Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Цветик - семицветик»
Администрация Кстовского муниципального района
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №33 «Золотая рыбка»
8 м-он, ул. Островского, д.9, г. Кстово Нижегородской области,Россия 607664
тел/факс (83145) 93389, email: mdou33.zolotayarybka@yandex.ru
официальный сайт: zolotayarybka.ucoz.ru/
_____________________________________________________________________________
Дидактическое пособие по звуковой культуре речи
Выполнила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Кавка Наталья Викторовна
группа «Кораблик»
2022 г.
Актуальность
Дошкольный возраст - важный период в становлении личности ребенка.
Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобрести
навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При
нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников
заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс
затягивается. В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям. Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своейактуальности и практической значимости в настоящее время. Тема еще актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность проводить занятия более живо и интересно. Игра – наиболее эффективный метод воздействия на ребенка, так как является основным видом его дельности.
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
1. Расширять представление о значении слов.
2. Развитие умения подбирать слова, используя рифму.
3. Развитие умения подбирать слова на заданный звук.
4. Развитие умения определять первый и последний звук в слове.
5. Развитие логического мышления.
6. Развитие мелкой моторики.
Описание пособия:
На плотный картон с разноцветными лепестками (цветик – семи цветик) прикрепляются предметные картинки на заданный звук.
Варианты игры:
1. «Звуковая цепочка»
Правила:
Для проведения игры понадобятся карточка с изображением разных предметов. Например, на первом изображении дети видят помидор (ведущий прикрепляет картинку по середине цветика – семи цветика). Они определяют, с какой буквы слово начинается, а затем – какой буквой заканчивается. После этого дети ищут изображение, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова – в нашем случае это “Р” (прикрепляют картинку на лепесток). И так минимум 7 слов в цепочке. При этом дети должны называть слова и выделять голосом крайние звуки.
Приложение 1
2. «Подбери картинку с заданным звуком»
Правила:
Ведущий прикрепляет посередине цветика – семи цветика букву с картинкой обозначающую звук – в нашем случае это «А» (либо другой закрепляемый звук) и предлагает найти картинки с этим звуком в начале слова. Дети определяют первый звук в слове, произнося его с интонационным выделением этого звука.
Приложение 2
3. «Найди звуки»
Правила:
Выбираем такие картинки, в которых встречается один и тот же звук, но в разных местах (ведущий прикрепляет по середине цветика – семи цветика, например, картинку с буквой «О» - обезьяна, огурец, помидор и т.д.)
Приложение 3
Приложение 1
Приложение 2