку поднять, шишка – ни сместа.

Указальчик. Давай – ка пойдем среднего брата позовем. (Бегут налево.)

Ты у нас совсем в отца,

Нет проворней молодца.

Большой пальчик.

Всех ты выше, всех сильнее,

Помоги нам побыстрее!

Появляется средний пальчик, и все бегут за шишкой.

Воспитатель. Бился с шишкой средний брат. Целый десять раз подряд. Но и самый сильный из братьев так и не смог поднять шишку.

Бальшой палец. Что же, позовем последнего брата. Может быть, он нам поможет. (Бегут налево.)

Братец Безымянчик,

Будь хоть ты герой:

Средний пальчик.

Еловую шишку

Отнеси домой!

Появляется безымынный палец, все бегут за шишкой.

Воспитатель. Подбегают братья к шишке. Безымянчик поднатужился, закряхтел, покраснел, весь потом обливается...Но и ему не удалось шишку поднять. Думали братья, думали и решили меньшого на помощь позвать. (Бегут налево.)

Пальцы (вместе).

Ах, Мизинчик, дай совет,

С этой шишкой сладу нет!

Появляется мизинец. Все бегут за шишкой.

Воспитатель.

Вот Мизинчик прибежал,

Хоть и мал он, да удал,

Лишь на шишку он взглянул,

Сразу братьям подмигнул:

Для умелой руки –

Это, мол, пустяки!

Мизинчик.

Ну – ка, братцы, смело

Беритесь за дело!

Ты возьмись за этот край,

Ты отсюда нажимай,

Ты отсюда, я – оттуда...

Раз, два, три, приподнимай!

Показывается вся кисть руки, несущая шишку.

Воспитатель.

Пятеро братьев шишку несут, пятеро братьев песню поют.

Что такое в жизни значит дружная семейка,

Подсказала вам, ребята, сказочка моя!

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.