Дифференцируем парные согласные
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 2036.
Подготовила учитель-логопед
Орловская Наталья Викторовна.
Конспект подгруппового логопедического занятия.
Тема: «Дифференцируем согласные звуки д-т вначале и середине слова.
Цель: выработка четкой дифференциации парных согласных звуков [д-т].
Задачи:
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов), развивать зрительно-пространственное восприятие, работать над развитием внимания, слухового внимания и памяти, аналитического мышления.
Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.
Оборудование: компьютер, проектор, предметные картинки
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Игра «Снежный ком» - дети называют признаки зимнего дня (Зимний день какой? хмурый снежный, морозный, холодный, белый, короткий).
II.Основной этап.
1.Объявление темы и целей занятия:
- Послушайте внимательно предложение и ответьте, все ли правильно я скажу:
Напишут письма точки, в конце поставят дочки!
- Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем работать? (Д- Т)
Характеристики звуков [Д] и [Т]. Сходство, различие. Тактильные ощущения при произношении.
Сходство: согласные, парные, твердые,
Различие: звонкий, глухой.
2.Тренировочные упражнения (работа в тетрадях):
На уровне слога:
Логопед диктует слоги, дети записывают в два столбика: первый столбик-слоги с буквой «д», второй столбик-слоги с буквой «т».
«Определи наличие и место звука в слове.»
На доске размещаются картинки. Примерный картинный материал: дом, трава, сад, стул, ведро, ворота, лопата, радуга, тарелка.
-Рассмотрите картинки. Ответьте на вопрос «Что это?» Определите наличие и место звуков д и т в названиях того, что изображено на картинках. Начертите слоговые схемы слов, впишите буквы д или т.
(образец слоговой схемы на доске)
На уровне слова:
«Составь словосочетания»
На доске написаны два столбика слов.
- Прочитайте слова первого столбика. Какие буквы пропущены? Теперь слова второго столбика (уч-ся вставляют буквы)
- Скажите, что обозначают слова 1-го столбика, на какой вопрос отвечают? Слова 2-го столбика? На какой вопрос отвечают?
- Спишите, соедините слова из первого столбика со словами из второго так, чтобы получились правильные словосочетания. Взаимопроверка.
холо..ный ве…ро
гус…ая …руба
…яжелое ве…ер
ме…ная …рава
мла…шая сес…ра
На уровне предложения (предложения в нарушенной последовательности)
- Составьте из предложенных слов предложения (работа в парах)
У, дом, в, деревне, дедушки.
Около, красивый, деревни, пруд.
Летом, Тема, был, дедушки, у.
- Прочитайте, что у вас получилось. Запишите свое предложение в тетрадь и выделите буквы занятия.
- Предложения, связанные по смыслу, образуют что? (рассказ).
-Давайте попробуем поставить наши предложения в правильном порядке. Чтобы получился рассказ (устно.)
- Придумайте предложение нашему рассказу. (В пруду было много рыбы. Тема ходил сам ловить рыбу. Он любил отдыхать летом в деревне.)
- Как можно озаглавить наш рассказ? (Отдых в деревне.)
3.Физминутка.
«Ванька-встанька»
Отдых наш-физкультминутка
Занимай свои места.
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой будто стали.
А потом пустились вскачь
Будто мы упругий мяч!
Игра «Измени слово»
Пояснение: как одна буква меняет лексическое значение.
-Дочка –точка (девочку в знак препинания)
-Удочка- уточка (удочку в птицу)
-Тушь-душ (краску в приспособление, с помощью которого моемся в ванной)
-Том-дом (книгу в помещение для жизни человека.)
4.Работа на доске.
Звукобуквенный анализ слова: сколько букв, сколько звуков, сколько слогов, какие звуки слышим, какие буквы пишем.
ТЕТРАДЬ
– Тетрадь может быть какая? (Школьная, домашняя, нотная, новая, чистая, тонкая, толстая, синяя, красная.)
5.Итог
- С какими звуками познакомились на сегодняшнем занятии?
-В чем схожесть этих звуков?
- В чем различие этих звуков?
Вы все сегодня замечательно работали на занятии! Молодцы!