Должностная инструкция
учителя
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность учителя. Инструкция разработана на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
1.2. Учитель назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.
1.3. Учитель непосредственно подчиняется руководителю, образовательного учреждения и его заместителю по учебной работе (в соответствии с распределением обязанностей).
1.4. Трудовые отношения работника и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
2. Основная цель и функциональная карта
вида профессиональной деятельности.
2.1. Основная цель вида профессиональной деятельности: оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам.
2.2. Трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт:
- общепедагогическая функция. Обучение;
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ;
- воспитательная деятельность;
- развивающая деятельность.
3. Требования к образованию и обучению.
Особые условия допуска к работе
На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной подготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
3.2. К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к определенной деятельности и, в частности, к работе в образовательных учреждениях которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.
4. Должностные обязанности
4.1. Разрабатывает и реализует программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
4.2. Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования.
4.3. Участвует в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, поддержания эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.
4.4. Планирует и проводит учебные занятия.
4.5. Проводит систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
4.6. Организует, осуществляет контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
4.7. Формирует у обучающихся универсальные учебные действия, навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями, мотивацию к обучению, общекультурные компетенции и понимание места предмета в общей картине мира.
4.8. Дает объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
4.9. Определяет на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные (в том или ином предметном образовательном контексте) способы его обучения и развития.
4.10. Определяет совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разрабатывает и реализует (при необходимости) индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития обучающихся.
4.11. Планирует специализированный образовательный процесс для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, при необходимости проводит уточнение и модификацию планирования.
4.12. Принимает участие в организации и организует лично олимпиады, конференции, турниры и учебные игры в школе и др.
4.13. Регулирует поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
4.14. Реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
4.15. Обеспечивает постановку воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
4.16. Обеспечивает определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
4.17. Проектирует и реализует воспитательные программы.
4.18. Выявляет в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития.
4.19. Проектирует ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
4.20. Оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления.
4.21. Участвует в создании, поддержании уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
4.22. Обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
4.23. Формирует у обучающихся толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде.
4.24. Использует конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, помогает семье в решении вопросов воспитания ребенка.
4.25. Своевременно в установленные сроки разрабатывает рабочие программы и реализует их в полном объеме.
4.26. Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающимися уроков, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации необходимые отчетные данные.
4.27. Ведет электронные формы документации, в том числе электронный журнал и дневники обучающихся.
4.28. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации с последующей оплатой в соответствии с действующим законодательством.
4.29. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию в учреждениях высшего профессионального образования и в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации не реже 1 раза в пять лет. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
4.30. Систематически не реже 1 раза в пять лет проходит аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
4.31. Принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний.
4.32. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками.
4.33. При выполнении обязанностей заведующего учебным кабинетом выполняет следующие действия:
проводит паспортизацию кабинета;
пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
организует с обучающимися работу по изготовлению наглядных пособий;
обеспечивает сохранность основных средств и товарно-материальных ценностей;
принимает участие в смотре учебных кабинетов.
4.34. При работе в учебном кабинете:
обеспечивает сохранность основных средств и товарно-материальных ценностей;
поддерживает порядок, контролирует соблюдение обучающимися санитарно-гигиенических норм.
4.35. Учителю запрещается:
изменять по своему усмотрению расписание занятий;
отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
удалять обучающегося с урока.
4.36. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса, проводит инструктажи обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной фиксацией в журнале установленной формы, организует изучение обучающимися правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту, осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций) по охране труда, принимает меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшим, оперативно извещает руководство о несчастном случае.
4.37. Выполняет необходимые требования защиты персональных данных обучающихся и их родителей (законных представителей).
4.38. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики. Обращается к руководителю учреждения в случае выявления конфликта интересов в ходе профессиональной деятельности.
4.39. Соблюдает требования Устава учреждения, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей Должностной инструкции, локальных актов учреждения.
5. Необходимые умения и навыки
5.1. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
5.3. Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
5.4. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
5.5. Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
5.6. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.8. Владеть ИКТ-компетентностями:
5.8.1. общепользовательская ИКТ-компетентность;
5.8.2. общепедагогическая ИКТ-компетентность;
5.8.3.предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
5.9.Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
5.10. Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
5.11. Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
5.12. Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.
5.13. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
5.14. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
5.15. Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
5.16. Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий.
5.17. Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
5.18. Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции.
5.19. Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
6. Необходимые знания
6.1. Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке.
6.2. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
6.3. Педагогические закономерности организации образовательного процесса.
6.4. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета).
6.5. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.
6.6. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики.
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.
6.10. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки.
6.11. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
6.12. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций).
6.13. Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности.
6.14. Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
6.15. Правила внутреннего распорядка.
6.16. Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.
6.17. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации; законодательными и нормативными правовыми актами, регламентирующими воспитательную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных учреждений; методическими материалами по вопросам образования и воспитания обучающихся; коллективным договором; Уставом и локальными правовыми актами учреждения.
7. Права
Учитель имеет право:
7.1. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом учреждения.
7.2. В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебники, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний обучающихся.
7.3. Повышать свою квалификацию в учреждениях высшего профессионального образования и в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
7.4. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
7.5. Иметь сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск.
7.6. Получать пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.7. Иметь дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.
7.8. Учитель пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
8. Ответственность
Учитель несет ответственность за:
8.1. Своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей.
8.2. Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.
8.3. Соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности.
8.4. Соблюдение правил техники безопасности обучающимися во время проведения учебных занятий, а также во внеурочной деятельности.
8.5. Своевременное и качественное оформление документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами.
8.6. Своевременное предоставление и достоверность статистической и иной информации по своей деятельности.
8.7. Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных норм и правил, создающих угрозу деятельности образовательного учреждения, его работникам и обучающимся.
8.8. За реализацию не в полном объеме образовательных программ.
8.9. За жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем.
8.10. За нарушение прав и свобод обучающихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
8.11. За нарушение требований защиты персональных данных обучающихся и их родителей (законных представителей).
8.12. За разглашение конфиденциальной информации, ставшей известной при выполнении должностных обязанностей.
8.13. За нарушение трудовой дисциплины, законодательных, нормативно-правовых, локальных актов учитель может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Ознакомлен:__________________________
(дата и подпись работника)
Работник получил один экземпляр настоящей должностной инструкции |
(дата и подпись работника) |