Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 29.11.2018 № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»;
Устав МБУ ДО «ЦНТТУ»;
Локальный акт «Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе педагогов дополнительного образования».
Актуальность:
Народное искусство - огромный мир духовного опыта народа, историческая основа, на которой развивается духовная и материальная культура нации. Народные умельцы накопили огромный опыт создания красивых деревянных изделий, украшенных разнообразными рисунками. В любом местном музее можно увидеть предметы домашнего обихода, хозяйственный инвентарь, игрушки, не только мастерски сделанные, но и прекрасно декоративно украшенные. Нередко различные способы изготовления изделий применяются в различной комбинации друг с другом. Так, например, очень часто выпиливание объединяется с выжиганием для создания декоративного эффекта. Иногда выпиливание и выжигание дополняют еще и раскрашиванием.
Приобщение детей к обучению народным ремеслом – предполагает решение проблем культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.
Данная программа является логическим продолжением ДООП «Пирография. Огненная кисть» и позволяет обучающимся продолжить углубленное изучение приемов и способов обработки древесины.
Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. nbsp; Количество учащихся в группах - 10-12 человек. Программа предполагает освоение стартогово (1 год обучения); базового (2 год обучения) и продвинутого (3 год обучения) уровней.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, они включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
В этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, активно развивается внимание, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Особенностями данного возраста является активное формирование личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в систему коллективов. В это время закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
создание условий для развития творческой самостоятельности обучающихся, формирование умения использовать различные навыки декорирования древесины в практической деятельности.
знакомить с народными промыслами, использующими древесину, с их современным состоянием;
-учить разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки;
- учить обучающихся приемам и технике выжигания, выпиливания, росписи по дереву;
- знакомить с видами декоративно-прикладного искусства;
- формировать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности;
- учить работать с различными инструментами;
- учить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.2.1
Ожидаемые результаты
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Знать
Исторические сведения по художественной обработке материалов. Виды декоративно-прикладного искусства. Основы подготовки древесины к работе. Строение древесины, основные ее свойства, Иметь понятия о техническом рисунке, эскизе. Знать организацию рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ.
Исторические сведения по художественной обработке материалов. Виды декоративно-прикладного искусства. Основы столярной (ручной и механической) подготовки древесины к работе. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины, основные ее свойства, виды пороков древесины. Иметь понятия о техническом рисунке, эскизе. Знать организацию рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ. Знать способы художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка лаками и красками). Технологию изготовления изделий.
Исторические сведения по художественной обработке материалов. Виды декоративно-прикладного искусства. Основы столярной (ручной и механической) подготовки древесины к работе. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины, основные ее свойства, виды пороков древесины. Иметь понятия о техническом рисунке, эскизе. Знать организацию рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ. Знать способы художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка лаками и красками). Технологию изготовления изделий. Знать источники и носители информации.
Уметь
Уметь организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ. Уметь под контролем педагога выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.
Уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ. Уметь под контролем педагога реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю. Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень, пропорциях предметов), выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.
Уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ. Уметь под контролем педагога реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю. Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень, пропорциях предметов), выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов. Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
Владеть
Владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам. Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины.
Владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам. Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины. Владеть навыками работы ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам.
Владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам. Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины. Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины. Владеть навыками работы ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам.
Теория: Знакомство с инструкциями, правилами поведения в ЦНТТУ. Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой студии. Организация рабочего места.
Практика: Игры на знакомство. Анкетирование обратной связи «Ожидаемые результаты». Отработка алгоритма действий при выжигании.
Теория: Знакомство с инструкциями, правилами поведения в ЦНТТУ. Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой студии. Организация рабочего места.
Практика: Игры на знакомство. Анкетирование обратной связи «Ожидаемые результаты». Отработка алгоритма действий при выжигании.
Теория: Знакомство с инструкциями, правилами поведения в ЦНТТУ. Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой студии. Организация рабочего места.
Практика: Игры на знакомство. Анкетирование обратной связи «Ожидаемые результаты». Отработка алгоритма действий при выжигании.
Теория: Организация рабочего места и правила безопасной работы при выполнении данных видов работы. Инструменты и приспособления, используемые при выпиливания. Выпиливание по контуру
Практика: Разработка эскиза. Подготовка фанеры. Выпиливание и обработка изделия