12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Элекина Наталья Сергеевна294
Россия, Оренбургская обл., с. Привольное

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лучик» Илекского района Оренбургской области

Дидактический материал

«Пальчиковый театр»

Подготовил: воспитатель МБДОУ детский сад «Лучик»

Илекского района Оренбургской области

Элекина Наталья Сергеевна

Название, вид театра: пальчиковый театр.

Автор: Элекина Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детский сад «Лучик» Илекского района Оренбургской области.

Описание технологии изготовления театра: персонажи сказок на пальчиках связаны крючком из пряжи.

Материал предназначен: для воспитателей, учителей начальных классов, а также родителей.
Возрастная категория детей, для которых предназначен театр: от 3 лет

Пальчиковый театр предназначен для театрализованной деятельности в детском саду и дома, может быть использован в ходе непосредственно образовательной деятельности как сюрпризный момент. Он может стать прекрасной традицией вашего дома и семьи.  

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексном художественных средств. При показе кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописно – декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми по познавательному, художественно – эстетическому развитию дошкольников. Дети учатся познавать прекрасное через театр, знакомятся с различными литературными произведениями (это могут быть сказки, как народные, так и авторские, потешки, прибаутки, считалочки и т.д.) у них расширяется кругозор.

В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений. К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры.

Пальчиковый театр – это дидактическая игра (Л.В. Артёмова).

Пальчиковый театр – сюжетно-ролевая игра (Н. В. Краснощекова). Пальчиковый театр – театрализованная игра (А.О. Акулова).

Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

Обычно набор фигурок для кукольного театра состоит из небольшого количества куколок-героев, каждую можно одеть на свой пальчик. Он может по своему желанию создавать и переделывать. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у ребенка появляется возможность разыграть и проанализировать множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок

Пальчиковый театр предоставляет возможность родителям поиграть вместе с ребенком. Игры с пальчиковыми куклами помогают ребенку лучше управлять движениями собственных пальцев, развивают мелкую моторику руки.

Работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:

1. Знакомство детей с художественным произведением.

2. Показ иллюстраций, игрушек по данному литературному произведению для определения характера героя, картинок, его внешнего вида.

3. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.

4. Показ способов управления куколками.

5. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации.

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно.

А еще маленькие фигурки пальчикового театра создадут ребёнку компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. Они не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша.

При создании театрально-музыкального уголка в группе – важный объект развивающей среды, в котором дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Я решила изготовить пальчиковый театр. Потом возник вопрос, из чего изготовить пальчиковый театр? Изучив литературу, выяснила, что пальчиковый театр можно изготовить из следующих материалов: дерево, картон, пластмасс, ткань, пряжи. И решила сделать кукольный театр из пряжи? Так как эти игрушки: можно положить в сумку, постирать от пыли, не помнутся, и в наше время много разнообразных цветов пряжи. Второй вопрос стоял, с какой сказки начать? Долго рассматривала сказки, и заметила, что ребятам нравится персонажи сказки «Колобок». Я решила изготовить набор кукол для пальчикового театра, сказку « Колобок».

Материал который мне понадобился, это пряжа, крючок, иголка с ниткой, ножницы, аксессуары: глазки, носик, губки.

Глаза можно сделать то же из разного материала: бусинки, пуговицы, из бумаги, кожи и.т.д. А сам процесс изготовления некоторых игрушек (зайчика, лисички, волка, медведя) можно найти в журнале «Сабрина Baby» №2/2011.

Ну, вот готовы мои игрушки! Но на этом я не остановилась и начала искать схемы других сказок. Так со временем у меня появились и другие герой сказки.

Работая с детьми, поставил перед собой цель:

Использовать пальчиковый театр для развития речи, мелкой моторики у дошкольников.

Задачи:

Развивать: речь, фантазию и воображение, зрительное и слуховое восприятие у дошкольников.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Развивать пространственное мышление.

Расширить словарный запас.

Воспитывать любовь к сказкам.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитывать желание играть в пальчиковый театр.

В детском саду работаю 17 лет. Помнится, в мою группу пришла новая девочка Таня. Замкнутая, молчаливая, она долго не могла привыкнуть к детскому коллективу, к воспитателям. Речь у нее была несвязной, ребенок трудно воспринимал те новые слова и понятия, с которыми я знакомила детей. Я постаралась, чтобы ребята подружились с Таней, уделяли ей больше внимания, чем другим, обязательно вовлекали ее в свои игры.

И вот, наконец, нашелся хороший повод, чтобы ей помочь. Однажды, ребята играли в пальчиковый театр, я предложила ей поиграть вместе с ними. Девочка согласилась. А на следующий день, наблюдая за Таней, заметила, как она общается и играет в пальчиковый театр вместе девочками.

А через несколько дней во время занятия решила спросить ее. Таня встала, подошла ко мне и, очень волнуясь, вначале неуверенным, дрожащим голосом начала отвечать на вопрос. Через некоторое время я убедилась, что Таня, отвечая на занятиях, перестала волноваться, стала чаще беседовать с ней, просила рассказывать о том, что она видела, где была, рассматривала с ней картинки, играли в пальчиковый театр.

Все это способствовало расширению словарного запаса девочки, ее последовательному мышлению. Таня стала выражать свои мысли вслух, которые понимали другие, чувствовать себя более увереннее.

В ходе работы с детьми сделала для себя вывод: детям очень нравится играть в пальчиковый театр – это увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики рук; помогает развивать пространственное восприятие, воображение, память, мышление и внимание; формирует творческие способности и артистические умения; помогает увеличивать словарный запас и активизирует речевые функции. Дети становятся более робкими, уверенными и активными.


 

Литература.

Артемова Л. В. А86 Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспи­тателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с; ил. ISBN 5-09-001627-5.

Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. [Текст]: учебное пособие/ С.Е. Большакова –Изд-во Сфера, 2015.-64с.

Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идея для развития мелкой моторики. Изд. 2-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2012.-220 с.

Журнал: Сабрина BABY №2 2011

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный ТЕАТР – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – 3-е изд., М.: Просвещение, 1982- 191 с.

Краснощекова Н.В. 78 Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с. - (Школа развития). 18ВК 978-5-222-125Г8-2

Лыкова И.А. Театр на пальчиках.- Изд-во: Цветной мир, 2013.-154с.

Шевченко И. Н. «Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников»// Журнал Логопед, № 1, 2011

 

Приложение

Схемы вязания.

 

Зайчик

Голова-туловище

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 6 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 12 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 16 ст. б/н

4-9-й р: 16 ст. б/н

10-й р: провязать по 2 ст.б/н вместе = 8 ст. б/н

11-й р: 8 ст. б/н

12-й р: удвоить каждую петлю = 16 ст. б/н

13-21-й р: 16 ст. б/н

Мордочка

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 5 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 8 ст. б/н

Хвост

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 10 ст. с/н и 1 соед. ст. в 1-й ст. с/н

Ухо

Связать цепочку из 3-х в. п.

Далее вязать по спирали 6 рядов, выполнив в 1-й р в первую петлю 7 ст. б/н

Верхняя лапа

Связать цепочку из 3-х в. п.

Далее вязать по спирали 6 рядов, выполнив в 1-й р в первую петлю 6 ст. б/н

Пришить все детали к туловищу.

Приклеить глаза, рот, нос.

Лисичка

Голова-туловище

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 6 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 12 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 16 ст. б/н

4-10-й р: 16 ст. б/н

11-й р: провязать по 2 ст.б/н вместе = 8 ст. б/н

12-й р: 8 ст. б/н

13-й р: удвоить каждую петлю = 16 ст. б/н

14-23-й р: 16 ст. б/н

Мордочка

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 5 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: 5 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 2-ю петлю = 7 ст. б/н

4-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 10 ст. б/н

Хвост

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 5 ст. с/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 10 ст. б/н

3-4-й р: 10 ст. б/н

5-7-й р: убавить 1 ст. б/н, для этого в начале ряда провязать 2 ст. б/н вместе

8-й р: 7 ст. б/н

Ухо

Связать цепочку из 3-х в. п. + 2 в.п.подъёма

1-й р: связать 3 ст. с/н

Верхняя лапа

Связать цепочку из 3-х в. п.

Далее вязать по спирали 6 рядов, выполнив в 1-й р в первую петлю 7 ст. б/н

Манишка

Связать 1 в. п. + 2 в. п. подъёма

1-й р: 3 ст. с/н

2-3-й р: 2 в. п. подъёма, 3 ст. с/н

Пришить все детали к туловищу.

Приклеить глаза, рот, нос.

Волк

Голова-туловище

Вязать, как у лисы, но выполнить на 1р. больше (24-й р.: 16 ст. б/н)

Верхняя лапа, мордочка, ухо - Вязать, как у лисы

Хвост

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 6 ст. с/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую 2-ю петлю = 8 ст. б/н

3-7-й р: 8 ст. б/н

Пришить все детали к туловищу.

Приклеить глаза, рот, нос.

Медведь

Голова-туловище

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 7 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 14 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 18 ст. б/н

4-9-й р: 18 ст. б/н

10-й р: провязать по 2 ст.б/н вместе = 9 ст. б/н

11-й р: 9 ст. б/н

12-й р: удвоить каждую петлю = 18 ст. б/н

13-й р: удвоить каждую 7-ю петлю = 20 ст. б/н

14-23-й р: 20 ст. б/н

24-й р: провязать каждый 3-й и 4-й ст.б/н вместе = 16 ст. б/н

25-й р: 16 ст. б/н

Мордочка

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 6 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 12 ст. б/н

3-5-й р: 12 ст. б/н

Ухо

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 8 ст. с/н, не замыкать в кольцо, чтобы получился полукруг

Верхняя лапа

Связать цепочку из 3-х в. п.

Далее вязать по спирали 7 рядов, выполнив в 1-й р в первую петлю 7 ст. б/н

Животик

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 7 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 14 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 2-ю петлю = 21 ст. б/н

Пришить все детали к туловищу.

Приклеить глаза, рот, нос.

Бабушка

Голова-туловище

1-12-й р: вязать, как у медведя пряжей телесного цвета

13-16-й р: 18 ст. б/н – рубаха

17-й р: 18 ст. б/н – цвет пояса

18-24-й р: 18 ст. б/н – юбка

Руки – вязать, как у лисички.

Передник

Связать цепочку из 4-х в. п. Вязать ст. б/н или ст. с/

Пришить все детали к туловищу.

Сделать волосы из пряжи, пришить к голове, уложить в пучок.

Нос – «пико», т.е. цепочка из 3-х в. п. пряжей телесного цвета, соед. ст. в 1-ю петлю или вышить швом «узелок».

Приклеить глаза и рот.

Дедушка

Голова-туловище

1-11-й р: вязать, как у медведя пряжей телесного цвета

12-й р: вязать, как у медведя пряжей красного цвета

13- р: вязать, как у медведя пряжей серого цвета (рубаха)

14-20-й р: 20 ст. б/н

21-й р: 20 ст. б/н пряжей красного цвета

22-й р: провязать каждый 3-й и 4-й ст.б/н вместе = 16 ст. б/н – штаны

23-27-й р: 16 ст. б/н

Руки – вязать, как у лисички, но 3-й р пряжей красного цвета

Пришить все детали к туловищу.

Волосы, борода - цепочка из в. п., 1 р: ст. б/н

Усы - цепочка из в. п.

Нос – «пико» или вышить швом «узелок».

Приклеить глаза и рот.

Колобок

Связать цепочку из 3-х в. п.

1-й р: в первую петлю связать 7 ст. б/н

Далее вязать по спирали

2-й р: удвоить каждую петлю = 14 ст. б/н

3-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 18 ст. б/н

4-й р: удвоить каждую 3-ю петлю = 24 ст. б/н

5-8-й р: 24 ст. б/н

9-й р: провязать каждый 5-й и 6-й ст.б/н вместе = 20 ст. б/н

10-й р: провязать каждый 4-й и 5-й ст.б/н вместе = 16 ст. б/н

11-й р: 16 ст. б/н

https://s45.radikal.ru/i108/1103/8b/5403e9f6e9b8t.jpg

https://s39.radikal.ru/i084/1103/ce/4eaa807a3d9at.jpg

 

 

 

 

Сценарий

Дружная семейка

(Ценуша Петрова. Перевел с болгарского В. Арсентев)

На одной руке исполнителя – кукла – мама, на другой – перчатка с небольшими головками кукол мальчиков на каждом пальчике.

Воспитатель (читает текст перед ширмой; пальцы появляются один за другим в зависимости от содержания).На опушке леса в маленьком домике жила мама с пятью мальчиками – пальчиками. Говорит раз мальчик маме.

Над ширмой слева показывается мама, рядом с ней – большой палец

Большой пальчик. Очень мне есть хочется, мамочка! Испеки мне пирожок.

Мама. Хорошо, сынок! Белая мучица у нас найдется, свежее маслице тоже. А вот печку растопить нечем!

Большой пальчик. Я сейчас тебе принесу...(Убегает. Мама уходит.)

Воспитатель. Побежал пальчик в лес, а там шишкам счету нет.

Большой пальчик. Вот чем мама печку растопит.

Воспитатель. Нагнулся пальчик за шишкой, а поднять не может.

Большой пальчик. Позову – ка второго – брата – Указальчика. Он и большой и сильней меня. (Бежит налево.)

Указальчик, брат удалый, будем сыты до отвала

Если шишку мы с тобой отнесем сейчас домой!

Появляется указательный палец. Оба бегут за шишкой.

Воспитатель. Нагнулся Указальчик. Очень старался шишку поднять, шишка – ни сместа.

Указальчик. Давай – ка пойдем среднего брата позовем. (Бегут налево.)

Ты у нас совсем в отца,

Нет проворней молодца.

Большой пальчик.

Всех ты выше, всех сильнее,

Помоги нам побыстрее!

Появляется средний пальчик, и все бегут за шишкой.

Воспитатель. Бился с шишкой средний брат. Целый десять раз подряд. Но и самый сильный из братьев так и не смог поднять шишку.

Бальшой палец. Что же, позовем последнего брата. Может быть, он нам поможет. (Бегут налево.)

Братец Безымянчик,

Будь хоть ты герой:

Средний пальчик.

Еловую шишку

Отнеси домой!

Появляется безымынный палец, все бегут за шишкой.

Воспитатель. Подбегают братья к шишке. Безымянчик поднатужился, закряхтел, покраснел, весь потом обливается...Но и ему не удалось шишку поднять. Думали братья, думали и решили меньшого на помощь позвать. (Бегут налево.)

Пальцы (вместе).

Ах, Мизинчик, дай совет,

С этой шишкой сладу нет!

Появляется мизинец. Все бегут за шишкой.

Воспитатель.

Вот Мизинчик прибежал,

Хоть и мал он, да удал,

Лишь на шишку он взглянул,

Сразу братьям подмигнул:

Для умелой руки –

Это, мол, пустяки!

Мизинчик.

Ну – ка, братцы, смело

Беритесь за дело!

Ты возьмись за этот край,

Ты отсюда нажимай,

Ты отсюда, я – оттуда...

Раз, два, три, приподнимай!

Показывается вся кисть руки, несущая шишку.

Воспитатель.

Пятеро братьев шишку несут, пятеро братьев песню поют.

Что такое в жизни значит дружная семейка,

Подсказала вам, ребята, сказочка моя!

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.