Домашний физический эксперимент как эффективное средство формирования познавательной деятельности школьников

2
0
Материал опубликован 14 November 2023

Чекуракова А.В. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Билибинский районный Центр дополнительного образования»



Домашний физический эксперимент как эффективное средство формирования познавательной деятельности школьников

Организация и результаты экспериментального исследования

Среди учащихся 7 и 8 классов было проведено анкетирование (таблица 2). Целью данного анкетирования было: выявить отношение учащихся к домашней экспериментальной деятельности, а также оценить уровень сформированности экспериментальных умений, исследовательских умений интеллектуального характера и организационных умений.

На начало эксперимента были предложены все вопросы анкеты (№ 1-№ 11) и несложные экспериментальные задания № 12-№15, в конце эксперимента из этой анкеты были предложены вопросы №№2, 5-8, 10, 11 и экспериментальные задания № 16-19. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

t1699912093aa.jpg

Рисунок 1 ‒ Распределение учащихся по выбранному варианту ответа до проведения педагогического эксперимента


Анкетирование до проведения педагогического эксперимента выявило средний уровень познавательного интереса к физике. Наглядно это представлено на рисунке 1. Результаты проведенного анкетирования говорят о том, что учащимся все-таки интересна экспериментальная физика, вызывают интерес домашние экспериментальные задачи. Следовательно, необходимо уделять больше внимания классным и домашним экспериментальным заданиям и лабораторным работам, чтобы повысить познавательный интерес.

Результаты проведенного анкетирования после проведения педагогического эксперимента говорят о значительном повышении познавательного интереса учащихся к урокам физики. Это можно увидеть из рисунка 2.

t1699912093ab.jpg

Рисунок 2 ‒ Распределение учащихся по выбранному варианту ответа после проведения педагогического эксперимента


Например, на вопрос, надо ли увеличить количество лабораторных работ и опытов на уроках физики, до проведения педагогического эксперимента положительно ответили 52,8% учащихся, а после проведения педагогического эксперимента ‒ 66,7% учащихся. На вопрос о необходимости создания факультатива по экспериментальной физике до проведения педагогического эксперимента положительно ответили 36,1% учащихся, а после ‒ 52,8%. На вопрос, хотели бы Вы в качестве домашнего задания иметь экспериментальные задачи, до проведения эксперимента положительно ответили 41,7%, а после проведения педагогического эксперимента процент общего числа ответивших возрос до 52,8%. Что касается вопроса о желании изготавливать физические приборы, до проведения педагогического эксперимента 22,2% учащихся ответили, что им интересна творческая деятельность, а после ‒ 38,9% учащихся ответили также. На вопрос, что больше всего интересно Вам на уроках физики, ответ - ставить эксперименты и выполнять лабораторные работы ‒ дали 19,4% учащихся (до проведения педагогического эксперимента), после проведения педагогического эксперимента такой ответ дали 44,4% класса. Что касается затрат времени для выполнения домашнего задания по физике, то до проведения педагогического эксперимента только 27,8% учащихся ответили, что это зависит от уровня сложности задания, а после проведения педагогического эксперимента так ответили 47,2% учащихся класса. На вопрос, какие затруднения испытываете при выполнении домашнего задания, до проведения педагогического эксперимента 19,4% учащихся ответили, что не испытывают трудностей, 30,6% - испытывают трудности в решении задач и 50,0% ‒ трудности при выполнении домашнего эксперимента; после проведения педагогического эксперимента такие же ответы дали соответственно 33,3%, 38,9% и 27,8% учащихся класса.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у учащихся повысился уровень познавательного интереса к урокам физики, а также продолжилось формирование умений выполнять экспериментальные задания, ставить опыты и лабораторные работы.

t1699912093ac.jpg

Рисунок 3 ‒ Распределение учащихся по выбранному варианту ответа до проведения педагогического эксперимента

t1699912093ad.jpg

Рисунок 4‒ Распределение учащихся по выбранному варианту ответа после проведения педагогического эксперимента


Таким образом, мы видим, что у учащихся значительно повысился уровень сформированности экспериментальных знаний и умений.

Выводы по главе:

Проведенная экспериментальная работа показала, что систематическое применение домашних экспериментальных задач позволяет эффективнее формировать такие умения у учащихся, как:

выдвижение гипотезы;

самостоятельный подбор оборудования;

подбор теории;

составление плана работы;

вывод.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СЗ РФ. ‒ 2012. ‒ №53 (ч. 1). ‒ Ст. 7598.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) : утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314 (дата обращения 10.04.2023).

Горячкин, Е. Н. Методика и техника физического эксперимента в школе: пособ. для учителей / Е.Н. Горячкин, В.П. Орехов. ‒ Москва: Просвещение, 2020. ‒ 482с.

Дементьева, Е.С. Формирование исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента / Е.С. Дементьева. ‒ Москва: КноРус, 2021. ‒184 с.

Ковтунович, М. Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. ‒ Москва: ВЛАДОС, 2019. ‒ 226 с.

Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие / В.В. Краевский. ‒ Москва: Академия, 2020. ‒ 352 с.

Усова, А.В. Методические рекомендации по овладению умением учиться, самостоятельно приобретать знания / А.В. Усова, В.А. Беликов. ‒ Челябинск: ЧГПИ, 2019. ‒240 с.

Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А.В. Усова, А.А. Бобров. ‒ Москва: Просвещение, 2020. ‒212 с.












Приложение № 1

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В 7-8 КЛАССАХ


Методика проведения экспериментального исследования


При разработке содержания педагогического эксперимента мы руководствовались работами по методологии педагогического исследования, который нашел свое отражение в работах А. В. Усовой [35].

Мы понимали, что осуществляемый нами педагогический эксперимент по формированию умения решать экспериментальные задачи по физике в домашних условиях во многом определяется методической подготовкой учителя физики и его желанием проводить подробную работу.

В задачи нашего педагогического эксперимента входили:

апробация и проверка эффективности введения в процесс обучения по физике в основной школе подборку экспериментальных домашних заданий;

оценка влияния предлагаемой методики на качество усвоения операций по решению экспериментальных задач;

оценка влияния предлагаемой методики на формирование экспериментально умений, лежащих в основе УУД у учащихся в процессе обучения физики.

Педагогический эксперимент осуществлялся в два этапа и включал констатирующий, пробный и контрольный этапы. Основной целью первого этапа являлось изучение мотивов посещения учащимися занятий по физике, определение качества владения учащимися экспериментальными знаниями и умениями.

Целью второго этапа было уточнение содержания и совершенствование предложенной методики введения системы домашних экспериментальных задач в курсе физики основной школы.

В течение педагогической практики по результатам контрольных работ проводился анализ усвоения учащимися умения выполнять экспериментальные задания в домашних условиях.

На всех этапах исследования сравнивались результаты выполнения контрольных заданий в экспериментальной и контрольной группах, которые определялись случайным выбором внутри класса, где проходила педагогическая практика.

Сравнение динамики успеваемости учеников и формирование у них экспериментальных умений, лежащих в основе УУД, экспериментальной и контрольной группы, подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы.

Таким образом, условия проведения педагогического эксперимента и необходимость проверки эффективности методики обучения физике с применением системы домашних экспериментальных заданий в рамках основной школы потребовали уточнения в выборе критериев эффективности.

Учащимся 7 и 8 классов которым для домашней работы предлагались экспериментальные задания из нашей подборки, были предложены контрольные задания, направленные на выяснение качества владения знаниями и умениями экспериментально характера. Проверка работ учащихся осуществлялась методами поэлементного и пооперационного анализа, разработанных А.В. Усовой [35].

В ходе изучения психолого-педагогической литературы, наблюдения за школьниками выделяют три уровня каждого критерия сформированности умения выполнять экспериментальные домашние задания: высокий, средний, низкий.

Степень проявления уровня описанных критериев у каждого обучающегося будет разная. Причина этого ‒ психологические и индивидуальные различия учащихся, приобретенные ими в процессе формирования экспериментальных умений и навыков в курсе физики основной школы.

Каждый критерий характеризуется несколькими показателями, которые выделены в процессе исследования по теме работы.

Первый критерий сформированности экспериментальных умений и навыков у обучающихся включает в себя следующие показатели:

умение составить план предстоящего экспериментальной деятельности;

умение подобрать необходимое оборудование.

Высокому уровню сформированности экспериментальных умений и навыков соответствует достаточно хорошее владение знаниями и умениями экспериментально характера и их постоянное применение; к среднему уровню ‒ удовлетворительное владение экспериментальными знаниями и умениями и ситуативное их применение; низкому ‒ минимум владения экспериментальными знаниями и умениями.

Второй критерий сформированности экспериментальных умений и характеризуется такими показателями, как:

умение применять теоретические знания на практике;

умение выделить суть явления или процесса, исследуемого при выполнении экспериментального задания;

умение сравнивать и обещать результаты, предоставляя отчет по проделанной в домашних условиях экспериментальной работе.

Высокий уровень проявления данного критерия отличается наличием всех перечисленных умений, средний - наличием отдельных умений, низкий ‒ минимумом экспериментальных умений.

Третьим критерием сформированности экспериментальных умений и навыков у школьников является применение их в повседневной жизни в измененных условиях.

Определение уровня каждого из трех критериев сформированности экспериментальных и умений у учащихся осуществляется следующим образом: сначала определяют уровень каждого показателя, а затем по среднему баллу определяют уровень сформированности критерия в целом.



Приложение №2

Таблица 1 ‒ Анализ результатов анкетирования

Вопрос

Варианты ответа

На начало эксперимента

На конец эксперимента

Количество ответивших

% от общего числа ответивших

Количество ответивших

% от общего числа ответивших

1.

Следите ли вы за развитием современной науки (за открытиями в области современной физики)?

а) смотрю популярные передачи по телевизору;

б) читаю популярную литературу;

в) такими вопросами не интересуюсь.

10

5

1

81,0

18,7

9,4

9

5

2

93,8

25

6,3

2.

Как вы считаете, надо ли увеличить количество лабораторных работ и опытов на уроках физики?

а) да, т.к. этот вид деятельности вызывает у меня большой интерес;

б) нет, мне достаточно этого количества;

в) думаю, что их количество нужно сократить.

8

5

3

52,8

38,9

8,3

12

3

1

66,7

30,5

2,8

3.

Знакомы ли Вы с экспериментальной деятельностью

таких ученых, как Ш. Кулон, Г. Ом, Э. Резерфорд, И. Ньютон, М. Фарадей, А.Ампер?

а) да, знаком;

б) совсем немного;

в) нет, не знаком.

11

3

2

58,3

30,6

11,1



4.

Возникает ли у Вас желание узнать больше об ученом (его жизни и деятельности), когда в учебнике дается краткая информация о сделанных им научных открытиях?

а) да, ищу дополнительные сведения в популярной литературе, спрашиваю у учителя;

б) да, но я ничего для этого не предпринимаю;

в) нет, никогда.

7

7

2

36,1

47,2

16,7



5.

Как Вы относитесь к созданию факультатива по экспериментальной физике?

а) положительно, он был бы хорошим дополнением к урокам;

б) отрицательно, он мне не интересен;

в) затрудняюсь ответить.

5

10

1

36,1

55,6

8,3

9

4

3

52,8

27,8

19,4

6.

Хотели бы Вы в качестве

домашнего задания иметь

экспериментальные задачи?


а) да, это мне интересно;

б) нет, это отнимает много времени;

в) не думал об этом.

8

3

5

41,7

30,6

27,7

11

1

4

52,8

22,2

25,0

7.

Хотели бы Вы сами изготавливать физические приборы?

а) да, мне интересна творческая

деятельность;

б) нет, это отнимает слишком много времени и сил;

в) никогда не думал об этом.

5

8

3

22,2

41,7

36,1

8

2

6

38,9

27,8

33,3

8.

Что больше всего интересно

Вам на уроках физики?

а) узнавать об интересных фактах из жизни ученых;

б) узнавать о законах и явлениях природы, достижениях науки и техники;

в) ставить эксперименты и выполнять лабораторные работы;

г) мне не интересны уроки физики.

4

5

3

4

30,6

33,3

19,4

16,7

2

4

8

2

22,2

27,8

44,4

5,6

9.

Чем бы Вы хотели заниматься после окончания школы?

а) научно-исследовательской

деятельностью;

б) деятельностью, которая не связана с наукой;

в) не думал об этом.

6

2

8

30,6

19,4

50,0



10.

Сколько времени уходит длявыполнения домашнего задания по физике?

а) 30 минут;

б) в зависимости от уровня

сложности задания;

в) я не выполняю домашнее задание по физике.

6

7

3

58,3

27,8

13,9

4

10

2

41,7

47,2

11,1

11.

Какие затруднения испытываете при выполнении домашнего задания?

а) не испытываю трудностей;

б) трудности в решении задач;

в) трудности при выполнении домашнего эксперимента.

4

5

7

19,4

30,6

50,0

4

7

5

33,3

38,9

27,8

12.

К слабой струе воды из водопроводного крана поднесите наэлектризованную линейку (расческу). Объясните, почему струя воды притягивается к линейке.

а) ответ полный;

б) ответ неполный;

в) ответ неправильный.

6

5

5

30,6

44,4

25,0



13.

По параметрам, написанным на цоколе лампочки карманного фонаря, определите номинальное сопротивление

лампы.

а) ответ полный;

б) ответ неполный;

в) ответ неверный.

5

8

3

33,3

47,2

19,4



14.

Запишите номинальные

мощности домашних электропотребителей (лампочки, утюга, холодильника и т.д.). Подсчитайте общую мощность всех электропотребителей.

а) ответ полный;

б) ответ неполный (есть замечания);

в) ответ неверный.

4

8

4

19,4

50,0

30,6



15.

На дно стакана положите несколько крупинок марганцовки и осторожно налейте сверху немного холодной воды. Пронаблюдайте, как меняется цвет воды. Какое это явление? Пронаблюдайте тот же опыт, но марганцовку залейте горячей водой. Что изменится в данном явлении?

а) ответ полный;

б) есть замечания;

в) ответ неверный.

7

6

3

30,6

41,6

27,8



16.

Изготовьте математический, используя нить с грузом, закрепленную в дверном проеме. Определите период и частоту колебания маятника, а также их зависимость от длины маятника. Изучите, зависит ли период колебания маятника от амплитуды при малых отклонениях от положения равновесия.



а) ответ верный, полный;

б) ответ неполный, есть замечания;

в) ответ неверный.



6

6

4

44,4

36,2

19,4

17.

Выпустите одновременно с одной и той же высоты вначале два пустых, а затем полный и пустой коробки спичек. Какой из них упадет раньше? Объясните наблюдаемые явления.

а) ответ полный;

б) ответ неполный;

в) ответ неверный.



10

4

2

50,0

33,3

16,7

18.

Заполните стакан водой наполовину. Наклоните и посмотрите на поверхность воды снизу. Затем поднесите к поверхности воды карандаш. Опытным путем установите, при каких положениях глаза карандаш виден сквозь воду, а при каких не виден.

а) ответ полный;

б) ответ неполный;

в) ответ неверный.



9

5

2

50,0

33,3

16,7

19.

С наступлением темноты

зрачок человеческого глаза расширяется. Проверьте на опыте это явление и объясните, как это отражается на резкости изображений окружающих предметов. Есть ли у фотоаппарата аналогичная деталь?

а) ответ верный, полный;

б) есть замечания;

в) ответ неверный.



8

7

1

52,8

36,1

11,1



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации