Доклад на тему «Социализация детей с ОВЗ на уроках физической культуры и внеурочной деятельности»
Всем нам хочется, чтобы воспитанники росли здоровыми, сильными и крепкими. Ибо это является универсальной основой приспособления к условиям социальной среды, то есть социальной адаптации.
В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Проведение физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья.
Свою работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья я строю по принципу сотрудничества, стараясь передать каждому ребёнку определённые знания, умения и навыки, и развивать у детей физические качества, которые им пригодятся в дальнейшей жизни. Я понимаю, что только при наличии подлинного сотрудничества взрослого и ребёнка можно добиться положительных результатов. Включаясь в оздоровительную работу, я стараюсь создать у таких детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Нельзя улучшить свою наследственность, нельзя изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.
Практика показала, что на физкультурных занятиях при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, выполнение которых поможет ребёнку социализироваться в будущем:
- закреплять представления детей об окружающем мире;
- обогащать словарь ребёнка;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине и др.;
- закреплять количество и счёт;
- ориентировку в пространстве.
Кроме прохождения программ по видам: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, настольный теннис, национальные игры и состязания, дети очень любят играть в различные подвижные игры, которые подразделяются на: на развитие силы: «Прыжки по полоскам», «Кто больше?», «Салки ноги от земли». На развитие быстроты и ориентировки в пространстве: «Гонка мяча по кругу», «Воробьи – вороны», «Займи кружок». На развитие ловкости: «Охотники и утки», «Метко в цель», «Мяч среднему». На развитие координации: «Передача мяча в колонне», «Вызов номеров», «К своим флажкам» и другие игры.
Наблюдения и практический опыт показывают, что дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя по физической культуре.
Не всегда мы получаем ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой.
Социализация детей с ОВЗ во внеурочной деятельности
В кружке Спортивные игры по списку задействованы 21 детей, фактически занимаются намного больше.
Цель организации секций: укрепление здоровья учащихся, пропаганда физической культуры и спорта, приобщение учащихся к системным занятиям, физическим упражнениям и различным видам спорта, активный отдых.
Ежедневные занятия в этих секциях формируют у воспитанников такие физические качества как сила, координация, ловкость, выносливость. Кроме физических показателей следует отметить и нравственный аспект спортивного воспитания: развитие воли, силы духа, стремления к победе, коллективизма. Все это дает положительные результаты, которые помогают детям, адаптироваться к новой среде, новому коллективу при выходе во взрослую жизнь. При соревновательной деятельности внутри школы так и за школой у детей способствуется самореализация, самоутверждение в максимально возможной саморегуляции своих способностей, сопоставляя их со способностями других детей, учит стремиться к победе и достойно проигрывать, проявлять позитивные эмоции, контролировать негативные, учит коммуникабельности, толерантности, взаимопомощи, доброте, отзывчивости, помогает подростку сформировать устойчивую и осознанную жизненную позицию, вырабатывает потребность в здоровом образе жизни.
Физическое направление социальной реабилитации важно в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.