Дискуссионный клуб «Экстремизму и терроризму — НЕТ!» (8–9 класс)
Дискуссионный клуб «Экстремизму и терроризму-НЕТ!»
Цель: выяснить общие правила личной безопасности, в чем заключается профилактика насилия, познакомится с понятиями терроризм и экстремизм, с опасностями, которые они несут обществу и государству, с правовой основой общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ, выяснить принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения учащимися правил личной безопасности, понятий: терроризм и экстремизм; формирование правильного отношения к личной БЖ.
Предметные:
Обучающиеся должны понимать, какую серьёзную угрозу представляет международный терроризм для безопасности нашей страны и всего человечества; иметь представление о классификации современного терроризма;
Метапредметные: формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран, компьютер,
- плакаты с надписями «Терроризм-угроза обществу»,
- видеоролик «Жертвы террора»;
- карточки с ситуативными задачами.
Ход мероприятия:
Вед.1.Здравствуйте ребята! Мы собрались сегодня здесь, чтобы поговорить на очень серьёзную и актуальную тему.
Скажите, какую дату отмечают 3 сентября в России? (ответы учеников).
- Правильно. Ежегодно 3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта памятная дата России была установлена в 2005 году федеральным законом «О днях воинской славы России» и связана с трагическими событиями в Беслане (Северная Осетия, 1—3 сентября 2004 года), когда боевики захватили одну из городских школ. В результате теракта в школе № 1 погибли более трехсот человек, среди них более 150 детей.
Вед.2. Мы с вами стоим у истоков новых традиций, тех вех и ориентиров, которые позволяют новым поколениям обрести необходимые высокие идеалы, нравственное и духовное здоровье. А для этого нам необходимо осознавать основную нашу миссию- стать достойными гражданами великой страны, у которой без нас нет будущего. Поэтому сегодня мы смело можем говорить «Экстремизму и терроризму-НЕТ!»
Вед.1.Наша встреча сегодня пройдёт в рамках дискуссионного клуба. Прежде чем перейти к обсуждению вопросов, давайте познакомимся с правилами нашего общения:
- Уважительно отношение к личности выступающего.
- Один говорит - другой слушает.
- Обсуждать мнение, а не личность выступающего.
- Говорить нужно от своего имени и свое мнение.
- Соблюдать принцип доброжелательного отношения к собеседнику.
- Соблюдать регламент.
Вед.2.Предлагаю открыть наш дискуссионный киноклуб с просмотра видеоролика «Жертвы террора».
Вед.1.Ребята, вы посмотрели видеоролик. Какие у вас возникают мысли, эмоции? Какими словами вы могли бы назвать события, которые там были отражены?(терроризм, террористы, ужас, смерть, страх).
Вед.2.Ребята, а что вы понимаете под словом терроризм?
Вед.1.Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти.Терроризм – это политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»).
Всегда рядом с понятием «терроризм» мы можем слышать слово «экстремизм». А что означает это слово? И чем экстремизм отличается от терроризма?
Экстремизм (от фр. Extremisme – крайний) – это приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны.
Терроризм это крайнее проявление экстремизма.
Отличие экстремизма от терроризма в том, что экстремизм это идеология, а терроризм – это воплощение идеологии на практике.
Вед.2. А как вы думаете, в чём причины возникновения терроризма?
Причины возникновения современного терроризма
Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами.
Вед.1.Ребята, а как вы думаете, что мы с вами можем сделать в борьбе с терроризмом и экстремизмом? (ответы).
Правильно, быть бдительными, разборчивыми в знакомствах, соблюдать меры безопасности и безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
Вед.2.Все ли из вас знают, как правильно себя вести в случае захвата в заложники, при обнаружении подозрительного предмета, захвате транспорта, при угрозе теракта по телефону? (ответы)
Вед.1.Сейчас мы предложим вам решить несколько ситуативных задач и проверить насколько вы компетентны в этом вопросе.
Практическое занятие (по группам) (10 минут):
Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых обучающиеся должны представить свои действия.
Обучающиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание (раздаются карточки с заданиями). Представитель от каждой группы дает предполагаемый ответ. Обучающиеся из других групп делают свои дополнения.
Преподаватель в ходе ответов дает оценку, комментирует ответы, сообщает правильный ответ.
Эпизод первый. В учебном заведении замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Вопрос: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?
(Ответ: Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в полицию, по телефону «02» или «112». Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода полиции).
Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозрительную коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?
(Ответ: Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурному учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки — наклонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.
Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в полицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.
Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстрелом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.
(Ответ: Заложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)
Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи заплесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пищу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.
(Ответ: Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить заложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.
Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?
(Ответ: При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания защитными повязками, изготовленными из подручных материалов — из шарфов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)
Вед.2. Сегодня, вспоминая жертв Беслана и Будённовска, захвата театрального центра на Дубровке и при взрывах жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, и всех террористических актов, а также сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга, мы едины в своём намерении всеми силами противостоять терроризму, как национальному, так и международному, не допустить разрастания этого преступного безумия.
Вед.1.Мы выражаем крайнюю озабоченность бесчеловечными актами террора, в результате чего имеется огромное число жертв. Ничто не может служить оправданием экстремизма и терроризма, никакие мотивы не могут являеться обоснованием такого рода актов безумия.
Давайте почтим память людей, ставшими жертвами экстремизма и терроризма минутой молчания (включить минусовку метронома).
Вед.2. Светлая память погибшим.
Вед.1.Ребята, давайте теперь попробуем составить памятку «Если ты оказался в заложниках». Для этого мы предлагаем вам продолжить фразу «Что нельзя делать, если ты оказался в заложниках?». Начнём с первой группы (ответы).
Вед.2.Итак, у нас получилась памятка и чтобы вы не забыли эти постулаты, мы подготовили для вас печатный вариант (раздать памятки).
Вед.1.А теперь, мы проведём с вами небольшой флешмоб в поддержку мира на планете (звучит плюсовка)
- Нам нужен мир: тебе и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
- Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
- Мы хотим, чтобы люди мира были счастливы и с уверенностью смотрели в будущее!
- Чтобы дети всегда смеялись и не знали горя и страданий!
- Пусть будет мир на всей Планете!
- И никогда не звучат выстрелы и не обрываются жизни!
Приложение.
Карточки (раздаточный материал):
Эпизод первый. В учебном заведении замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать ученику, если он заметил такого человека?
Эпизод второй. Обучающиеся находят на территории учебного заведения подозрительную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?
Эпизод третий. Обучающиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстрелом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д.Как правильно вести себя в данной ситуации?
Эпизод четвёртый. Обучающиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи заплесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пищу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации?
Эпизод пятый. Обучающиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?