Доклад на МО на тему «Индивидуализация и дифференциация воспитательного процесса»
Доклад на МО на тему:
«Индивидуализация и дифференциация воспитательного процесса»
Подготовила: Гавриленко Е.С.
Классный руководитель 8А класса
Индивидуализация и дифференциация воспитательного процесса
Современное состояние общества и тенденции его развития активно влияют на российскую систему образования. Задачи повышения качества образования, которые поставлены в Концепции модернизации Российского образования невозможно решить без обновления его содержания. Развивающему обществу нужны современно образованные, творчески активные, инициативные личности, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Подготовить таких людей можно только в том случае, если учебно-воспитательный процесс любого образовательного учреждения строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
В связи с этим актуальной является задача осуществления индивидуализации учебно-воспитательного процесса, решение которой будет способствовать формированию у подрастающего поколения готовности проявлять творческую инициативу и развивать свою индивидуальность.
Индивидуализация воспитательного процесса за счет многообразия образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности, названа ожидаемым результатом реализации Национальной доктрины образования в РФ.
Индивидуализация воспитательного процесса – это осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса. Классические примеры индивидуального подхода - поручение ребёнку заданий в соответствии с его способностями; создание специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества; беседа; заключение своего рода "джентльменского" договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт. Индивидуализация в процессе воспитания необходима как трудному, так и благополучному ребёнку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
Для успешной реализации принципов индивидуализации воспитательного процесса необходимо наличие определенных педагогических условий: признание специфичности внутренней стороны индивидуализации в действиях каждого обучающегося; обеспечение свободы и безопасности личностного проявления в учебно-педагогических ситуациях, позволяющие каждому самоуправлять процессом воспитания; целевая ориентация на одновременное развитие компетентности и личности обучающегося; стимулирование креативности обучающегося и поддержка его стремления к самостоятельной воспитательной деятельности.
Специфика индивидуализации воспитательного процесса
- организация мотивированного взаимодействия педагогов и детей в рамках ситуаций множественных выборов
- осуществление педагогической поддержки и взаимопомощи детей друг другу, что предусматривает установление гуманистических взаимоотношений
- совместный с ребенком анализ результатов диагностики и их использование при разработке образовательного маршрута
- оценивание продуктов совместной деятельности не только с позиции их личностной, но и социальной значимости.
Одной из форм индивидуализации воспитательного процесса является его дифференциация.
Дифференциация воспитательного процесса - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференциация воспитательного процесса занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Дифференциация облегчает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определённой "категории" учащихся.
Реализации дифференцированного подхода воспитания способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие дифференциации воспитательного процесса - изучение межличностных отношений, что даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею.
Внешние условия для реализации дифференцированного подхода в процессе воспитания
Приоритет демократического стиля общения между всеми участниками воспитательного процесса
Приоритет личностно-ориентированной модели воспитания учащегося
Приоритет развития индивидуальных качеств личности ребенка в различных видах деятельности
Приоритет семейного воспитания для каждого ребенка
Приоритет оптимистического и толерантного настроя в коллективе
Внешние условия для реализации дифференцированного подхода в процессе воспитания
Физическое состояние и здоровье ребенка (нельзя сравнивать физические возможности разных детей; если поведение ребенка непонятно педагогу, необходимо обратить внимание на состояние здоровья учащегося)
Интеллектуально-познавательные особенности ( способы воспитания детей должны исключать оскорбления, жестокое и грубое обращение, унижающее человеческое достоинство; следует акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребенка)
Особенности эмоциональной сферы и характера (правильный режим дня, разнообразные игры, знакомство с искусством)
Особенности восприятия окружающей действительности (Принцип трех П – проговорить, показать, предложить)
Гендерные различия (раздельные кружки и секции; раздельные тематические уголки)
Задатки и способности (способности не сводятся к имеющимся у ребенка знаниям, умениям и навыкам)
Примеры использования индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании учащихся в 8 А классе
Соревнования «А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики!», «Зарница».
Музыкальная игра «Угадай мелодию!»
Участие в школьных мероприятиях «Осенний/Зимний бал».
Проведение бесед на различные социально значимые темы. ( Терроризм. Люди с ограниченными возможностями. Моя будущая профессия)
Посещение культурных мест нашего города: Краеведческий музей, Дендрарий, кинотеатр, парк им.Никитина)
Участие в благотворительных акциях: «Белый цветок»
Классные часы на тему: «Безопасный интернет», «Каждый должен знать свои права»