Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественная обработка древесины»
Комитет администрации по образованию г. Яровое
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр научно-технического творчества учащихся»
Принята на заседании педагогического совета от 24.06.2022 г. Протокол № 2 | Утверждаю: Директор МБУ ДО «ЦНТТУ» ______ Г.П.Ткаченко Приказ № 29 от 24.06.2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Художественная обработка древесины»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 3 года
Автор - составитель:
Веремеенко Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Яровое, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 29.11.2018 № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»;
- Устав МБУ ДО «ЦНТТУ»;
- Локальный акт «Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе педагогов дополнительного образования».
Актуальность:
Народное искусство - огромный мир духовного опыта народа, историческая основа, на которой развивается духовная и материальная культура нации. Народные умельцы накопили огромный опыт создания красивых деревянных изделий, украшенных разнообразными рисунками. В любом местном музее можно увидеть предметы домашнего обихода, хозяйственный инвентарь, игрушки, не только мастерски сделанные, но и прекрасно декоративно украшенные. Нередко различные способы изготовления изделий применяются в различной комбинации друг с другом. Так, например, очень часто выпиливание объединяется с выжиганием для создания декоративного эффекта. Иногда выпиливание и выжигание дополняют еще и раскрашиванием.
Приобщение детей к обучению народным ремеслом – предполагает решение проблем культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.
Данная программа является логическим продолжением ДООП «Пирография. Огненная кисть» и позволяет обучающимся продолжить углубленное изучение приемов и способов обработки древесины.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
- художественная обработка древесины
Вид ДООП:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность ДООП:
Художественная.
Адресат ДООП:
Программа рассчитана на учащихся 7 - 14 лет.
Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. nbsp; Количество учащихся в группах - 10-12 человек. Программа предполагает освоение стартогово (1 год обучения); базового (2 год обучения) и продвинутого (3 год обучения) уровней.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, они включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
В этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, активно развивается внимание, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Особенностями данного возраста является активное формирование личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в систему коллективов. В это время закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Срок и объем освоения ДООП:
3 года, 432 педагогических часа, из них:
- «Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;
- «Базовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;
- «Продвинутый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа.
Форма обучения:
Очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Разновозрастная группа.
Режим занятий:
Таблица 1.1.1
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень |
Художественная обработка древесины | 4 часа в неделю; 144 часа в год. | 4 часа в неделю; 144 часа в год. | 4 часа в неделю; 144 часа в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель:
создание условий для развития творческой самостоятельности обучающихся, формирование умения использовать различные навыки декорирования древесины в практической деятельности.
Задачи:
Личностные:
- формировать трудолюбие, внимание, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе;
- воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам, используемым в работе;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству;
- формировать художественный вкус.
Метапредметные:
- развивать творческую активность обучающегося;
- развивать образное мышление, эстетический вкус и чувство прекрасного;
- формировать умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края;
- развивать индивидуальные способности обучающихся;
- развивать эстетический и художественный вкус, умение видеть прекрасное;
- расширять кругозор обучающихся, творческое воображение, активность, интерес к предмету;
- развивать умения управлять своим поведением, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Образовательные (предметные):
знакомить с народными промыслами, использующими древесину, с их современным состоянием;
-учить разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки;
- учить обучающихся приемам и технике выжигания, выпиливания, росписи по дереву;
- знакомить с видами декоративно-прикладного искусства;
- формировать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности;
- учить работать с различными инструментами;
- учить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.2.1
Ожидаемые результаты
Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень | |
Знать | Исторические сведения по художественной обработке материалов. Виды декоративно-прикладного искусства. Основы подготовки древесины к работе. Строение древесины, основные ее свойства, Иметь понятия о техническом рисунке, эскизе. Знать организацию рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ. | Исторические сведения по художественной обработке материалов. Виды декоративно-прикладного искусства. Основы столярной (ручной и механической) подготовки древесины к работе. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины, основные ее свойства, виды пороков древесины. Иметь понятия о техническом рисунке, эскизе. Знать организацию рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ. Знать способы художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка лаками и красками). Технологию изготовления изделий. | Исторические сведения по художественной обработке материалов. Виды декоративно-прикладного искусства. Основы столярной (ручной и механической) подготовки древесины к работе. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины, основные ее свойства, виды пороков древесины. Иметь понятия о техническом рисунке, эскизе. Знать организацию рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ. Знать способы художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка лаками и красками). Технологию изготовления изделий. Знать источники и носители информации. |
Уметь | Уметь организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ. Уметь под контролем педагога выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы. | Уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ. Уметь под контролем педагога реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю. Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень, пропорциях предметов), выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов. | Уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ. Уметь под контролем педагога реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю. Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень, пропорциях предметов), выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов. Уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); |
Владеть | Владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам. Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины. | Владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам. Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины. Владеть навыками работы ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам. | Владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам. Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий. Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины. Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины. Владеть навыками работы ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам. |
1.3. Содержание программы
«Художественная обработка древесины»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ | 12 | 5 | 7 | |
1.1 | Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте. | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
1.2 | Инструменты, приспособления для выполнения работ. | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
1.3 | Виды древесных пород. Физические свойства фанеры. | 2 | 1 | 1 | Практикум |
1.4 | История возникновения промыслов по дереву. | 2 | 1 | 1 | Практикум |
1.5 | Стартовый контроль. Выжигание по заданному эскизу. | 2 | 0 | 2 | Практикум |
1.6 | Итоговое занятие-викторина 15,09 | 2 | 1 | 1 | Викторина |
2 | ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ | 50 | 8 | 42 | |
2.7 | История возникновения выжигания по дереву. Способы выжигания. | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
2.8 | Глубокое выжигание. Просветы «чернение», «коричневление». | 4 | 1 | 3 | Творческая работа |
2.9 | Передача объема. Свет, тень, полутень | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
2.10 | Выжигание "Животный мир" | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
2.11 | Выжигание "Растительный мир" 15,11 | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
2.12 | Проект «Рождественская звезда» | 10 | 1 | 9 | Творческая работа |
2.13 | Выжигание "Архитектура и пейзаж" 13,12 | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
2.14 | Промежуточная аттестация. Конкурс «Ярмарка мастеров» 16,12 | 2 | 0 | 2 | Конкурс |
2.15 | Новогодний сувенир 31,12 | 8 | 1 | 7 | Творческая работа |
3 | КОНТУРНОЕ ВЫЖИГАНИЕ И РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ | 20 | 4 | 16 | |
3.16 | Приемы росписи | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
3.17 | Цветовой контраст в оформлении | 4 | 1 | 3 | Творческая работа |
3.18 | Практикум «Выжигание с элементами росписи» 11,02 | 10 | 2 | 8 | Творческая работа |
4 | ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | 14 | 2 | 12 | |
4.22 | Основы художественной композиции | 4 | 1 | 3 | Творческая работа |
4.23 | Итоговый проект по разделу «Основы композиции» 07,03 | 10 | 1 | 9 | Творческая работа |
5 | ОРНАМЕНТ В ДЕКОРАТИВНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ | 16 | 3 | 13 | |
5.25 | Виды орнамента | 4 | 1 | 3 | Творческая работа |
5.26 | Ритм и пропорция в орнаменте | 4 | 1 | 3 | Творческая работа |
5.27 | Авторский проект «Праздничный орнамент по замыслу» 04,04 | 8 | 1 | 7 | Творческая работа |
6 | ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО | 32 | 4 | 28 | |
6.29 | Разделочная доска с городецкой росписью | 8 | 1 | 7 | Творческая работа |
6.30 | Промежуточная аттестация. Интерактивная игра «В мире пирографии» | 2 | 0 | 2 | Интерактивная игра |
6.31 | Деревянная ложка с хохломской росписью | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
6.32 | Семеновская матрешка | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
6.33 | Авторский проект по замыслу | 8 | 1 | 7 | Творческая работа |
6.34 | Выставка «Мастера и мастерицы» | 2 | 0 | 2 | Выставка |
Итого: | 144 | 26 | 118 |
Содержание учебного плана
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте.
Теория: Знакомство с инструкциями, правилами поведения в ЦНТТУ. Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой студии. Организация рабочего места.
Практика: Игры на знакомство. Анкетирование обратной связи «Ожидаемые результаты». Отработка алгоритма действий при выжигании.
1.2. Инструменты, приспособления для выполнения работ.
Теория: Основные инструменты, приемы и способы обработки древесины.
Практика: Практикум по работе с инструментами
1.3. Виды древесных пород. Физические свойства фанеры.
Теория: Виды древесных пород, отличия и сходства. Фанера, ее основные физические свойства.
Практика: Подготовка фанеры к выжиганию
1.4. История возникновения промыслов по дереву.
Теория:
История возникновения промыслов по дереву. Классификация изделий.
Практика:
Выбор эскиза. Перенос эскиза на фанеру.
1.5. Стартовый контроль. Выжигание по заданному эскизу.
Практика:
Выполнение индивидуального проекта.
1.6. Итоговое занятие-викторина
Теория: Викторина "Художественная обработка древесины" по обобщению знаний по разделу
Практика: Презентация индивидуального проекта.
2. ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ
2.7. История возникновения выжигания по дереву. Способы выжигания.
Теория: История возникновения выжигания по дереву.
Практика:
Выжигание по контуру способами «точка», "полоска".
2.8. Глубокое выжигание. Просветы «чернение», «коричневление».
Теория: Использование приемов «чернение», «коричневление» в пирографии. Демонстрация эталонов, выполненных в данной технике.
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание на фанере с использованием техники глубокого выжигания.
2.9. Передача объема. Свет, тень, полутень
Теория: Способы передачи объема. Форма, объём, пропорция, цвет как средство выразительности в пространственной композиции.
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание на фанере с использованием данной техники.
2.10. Выжигание "Животный мир"
Теория: Беседа "Многообразие животного мира". Анализ эскизов.
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание на фанере
2.11. Выжигание "Растительный мир"
Теория: Беседа "Красота растительного мира". Анализ эскизов.
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание на фанере
2.12. Проект «Рождественская звезда»
Теория: Беседа "Светлый праздник Рождества". Анализ эскизов.
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, декорирование работы
2.13. Выжигание "Архитектура и пейзаж"
Теория: Беседа с медиапрезентацией "Архитектура и пейзаж в живописи". Анализ эскизов.
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание на фанере
2.14. Промежуточная аттестация. Конкурс «Ярмарка мастеров»
Практика: Конкурсная программа по изученным темам
2.15. Новогодний сувенир
Теория: Беседа "Традиции Нового года"
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, декорирование работы
3. КОНТУРНОЕ ВЫЖИГАНИЕ И РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
3.1. Приемы росписи
Теория: Материалы, используемые для росписи по древесине
Практика: Разработка эскиза. Подготовка изделия из древесины к росписи.
3.2. Цветовой контраст в оформлении
Теория: Цветовой контраст в оформлении. Ахроматические и хроматические цвета
Практика: Разработка эскиза. Роспись по дереву на плоскостных фигурах.
3.3. Практикум «Выжигание с элементами росписи»
Теория: Материалы и приемы, используемые в росписи деревянных изделий.
Практика: Выжигание на фанере. Роспись по дереву на плоскостных фигурах.
4. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
4.1. Основы художественной композиции
Теория: Основы художественной композиции. Равновесие в композиции. Понятие статики и динамики. Симметрия и асимметрия в композиции
Практика: Выполнение миниатюр - выбор эскиза, подготовка фанеры, выжигание
4.2. Итоговый проект по разделу «Основы композиции»
Теория: Основы художественной композиции. Равновесие в композиции. Понятие статики и динамики. Симметрия и асимметрия в композиции
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, декорирование работы
5. ОРНАМЕНТ В ДЕКОРАТИВНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ
5.1. Виды орнамента
Теория: Начальное понятие о орнаменте. Стилизация растительных форм в декоративном оформлении
Практика: Упражнение «Составление растительного орнамента». Выполнение шаблона из картона.
5.2. Ритм и пропорция в орнаменте
Теория: Начальное понятие о ритме в орнаменте.
Практика: Выполнение индивидуального проекта.
5.3. Авторский проект «Праздничный орнамент по замыслу»
Теория: Виды орнамента. Осевая симметрия, оси симметрии в орнаменте.
Практика: Выполнение индивидуального проекта.
6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
6.1. Разделочная доска с городецкой росписью
Теория: Беседа с медиапрезентациями "Городецкая роспись", "Виды разделочных досок".
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, роспись изделия
6.2. Промежуточная аттестация. Интерактивная игра «В мире пирографии»
Практика: Интерактивная игра «В мире пирографии»
6.3. Деревянная ложка с хохломской росписью
Теория: Беседа с медиапрезентацией "Хохломская роспись"
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, роспись изделия
6.4. Семеновская матрешка
Теория: Беседа с медиапрезентацией "Семеновская матрешка"
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, роспись изделия
6.5. Авторский проект по замыслу
Теория: Знакомство с литературой, медиаресурсами по теме "Роспись в ДПИ"
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, роспись изделия
6.6. Выставка «Мастера и мастерицы»
Практика: Оформление выставки. Презентация проектов
Базовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.2
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ | 12 | 2 | 10 | |
1.1 | Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте. | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
1.2 | Древесина и ее свойства. Инструменты и приемы для обработки древесины, приемы работы с ними. | 4 | 1 | 3 | Практикум |
1.3 | Стартовый контроль. Творческий проект по замыслу 04,10 | 6 | 0 | 6 | Творческая работа |
2 | ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ | 50 | 7 | 43 | |
2.4 | Практикум "Способы выжигания" | 4 | 1 | 3 | Практикум |
2.5 | Индивидуальный проект "Выжигание в геометрической форме" | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
2.6 | Проект по замыслу с использованием различных техник выжигания | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
2.7 | Проект с использованием различных техник выжигания "Рождественская звезда" 13,12 | 18 | 2 | 16 | Творческая работа |
2.8 | Промежуточная аттестация. Тестирование "Способы выжигания и декорирование" 16,12 | 2 | 0 | 2 | Тест |
2.9 | Новогодний сувенир 31,12 | 8 | 1 | 7 | Творческая работа |
3 | ВЫПИЛИВАНИЕ | 30 | 5 | 25 | |
3.10 | Контурное выпиливание | 8 | 1 | 7 | Творческая работа |
3.11 | Пропильная резьба | 8 | 1 | 7 | Творческая работа |
3.12 | Разработка эскиза пропильной резьбы | 2 | 1 | 1 | Защита |
3.13 | Сувенир "Защитнику Отечества" | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
3.14 | Сувенир с использование пропильной резьбы "Мамин день" 28.02 | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
4 | ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ | 52 | 6 | 46 | |
4.15 | Творческий проект «Сибириада» | 16 | 2 | 14 | Творческая работа |
4.16 | Творческий проект «Пасхальный Благовест» 14.04 | 10 | 1 | 9 | Творческая работа |
4.17 | Коллективный творческий проект «Мир творчества» | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
4.18 | Чайный домик | 8 | 1 | 7 | Творческая работа |
4.19 | Промежуточная аттестация. Выставка-презентация «Проект мечты» 12,05 | 2 | 0 | 2 | Выставка-презентация |
4.20 | Индивидуальный проект по замыслу | 8 | 1 | 7 | Творческая работа |
4.21 | Выставка «Мастера и мастерицы» | 2 | 0 | 2 | Выставка |
Итого: | 144 | 20 | 124 |
Содержание учебного плана
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте.
Теория: Знакомство с инструкциями, правилами поведения в ЦНТТУ. Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой студии. Организация рабочего места.
Практика: Игры на знакомство. Анкетирование обратной связи «Ожидаемые результаты». Отработка алгоритма действий при выжигании.
1.2. Древесина и ее свойства. Инструменты для обработки древесины, приемы работы с ними.
Теория: Древесина и ее свойства.Основные инструменты, приемы и способы обработки древесины.
Практика: Практикум "Виды древесины и инструменты для ее обработки"
1.3. Стартовый контроль. Творческий проект по замыслу
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, декорирование работы
2. ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ
2.1. Практикум "Способы выжигания"
Теория: Основные способы выжигания
Практика: Упражнения на актуализацию навыка выжигания
2.2. Индивидуальный проект "Выжигание в геометрической форме"
Теория: Стилизованный рисунок. Правила разработки собственного эскиза в квадрате, в круге, в полосе.
Практика: Разработка рисунка и выжигание в геометрической форме
2.3. Проект по замыслу с использованием различных техник выжигания
Теория: Алгоритм создания творческого проекта
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, декорирование работы
2.4. Проект с использованием различных техник выжигания "Рождественская звезда"
Теория: Беседа "Светлый праздник Рождества". Традиционные элементы рождественского сувенира.
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, декорирование работы
2.5. Промежуточная аттестация. Тестирование "Способы выжигания и декорирование"
Практика: Тестирование "Способы выжигания и декорирование"
2.6. Новогодний сувенир
Теория: Беседа "Традиции Нового года". Символы Нового года в прикладном творчестве
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, декорирование работы
3. ВЫПИЛИВАНИЕ
3.1. Контурное выпиливание
Теория: Устройство лобзика, приемы работы. Инструменты и приспособления, используемые при выпиливания. Приемы и виды выпиливания.
Практика: Изготовление поделки с элементами контурного выпиливания
3.2. Пропильная резьба
Теория: Устройство лобзика, приемы работы. Инструменты и приспособления, используемые при выпиливания. Приемы и виды выпиливания.
Практика: Изготовление поделки с элементами пропильной резьбы
3.3. Разработка эскиза пропильной резьбы
Теория: Беседа "Образцы пропильной резьбы в русском зодчестве"
Практика: Авторская разработка эскиза пропильной резьбы
3.4. Сувенир "Защитнику Отечества"
Теория: Беседа "День защитников Отечества". Анализ образцов праздничных сувениров
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, выпиливание, декорирование работы
3.5. Сувенир с использование пропильной резьбы "Мамин день"
Теория: Беседа "Международный женский день". Анализ образцов праздничных сувениров
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, выпиливание,
декорирование работы
4. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
4.1. Творческий проект «Сибириада»
Теория: Знакомство с литературой по теме конкурса "Сибириада". Мозговой штурм "Есть идея!"
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, выпиливание, роспись по дереву. Декорирование работы
4.2. Творческий проект «Пасхальный Благовест»
Теория: Беседа "Светлая Пасха". Традиционные символы Пасхи.
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, выпиливание, роспись по дереву. Декорирование работы
4.3. Коллективный творческий проект «Мир творчества»
Теория: Мозговой штурм "Есть идея!"
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, выпиливание, роспись по дереву. Декорирование работы
4.4. Чайный домик
Теория: Знакомство с правилами построения чертежа. Чтение чертежа
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, выпиливание, роспись по дереву. Декорирование работы
4.5. Промежуточная аттестация. Выставка-презентация «Проект мечты»
Практика: Оформление выставки. Презентация проектов
4.6. Индивидуальный проект по замыслу
Теория: Алгоритм создания творческого проекта
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, выпиливание, роспись по дереву. Декорирование работы
4.7. Выставка «Мастера и мастерицы»
Практика: Оформление выставки. Презентация проектов
Продвинутый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.3
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ | 12 | 4 | 8 | |
1.1 | Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте. | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
1.2 | Древесина и ее свойства. Инструменты для обработки древесины, приемы работы с ними. | 2 | 1 | 1 | Практикум |
1.3 | Приемы выжигания и выпиливания | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
1.4 | Стартовый контроль. Творческий проект по замыслу 04.10 | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
2 | ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ | 18 | 2 | 16 | |
2.6 | Изготовление эталонов изделий в различных техниках выжигания | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
2.7 | Авторский проект с использованием различных техник выжигания 4,11 | 12 | 1 | 11 | Творческая работа |
3 | ВЫПИЛИВАНИЕ | 32 | 5 | 27 | |
3.9 | Контурное выпиливание. Рамка для картины. | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
3.10 | Разработка эскиза пропильной резьбы | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
3.11 | Сувенир «Рождественская звезда» с использование пропильной резьбы 13,12 | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
3.12 | Промежуточная аттестация. Воркшоп «Оригинальные приемы декорирования» 16,12 | 2 | 0 | 2 | Воркшоп |
3.13 | Новогодний сувенир 31,12 | 8 | 1 | 7 | Творческая работа |
4 | ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ | 82 | 8 | 74 | |
4.15 | Индивидуальный проект 3Д-панно | 10 | 1 | 9 | Творческая работа |
4.16 | Творческий проект «Сибириада» | 14 | 1 | 13 | Творческая работа |
4.17 | Изготовление эталонов изделий с элементами выпиливания 24,02 | 4 | 1 | 3 | Творческая работа |
4.18 | Индивидуальный проект по замыслу | 14 | 1 | 13 | Творческая работа |
4.19 | Изготовление эталонов изделий с использованием различных приемов росписи 31,03 | 6 | 1 | 5 | Творческая работа |
4.20 | Творческий проект «Пасхальный Благовест» | 8 | 1 | 7 | Творческая работа |
4.21 | Индивидуальный проект по замыслу 5,05 | 12 | 1 | 11 | Творческая работа |
4.22 | Итоговая аттестация. Выставка-презентация «Деревянные кружева» 9,05 | 2 | 0 | 2 | Выставка |
4.23 | Индивидуальный проект по замыслу | 10 | 1 | 9 | Творческая работа |
4.24 | Выставка «Мастера и мастерицы» | 2 | 0 | 2 | Выставка |
Итого: | 144 | 19 | 125 |
Содержание учебного плана
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте.
Теория: Знакомство с инструкциями, правилами поведения в ЦНТТУ. Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой студии. Организация рабочего места.
Практика: Игры на знакомство. Анкетирование обратной связи «Ожидаемые результаты». Отработка алгоритма действий при выжигании.
1.2. Древесина и ее свойства. Инструменты для обработки древесины, приемы работы с ними.
Теория: Древесина и ее свойства. Инструменты для обработки древесины, приемы работы с ними.
Практика: Практикум "Свойства древесины".
1.3. Приемы выжигания и выпиливания
Теория: Инструменты для выжигания и выпиливания. Приемы выжигания и выпиливания
Практика: Упражнения "Способы выжигания"
1.4. Стартовый контроль.Творческий проект по замыслу
Теория: Алгоритм создания творческого проекта
Практика: Выбор эскиза. Подготовка фанеры. Выжигание, выпиливание, роспись по дереву. Декорирование работы
2. ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ
2.1. Изготовление эталонов изделий в различных техниках выжигания
Теория: Анализ образцов изделий
Практика: Подготовка фанеры. Выжигание, выпиливание, роспись по дереву. Декорирование работы
2.2. Авторский проект с использованием различных техник выжигания
Теория: Изучение литературы по теме "Выжигание"
Практика: Подготовка фанеры. Выжигание, выпиливание, роспись по дереву. Декорирование работы
3. ВЫПИЛИВАНИЕ
3.1. Контурное выпиливание. Рамка для картины.
Теория: Организация рабочего места и правила безопасной работы при выполнении данных видов работы. Инструменты и приспособления, используемые при выпиливания. Выпиливание по контуру
Практика: Разработка эскиза. Подготовка фанеры. Выпиливание и обработка изделия
3.2. Разработка эскиза пропильной резьбы
Теория: Изучение литературы, интернетресурсов по теме.
Практика: Разработка авторского эскиза пропильной резьбы
3.3. Сувенир «Рождественская звезда» с использование пропильной резьбы
Теория: Беседа по теме "Рождество приходит". Изучение литературы, интернетресурсов по теме. знакомство с положение о конкурсе "Рождественская звезда"
Практика: Изготовление сувенира «Рождественская звезда» с использование пропильной резьбы, выжигания, росписи по дереву.
3.4. Промежуточная аттестация. Воркшоп «Оригинальные приемы декорирования»
Практика: Воркшоп «Оригинальные приемы декорирования».
3.5. Новогодний сувенир
Теория: Беседа "Символы Нового года в ДПИ"
Практика: Выполнение проекта с использование пропильной резьбы, выжигания, росписи по дереву.
4. ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
4.1. Индивидуальный проект 3Д-панно
Теория: Проектирование сложного изделия. Составление эскиза.
Практика: Разработка проекта, подготовка материала. Выпиливание, выжигание, роспись деталей. Сборка, декорирование.
4.2. Творческий проект «Сибириада»
Теория: Чтение чертежей. Цвет и фон в декоративной композиции.
Практика: Разработка проекта, подготовка материала. Выпиливание, выжигание, роспись деталей. Сборка, декорирование.
4.3. Изготовление эталонов изделий с элементами выпиливания
Теория: Чтение чертежей. Форма, объём, пропорция.
Практика: Изготовление эталонов изделий с элементами выпиливания
4.4. Индивидуальный проект по замыслу
Теория: Изучение литературы, наброски изделий.
Практика: Разработка проекта, подготовка материала. Выпиливание, выжигание, роспись деталей. Сборка, декорирование.
4.5. Изготовление эталонов изделий с использованием различных приемов росписи
Теория: Выбор приемов росписи в декоративной композиции.
Практика: Изготовление эталонов изделий с использованием различных приемов росписи
4.6. Творческий проект «Пасхальный Благовест»
Теория: Беседа "Светлый праздник Пасхи". Символы Пасхи.
Практика: Разработка проекта, подготовка материала. Выпиливание, выжигание, роспись деталей. Сборка, декорирование.
4.7. Индивидуальный проект по замыслу
Теория: Изучение литературы, наброски изделий.
Практика: Разработка проекта, подготовка материала. Выпиливание, выжигание, роспись деталей. Сборка, декорирование.
4.8. Итоговая аттестация. Выставка-презентация «Деревянные кружева»
Практика: Оформление выставки. Презентация изделий «Деревянные кружева»
4.9. Индивидуальный проект по замыслу
Теория: Изучение литературы, наброски изделий.
Практика: Разработка проекта, подготовка материала. Выпиливание, выжигание, роспись деталей. Сборка, декорирование.
4.10. Выставка «Мастера и мастерицы»
Практика: Оформление выставки. Презентация изделий
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 72 |
Продолжительность каникул | 01.01.2023 - 08.01.2023 |
Даты начала и окончания учебного года | 15.09.2022 - 31.05.2023 |
Сроки промежуточной аттестации | 15.12.2022 - 25.12.2022 |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | 20.04.2023 - 20.05.2023 |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1
Аспекты | Характеристика (заполнить) | |
Материально-техническое обеспечение | - Отдельный кабинет c доступом в сеть Интернет, оборудованный ПК, принтером - Электровыжигатели (12 шт.) - Коловорот с набором сверл - Надфили и напильники - Вспомогательный ручной инструмент - Фанера 3-х слойная, 5-и слойная - Лак ПФ-283 - Клей ПВА - Наждачная бумага (мелко- и крупнорезная) - Кисточки для лака (мелкие и средние) - Гуашь, акварельная краска - Простые карандаши - Кисточки для гуаши, акварели - Бумага копировальная - Бумага для шаблонов, эскизов - Калька | |
Информационное обеспечение | Интернет-ресурсы | |
Кадровое обеспечение | Педагог первой или высшей категории с опытом работы в данном направлении. |
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
- Тест
- Творческая работа
- Выставка
- Аукцион знаний
- Проект
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики | |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона | |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) | |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких | |
Уровень теоретической подготовки учащихся | Разрабатываются ПДО самостоятельно | |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) | |
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) | - вопросы аукциона знаний «Искусство выжигания» - тест "В мире пирографии" перечень вопросов к собеседованию, опросу |
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
- Индивидуальная
- Индивидуально-групповая
- Групповая
- Практическое занятие
- Беседа
- Выставка
- Защита проекта
- Презентация
Педагогические технологии:
- Технология индивидуального обучения
- Технология группового обучения
- Технология коллективного взаимодействия
- Проектная технология
- Здоровьесберегающая технология
Тип учебного занятия:
Обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Дидактические материалы:
- Раздаточные материалы
- Инструкции
- Технологические карты
- образцы изделий
2.6. Список литературы
1. Агопов К. «Художественное выпиливание и выжигание» - Ташкент.: «Укитувчи», 1988 г. 48 с.
2. Зиновьев Н.П. «Деревянное рукоделие» - Новосибирск, 1889 г. 30 стр.
3. Мартенссон А. «Начинаем мастерить из древесины» - Москва: «Просвещение», 1979 г. 62 с.
4. Панченко В.В.. "Выжигание по дереву" - Москва: Феникс, 2006 г. 224 с.
5. Рихвик Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - Москва: Просвещение, 1984 г. 154 с.
6. Якобсон В.М. «Русский сувенир» - Москва: «Малыш», 1981 г. 28 с.