Дидактический материал «Слоговые модули»
Дидактический материал «Слоговые модули» можно использовать для обучения чтению слогов-слияний, автоматизации навыков чтения, коррекции ошибочных и недостаточных навыков чтения, образования слов, а также для организации обучающих игр на уроках чтения, обучения грамоте (русского языка). Материал развивает речь, фонематическое и зрительное восприятие, внимание, моторные навыки, память.
Дидактический материал “Слоговые модули” Пояснительная записка | |
Автор (ФИО, должность) | Морозова Татьяна Леонидовна, учитель ГАПОУ СО «КГТТ», СП школа-интернат, реализующая АООП. |
Название ресурса | Дидактический материал «Слоговые модули» |
Вид ресурса | Учебно-дидактический материал |
Тип ресурса | Обучающие слоговые модули |
Предмет, УМК | Чтение, обучение грамоте (русский язык) 1-4 класс НОО АООП. |
Цель и задачи | Развитие фонематического слуха, умения проговаривать, читать слоги-слияния, составлять слова из открытых слогов и автоматизация навыков чтения в ходе игры. - развивать умение различать гласные и согласные буквы и звуки, слышать слияние согласного звука с гласным, определять количество слогов в слове, составлять слова из слогов; - развивать умение определять твёрдость и мягкость согласных звуков; - закрепить правописание гласной после шипящих (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). |
Актуальность | Чтобы ребёнок научился читать, недостаточно вызубрить алфавит. Обязательно нужно выработать навыки слияния отдельных звуков в слоги-слияния и научить правильному направлению чтения (слева-направо). Слогослияние – обязательный элемент техники чтения. В русском языке 33 буквы, в разных вариантах они образуют около 200 слогов-слияний. Такой объём сложен для запоминания любому ученику. Данный дидактический материал состоит из девяти модулей, которые позволяют выработать базовые навыки слияния открытых слогов (наиболее распространённые случаи). Участники дидактической игры не только проговаривают слоги-слияния, но и образуют новые сочетания букв, передвигая язычок с гласными или согласными. В процессе игр со слоговыми модулями в работу включаются речь, моторика, познавательные процессы, что свидетельствует о коррекционно-развивающем характере игровой деятельности, которая особенно необходима обучающимся с особыми образовательными потребностями. |
Формы учебной деятельности учащихся | Индивидуальная, групповая, работа в парах. |
Обучающие игры с дидактическим материалом «Слоговые модули» | 1. «Составьте слог с буквой» («А», «П» и др.) (развитие речи, фонематического и зрительного восприятия). 2. «Составьте слог по звуковой схеме» (закрепление звуко-буквенного анализа слова). 3. «Гласные потерялись» (развитие умения определять мягкость-твёрдость согласных и правильного подбора гласных, закрепление правописания гласной после шипящей). 4. «Чем отличаются слоги?» (развитие фонематического и зрительного восприятия). (Например НА-МА, БЕ-ПЕ и т.д.) 5. «Что везут в вагончике?» (Например, слоговой модуль со слиянием «МА» в вагоне везут МАшину, МАрмелад, МАкароны, МАракасы и т.д.) 6. «Составьте слово». Задание: составить слово, используя буквы (4-3-2-х модулей). 7. «Составьте предложение со словом». С помощью слоговых модулей составляется слово. Ученик должен самостоятельно его прочитать и составить предложение. и др. |
Описание ресурса | В основе обучения чтению слогов слияний – опора на ленту букв (традиционный подход): Цветовые обозначения: красный – гласные, синий-согласные твёрдые, зелёный –согласные мягкие. В сочетании с гласными верхнего ряда (А, О, У, Ы, Э) все предыдущие согласные твёрдые (исключения Й, Ч, Щ – эти буквы всегда обозначают мягкие звуки). Слоговые модули с твёрдыми согласными звуками: В сочетании с гласными нижнего ряда (Я, Ё, Ю, И, Е) все предыдущие согласные мягкие (исключения Ж, Ш, Ц – эти буквы всегда обозначают твёрдые звуки). Слоговые модули с мягкими согласными звуками: Слоговые модули для усвоения правописания слов (распространённые случаи слогов-слияний): В словах с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ после согласных ж, ч, ш, щ пишутся только гласные а, у, и, и никогда не употребляется я, ю, ы. Как сделать дидактический материал «Слоговые модули» 1. Распечатать шаблоны по схеме (в скобках указано количество экземпляров в шт.). 2. Раскрасить буквы по схеме. 3. Для прочности, все детали можно наклеить на картон или заламинировать и вырезать снова. 4. Сформировать из полученных деталей слоговые модули. Материал шаблонов на листе А4 (вертикальная ориентация), на картонной основе, раскрашенный цветными карандашами: Схемы шаблонов: Ссылки для скачивания Шаблон №1 https://i.ibb.co/p2h2vzS/1.jpg Шаблон №2 https://i.ibb.co/W0WJw0f/2.jpg Шаблон №3 https://i.ibb.co/pQBjkPL/3.jpg Шаблон №4 https://i.ibb.co/MZhPCfd/Zpn-Xylj-WCo8s.jpg Шаблон №5 |
Источники информации, изображения «Лента букв» | |
Дидактический материал выполнен в программах Microsoft Excel, Microsoft Paint. |
Лупей Виктория Владиславовна
Морозова Татьяна Леонидовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Морозова Татьяна Леонидовна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Морозова Татьяна Леонидовна
Галина Владимировна
Морозова Татьяна Леонидовна
Варенцова Вера Анатольевна
Морозова Татьяна Леонидовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Морозова Татьяна Леонидовна