Дидактическое пособие на тему «Офтальмотренажер "Зоркие глазки"»

3
0
Материал опубликован 4 February

 

 

 

МБДОУ-детский сад №393

 

 

 

 

 

ИННОВАЦИОННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЁР

«ЗОРКИЕ ГЛАЗКИ»

 

 

 

t1707034332aa.jpg

 

 

 

 

Автор:

Шистерова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование разработки пособия.

 

Актуальность.

Быстрое утомление зрительного анализатора вызывает резкое снижение работоспособности, что отражается на общем состоянии детей. Чрезмерные зрительные нагрузки могут так приводить к утомлению и ухудшению состояния здоровья в целом. И профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Болезни детей – не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, поэтому около 90% информации ребенок получает через органы здоровья. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Одной из причин нарушения зрения у дошкольников является утомление глаз при игре на компьютере, телефоне, просмотре телепередач. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание.

Так как большую часть времени ребёнок проводит с воспитателем, то основная работа по привитию потребности заботится о своем здоровье и здоровье своих глаз, ложится на педагога.

Таким образом, мы подошли к необходимости организации работы по сохранению и укреплению зрения детей в условиях детского сада. С этой целью и разработали и внедрили в педагогическую деятельность офтальмотренажёр «Зоркие глазки» для детей младшего дошкольного возраста (1,5 – 3 года).

Тренаж проходит с помощью зрительно-двигательных траекторий. На стене размещены изображения фигур: овалы, «восьмерка», волна, кривая (толщина линий 3 см). Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению. По заданию воспитателя дети встают напротив и изображают глазами, как едут машины (по часовой стрелке по красному овалу и против часовой стрелке по синему овалу); едет велосипед (траектория «восьмёрка»). Взгляд ребёнка перемещается по волне и кривой и при этом снимается зрительное напряжение.

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения тренажей: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

Специфика использования разработанного мною офтальмотренажёра «Зоркие глазки» основана на методе российского учёного, врача, доктора медицинских наук и педагога-новатора В. Ф. Базарнова. Она касается физиолого-гигиенических аспектов оптимизации зрительного восприятия и динамических режимов пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, что соответствует принципам здоровьесберегающей педагогики.

Нормативно-правовое обеспечение инновационного продукта.

Разрабатывая пособие «Офтальмотренажёр «Зоркие глазки», мы опирались, прежде всего, на документы, регламентирующие государственную политику в сфере образования. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников является стратегической задачей государства и регламентируется Законом РФ «Об образовании» (Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации). Одним из требований ФГОС ДО является создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей» (пункт III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»).

 

Обоснование значимости пособия для развития образовательной организации.

Благодаря работе с офтальмотренажёром у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция.

С помощью учебно-методического комплекса успешно проходит мониторинг нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста.

 

Обоснование значимости УМК для развития системы образования.

Успешно внедрив офтальмотренажёр в свою педагогическую практику, Толстова Н.С. предложила опыт работы для муниципальной системы дошкольного образования:

– выступление 11.11.2017 года на районном методическом объединении воспитателей младших групп и групп раннего возраста «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» (сертификат МКУ «МЦ СДПО» № 686);

– выступление на методическом совете дошкольных образовательных организаций «Взаимодействие специалистов и педагогов ДОО в рамках реализации ФГОС ДО» (рецензия методического совета).

 

 

 

Цель.

Профилактика нарушений зрения детей дошкольного возраста через использование учебно-методического комплекса «Офтальмотренажёр «Зоркие глазки».

 

Задачи.

Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях.

Развивать зрительно-двигательную поисковую активность, зрительно-ручную и телесную координацию.

Развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.

Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.

Развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.

Купировать психическую и психоэмоциональную напряжённость детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методологическая основа пособия (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу пособия).

Основная концепция данного пособия – идея формирования ценности здоровья и здорового образа жизни посредством создания здоровьесберегающей образовательной среды в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

Пособие «Офтальмотренажёр «Зоркие глазки» разработано на основе следующих принципов здоровьесберегающей технологии В. Базарного:

Работа с офтальмотренажёром проходит в режиме смены динамических поз, когда ребёнок поочерёдно сидит или стоит возле тренажёра. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.

Упражнения, предусмотренные при работе с тренажёром сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

 

Основная идея инновационного продукта.

Систематические комплексные упражнения для детей с использованием офтальмотренажёра «Зоркие глазки» максимально улучшают зрительную способность, расслабляют напряженные глаза, улучшают остроту сетчатки, способствуют общему развитию ребёнка.

Методические рекомендации по использованию пособия.

Пособие представляет собой лист размером 1000/2000 см, закрепленный на стене. Условно пособие разделено на две зоны: непосредственно офтальмотренажер и зона «Пальчиковые дорожки»

Офтальмотренажёр представлен в виде двух овалов разного диаметра (размера) и цвета (красный и синий), расположенные один внутри другого. Внутри меньшего (красного) овала расположена фигура «восьмёрка». Траектория движения на овалах и восьмёрке обозначены стрелочками контрастного белого цвета. Также на овалах и «восьмёрке» размещены фигуры автомобилей, едущих в разных направлениях. Офтальмотренажёр разделён по горизонтали и вертикали пунктирными линиями жёлтого цвета на 4 сектора. Под овалами расположены траектории движения для глаз «Кривая» и «Волна», разного цвета.

Зона «Пальчиковые дорожки» включает в себя 6 тематических игровых участков:

«Покажи ёжикам, как добраться до яблока».

«Научи барашка ходить по мостику».

«Помоги муравьишкам добраться до муравейника».

«Попрыгай вместе с лягушонком».

«Укажи мышке дорожку к сыру».

«Помоги цыплятам найти маму-квочку».

 

Обучение детей работе на офтальмотренажере.

Первый этап. Ознакомление детей с офтальмотренажером. Воспитатель медленно ведет зрительным стимулом по линиям. Обращает внимание на точность движений, предлагает детям следить глазами за зрительным стимулом.

Второй этап. Ребенок ведет зрительным стимулом по офтальмотренажеру. Воспитатель следит за точностью выполнения упражнения.

Третий этап. Ребенок самостоятельно, работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами пространственные направления.

Рекомендуется делать до 10 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния ребёнка. В случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование) рекомендуется проводить «минутки здоровья» используя офтальмотренажер. При ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 20-30 минут, так как они способствуют доброжелательности, улучшают чувство гармонии и ритма.

 

 

Работа с «Пальчиковыми дорожками»

Важным направлением работы в профилактике нарушений зрения выступает развитие зрительно – моторной координации в системе «глаз – рука». Правильное взаимодействие глаза и руки, точность движений рук со зрительным контролем просто необходимы детям в различных видах учебной и трудовой деятельности. Помощь в их развитии окажут, размещенные на тренажере, занимательные «Пальчиковые дорожки», который выполняет следующие задачи по формированию зрительно-моторной координации:

развивают навыки прослеживания глазами за действием руки;

закрепляют умение удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;

развивает осязание и мелкую моторику.

«Пальчиковые дорожки» представляют собой, размещенные на стене дорожки из кругов (для ёжиков), из параллельных полосок (для барашков), непрерывная извилистая линия (для муравьев), линия-волна вогнутая и выпуклая (для лягушонка), дорожка-лабиринт (для мышки), дорожка из пяти параллельных линий разного цвета: зелёного, желтого, красного, белого, синего (для цыпленка). Все дорожки, кроме лабиринта, представлены в двух вариантах – для правой и левой руки, и размещены под наклоном, чтобы ребенку было удобно шагать по ней пальчиками. Таким образом данное методическое пособие универсально – одинаково эффективно как для праворуких, так и для леворуких детей. Кроме этого, при выполнении игровых заданий, «Пальчиковые дорожки» помогают ребенку:

активизировать речевые центры головного мозга;

запоминать название цвета;

выучить название пальчиков на руках;

развивать высшие психические функции (память, речь, мышление, воображение).

Дети начинают движение пальцев рук по заданию воспитателя или по своему желанию. Взгляд фиксируется на соответствующей траектории руки, картинке, цвете. Дети проходят пальчиками дорожки правой и левой руками. Варианты рабочих пальцев могу быть разнообразны: «большой – указательный»; «указательный – средний», «большой – мизинец» и т. д., включая вариант «все пальцы рабочие» (дорожка «Курочка с цыплятами»). При выполнении заданий у детей развивается логическое мышление и зрительно-ручная координация.

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемые игры с «Пальчиковыми дорожками».

«Покажи ёжикам, как добраться до яблока».

Цель игры: учить слышать речь взрослого, контролировать движения пальцев рук, концентрировать внимание, развивать память.

Ход игры.

Воспитатель читает детям стихотворение:

Расскажи, колючий ёж,

Что на иглах ты несёшь?

Отвечает ёж: — В лесу

Гриб нашёл — домой несу.

А потом отправлюсь в сад:

Утром я приметил —

В травке яблоки лежат,

Разбросал их ветер.

После прочтения педагог поясняет, что ребёнок должен показать ёжикам, как пробраться к яблоку.

Условия игры: шагать нужно двумя пальцами правой, затем левой руки, ставя их на каждый последующий кружок, не пропуская круги.

Варианты игры:

После успешного прохождения дорожки парой пальцев «указательный – средний», рабочие пальцы меняются: «большой – указательный», «большой–средний», «большой–безымянный», «большой – мизинец».

Каждая игра содержит симметричные дорожки, для правой и для левой руки, поэтому меняются не только рабочие пальцы, но и руки.

 

«Научи барашек ходить по мостику».

Цель игры: учить слышать речь взрослого, контролировать движения пальцев рук, концентрировать внимание, развивать память.

Ход игры:

Воспитатель использует следующее стихотворение:

На летнем лугу распустились ромашки,

И любят на нём попастись все барашки.

Сочна и обильна трава поутру,

Научи же барашек пройти к ней по мосту.

Условия игры: шагать по мостику двумя пальцами правой руки (по правой дорожке), затем левой руки (по левой дорожке), ставя их на каждую последующую ступеньку мостика.

Варианты игры:

После успешного прохождения дорожки парой пальцев «указательный – средний», рабочие пальцы меняются: «большой – указательный», «большой –средний», «большой –безымянный», «большой – мизинец».

«Помоги муравьишкам добраться до муравейника».

Цель игры: развивать зрительно-моторную координацию, познавательный интерес, речь, память, внимание.

Ход игры:

Воспитатель сообщает ребенку, что муравьи должны проползти длинную извилистую дорогу, чтобы попасть домой в муравейник. Если они увидят, как дорожку проходит пальчиком ребенок, то муравьи быстрее преодолеют этот путь.

Пока ребёнок ведёт пальчиком по дорожке, воспитатель может прочитать такое стихотворение:

Муравей, муравей,

Ты себя пожалей,

Отдохни немножко,

Отойди с дорожки,

По дорожке мы пройдем

Тебе шишек принесем,

Веточек, иголок,

Выпросим у елок.

При повторении игровых действий ребёнок может проговаривать текст вместе с воспитателем, а затем и самостоятельно. Картинка муравейника представлена в разрезе, ребёнок может рассмотреть как устроен домик муравья.

Условия игры: вести по дорожке одним пальцем правой руки (по правой дорожке), затем левой руки (по левой дорожке), не отклоняясь от траектории.

Варианты игры:

Проходить дорожку можно каждым пальцем поочередно.

Усложнять можно тем, что левой рукой можно работать по правой дорожке, а правой рукой по левой дорожке.

«Попрыгай вместе с лягушонком».

Цель игры: развивать зрительно-моторную координацию, восприятие, речь, память, внимание.

Ход игры:

Проговаривая текст за воспитателем ребёнок ведёт одним пальчиком правой руки от лягушонка к цветку (на слово «бултых» пальчик должен оказаться на цветке).

По кувшинкам,

Как пружинка,

Лягушонок прыг-прыг-прыг!

По листочкам,

По цветочкам,

В воду с брызгами - бултых!

Затем ребёнок меняет пальчик на одноименный левой руки, и под следующий текст движется пальчиком по линии от цветка к лягушонку.

Выплывает,

Отдыхает,

Греется на солнышке,

А на листике,

Качаясь,

Думает, что в лодочке!

Условия игры: вести по дорожке одним пальцем правой руки (в одном направлении), затем одноименным пальцем левой руки (в обратном направлении), не отклоняясь от траектории.

Варианты игры:

Проходить дорожку можно каждым пальцем поочередно, сначала одной руки, затем другой.

«Укажи мышке дорогу к сыру».

Цель игры: учить слышать речь взрослого, контролировать движения пальцев рук, концентрировать внимание, развивать логическое мышление.

Ход игры:

Воспитатель начинает с чтения стихотворения:

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала,

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало!

Затем, обращаясь к ребёнку, воспитатель говорит, что мышке очень хочется сыра. Дорога к сыру такая запутанная и она боится заблудиться. Надо указать мышке дорогу к вкусному кусочку сыра.

Условия игры: вести по дорожке одним пальцем, не отклоняясь от траектории.

Варианты игры:

Проходить дорожку можно каждым пальцем поочередно, сначала одной руки, затем другой.

 

«Помоги цыплятам найти маму-квочку».

Цель игры: учить слышать речь взрослого, контролировать движения пальцев рук, концентрировать внимание, запоминать названия цвета и названия пальцев рук.

Ход игры:

Шёл цыпленок по дорожке,

Прыгал он на правой ножке.

А еще кружился смело, лапками махал умело.

Он спешил к себе домой,

К милой мамочке родной.

После чтения стихотворения воспитатель говорит, что необходимо цыплятам указать на дорожку, по которой они вернуться к маме – провести пальчиком от цыпленка к квочке.

Условия игры: вести по дорожке определенного цвета одним пальцем, не отклоняясь от траектории. Цвет дорожки, а так же каким пальчиком её пройти называет воспитатель.

Варианты игры:

Зелёную дорожку покажет большой палец.

Желтую дорожку – указательный.

Красную дорожку – средний.

Белую дорожку – безымянный.

Синюю дорожку – мизинец.

Все пальцы вместе становятся на пройденные дорожки и показывают цыпленку путь вместе. Затем это упражнение повторить другой рукой.

 

Работа на офтальмотренажере

«Зрительное ралли»

Дети встают напротив изображений дороги. С помощью зрительного стимула воспитатель показывает траекторию движения машины или велосипеда (голубая дорога – против часовой стрелки, красная – по часовой стрелки, зелёная велосипедная дорожка – траектория «восьмерки»). Направление движения отмечено стрелочками. Затем ребёнок показывает траекторию движения зрительным стимулом. Только после усвоения ребенком траектории движения начинают «работать» глаза, пробегая путь машины по стрелочкам.

Когда большинство детей научатся плавно перемещать взгляд вдоль зрительных траекторий, они смогут выполнять тренаж подгруппой.

Аналогично дети знакомятся и перемещают взгляд по дорожке пешехода, только траектория движения будет снизу – вверх, сверху – вниз; справа – налево, слева – направо.

Малышам от 1,5 до 2,5лет можно предложить проследить глазами как «Зайчик скачет к морковке». Для этого используется зрительный стимул «зайчик». Воспитатель ведёт им по траектории «кривая линия» от зайчика к морковке и наоборот, а ребёнок вместе с движущимся стимулом, плавно перемещает взгляд.

Используя зрительный стимул «бабочка», воспитатель предлагает ребёнку проследить глазами за «Полетом бабочки» по траектории «волна».

 

 

 

 

7. Используемые диагностические методы и методики, позволяющие оценить эффективность пособия.

 

Критерий

Показатель

Методика

Дидактический

Уровень сенсорного развития.

Уровень речевого развития (понимание речи, активная речь).

Уровень развития игры и действий с предметами.

Уровень развития моторики

«Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет» (авторы К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева)

 

Воспитательный

 

Осуществление педагогом деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Воспитание у детей ценностного отношения к здоровью.

Воспитание моральных качеств (стремление помочь слабому, заботиться друг о друге).

Наблюдение, беседы с детьми, анкетирование родителей.

 

 

13

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации