Добро и память в сердцах

0
0
Материал опубликован 21 April


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Школа № 109»


344095, г. Ростов-на-Дону,

пер. Днепровский, 131

телефон 252-84-58,

факс 250-78-67


Регистрационный номер работы 65207.1.8.2025


E-mail: school109@list.ru

сайт в Интернете

http://school109.rostov-obr.ru/






УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Школа №109»

____________И.А.Глебездина


«ДОБРО И ПАМЯТЬ В СЕРДЦАХ»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 7 – 18 лет


Разработчик:

Дмитриченко Эльмира Руслановна

учитель начальных классов

Южный Федеральный округ
г. Ростов - на - Дону
Донская митрополия
Ростовская Епархия

elmirarus1992@gmail.com

+7 9281331662
2024 г.


Содержание:

Введение

Глава I. Теоретические подходы к проблеме духовно- нравственного и
гражданско-патриотического развития школьников и молодежи

1.1. Актуальность программы

2.1. Этапы реализации программы

3.1. Основные направления программы

4.1. Основные принципы программы

Глава II. Работа, направленная на духовно- нравственное и гражданско-
патриотическое воспитание школьников в процессе дополнительной

общеразвивающей внеклассной воспитательной работы

2.1. Учебно-тематический план

2.2. Формы взаимодействия в рамках программы

2.3. Ожидаемые результаты

2.4. Оценка эффективности реализации программы

Заключение

Список литературы





Введение

Чувство любви к Родине нужно заботливо
выращивать, прививая духовную оседлость, так как
без корней в родной местности, стороне человек
похож на иссушенное растение перекати- поле

                                                                                                                  С.Лихачев

Неразрывное единство обучения и воспитания- это и есть образование. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.

Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации.

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 1 год. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

Глава I. Теоретические подходы к проблеме духовно- нравственного и
гражданско-патриотического развития школьников и молодежи

1.1. Актуальность программы


Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодёжи высокого духовно-нравственного и гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, службы в Вооружённых Силах РФ. Актуальность поднятой проблемы очевидна. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно- нравственных устоев.

   Актуальность проблемы связана:  

- наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

 - в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

- само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

- вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информирует   школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

1.2. Этапы реализации программы

Срок реализации программы: 2024– 2025 г.

I этап: проектный – весь учебный год.

Цель:

Подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

2. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

3. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – весь учебный год.

Цель:

Реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города. 6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический – весь учебный год.

Цель:

Анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

        

 В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.

1.3. Основные направления программы

1. «Связь поколений»

Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.


2. «Основы мировых религиозных культур»

Цель: Знакомство обучающихся с основами православной и мировых религиозных культур.

Задачи:

1. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

2. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

3. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по тематике, посещение мечети.


3. «Растим патриота и гражданина России»

Цель: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.


4. «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.

2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я –гражданин России».

3. Формировать экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции.


5. «Я и семья»

Цель: Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседыродительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

1.4. Основные принципы программы

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания школьников основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

Реализация программы предусматривает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются следующие принципы:

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Глава II. Работа, направленная на духовно- нравственное и гражданско-
патриотическое воспитание школьников в процессе дополнительной
общеразвивающей внеклассной воспитательной работы

2.1. Учебно-тематический план

п/п

Тема урока

Количество часов

Виды, формы контроля

Дата






Раздел 1. «Связь поколений»





1.

История родного края.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

02.09





2.

Имена героев Великой Отечественной Войны.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

09.09





3.

Что я знаю о Великой Отечественной войне?

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

16.09





4.

Главные вехи Победы.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

23.09





5.

Литературное наследие России.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

30.09





6.

Музеи нашей страны.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

07.10





7.

Подвиги нашего времени.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

14.10





8.

Ступеньки в науку.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

21.10





Раздел 2. «Основы мировых религиозных культур»





1.

Религии мира и их основатели.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

11.11





2.

История христианства в России.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

18.11





3.

Христианство.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

25.11





4.

Течения христианства.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

02.12





5.

Экскурсия в храм.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

09.12





6.

Христианство. Основные понятия религии.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

16.12





7.

Основные понятия религии.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

23.12





Раздел 3. «Растим патриота и гражданина России»




23.12

1.

Благородство. Честь. Достоинство.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

13.01





2.

Героями не рождаются – героями становятся!

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

20.01





3.

Я- гражданин и патриот!

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

27.01





4.

Совесть-критерий нравственности.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

03.02





5.

Герои России.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

10.02





6.

Знаменитые спортсмены России.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

17.02





7.

Какие народы живут в России

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

24.02





Раздел 4. «Мой край родной»





1.

Чистый город начинается с тебя и меня.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

03.03





2.

История нашей школы.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

10.03





3.

Моя малая Родина

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

17.03





4.

История казачества на Дону.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

07.04





5.

Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

14.04





6.

Природные святыни России.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

21.04





Раздел 5. «Я и семья»





1.

Святые слова: родители, народ, Отечество, Россия.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

28.04





2.

Традиции моей семьи.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

05.05





3.

Родители и дети.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

12.05





4.

Традиции гостеприимства.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

19.05





5.

Ценность и польза образования.

1

Беседа. Участие в беседе. Анализ ситуаций.

26.05






ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПО ПРОГРАММЕ

33








2.2. Формы взаимодействия в рамках программы:

- Мероприятия духовно-нравственной направленности;

- Беседы, лекции, круглые столы;

- Экскурсии в мечети района;

- Конкурсы, спортивные соревнования, семейные праздники;

- Христианские праздники.

2.3. Ожидаемые результаты

- повышение образовательного и культурного уровня детей и молодёжи, укрепление института семьи;

-увеличение доли совместных мероприятий просветительской деятельности и проектов в области духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, проводимых всеми заинтересованными структурами;

-увеличение числа благотворительных акций, направленных на социальную поддержку детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-восстановление социальных ценностей семьи и брака, повышение престижа отцовства и материнства;

-повышение удельного веса детей и молодежи, принимающих участие в областных и всероссийских мероприятиях духовно-нравственной направленности;

-повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования его патриотического и гражданского сознания и самосознания, потребности в изучении отечественной истории и культуры;

-усиление внимания общественности к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

-активизация деятельности общественных объединений, рост социальной активности населения.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

2.4. Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Духовно-нравственные параметры:

сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество, и историю родного края;

формирование позиций гражданина-патриота России;

стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;

готовности к защите Отечества;

гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

музей школы;

волонтерское движение;

историко-патриотические стенды и выставки;

выступления и беседы на патриотическую тему;

участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;

шефство над памятниками;

проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;

организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих слетов;

оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности;

Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

Заключение

Гражданско- патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание школьников и молодежи является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа, объединения его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться- есть важнейшее условие успешного развития России.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Программа «Добро и память в сердцах», носит комплексный, интегрированный характер, опирается на определенную систему гуманистических ценностей, направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Список литературы

1.Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.  

2.Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год

3.Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год

4.Астапенко М.П, Сухаревская Е.Ю «Природа и история родного края»: Книга для чтения в начальной школе. 3 – е изд., доп.- Ростов н/Д.: « Издательство БАРОПРЕСС», 2009г.

5.Жуков И. М « Военно-патриотическое воспитание старшеклассников».        

6.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».

7.Ресурсы интернета: Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. Ru

Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое  воспитание  /@. R

8. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

9. Электронное приложение к учебному пособию Муртазин М.Ф., Латышина Д.И. Основы религиозных культур и светской этики.

10. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

11. Энциклопедическая и справочная литература.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.