Дидактический материал по теме «Местоимение» (6 класс)
Дидактический материал по теме «Местоимение» в 6 классе
Пояснительная записка
Представленный материал представляет собой карточку (разрезаем по указанной линии), которая могут быть использована на этапе обобщения и систематизации материала по теме «Местоимение» или при повторении темы в 7 классе.
Упражнения носят не только репродуктивный, но и частично-поисковый и творческий характер, предусмотрена работа по развитию речи учащихся.
При подготовке материала использовался текст рассказа Ю.Казакова «Тихое утро», изучаемый в 6 классе.
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите разряд местоимений, подчеркните их как члены предложения.
1. Володя выгл..нул на улицу лицо его ож..вилось глаза забл..стели, он начал торопливо зашнуровывать свои б..тинки. Но для Яшки вся прелесть этого утра была уже отравлена.
2. Яшке в..грустнулось он заскучал. Зря он св..зался со всем этим делом. Даже Колька да Женька Воронковы, извес(?)ные рыбаки, а и те пр..знают, что лучше его нет рыб..лова во всем колхозе.
3. Но в то же время он с открове(н,нн)ой завистью и даже с во..хищением п..глядывал на босые Яшкины ноги и на холщ..вую сумку для рыбы и на серую рубаш..нку. Он завидовал Яшкиному заг…релому лицу и его походк.., при которой шевелятся плечи и лопатки.
4. Он подошел к колодцу загр..мел цепью вытащил тяж..лую бадью с водой и жадно приник к ней. Пить ему (не)хотелось, но он считал, что лучше этой воды (н..)чего нет, и поэтому каждый раз, проходя мимо колодца, пил ее с огромным насл..ждением.
5. Он ост..рожно вытащил из(под) живота больш..го холодн..го леща пов..рнул к Володе свое счастливое широкое лицо сипло засмеялся было, но улыбка его внезапно пр..пала, глаза испуганно уставились на что(то) за спиной Володи он с..ежился ахнул.
___________________________________________________________________________
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите разряд местоимений, подчеркните их как члены предложения.
1. Володя выгл..нул на улицу лицо его ож..вилось глаза забл..стели, он начал торопливо зашнуровывать свои б..тинки. Но для Яшки вся прелесть этого утра была уже отравлена.
2. Яшке в..грустнулось он заскучал. Зря он св..зался со всем этим делом. Даже Колька да Женька Воронковы, извес(?)ные рыбаки, а и те пр..знают, что лучше его нет рыб..лова во всем колхозе.
3. Но в то же время он с открове(н,нн)ой завистью и даже с во..хищением п..глядывал на босые Яшкины ноги и на холщ..вую сумку для рыбы и на серую рубаш..нку. Он завидовал Яшкиному заг…релому лицу и его походк.., при которой шевелятся плечи и лопатки.
4. Он подошел к колодцу загр..мел цепью вытащил тяж..лую бадью с водой и жадно приник к ней. Пить ему (не)хотелось, но он считал, что лучше этой воды (н..)чего нет, и поэтому каждый раз, проходя мимо колодца, пил ее с огромным насл..ждением.
5. Он ост..рожно вытащил из(под) живота больш..го холодн..го леща пов..рнул к Володе свое счастливое широкое лицо сипло засмеялся было, но улыбка его внезапно пр..пала, глаза испуганно уставились на что(то) за спиной Володи он с..ежился ахнул.
2. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(Н..)кого и н..(за)что благ..дарить; (н..)чем ра..жеч.. к..стер, кое(в)чём кое(с)кем (н..)согл..ситься; н..(за)что (не)благ..дарил; (н..)кого ра..спросить; н..(у)кого ра..спрашивать; (н..)кому другому нельзя довери(т,ть)ся; познакомить кого(нибудь) с про(ф,фф)е(с,сс)ией, посмотреть (кое)что в брош..ре, (н..)какого во(з,с)г..рания (не)было; (н..)что (не)увл..кало эк..паж.
3. Вспомните правило употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с буквой Н или без нее. Составьте словосочетания с местоимениями.
Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).
4. Составьте предложения со следующими формами местоимений.
Кто-то, некоторый, с кем-то, у всяког, кого-либо, над которым, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.
5. Составьте простые предложения с однородными членами, включив в них данные фразеологизмы, укажите разряд местоимений.
Во все глаза; ни с того ни с сего; не в своей тарелке; со всех ног; на свою голову; во весь опор; изо всех сил; во все лопатки; ни за что, ни про что; во все горло; на все руки.
_______________________________________________________________________
2. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(Н..)кого и н..(за)что благ..дарить; (н..)чем ра..жеч.. к..стер, кое(в)чём кое(с)кем (н..)согл..ситься; н..(за)что (не)благ..дарил; (н..)кого ра..спросить; н..(у)кого ра..спрашивать; (н..)кому другому нельзя довери(т,ть)ся; познакомить кого(нибудь) с про(ф,фф)е(с,сс)ией, посмотреть (кое)что в брош..ре, (н..)какого во(з,с)г..рания (не)было; (н..)что (не)увл..кало эк..паж.
3. Вспомните правило употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с буквой Н или без нее. Составьте словосочетания с местоимениями.
Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).
4. Составьте предложения со следующими формами местоимений.
Кто-то, некоторый, с кем-то, у всяког, кого-либо, над которым, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.
5. Составьте простые предложения с однородными членами, включив в них данные фразеологизмы, укажите разряд местоимений.
Во все глаза; ни с того ни с сего; не в своей тарелке; со всех ног; на свою голову; во весь опор; изо всех сил; во все лопатки; ни за что, ни про что; во все горло; на все руки.
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Волкова Надежда Павловна
Легоцкая Вера Сергеевна