Должностная инструкция классного руководителя
Общие положения.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы.
Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.
Классный руководитель должен знать:
- законодательные документы РФ по вопросам образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка;
- нормативные документы органов управления образованием по вопросам воспитания;
- педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- методику воспитательной работы;
- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
- основы права, научной организации труда;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Функциональные обязанности.
Классный руководитель:
- реализует в педагогической практике государственные и школьные нормативно-правовые акты (Устав, приказы, положения, инструкции, распоряжения и т. д.);
- своевременно заполняет и аккуратно ведет журнал класса, личные дела учащихся;
- отвечает за сохранность имущества и санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, которые закреплены за его классом;
- организует ежедневную уборку классных помещений, дежурство класса по школе;
- организует работу в классе по подготовке и сдаче школы и кабинета к началу учебного года, учебной четверти;
- организует работу класса на закрепленном за ним пришкольном участке;
- организует работу класса во время трудовой практики;
- обеспечивает и отвечает за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, включающего урочное, междуурочное (перемены) и послеурочное время;
- несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей во время занятий, экскурсий, походов, спортивных и других подвижных игр;
- изучает с детьми правила техники безопасности, пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, на воде;
- следит за исправностью и надежной закрепленностью фрамуг, форточек, портретов, картин, огнетушителей, шкафов и т.д.;
- следит за тем, чтобы дети не разбивали стекла окон и дверей, аквариумы и другие стеклянные вещи и предметы;
- не допускает вбивания гвоздей на уровне роста детей в помещениях, где они могут находиться;
- следит за устойчивостью подставок для цветов в классной комнате;
- хранит в недоступном для детей месте колющие и режущие предметы (иглы, шила, булавки, ножи, вилки и т.д.);
- требует от администрации школы ликвидации препятствий на путях передвижения детей как в самом здании, так и на территории школы;
- немедленно сообщает администрации школы о несчастном случае независимо от его исхода и принимает немедленно меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим;
- не допускает лазание детей на не предусмотренные специально для этого сооружения (заборы, ограды, ворота, деревья, постройки и др.);
- создает условия для творческой работы обучающихся во время образовательного процесса, используя индивидуальный подход к воспитанию;
- осуществляет текущий контроль знаний обучающихся в соответствии с Уставом школы и требованиями Закона РФ «Об образовании»;
- выполняет санитарно-гигиенические требования к организации воспитательного процесса, контролирует выполнение правил техники безопасности обучающихся во время их пребывания в школе;
- содействует проведению со слабоуспевающими, заболевшими обучающимися дополнительных консультаций по устранению пробелов в знании учебного материала;
- обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, а также выполнение приказов и распоряжений администрации школы;
- организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, правил безопасного поведения во внеурочное и каникулярное время, поведения в быту, на воде, на проезжей части и т. д.;
- организует работу по соблюдению в воспитательном процессе норм и правил охраны труда, проводит своевременные инструктажи обучающихся по технике безопасности на внеурочных занятиях, внеклассных мероприятиях и их обязательную регистрацию в соответствующем журнале регистрации проводимых инструктажей;
- обеспечивает контроль за безопасностью оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;
- совершенствует методику и технологию воспитательной работы в соответствии с выбранной методической темой;
- способствует социализации, формированию общей культуры воспитанников;
- проводит мониторинг успеваемости учащихся класса;
- выполняет административно-контролирующие функции (контроль за состоянием дисциплины, поведения учащихся, посещаемости, реагирование на чрезвычайные происшествия в классе и т.д.);
- выполняет информационно-контактные функции (обмен информацией с учащимися, учителями, родителями, администрацией);
- организует и контролирует работу по готовности учащихся класса к образовательному процессу (наличие у учащихся учебников, ознакомление с программами и др.);
- ведет индивидуальные карты учащихся класса;
- готовит перспективное (на год), календарное (на четверть) планирование воспитательной работы в классе с учетом различных направлений: познавательного, экскурсионного, эстетического, спортивно-туристического, трудового и т.д.;
- готовит анализ воспитательной работы в классе и отчитывается по итогам четверти и года;
- организует каникулярную деятельность в классе;
- содействует получению дополнительного образования учащихся через систему кружков, секций и т.д.;
- координирует педагогическую деятельность учителей, работающих в классе, для разработки общих подходов к образовательной деятельности в данном классном коллективе;
- создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика;
- осуществляет индивидуальную работу с учащимися класса, имеет индивидуальные сведения об ученике, изучает психологические особенности учащихся, направляет самовоспитание и саморазвитие личности;
- отслеживает эмоциональное состояние класса, проводит социометрическое обследование, отслеживает валеологическую динамику в классе;
- организует проведение родительских собраний в классе и информирует родителей о состоянии образовательной деятельности их детей, консультирует родителей по вопросам индивидуального подхода к развитию детей;
- организует совместные внеурочные мероприятия с родителями;
- осуществляет воспитание обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ учащихся;
- проводит занятия (часы общения, воспитательные мероприятия и т. д.) в четком соответствии с расписанием образовательной деятельности школы;
- участвует в работе педагогических советов, производственных совещаний, заседаний рабочих педагогических групп, общих собраний, конференций и т.п.;
- соблюдает нормы этики в общении с коллегами, учащимися и их родителями;
- принимает участие в работе методического объединения педагогов, работает над самообразованием;
- осуществляет работу по общешкольной методической теме.
Классный руководитель имеет право на:
- посещение уроков учителей по взаимной договоренности и по рекомендации руководства школы;
- выбор МО по совершенствованию методического мастерства, форм и методов работы, повышения квалификации образовательного уровня;
- досрочную аттестацию и переаттестацию;
- проведение экспериментальной работы по плану, установленному экспертным советом и руководством школы;
- участие в работе комиссий органа управления образованием по проверке других образовательных учреждений (инспектирование, аттестация и др.);
- участие в самоуправлении школы;
- защиту законных прав обучающихся, коллег по работе и своих личных;
- индивидуальную трудовую деятельность при соответствующей регистрации;
- социальную защиту.
Классный руководитель несет ответственность:
- за невыполнение функциональных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка, Устава школы, приказов и распоряжений администрации школы;
- за нарушение правил техники безопасности обучающимися во время внеурочных и внеклассных мероприятий, за нарушение охраны труда и здоровье обучающихся;
- за непринятие своевременных необходимых мер к предотвращению уничтожения или порчи материальных ценностей школы.
Организация деятельности классного руководителя:
- планирование воспитательной деятельности в соответствии с общешкольным планом работы;
- работа над повышением квалификации;
- ведение установленной документации в соответствии с указаниями (оформление классных журналов, личных дел обучающихся, дневников и т.д.).
С должностной инструкцией ознакомлены:
_________ /_________________/