Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ОГЭ (9 класс)

4
0
Материал опубликован 27 January в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Коврова 
«Основная общеобразовательная школа № 18 имени Героя Советского Союза Виктора Ивановича Ястребцева»

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант ОГЭ по русскому языку на материале рассказа В.Солоухина «Под одной крышей»

(задания 10-13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила учитель русского языка и литературы

Морозова С.В.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2023-2024 г


 


 

Пояснительная записка к материалу.

Данная работа может быть использована на факультативных занятиях при подготовке к ОГЭ. Основная дидактическая функция – обобщение, систематизация учебного материала, применение теоретических знаний на практике и формирование предметных умений, индивидуализация обучения. Предложенный вариант проверяет подготовку к выполнению заданий 10-12 по новой Демоверсии 2024, а также содержит темы сочинений в задании 13. Этот вариант может быть предложен на этапе знакомства со структурой экзамена, а также на этапе контроля или индивидуальной консультации. Оценивание происходит в соответствии с инструкцией ОГЭ. Для варианта выбран текст рассказа В.Солоухина «Под одной крышей», который затрагивает существующие проблемы нашего времени и будет понятен обучающимся. Надеюсь, что предложенные материалы помогут коллегам в проведении консультаций в 9 классах.


 


 

Использованные ресурсы

Задания: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

Текст: https://lit-ra.su/vladimir-solouhin/pod-odnoy-kryshey/


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

(1)В тихий предвечерний час, когда я только что углубился в интересную для меня книгу, в комнату с рыданием вбежала моя жена. (2)Она бросилась на кровать плашмя и тряслась всем телом. (3)Я побежал на кухню за валерьянкой. (4)Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и наконец выпалила:

(5)− Иди и немедленно застрели Рубикона.

(6)Правда, у меня есть ружье, и пристрелить собачонку не так уж трудно, но нужно было сначала разобраться в деле. (7) Оказывается, Нюшка только что, пять минут назад, пришибла палкой нашего Афанасия - прекрасного пушистого котенка …

(8)Жена рыдала и требовала, чтобы я немедленно застрелил Рубикона. (9) Я и сам почувствовал невыносимую злость. (10) Значит, дело будет выглядеть так: я в ответ на ее злодеяние убиваю Рубикона, она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду, я беглым огнем истребляю всех ее кур и уток, возможно, поросенка, а она ошпаривает кипятком наших детей...

(11) Вероятно, так и началась история на земле. (12) Обида отплачивается обидой. (13) Всегда хотя бы с маленьким перехлестом. (14) Крупица зла породила горошину зла. (15) Горошина породила орех, орех породил яблоко, яблоко породило арбуз... (16) И вот в конце концов накопился океан зла, в котором может потонуть все человечество. (17) Дело подошло вплотную к поджогу, а еще точнее к сожжению дома. (18) Хорошо еще, что, как и в нашем микроскопическом случае с соседкой Нюшкой, все живут под одной крышей, и поджечь соседа означает поджечь себя.

(19)− Видишь ли, ты меня призываешь к мужеству. (20)Но дело в том, что застрелить собачонку... (21) Можно сказать, что мужества в строгом смысле слова для этого не потребуется. (22) Но у тебя есть возможность, если ты хочешь, совершить поступок истинно мужественный. (23) Иди и соверши. (24) Возьми пачку дрожжей, которую я привез из Москвы, и отнеси ей. (25) Скажи, что это подарок от нас двоих.

(26)− Нет уж, тогда лучше застрели меня вместо Рубикона. (27)Пойти на такое унижение... перед этим сгустком злости.

(28)− Сейчас мы и сами сгусток злости. (29)Кроме того, я не вижу другого выхода. (30)Если идти и дальше по пути, на который мы встали, получится следующее: я застрелю Рубикона, она затопчет в грязь наши простыни, я перестреляю ее уток, она перешибет ногу нашей дочери... (31) В конце концов останется одно - подпалить дом.

(32) Кто раньше успеет. (33)Но в нашем случае это бессмысленно, потому что мы живем в одном доме, под одной крышей.(34) Уехать мы не можем. (35)Ее прогнать нельзя. (36) Так что я в самом деле не вижу никакого выхода. (37) Но выход есть, и я его предлагаю. (38) Возьми дрожжи и отнеси ей как подарок от нас двоих…

(По рассказу В. Солоухина «Под одной крышей»)


 

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

А) Автор застрелил собаку Рубикона

Б) Соседку автора зовут Алла

В) Автор хочет наладить дружеские отношения с соседкой

Г) Мужественный поступок – это отнести пачку дрожжей соседке

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

А) (1)В тихий предвечерний час, когда я только что углубился в интересную для меня книгу, в комнату с рыданием вбежала моя жена.

Б) (9) Я и сам почувствовал невыносимую злость.

В) (27)Пойти на такое унижение... перед этим сгустком злости

Г) (33)Но в нашем случае это бессмысленно, потому что мы живем в одном доме, под одной крышей.


 

12. Найдите в тексте фразеологизм со значением « нет решения сложившейся ситуации»

( предложения 28-31) Напишите этот фразеологизм

13.1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

 

13.2 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:« Видишь ли, ты меня призываешь к мужеству. Но дело в том, что застрелить собачонку... Можно сказать, что мужества в строгом смысле слова для этого не потребуется. Но у тебя есть возможность, если ты хочешь, совершить поступок истинно мужественный. Иди и соверши. Возьми пачку дрожжей, которую я привез из Москвы, и отнеси ей. Скажи, что это подарок от нас двоих».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


 

13.3 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие поступки характеризуют доброго человека?» Дайте определение слову ДОБРОТА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите 
два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации