Добро и память в сердцах
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 109» | |
344095, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 131 телефон 252-84-58, факс 250-78-67 Регистрационный номер работы 65207.1.8.2025 | E-mail: school109@list.ru сайт в Интернете http://school109.rostov-obr.ru/ |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа №109»
____________И.А.Глебездина
«ДОБРО И ПАМЯТЬ В СЕРДЦАХ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7 – 18 лет
Разработчик:
Дмитриченко Эльмира Руслановна
учитель начальных классов
Южный Федеральный округ
г. Ростов - на - Дону
Донская митрополия
Ростовская Епархия
+7 9281331662
2024 г.
Содержание:
Введение
Глава I. Теоретические подходы к проблеме духовно- нравственного и
гражданско-патриотического развития школьников и молодежи
1.1. Актуальность программы
2.1. Этапы реализации программы
3.1. Основные направления программы
4.1. Основные принципы программы
Глава II. Работа, направленная на духовно- нравственное и гражданско-
патриотическое воспитание школьников в процессе дополнительной
общеразвивающей внеклассной воспитательной работы
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Формы взаимодействия в рамках программы
2.3. Ожидаемые результаты
2.4. Оценка эффективности реализации программы
Заключение
Список литературы
Введение
Чувство любви к Родине нужно заботливо
выращивать, прививая духовную оседлость, так как
без корней в родной местности, стороне человек
похож на иссушенное растение перекати- поле
С.Лихачев
Неразрывное единство обучения и воспитания- это и есть образование. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.
Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 1 год. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
Глава I. Теоретические подходы к проблеме духовно- нравственного и
гражданско-патриотического развития школьников и молодежи
1.1. Актуальность программы
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодёжи высокого духовно-нравственного и гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, службы в Вооружённых Силах РФ. Актуальность поднятой проблемы очевидна. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно- нравственных устоев.
Актуальность проблемы связана:
- наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
- само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
- вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информирует школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
1.2. Этапы реализации программы
Срок реализации программы: 2024– 2025 г.
I этап: проектный – весь учебный год.
Цель:
Подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
2. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
3. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – весь учебный год.
Цель:
Реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города. 6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – весь учебный год.
Цель:
Анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.
1.3. Основные направления программы
1. «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. «Основы мировых религиозных культур»
Цель: Знакомство обучающихся с основами православной и мировых религиозных культур.
Задачи:
1. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
2. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
3. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по тематике, посещение мечети.
3. «Растим патриота и гражданина России»
Цель: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я –гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции.
5. «Я и семья»
Цель: Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
1.4. Основные принципы программы
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания школьников основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Реализация программы предусматривает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются следующие принципы:
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Глава II. Работа, направленная на духовно- нравственное и гражданско-
патриотическое воспитание школьников в процессе дополнительной
общеразвивающей внеклассной воспитательной работы
2.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Виды, формы контроля | Дата | ||||||||||||
Раздел 1. «Связь поколений» | ||||||||||||||||
1. | История родного края. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 02.09 | ||||||||||||
2. | Имена героев Великой Отечественной Войны. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 09.09 | ||||||||||||
3. | Что я знаю о Великой Отечественной войне? | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 16.09 | ||||||||||||
4. | Главные вехи Победы. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 23.09 | ||||||||||||
5. | Литературное наследие России. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 30.09 | ||||||||||||
6. | Музеи нашей страны. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 07.10 | ||||||||||||
7. | Подвиги нашего времени. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 14.10 | ||||||||||||
8. | Ступеньки в науку. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 21.10 | ||||||||||||
Раздел 2. «Основы мировых религиозных культур» | ||||||||||||||||
1. | Религии мира и их основатели. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 11.11 | ||||||||||||
2. | История христианства в России. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 18.11 | ||||||||||||
3. | Христианство. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 25.11 | ||||||||||||
4. | Течения христианства. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 02.12 | ||||||||||||
5. | Экскурсия в храм. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 09.12 | ||||||||||||
6. | Христианство. Основные понятия религии. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 16.12 | ||||||||||||
7. | Основные понятия религии. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 23.12 | ||||||||||||
Раздел 3. «Растим патриота и гражданина России» | | | | 23.12 | ||||||||||||
1. | Благородство. Честь. Достоинство. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 13.01 | ||||||||||||
2. | Героями не рождаются – героями становятся! | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 20.01 | ||||||||||||
3. | Я- гражданин и патриот! | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 27.01 | ||||||||||||
4. | Совесть-критерий нравственности. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 03.02 | ||||||||||||
5. | Герои России. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 10.02 | ||||||||||||
6. | Знаменитые спортсмены России. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 17.02 | ||||||||||||
7. | Какие народы живут в России | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 24.02 | ||||||||||||
Раздел 4. «Мой край родной» | ||||||||||||||||
1. | Чистый город начинается с тебя и меня. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 03.03 | ||||||||||||
2. | История нашей школы. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 10.03 | ||||||||||||
3. | Моя малая Родина | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 17.03 | ||||||||||||
4. | История казачества на Дону. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 07.04 | ||||||||||||
5. | Традиции, обряды, ритуалы земли родной. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 14.04 | ||||||||||||
6. | Природные святыни России. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 21.04 | ||||||||||||
Раздел 5. «Я и семья» | ||||||||||||||||
1. | Святые слова: родители, народ, Отечество, Россия. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 28.04 | ||||||||||||
2. | Традиции моей семьи. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 05.05 | ||||||||||||
3. | Родители и дети. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 12.05 | ||||||||||||
4. | Традиции гостеприимства. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 19.05 | ||||||||||||
5. | Ценность и польза образования. | 1 | Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций. | 26.05 | ||||||||||||
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | | |
2.2. Формы взаимодействия в рамках программы:
- Мероприятия духовно-нравственной направленности;
- Беседы, лекции, круглые столы;
- Экскурсии в мечети района;
- Конкурсы, спортивные соревнования, семейные праздники;
- Христианские праздники.
2.3. Ожидаемые результаты
- повышение образовательного и культурного уровня детей и молодёжи, укрепление института семьи;
-увеличение доли совместных мероприятий просветительской деятельности и проектов в области духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, проводимых всеми заинтересованными структурами;
-увеличение числа благотворительных акций, направленных на социальную поддержку детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-восстановление социальных ценностей семьи и брака, повышение престижа отцовства и материнства;
-повышение удельного веса детей и молодежи, принимающих участие в областных и всероссийских мероприятиях духовно-нравственной направленности;
-повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования его патриотического и гражданского сознания и самосознания, потребности в изучении отечественной истории и культуры;
-усиление внимания общественности к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
-активизация деятельности общественных объединений, рост социальной активности населения.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
2.4. Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
Духовно-нравственные параметры:
сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество, и историю родного края;
формирование позиций гражданина-патриота России;
стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
готовности к защите Отечества;
гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественные параметры:
музей школы;
волонтерское движение;
историко-патриотические стенды и выставки;
выступления и беседы на патриотическую тему;
участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
шефство над памятниками;
проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих слетов;
оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности;
Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
Заключение
Гражданско- патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание школьников и молодежи является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа, объединения его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться- есть важнейшее условие успешного развития России.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Программа «Добро и память в сердцах», носит комплексный, интегрированный характер, опирается на определенную систему гуманистических ценностей, направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Список литературы
1.Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
2.Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
3.Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
4.Астапенко М.П, Сухаревская Е.Ю «Природа и история родного края»: Книга для чтения в начальной школе. 3 – е изд., доп.- Ростов н/Д.: « Издательство БАРОПРЕСС», 2009г.
5.Жуков И. М « Военно-патриотическое воспитание старшеклассников».
6.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».
7.Ресурсы интернета: Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. Ru
Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание /@. R
8. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
9. Электронное приложение к учебному пособию Муртазин М.Ф., Латышина Д.И. Основы религиозных культур и светской этики.
10. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
11. Энциклопедическая и справочная литература.