Урок «Дымковская игрушка»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Конспект внеурочного занятия
Студентки
Кулиш Валерии Николаевны
Тема: Дымковская игрушка.
Цель урока: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний по теме «Дымковская игрушка»
Задачи урока.
Личностные:
Учить понимать значение знаний для человека;
Учить осознавать свои интересы и цели;
Метапредметные.
регулятивные:
учить определять цель; проблему в учебной деятельности;
учитьорганизовывать свое рабочее место;
учитьобмениваться мнениями, планировать деятельность;
учитьпланировать свою деятельность;
познавательные:
учить определять цель, проблему в учебной деятельности;
учить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
развивать умения извлекать информацию из стихотворения;
коммуникативные:
учить излагать свое мнение в диалоге;
учить излагать свои мысли в устной форме;
учить выслушивать мнение другого;
Предметные:
учится опираться в работе на полученные знания;
Оборудование:
у учителя: компьютер, экран, проектор.
у учащихся: альбом, кисти, непроливайка, гуашь, акварель
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Этап: Организационный момент Цель:Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством стихотворения |
|
- Здравствуйте, меня зовут Валерия Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок Изобразительного искусства. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем. |
Приветствуют учителя. Садятся. Слушают. |
-Проверьте свое рабочее место. Сегодня на партах у вас должны быть краски или гуашь, кисточки и ватные палочки. |
Проверяют свое рабочее место. |
Этап: Актуализация знаний Цель:Актуализировать знания, полученные ранее и подготовить учащихся к усвоению нового знания |
|
- Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в удивительное путешествие по городам народных умельцев. Но для начала скажите мне пожалуйста, что вы знаете о декоративно – прикладном искусстве? |
- Декоративно – прикладное искусство – это … |
- Ребята, а что особенного в предметах, которые нас окружают по вашему мнению? |
- У них различная форма, размеры. На некоторых есть необычные узоры. |
- Из чего состоят узоры? |
- Из разных фигур, элементов, рисунков, растений, животных. |
- Какие формы предметов использует человек в узорах? |
- Круги, квадраты, линии, треугольники, точки, |
- Ребята, что украшают люди узорами и орнаментами? |
- Одежду, посуду, обувь, дома, вышивки, полотенца. |
- А зачем украшают узорами и орнаментами? |
- Для красоты. - Что бы было приятно пользоваться красивыми вещами. -Что бы было приятно смотреть - Орнаменты и узоры несут определенный смысл. |
- А какие виды декоративно-прикладного творчества вы можете сейчас назвать. |
-Кружева, вышивка крестиком. Хохоломская роспись. Городецкая роспись. Жостовская роспись. Гжельская роспись. |
- Молодцы ребята, правильно все назвали. А теперь давайте разберем их рассмотрим поподробнее. |
|
а) Кружева вышивка крестиком - Посмотрите на это изделие. Что это за изделие? |
- Это русские кружева. |
- Кто их плетет и из чего? |
- Плетут их русские кружевницы. |
- Своими красивыми кружевами прославились Вологодские и Елецкие кружевницы . |
|
б) Хохломская роспись. -Сколько цветов используется в такой росписи? |
- Три |
-Какие? |
-Серный, красный и желтый. |
- Кто догадался, что это за роспись? |
-Хохломская. |
- Да, это роспись хохломы. Неотразимым сочетанием красок завоевали известность умельцы села Хохломы, что в Нижегородской области. Их роспись отличается тем, что они используют в росписи 3 цвета. Еще хохломскую роспись называют золотой. |
|
в) Городецкая роспись. - Народные умельцы г. Городца прославилисьсвоей красивой резьбой по дереву и раскрашиванием яркими сочными красками. |
|
- Посмотрите на слад, что вы видите |
-Разделочная доска. |
- Что на ней изображено? |
- Жар-птица. |
г) Жостовская роспись - Радует, глаз своей тонкой работай, по металлу красками домашней посуды народные умельцы села Жостова. |
|
- Посмотрите на фотографии подносов. Что является главным в данной росписи? |
- На подносах главным является цветочный букет, изображенный в центре. |
д) Гжельская роспись. - Большой славой пользуется народные умельцы г.Гжели по изготовлению красивой посуды из глины. - Какие основные цвета используются в узорах гжельской росписи? |
- Голубой, синий, белый. |
Этап: Открытие нового знания Цель: |
|
- Ребята, у нас осталось одно не раскрытое название. Название населенного пункта, и каким, ремеслом занимаются местные жители, вы мне скажете сами. Для этого вам не обходимо внимательно прочитать стихотворение Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серее В ней что – то есть от радуги, От капелек росы В ней что-то есть от радости Гремящей, как басы. И злость, и хмурость Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымкова Растают навсегда! |
К доске выходят 3 ученика и читают по четверостишию. |
- Мы с вами прослушали стихотворение и сейчас вы ответите на вопросы, но отвечать нужно только «да» или «нет». И так ночнем: |
|
-Речь шла в стихотворении о Москве? |
- нет |
- O Дымкове? |
- да |
- Там изготавливают ковры-самолеты? |
- нет |
- Может игрушки? |
- да |
- Игрушка серая, темная? |
- нет |
- В ней есть все цвета радуги? |
- да |
- Она вызывает грусть? |
- нет |
- Улыбку, радость? |
- да |
- А теперь скажите мне, кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься? |
- Расписывать дымковскую игрушку. |
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка (г.Киров), видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печки, и летом, когда туман, вся слобода будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась дымковская игрушка на рубеже XV-XVI веков. С давних пор народ любил веселый праздник «свистунья» или «свистопляска» Собирались люди на большой площади весной, пляски, смеялись и … свистели. Свистели все, взрослые и дети. Поглядеть на них приезжали из других городов и сёл. И Каждый покупал здесь на базаре понравившуюся дымковскую игрушку для свиста себе на потеху да детям на забаву. Изготавливали их только женщины и дети, работали в одиночку, каждый у себя дома. А в 1933 году советское правительство построило дом, который стали называть «Дом художника», сейчас этот дом называется артель «Вятская игрушка», где и сейчас дружно работают мастерицы : старые учат молодых и все вместе по-старинке, вручную делают эти замечательные игрушки. |
|
- А как изготавливают игрушки? |
- На заводах, в ручную. |
- Из чего? |
- Из стекла, дерева, железа, глина, соленое тесто. |
Свои игрушки лепят из местной красной глины, смешивая ее с речным песком, затем обжигают в печах, затем белят мелом, разведенным на молоке, сушат, а затем по белому фону выполняют роспись красками. Раньше игрушки расписывали специальными красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и перья. Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый, малиновый. Их может быть до 10. Орнамент всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию, напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает. Так синяя волнистая полоса – это что? вода, перекрестные полоски – сруб колодца, круг с серединкой -звездочкой - солнце и другие небесные светила. А вот и дымковский хоровод. |
|
-А сейчас мы с вами будем расписывать дымковские игрушки, которые я вам раздам. -Что изображено на картинке? |
-Индюк. |
-Правильно, А давайте внимательно рассмотрим уже готовые игрушки. |
|
-Какие узоры вы видите? |
-Круги, веточки, овалы. |
-А что вы видите на хвосте? |
-Широкую сплошную линию. |
Беседа по составлению узора - Узоры простые, посмотрите на образцы работ, на картинки. -Какие узоры по размеру? Цвету? Форме? |
-Разные. |
- Что нужно иметь для росписи рисунка с изображением игрушки? |
-Акварель или гуашь, кисточки. |
-Ребята, посмотрите, что у меня в руках? |
-Ватные палочки. |
-А как вы думаете зачем? |
-Ими мы будем рисовать узоры на нашей игрушке. |
-Как будут располагаться узоры и сколько их будет на вашей игрушке - зависит только от вас самих |
|
Этап: Практическая часть. Роспись изделия. Цель:расписать изображение игрушки. |
|
- Вспомните правила техники безопасности при работе с кисточками и водой. |
-Не клади кисточку с нанесенной на ней краски в рот. - смешивать краски в палитре. -Не размахивать кисточками. -Следить, что бы стол был чистым. -Следить, чтоб не пролить воду. |
- Приступайте к самостоятельной росписи игрушки, которую вы получили. |
|
Этап: закрепление Цель:закрепить полученные знания |
|
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии? |
-О декоративно-прикладном искусстве. |
- Какой росписью мы с вами расписали с вами игрушки? |
-Дымковской. |
- Покажите ваши рисунки, а посмотрю. Спасибо. |
Показывают рисунки |
Этап: Рефлексия Цель: |
|
-С каким настроением вы работали сегодня? |
|
-Что нового вы узнали? |
|
-Что больше всего запомнилось? |
|
Спасибо вам большое за работу. Мне было приятно с вами на занятии. |