12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Марьина33

​​​​​​​
презентация к уроку "Симфоджаз"PPT / 6.96 Мб

 

Симфоджаз

 

 

 

 

Цель:

- научить обучающихся высказывать свои личные мысли и впечатление относительно строения, звучания и образного содержания музыкальных произведений, а также находить ассоциативные аналоги в других видах искусства;

- развивать интерес к творчеству Джорджа Гершвина;

- углубить знания обучающихся о творчестве Джорджа Гершвина на примере «Рапсодии в блюзових тонах»;

- объяснить обучающимся определение понятия симфоджаз и закрепить определение понятий: джаз, блюз, регтайм, спиричуэлс, рапсодия;

- формировать вокально-хоровые навыки и умения: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на песенном материале, умение видеть главное в содержании и звучании музыкального произведения;

- воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

 

- музыкальное приветствие «Добрый день»:

 

Учитель: Весёлый прозвенел звонок,

Дети: Добрый день

Учитель: Он пригласил вас на урок,

Дети: Добрый день

Учитель: Я класс весь ваш приветствую,

Дети: Добрый день

Учитель: Простой, весёлой песенкой,

Дети: Добрый день.

Учитель: Добрый день,

Дети: День добрый,

Учитель: Добрый день,

Дети: День добрый,

Учитель: Добрый день,

Дети: День добрый,

Учитель: Добрый день,

Дети: Добрый день!

 

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

 

- проверка готовности учащихся к уроку.

 

2. Объявление цели урока.

 

Сегодня мы с вами на уроке:

 

- закрепим ранее изученные музыкальные понятия; познакомимся с новым направлением в музыке;

- прослушаем музыкальное произведение, выдающегося американского композитора;

- распоёмся;

- повторим ранее изученные песни.

 

3. Мотивация учебной деятельности.

 

- Просмотрите видеофрагмент и определите, о каком жанре пойдёт речь на уроке? (о джазе)

- Верно. Его всегда на слух узнаешь, так как у него свой неповторимый облик. А что вы знаете о джазе?

Истоки джаза возникли в США, когда в 1620 году на территории Америки появились первые чёрные рабы из Западной Африки. Африканцы не играли джаз, но культура африканской музыки была связана с трудовой деятельностью, с обрядами и культом.

Африканцы рассказывали о своей нелёгкой жизни, собираясь после рабочего дня, и начинали играть на различных барабанах, стёклышках и даже черенках от лопаты, соединяя своё ритмическое многоголосие с танцем, пластикой, декламацией. Главным в африканской музыке был ритм.

Позже в Америку были завезены белые переселенцы. Они стали петь духовные гимны, наполненные библейскими сюжетами. Негры тоже стали исполнять эти гимны, подвергая их своей обработке. Так появились спиричуэлcы. Вид народной духовной песни американских чернокожих.

По мере развития музыкальной культуры появляется новый жанр, чаще всего сольного исполнения – блюз. Часто музыка строится по структуре «вопрос — ответ». Важная особенность блюза заключается в том, что блюз был музыкой личной, музыкой одного человека, тогда как ранее были распространены коллективные песни. Такая ситуация возникла после отмены рабства, когда бывший раб оказался один на один со своей неприкаянной жизнью. Блюз имеет яркий, неповторимый облик.

Негр не мог плакать, он просто пел блюз и плакал с улыбкой в этой музыке. Блюз производит ощущение, впечатление некоторого расслабления, отстранённость от забот, суеты. Недаром говорят: «Блюз – это когда хорошему человеку плохо»

Наряду с блюзом в середине 19 века появляется регтайм. Он получает известность в США с 1870 года. Именно тогда менестрели исполняли афроамериканский танец кейкуок под аккомпанемент банджо, гитары. Так же он часто исполняется на рояле.

 

- Кто из вас может назвать Родину джаза? (Америка)

- В результате чего появился этот жанр? (слияния двух культур: европейской и афроамериканской).

-Каковы особенности джазовой музыки? (ритм, импровизация, эмоциональность исполнения)

- Какие разновидности джазовой музыки вы знаете?

Спиричуэлс песня религиозного содержания.

Блюз (хандра, меланхолия) – сольная лирическая песня.

Регтайм танцевальная музыка особого, ритмического склада.

 

 

4

- Какие инструменты исполняют джазовую музыку? (Корнет, тромбон, кларнет, флейта – пикколо, медные духовые и ритм. Группа (барабан, контрабас и туба).

 

- Джазовых исполнителей? (Элла Фицжеральд)

 

- Каких джазовых композиторов вы знаете? (Дж. Гершвин, Л. Армстронг, Д. Эллтнгтон, Исаак Дунаевский)

- Давайте попробуем нарисовать психологический портрет Джаза:

 

учтивость, религиозность, важность – от спиричуэлса;

нежность, романтичность, мечтательность – от блюза;

веселый нрав, жизнерадостность, живость характера – от регтайма.

 

- Что же такое джаз?

Джаз – род профессионального музыкального искусства, увеселительного, танцевального характера, в основе которого лежит импровизация.

 

- Давайте посмотрим, что говорят сами композиторы о этом необыкновенном жанре…

 

Джаз – это наслаждение свободой самовыражения.

Д. Эллингтон.

 

Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз.

Луи Армстронг.

 

Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, каким пользовался Бах.

Дж. Гершвин.

4. Беседа.

- Что мы с вами знаем о творчестве Джорджа Гершвина?

 

Краткие сведения о композиторе (выступления детей);

Курдыбал Алёна:

 

Джордж Гершвин, родился в 1898 году в семье еврейских эмигрантов из Белоруссии. Его родители не отличались особой музыкальностью, но все их дети, так или иначе, связали жизнь с музыкой. Старший брат Гершвина Аира стал поэтом-песенником. Позже, кроме Джорджа, с ним сотрудничали многие известные американские композиторы. Артур Гершвин работал биржевым маклером, но увлекался созданием песен, а Фрэнки избрала карьеру эстрадной певицы Джордж, второй ребенок в семье, соприкоснулся с миром музыки очень рано. Знаменательно, что одно из первых ярких художественных впечатлений он получил, услышав классическую «Мелодию» А. Рубинштейна, обработанную в духе регтайма. С тех пор в сознании Гершвина навсегда сплелись традиции академической музыки и новейшие джазовые веяния. На протяжении всей жизни его одинаково привлекали Бродвей и Карнеги-холл, Голливуд и Метрополитен-опера.

Музыка оказывала на маленького Джорджа настолько сильное влияние, что вскоре его друзья по уличным забавам не могли узнать в задумчивом, отрешенном мальчике бывшего сорванца и заводилу. Он подружился с Максом Розенцвейгом - известным впоследствии скрипачом. В его доме Гершвин сам научился играть на фортепиано, подбирая по слуху популярные пьесы. Собственное пианино появилось у Джорджа только к 12 годам. С этого же времени начались его занятия с многочисленными педагогами.

Выступления учачщихся:

Пианист и композитор Ч. Хамбицер сумел первым разглядеть огромный талант и недостатки музыкального образования юноши. Он не только учил Гершвина игре на фортепиано, но знакомил его с музыкой классиков - Баха, Бетховена, Шопена, Листа, Дебюсси, Равеля.

Несмотря на то, что в юности Гершвин так и не получил систематического музыкального образования в каком-либо учебном заведении, его способность молниеносно усваивать и перерабатывать разнообразные впечатления быстро превратила одаренного дилетанта в настоящего профессионала. Тем не менее, на протяжении всего творческого пути он неустанно совершенствовал своё мастерство под руководством ведущих композиторов американцев Г. Кауэлла, У. Риггера и русского профессора Д. Шиллингера, сочинявшего музыку с использованием математического метода.

Но начинался путь будущего гения американской музыки в искусстве весьма прозаично.

В 15 лет он устроился работать в «Тин Пэн Элли» - группу издательств, выпускавших ноты легкой музыки. В нотном магазине Гершвин обязан был не только продавать издания, но также играть и петь, рекламируя предлагаемую продукцию. Через него проходил бесконечный поток популярных пьес - от талантливых до самых бездарных. В то же время Джордж удивлял коллег по «цеху», играя фуги Баха. «Ты хочешь стать концертирующим пианистом?» - спрашивали они «Нет, - отвечал Гершвин, - я изучаю Баха для того, чтобы писать популярную музыку».

К этому моменту юноша не представлял свою жизнь без сочинения музыки. С первыми композициями он обратился к владельцу соседнего издательства Ирвину Берлину, автору песни «God Bless America», известной каждому американцу. Мастер расхвалил показанные песенки, но даже не намекнул на возможность издания хотя бы одной из них. Зато в 1916 году восходящая бродвейская звезда Софии Такер с успехом исполнила песню Гершвина «Когда вы захотите».

К 1918 году начинающий композитор оставил наскучившую работу пианиста-популяризатора. Его манили просторы Бродвея, центра театральной жизни Нью-Йорка. На пути к этой мечте он начал писать песни для издательства Хармса. Одна из них, «Swanee», исполненная кумиром эстрады тех лет Элом Джолсоном, получила оглушительный успех. За год было продано более двух миллионов пластинок, и песня стала известна не только по всей Америке, но и во многих городах Европы.

Дебют Гершвина на бродвейской сцене оказался гораздо менее удачным. Премьера его ревю (театрального представления, соединяющего черты оперетты, балета и варьете) обернулась полным провалом из-за продюсерской ошибки. Но уже спустя полгода композитор выступил с новой попыткой завоевать любовь публики Мюзикл «Ля-ля, Люсиль», целиком выдержанный в духе Бродвея, открыл череду удачных постановок его произведений. Слава автора росла от спектакля к спектаклю.

Со временем композиторское мастерство Гершвина только укреплялось. Поездка в Европу вдохновила его на создание программной симфонической сюиты «Американец в Париже» (1928). Её литературная программа отражает впечатления автора от посещения столицы Франции «Молодой американец приезжает в Париж и в погожее майское утро отправляется на прогулку по Елисейским полям. На каждом шагу он находит повод для восхищения. И не Лувр, не Версаль, - обычная приманка туристов, - а просто парижские улицы с их гудками таксомоторов, нарядной толпой, непосредственностью реакции парижан на любую шутку - все это увлекает героя симфонической поэмы, в котором нетрудно угадать черты самого композитора.

В 1951 году в прокат вышел музыкальный фильм «Американец в Париже», получивший премию «Оскар» в шести номинациях. Центральное место в фильме занимает 18-минутный танец на музыку гершвиновской поэмы, постановка которого обошлась в беспрецедентную по тем временам сумму в полмиллиона долларов.

 

 

Вершиной творчества Гершвина стала первая американская национальная опера «Порги и Бесс» (1935). Много лет назад композитор предпринял не слишком удачную попытку введения джазовых элементов в традиционную композицию в одноактной опере «135-я улица» (1923). В середине 1930-х годов Гершвин обратился к решению этой проблемы на новом уровне. На создание оперы его вдохновила пьеса Д. Хейворда «Порги» (1924), посвященная жизни американских негров в рыбацкой деревушке. Воплощая в музыке образы героев книги - нищего калеки Порги, влюбленного в красавицу Бесс, наркоторговца Спортинг Лайфа, грузчика Кроуна и других, Гершвин использовал широкую палитру выразительных средств, своеобразные напевы спиричуэлсов, лирические блюзы, ритмичные регтаймы.

После премьеры в Бостоне «Порги и Бесс» начала триумфальное шествие по мировым театральным сценам. Опера вошла в десятку лучших музыкальных произведений XX века.

Менее чем через два года с момента постановки «Порги и Бесс» композитор ушёл из жизни. Как и многие гениальные композиторы - Моцарт, Шуберт, Шопен он прожил недолгую жизнь.

 

5. Слушание музыки.

 

Венгерский художник Ференц Цако, которого называли «повелителем песка», из самого обычного песка сотворил необыкновенно выразительные и трогательные сцены... на красивую музыку американского композитора Джорджа Гершвина. Говорят, нечто подобное творил Пикассо из пепла; но здесь рисунки возникают на не из пепла, а из песка.

 

Просмотр и слушание видеофрагмента «Рапсодия в блюзовых тонах».

 

t1711867160aa.gif

 

 

 

 

 

1. Как бы Вы назвали это произведение?

 

2. Расскажите об этом произведении так, чтобы человек, который его не знает, мог составить о нём представление.

3. Какие чувства вызывает у Вас это произведение?

 

4. Что, по-вашему, мнению, автор «хотел сказать» этим произведением? Какова его главная мысль, «зачем» он его написал?

5. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его смысл? Какими средствами он этого достиг?

 

- охарактеризуёте мелодию, динамику, темп, ритм.

 

Однажды Гершвин случайно прочитал в газете, что заказу известного американского скрипача и дирижера Пола Уайтмена, он работает над джазовым концертом, хотя на самом деле даже не собирался писать подобное произведение. Решив, что это ошибка, он позвонил своему «шефу» и выяснил, что тот действительно внес еще несуществующее сочинение в программу предстоящего концерта, где авторитетные музыкальные критики на основе прослушанного должны были ответить на животрепещущий вопрос «что есть американская музыка?» Гершвину не оставалось ничего, кроме как согласиться.

В день премьеры, 12 февраля 1924 года, в Иоулиэн-холле Нью-Йорка собрались певцы, пианисты, звезды джаза и мюзикла, выдающиеся критики и академические композиторы. Программа концерта, объявленного «экспериментом в современной музыке», включала произведения множества авторов с использованием элементов джаза.

Поначалу «эксперимент» явно не вызвал восторга у публики. Некоторые слушатели уже начали покидать зал, когда за рояль наконец сел Гершвин, а за дирижерский пульт встал Уайтмен. Всеобщее внимание привлек вступительный пассаж кларнета глиссандо (необычный прием для этого инструмента). Критика единодушно приветствовала гениальный мелодический дар Гершвина, «оригинальное чувство гармонии» и «ритмическую изобретательность». Но самое главное достоинство сочинения заключалось в том, что впервые произошло органичное соединение состава оркестра, ассоциирующегося с произведениями Моцарта, Бетховена или Чайковского, и блюзового стиля.

 

- Как бы вы назвали это новое направление?

 

6. Объявление темы урока.

 

Совершенно верно, соединение классических симфонических форм с блюзовыми интонациями называется – симфоджазом.

Таким образом, мы узнали с вами тему нашего урока и полностью её раскрыли.

Композитор вспоминал о создании «Рапсодии»:

«Внезапно мне пришла в голову идея. Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом. Вдохновленный этой целью, я принялся писать с непривычной скоростью».

Так родилась «Рапсодия в стиле блюз» («Rhapsody in Blue»), в названии которой обыгрываются два значения английского слова «blue» лирическая песня (блюз) и голубой цвет.

Невозможно встретить джазмена, который бы никогда не исполнял знаменитые произведения Джорджа Гершвина. Через свою музыку Гершвин предстает таким, каким его запомнили современники – излучающим бесконечную энергию, радость и свет.

 

6. Физкультминутка.

 

7. Распевание учащихся:

 

- пение закрытым ртом на одном звуке;

 

- пение закрытым ртом нисходящего движения (по полутонам);

 

- пение слогов ми, мэ, ма, мо, му на одном звуке с добавлением нисходящего движения на слог ма (по полутонам).

 

 

8. Исполнение изученных песен:

 

- Скажите, пожалуйста, какую мы изучали с вами песню в джазовом стиле?

 

- «Старый рояль» из к/ф «Мы из джаза»

 

Автор текста (слов): Иванов Д.

 

Композитор (музыка): Минков М.

 

9. «Проверь себя» (анимационный кроссворд):

 

1. Назовите родину джаза (Америка)

2. Назовите родину украинского джаза (Кривой Рог)

3. Как называется сольная лирическая песня афроамериканцев? (Блюз)

4. Как называется песня религиозного содержания афроамериканцев? (Спиричуэлс)

5. Что является особенностью джазовой музыки? (Ритм)

6. Назовите одного из композиторов джазовой музыки (Армстронг)

7. Назовите имя американского композитора Гершвина (Джордж)

8. Назовите фамилию известной джазовой исполнительницы (Элла Фицджеральд)

9. Назовите фамилию русского джазового композитора первой половины ХХ века ( Исаак Дунаевский)

10. Как называется новое направление в музыкальном искусстве, соединяющее классические симфонические формы с блюзовыми интонациями (Симфоджаз)

 

10. Итог урока:

 

И в заключении нашего урока давайте подведём итог:

 

- какие ранее изученные музыкальные понятия мы закрепили сегодня на уроке?

- с каким новым направлением в музыке познакомились?

- как называется прослушанное музыкальное произведение?

- какие ранее изученные песни повторили на уроке?

 

ВЫВОД урока: Гершвин внес в джазовые произведения звучание европейской музыки, а в традиционные европейские жанры оперы и инструментального концерта – звучание афроамериканского джаза.

 

11. Выставление оценок за урок.

 

Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.

 

Нашим гостям мы хотели бы сказать спасибо за то, что они к нам пришли сегодня, и пожелать им всегда слушать музыку хорошего настроения, т.е. джазовую музыку!

 

Под музыку учащиеся выходят из класса.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.