Урок на тему «Домашние животные» (1 класс)
ТЕМА. Домашние животные.
ЦЕЛЬ: усвоить названия домашних животных; определять содержательный признак ряда слов; находить незнакомые слова в языковом потоке и объяснять их значение; вносить дополнения в текст; совершенствовать речевые умения.
Оборудование: предметные рисунки домашних животных; рисунки рогоза, снопа пшеницы, одуванчика, цветные карандаши, ножницы, клей.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА И ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, карандаши, ручка)
II АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Речевая разминка (рабочая тетрадь, с. 29 задания 1).
Скороговорка
Для мышки нет зверя Страшнее кошки.
(Произношение чистоговорки индивидуально 4-5 раз).
Работа над загадками (использовать наглядность).
Послушайте и угадайте загадки.
а) Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака)
б) Кто с хвостиком и ушками? Как ступа, никто не слышит. Тихо, крадясь, охотится. И маленькие серые мышки Убегают от... (кошки).
в) Кто-то хитренький-хитрил: Нашу калитку сломал. Кто это? Кто это? —я спрашивал, Но никто об этом не знал. А хитренький за хлевом Спал себе сладким сном, Во сне тихонько хрюкал И мои слова не слушал. (кабанчик, свинка)
г) Имеет четыре ноги, длинный хвост и хорошую гриву. (лошадь)
д) Голодная – мычит. Сытая — жует, Всем детям Молоко дает. (Корова) е) И малая, и вьющаяся, И тихенькая, и ласковая. Имеет братца баранца, Называется... (овца), есть)
С рогами, а не бык, доят, а не корова. Кору сдирает, А корзин не плете. (Коза)
Упражнение на определение содержательного признака ряда слов. Произнесем названия животных хором (по рисункам): собака, кошка, кабанчик, корова, овца, коза
— Можно ли объединить эти слова в одну группу?
Если да, то по какой признаком?
(Произношение слов «домашние животные» хором 1—2 раза,) — Почему их называют домашними?
ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня мы изучим украинские сказки домашних животных, изучим песенку, инсценируем ее, узнаем, кто как голос подает.
IV. Восприятие и осознание новых знаний
1. Работа над рассказом Д. Чередника «Коза и овца»
а) Послушайте рассказ «Коза и овца»
б) Упражнение на определение незнакомых слов.
Слушайте верные еще раз и аплодисментом в ладони «поймайте» незнакомые слова.
в) Игра «Лучший переводчик». Объясните своим одноклассникам перевод на русский язык.
(Использовать предметные или сюжетные рисунки.) Снопик сена — ... (связанный пучок срезанных или сорванных стеблей: лей пшеницы, ржавчины. В данном случае — травы) Сено из рогозки — ... (сноп из камиша; камыш — рогоз)
Чемодан - ... (чемодан, дорожная сумка)
Серьги из березки - ... (серьги - цветные березы)
Одуванчик—,., (кульбаба) '
г) Произнесение стиха за учителем хором.
Четко произносите звуки [з], [ж], [б] в словах.
А теперь добавьте самое последнее слово в каждую строчку.
Несла козочка на... Снопик сена 3... Для вязания... И серьги на... и так далее.
д) Беседа по содержанию. Почему у козы стали не ножки, а кавычки? Зачем козочка принарядилась?
е) Фантастическое приложение к стиху. Давайте придумаем продолжение истории о козе: «И пошла коза в гости...» — Вам понравилась коза? Почему?
2. Физкультминутка «Пожалуйста».
Учитель отдает команды, но учащиеся выполняют только те из них, которые сопровождаются словами «Пожалуйста». (Задачи разные: встаньте; наклонитесь вперед; прыгайте, как зайчики; кичайте, как медведи; подпрыгните 4 раза и т.д.)
3. Упражнение «О ком идет речь?».
Слушайте ряды слов. Ответьте на вопрос: о ком идет речь?
а) Бородка, хвостик, рожки, молочко, длинношерстная, строптивая, мекающая, прыгающая, щипающая траву. (Коза) Составьте предложение о козе.
б) Каракуль, шерсть (шерсть), брынза, кошара, бекающая, пугливая. (овца) Составьте предложение о овце.
в) Хомут, седло, грива, копыто, сено, овес, ржавчина, несется. (лошадь) Составьте предложение о коне, .
г) Пятачок, щетина, роет, хрюкает, грязная, нарядная. (Свинья) Составьте предложение о свинье.
4. Упражнение «Кто как голос подает?».
На доске рисунки домашних животных. Учитель извлекает рисунки поочередно и располагает его в столбик.
— Как по-настоящему его дает голос собака?
Собака — тав-тав-гави (Учитель записывает на доске) Назовите словом действие собаки. (Гавтсает)
Кошка — Н.яв~яяв-яяв\ (Нявкает) Кладка-мур-кладка! (мурлычет) Свинья – хрю-хрю-хрю! (Хрюкает) Рох-рох-рох! (Рыхает) Киль-и-то-то (Рже)
Корова.- му-у-у (Мучает) Овца – бе-е-е! (Бекает) Коза - ме-е-е (Мекае) V.ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСОБЫВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Практическая работа (рабочая тетрадь, с. 30, задача 4).
Соберите ряд животных. Найдите слова в приложении, наклейте их на месте точек. Овца свинья коза (Баран, ягненок; кабан, поросенок; козел, козленок.)
Изучение песенки «Два петушка» (учебник, с. 151). а) Слушание песенки
Рассказ по рисункам (учебник, с. 100).
Расскажите кто у кого. – Кто где? Что он делает?
VII.ИТОГ УРОКА
— Какова тема нашего урока?
– О чем вы узнали на уроке?