Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики «Доброта — солнце души!» (4 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский»
Основы православной культуры:
«Зачем творить добро?»
Тема: «Доброта - солнце души!»
Автор: Полищук
Дарья Александровна
Учитель начальных классов
г.Советский
2016 год
«Доброта - солнце души!»
Цель урока:
сформировать представление обучающихся о добре как этической категории. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Задачи:
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.
Учитель читает краткое содержание сказки Валентина Катаева «Цветик - семицветик»
( Автоматически переключаются слайды 1-19 с иллюстрацией сказки )
(Содержание сказки в приложении 1)
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали эту сказку?
-О чем эта сказка?
Как вы оцениваете поступок Жени?
Чему нас учит эта сказка?
Учащиеся высказывают свои мнения.
-А как вы думаете, на какие вопросы сегодня мы с вами будем искать ответы?
-Что такое добро?
- Совершенно верно, тема нашего сегодняшнего урока «Доброта- солнце души»
(Слайд 20)
А как вы понимаете эти слова: «Доброта- солнце души»
2. Предварительная беседа.
- Что для вас добро?
Учащиеся высказывают своё мнение.
-Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл.
Чтение и проговаривание вслух «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»( Слайд 21)
3.Работа по изучению нового материала.
Работа с учебником.
Найдите в учебнике фразу: « У христиан есть четыре особых причины, чтобы не быть эгоистами»
- Кто такие эгоисты? Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.
Давайте запишем в тетрадь это определение: ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.
Прочтите первую причину.
Благодарность за подвиг Христа. ( Слайд 22)
- Давайте поговорим с вами о слове «благодарить».
Слово «благодарить» состоит из двух частей.
Благодарить
↙↘
Благо – добро, добрые деяния, Дар – приношение, почет.
служащие счастью, прекрасные чувства и
приятные ощущения; богатство, имение.
(Слайд 23)
Когда человек делает добрые дела, он благотворит.Помощь, подарок — это не просто какое-то действие или какая-то вещь, которую мы кому-то отдали. Это, прежде всего, выражение нашего сердечного отношения к тому или иному человеку. Вместе с ощутимым делом, благотворящий человек делится своей любовью.Он отдает часть своего сердца, делая другого человека сопричастным себе, т.е. с частью своего сердца – счастливым. Когда человек отвечает любовью – он благодарит. Т.е., оказывая человеку почесть, творя ему благодарность, он делает его счастливым – сопричастным себе.
-Кто из наших ближних больше всего творит нам добро, ничего не требуя взамен?
Наши родители. Но часто ли мы их благодарим? Говорим ли теплые слова благодарности за их каждодневный труд ради нашего благополучия?
Как вы думаете, чем отличается благодарный человек от неблагодарного?
Отличие благодарного человека — это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.
Работа с учебником.
Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.( Слайд 24)
Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.
Давайте прочтём эту легенду в учебнике.
Анализ текста.
-Понравилась легенда?
-Кого обвинили в поджоге города?
- Христиан.
-Как с ними поступили?
- Арестовывали, казнили.
-Почему Пётр решил покинуть Рим?
- Он был христианином.
-Что это за странник повстречавшийся Петру?
- Христос.
-Что спросил поражённый Пётр у Христа?
-Куда ты идёшь, Господи?
-Что ответил Христос?
-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.
-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?
-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.
- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?
-Вернулся в город.
-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?
-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»
-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?
-Да Пётр был благодарен Христу.
-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?
-Христос и Пётр.
Возможно даже рискуя своей жизнью.
-Что говорил Христос, найдите в учебнике.
Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.
Такое состояние человека называют самоотверженность.
Как вы понимаете это слово?
Давайте запишем в тетрадь это определение:
Самоотверженность- жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.
4.Физминутка
Три вида крестов. (Слайд 25)
Андреевский флаг
Распятие апостолов Петра и Андрея.
Фреска «Распятие апостола Петра». Монастырь Дечаны, Сербия, XIV век.
Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз». Брат апостола Петра – апостол Андрей. Он проповедовал на северных границах Римской империи. Он заходил и в те края, где позднее стали жить славянские народы.Его тоже распяли – но на «косом» кресте (Х). В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление здесь великого христианского города.Поэтому имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой «андреевский» крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - «андреевский стяг».( Слайд 26)
Нарисуем эскизы крестов.: Христов, Петров, Андреевский.(дети рисуют) (Слайд 27)
5. Закрепление материала.
-Так что же такое добро для христианина?
Понятие многогранно:
- добро- хорошие поступки, добрые дела
-добро- качества человека
Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.
- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.
-Полезное- убрал мусор в лесу; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде.(Слайд 28)
Работа с учебником.
Чтение древней церковной притчи.
-Как вы понимаете эту притчу?
Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи.
Золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны.
Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.
6. Релексия.
Ребята, а давайте снова вернёмся к сказке « Цветик –семицветик» , все ли липестки Женя потратила в добрые дела?
-Нет, Женя сделала только одно доброе дело, помогла Вите встать на ноги.
А теперь я на каждую парту положу «Цветик –семицветик» , а вы вместе со своим соседом по парте попробуете составить правила доброты, и написать их на каждом лепесточке. ( Приложение 2)
Примерный вариант (Слайд 29)
1. Помогать людям.
2.Защищать слабого.
3.Не завидовать.
4. Прощать ошибки другим.
5. Не обманывать.
6.Будь правдивым, не можешь сказать правду – объясни почему
7.Будь добр к ближнему – и добро вернется к тебе
8. Люби других – и тебя будут любить
9. Помогай слабым
10. Умей прощать
11.Каждый день делай добрые дела
12.Будь честным: не выдавай чужую тайну; сказал – сделай, ошибся – признайся
13. Учись не только говорить, но и слушать; будь внимательным к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии
14.Не хвастайся – хорошее дело само за себя говорит
15. Радуйся успеху товарища
16. Живи и поступай так, чтобы окружающим было с тобой приятно и радостно
А теперь проведем блиц- опрос (Слайд 30)
Наш урок я хочу закончить пословицей «Доброму человеку Бог прибавит веку»
7. Домашнее задание. ( Слайд 31)
- Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 69;
- подбери притчу или пословицу о доброте.
Ирина Владимировна Казарцева