Дополненная и виртуальная реальность
«Если я буду слушать — я могу забыть,
если я буду смотреть — я могу запомниь,
если я попробую сам — я пойму»
Гипотеза: технологии AR/VR займут важную роль в жизни современного человека.
Актуальность. Развитие интерактивных цифровых технологий существенно меняет список востребованных сегодня компетенций и навыков, создавая новые профессии – профессии будущего. В итоге растет спрос на работников, обладающих максимальной гибкостью мышления и высокой креативностью, большим творческим потенциалом, готовых как к самостоятельным действиям, так и к командной работе.
Одной из таких компетенций является умение работать с технологиями виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. В одном из недавних докладов, посвященному Атласу новых профессий, было сказано, что через несколько лет навык работы с AR и VR станет таким же востребованным, как навык письма и чтения. Так что же они собой представляют, эти технологии?
Объект исследования: технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR).
Цель работы: изучить возможности виртуальной /дополненной реальности и сферы их применения.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с технологией AR и VR, выяснить различия.
2. Изучить влияние технологии AR и VR на человека и общество в целом.
3. Изучить энциклопедию в дополненной реальности с помощью мобильного приложения.
4. Выяснить, можно ли самостоятельно создать объект дополненной реальности, и создать его по возможности.
Из истории VR и АR
Понятие искусственной реальности было впервые введено Майроном Крюгером в конце 1960-х. В 1964 году Станислав Лем в своей книге «Сумма Технологии» под термином «Фантомология» описывает задачи и суть ответа на вопрос «как создать действительность, которая для разумных существ, живущих в ней, ничем не отличалась бы от нормальной действительности, но подчинялась бы другим законам?».
Первая система виртуальной реальности появилась в 1962 году, когда Мортон Хейлиг представил первый прототип мультисенсорного симулятора, который он называл «Сенсорама». Сенсорама погружала зрителя в виртуальную реальность при помощи коротких фильмов, которые сопровождались запахами, ветром (при помощи фена) и шумом мегаполиса с аудиозаписи.
Принято считать, что развитие виртуальной реальности началось в 50-е годы прошлого века. В 1961 году компания Philco Corporation разработала первые шлемы виртуальной реальности Headsight для военных целей, и это стало первым применением технологии в реальной жизни. Но опираясь на сегодняшнюю классификацию, систему, скорее, отнесли бы к AR-технологиям.
Через несколько лет после Хейлига похожее устройство представил профессор Гарварда Айван Сазерленд, который вместе со студентом Бобом Спрауллом создал «Дамоклов меч» — первую систему виртуальной реальности на основе головного дисплея. Очки крепились к потолку, и через компьютер транслировалась картинка. Несмотря на столь громоздкое изобретение, технологией заинтересовались ЦРУ и НАСА.
В 80-е годы компания VPL Research разработала более современное оборудование для виртуальной реальности — очки EyePhone и перчатку DataGlove. Компанию создал Джарон Ланье — талантливый изобретатель, поступивший в университет в 13 лет. Именно он придумал термин «виртуальная реальность».
В 90-х были и другие интересные открытия, например, австралийка Джули Мартин соединила виртуальную реальность с телевидением. Тогда же начались разработки игровых платформ с использованием технологий виртуальной реальности. В 1993 году компания Sega разработала консоль Genesis.
Дополненная реальность (АR) шла рука об руку с виртуальной вплоть до 1990 года, когда учёный Том Коделл впервые предложил термин «дополненная реальность». В 1992 году Льюис Розенберг разработал одну из самых ранних функционирующих систем дополненной реальности для ВВС США. Экзоскелет Розенберга позволял военным виртуально управлять машинами, находясь в удалённом центре управления. А в 1994 году Жюли Мартин создала первую дополненную реальность в театре под названием «Танцы в киберпространстве» – постановку, в которой акробаты танцевали в виртуальном пространстве.
Технологии VR и AR
Дополненная реальность
Под термином «Augmented Reality» (дополненная реальность) понимают расширенное восприятие действительности. Реальный мир воспринимается по-прежнему, образуя основу для нового образа. С помощью технологических средств на него накладывается дополнительный, искусственно создаваемый слой. Реальный мир «дополняется» программно- смоделированными объектами. В основном это сведения о только что увиденном.
Чтобы расширить реальность дополнительной информацией, вам потребуется смартфон и соответствующие приложения. Приложениям будет нужен доступ к камере телефона, чтобы распознавать окружающие вас предметы.
С помощью дополненной реальности вы не только получаете полезную информацию о реальном мире, но и сможете поразвлечься. Настоящим хитом некоторое время была игра Pokemon Go. И вы, наверняка, видели на улицах людей, которые играют в Ingress (путешествуют по чужим дворам и захватывают территории).
Другой вариант использования AR – это так называемые «очки дополненной реальности». Например, HoloLens от Microsoft могут создавать голографические предметы в вашей гостиной. Все больше производителей выводят на рынок технические устройства дополненной реальности, Google Glass или Sony SmartEyeglass – это всего два примера таких гаджетов.
Виртуальная реальность
Виртуальная же реальность («Virtual Reality»), напротив, не имеет с действительностью ничего общего. Это компьютерный, несуществующий мир. Погрузившись в виртуальный мир, вы практически перестаете воспринимать фактическую реальность. Разве что можно удариться об угол в реальном мире, заигравшись в виртуальных очках (в виртуальном мире перед вами же нет никакого угла).
Вход в виртуальную реальность возможен с помощью специальных VR-очков, таких как Oculus Rift или HTC Vive. Эти очки закрывают глаза полностью — реальная действительность визуально уже не воспринимается и остается за пределами виртуального мира.
В трехмерной окружающей действительности, которую генерирует компьютер, вы можете свободно осмотреться и даже начать с ней взаимодействие. Часто смартфон выполняет функцию компьютера (в этом случае телефон просто вставляется в очки).
Датчики в очках отслеживают движения пользователя: если вы поворачиваете голову, то картинка в виртуальной реальности дополняется соответствующей новой. Виртуальная реальность в режиме реального времени подстраивается под ваши движения, создавая так называемый круговой обзор.
Под термином «Augmented Reality» (дополненная реальность) понимают расширенное восприятие действительности. Реальный мир воспринимается по-прежнему, образуя основу для нового образа. С помощью технологических средств на него накладывается дополнительный, искусственно создаваемый слой. Реальный мир «дополняется» программно- смоделированными объектами. В основном это сведения о только что увиденном.
Чтобы расширить реальность дополнительной информацией, вам потребуется смартфон и соответствующие приложения. Приложениям будет нужен доступ к камере телефона, чтобы распознавать окружающие вас предметы.
Виртуальная же реальность («Virtual Reality»), напротив, не имеет с действительностью ничего общего. Это компьютерный, несуществующий мир. Погрузившись в виртуальный мир, вы практически перестаете воспринимать фактическую реальность. Разве что можно удариться об угол в реальном мире, заигравшись в виртуальных очках (в виртуальном мире перед вами же нет никакого угла).
Вход в виртуальную реальность возможен с помощью специальных VR-очков, таких как Oculus Rift или HTC Vive. Эти очки закрывают глаза полностью — реальная действительность визуально уже не воспринимается и остается за пределами виртуального мира.
AR и VR в современной жизни
Новые технологии зачастую активно проникают во многие сферы нашей жизни. То же самое сегодня происходит и с AR / VR. Приведем лишь несколько примеров:
«AR-ассистент» – помощь в изучении производственных процессов, проектировании сложных механизмов (нефтегазовая отрасль, строительство, проектирование комплексных технологических объектов и сооружений и т. д.);
«Серьезные игры» – моделирование и симуляция чрезвычайных ситуаций (военное дело, разработка месторождений, МЧС и т. д.);
«Удаленный контроль» – ремонт сложного оборудования (авиапром, автопром, коммуникации, строительство и т. д.);
«AR-лаборатория» – виртуальные операционные, реабилитационные центры, симуляция физических/химических процессов, экспериментальная, НИР и ОКР деятельность и т. д.;
Маркетинг и реклама – объяснение сложных концепций простым визуальным языком, эмоциональный маркетинг, мобильные приложения, виртуальные примерочные, выставочный маркетинг, инновационные презентации на большой сцене, новые методики вовлечения, «оживающие» каталоги и прочее;
Игры – мобильные игровые приложения, игры и игрушки в дополненной реальности (раскраски, кубики, паззлы, книги и пр.), тренинги персонала, бизнес-игры и симуляции, AR квесты и др.
И, конечно же, такие технологии не могли обойти сферу образования, в которой они могут найти широчайшее применение.
Первое, что приходит в голову, – это использование уже готовых образовательных технологий. Таких, как, например, интерактивные обучающие пособия, AR-эксперименты, а также гиды в дополненной реальности, интерактивные инсталляции в музеях и многое другое.
Несколько примеров того, как используют виртуальную и дополненную реальность в современном мире, в известных компаниях, рассмотрены в Приложении 2.
Дополненная реальность очень эффективно влияет на образовательный процесс человека. По данных специалистов в области лингвистики и психологии, самые благоприятные условия для усвоения новых знаний — в детском и юношеском возрасте. Но отсутствие интереса, рассредоточенность и неумение концентрироваться на непростых вещах не позволяют нам эффективно получать образование в любом возрасте. А современная система образования конкурирует с развлекательной сферой и нуждается в механизмах восприятия, которые позволят вовлечь учеников в процесс усвоения новых знаний. Ведь эффективным обучением движет интерес, который нужно сначала сформировать, а затем поддержать. Для решения этой проблемы в отдельных зарубежных государственных и частных школах нашли решение — применение дополненной и виртуальной реальности.
AR создает эффект присутствия, очень ясно отображает связь между реальным и виртуальным миром. 3D-изображение погружает человека в другую, виртуальную реальность, а движущиеся в нем объекты психологически и эмоционально привлекают человека, при этом активируя его внимание и восприимчивость к информационной составляющей. Вне зависимости от изучаемого предмета дополненная реальность привлекает к обучению учеников любого возраста своей простотой, наглядностью, красочностью и, самое главное, понятностью. AR-технологии создают привычную и удобную атмосферу для большинства школьников и повышают мотивацию к получению новых знаний.
Пользуясь приложениями с дополненной реальностью, ученики могут управлять объектами AR: перемещать их, поворачивать, изменять масштаб, рассматривать с разных сторон — другими словами, взаимодействовать с различными интерактивными элементами. Это дает большой импульс к развитию пространственного мышления, повышает качество получаемой информации и её усвоения, делает изучаемый предмет более привлекательным, способствует увеличению уровня познания. Благодаря синхронному объединению визуальной и аудиальной информации, которая происходит в реальности, создается полное погружение в информационную среду и активизируется интерес к ее восприятию. Ученики могут с равной степенью достоверности восприятия увидеть во всех подробностях известные музейные экспонаты, увидеть опасные физические и химические явления, провести экпериментально-практические работы на виртуальном оборудовании, которые в реальных условиях проблематично осуществить.
Обучение с использованием дополненной реальности имеет также и материальные плюсы: исчезнет потребность в приобретении стендов, громоздких плакатов, досок и прочих наглядных пособий, сократятся расходы на печать бумажных учебников. Размещенный перед камерой двумерный маркер, с которого считывается и анализируется вся информация, – вот и все, что необходимо для получения эффекта дополненной реальности.
В чём преимущество виртуальной и дополненной реальностей? Они позволяют создать среду, которая воспринимается человеком через органы ощущения. Фактически, VR/AR позволяют смоделировать комфортные условия для получения новых знаний, а особенно — для обучения детей, подростков и молодежи. За обучающегося никто не размышляет, он сам переосмысливает всю воспринимаемую информацию. Кто знает, может именно VR и AR позволят решить проблему «чистоты» новых знаний и информации в процессе обучения.
Современное образование не знает возрастных границ и рамок. Кроме того, виртуальная и дополненная реальность становятся доступнее, ведь в настоящий период для их использования необходимо иметь только современный смартфон. Буквально за несколько лет магазины мобильных приложений наполнились тысячами программ с поддержкой VR и AR.
Можно выделить несколько основных достоинств применения AR технологий в образовании.
Наглядность. Используя 3D-графику, можно подробно показать химические процессы вплоть до атомного уровня. Причем ничто не запрещает углубиться еще дальше и показать, как внутри самого атома происходит деление ядра перед ядерным взрывом. Дополненной реальность способна не только дать сведения о самом явлении, но и продемонстрировать его с любой степенью детализации.
Безопасность. При изучении явлений угрожающих жизни и здоровью обучающихся на помощь приходят учебники с дополненной реальностью.
Вовлечение. Дополненная реальность позволяет менять сценарии, влиять на ход эксперимента или решать математическую задачу в игровой и доступной для понимания форме. Во время дополненного урока можно
увидеть мир прошлого глазами исторического персонажа, отправиться в путешествие по человеческому организму и т.д.
Виртуальные уроки. Вид от первого лица и ощущение своего присутствия в нарисованном мире — одна из главных особенностей дополненной реальности.
Традиционный урок в своём виде остается, как и прежде, но дополненная реальность позволяет модернизировать урок, вовлечь учеников в учебный процесс, наглядно иллюстрировать и закрепить материал.
Однако помимо всего, данная технология имеет ряд недостатков.
Объем. Любая дисциплина довольно объемна, что требует больших ресурсов для создания контента на каждую тему урока — в виде полного курса или десятков и сотен небольших приложений. Компании, которые будут создавать такие материалы, должны быть готовы заниматься разработкой довольно продолжительное время без возможности ее окупить до выхода полноценных наборов уроков.
Функциональность. Дополненная реальность, как и любая технология, требует использования своего, специфического языка. Важно найти верные инструменты для того, чтобы сделать контент наглядным и вовлекающим. К сожалению, многие попытки создания обучающих AR-приложений не используют все возможности виртуальной реальности и, как следствие, не выполняют своей функции.
Главным недостатком внедрения AR-технологий в образование является высокая стоимость и здоровьесбережение.
На современном этапе одним из лучших вариантов — это книги с дополненной реальностью (ARB, Augmented Reality Book). Они обладают следующими очень существенными преимуществами:
Не требуется кардинальное изменение методики преподавания.
Мы не ликвидируем бумажные учебники, к которым за много веков привыкли и педагоги, и обучаемые, а расширяем возможности учебника.
Это эволюционный, а не революционный путь.
Для начального знакомства с AR и VR технологиями такие готовые решения подходят идеально. Чаще всего встречаются приложения для таких предметов, как химия, биология (анатомия), геометрия, астрономия, но есть и достаточно редкие, например, которые могут научить вас рисовать.
Несколько Приложений дополненной реальности для Android рассмотрены в Приложении 1.
Специалисты заявляют, что наряду с BigData, облачными технологиями, искусственным интеллектом технологии дополненной и виртуальной реальности станут ключевыми технологиями четвертой промышленной революции, могут стать ключевым фактором вычислительной платформы следующего поколения. Переломный момент в развитии данных технологий ожидается в 2020 году [Future Reality, 2016].
Согласно прогнозам, технология виртуальной реальности будет внедрена приблизительно через 2–5 лет, дополненная реальность – через 5–10 лет.
Технология дополненной реальности в 2017 году находилась почти на самом дне «пропасти разочарования». Это можно объяснить несоответствием ожиданий по итогам тестирования поступивших в массовую продажу устройств и программных продуктов для дополненной реальности. На данном этапе обычно выявляются недостатки технологии.
Виртуальная реальность успела в 2017 г. пройти «пропасть разочарования» и находится на стадии «склон просвещения». У нее формируется стабильная аудитория, разработчики приступают к коммерческому внедрению и активно ищут решения существующих проблем.
Технологии виртуальной и дополненной реальности находят все большее практическое применение на предприятиях.
Контент и программное обеспечение можно также разделить на два типа:
• ориентированные на потребителя, призванные создать впечатления, эмоциональные переживания или обеспечить прямое информирование: реклама, игры и развлечения, демонстрация продукта и его характеристик;
• ориентированные на сотрудников, с тем чтобы те могли решать прикладные задачи и повысить экономическую эффективность:
обучение и формирование навыков;
прототипирование и визуализация;
помощь в эксплуатации оборудования;
коммуникации.
Специалисты пришли к выводу, что, помимо сферы развлечений, в ближайшем будущем технологии виртуальной и дополненной реальности получат широкое распространение не только в сфере развлечений, но и в сферах недвижимости, коммерции и здравоохранения.
Значительный прирост в области технологий дополненной реальности, преобладание технологий дополненной реальности над технологиями виртуальной реальности обусловлены в первую очередь растущим спросом на устройства дополненной реальности в сфере здравоохранения, прогнозируется значительный спрос на системы индикации, выводимые на лобовые стекла, готовые программные решения с дополненной реальностью для сферы продаж и рост объемов инвестиций в создание устройств дополненной реальности.
Кроме того, популярность именно дополненной реальности можно объяснить следующими факторами:
- более широкие возможности для применения;
- простота разработки, более низкие технические требования;
- широкий спектр устройств, в частности мобильных,
- более низкая их стоимость.
В России наблюдаются во многом те же тенденции, что и в других странах. Более того, анализ развития событий на российском рынке виртуальной реальности в 2017 году позволяет сделать прогноз, что российские компании могут претендовать на заметное место на мировом рынке технологий виртуальной реальности.
Массовому распространению технологий виртуальной и дополненной реальности препятствует ряд факторов, связанных в основном с недостатками технологического характера, но можно ожидать, что к 2020 году существенные недостатки будут устранены.
В РФ существует Национальная технологическая инициатива, в частности план мероприятий («дорожной карты») «Нейронет». Согласно этому документу, уже к 2025 году планируется реализовать ряд мероприятий на пути к интеграции систем виртуальной и дополненной реальности в сферы образования, медицины, развлечений и спорта; к 2035 году ожидается внедрение систем интеграции человека с виртуальной средой.
Таким образом, прогноз развития для технологий VR/AR благоприятный.
Заключение
В результате своей работы я поняла, что применение и использование технологий VR/AR помогут подготовить учащегося к компетенциям и навыкам, как человека, отвечающего современным требованиям, помогут максимально развивать мышление и развивать творческий потенциал. Ведь в процессе работы над созданием AR и VR приложений учащийся как раз занимается творческой продуктивной деятельностью, результатом которой является проект – творческий продукт, обладающий новизной.
Следующий этап моей работы – научиться использовать некоторые приложения для создания объектов дополненной реальности.
Создание собственных разработок и приложений в настоящий момент дорого, долго, проблематично и требует специализированных знаний по программированию. Проекты дополненной реальности сложны и дороги в реализации, так как их могут создавать только специалисты узкого профиля. Кроме того, применение технологии дополненной реальности требует наличие достаточно дорогих современных портативных мобильных устройств (айфонов, смартфонов последних моделей работающих с приложениями для Андройд и IOS).
Несмотря на все трудности и проблемы, тем не менее, данная технология, представляющая синтез двух миров – реального и виртуального, имеет огромные перспективы в системе образования нового поколения.
Источники информации
- Новикова Екатерина, Холодкова Валерия. Дополненная и виртуальная реальность как средство развития творческого потенциала учащегося. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ШКОЛЕ. № 2, 2018 г.
- https://www.rbc.ru/trends/industry/5db179279a79472d7aa9e58a
- https://te-st.ru/2018/10/30/responsible-design-in-vr-ar-project/
- http://3dday.ru/services/dopolnennaya-realnost/
- https://2018.edcrunch.ru/news/dopolnennaya-i-virtualnaya-realnost/
- https://mel.fm/shkola_budushchego/2406517-vr_education
- https://www.kp.ru/putevoditel/tekhnologii/dopolnennaya-realnost/
- https://habr.com/ru/post/419437/
Приложение 1. Приложения дополненной и виртуальной реальности для Android
Приложения дополненной реальности для Android
Star Walk 2
Приложение позволяет направить камеру телефона на небо и увидеть на экране реальные планеты, звёзды и созвездия. Карманный планетарий станет незаменимой вещью для учителей, начинающих астрономов и всех тех, кому интересно, чем на самом деле является светящаяся точка в небе — звездой, Марсом или Международной космической станцией.
Google Переводчик
Одно из лучших мобильных приложений для путешественников. Среди всех его возможностей одна заслуживает особого внимания: вы можете навести камеру на дорожный знак, меню в кафе или какой-нибудь другой текст и тут же получить перевод. Функция работает на 38 языках. При этом вы можете загружать языковые пакеты, чтобы использовать приложение без доступа к Сети.
SketchAR
Если вы давно хотите научиться рисовать, но многочисленные самоучители не помогают, попробуйте SketchAR. Приложение использует в качестве наставника дополненную реальность. Возьмите чистый лист, выберите картинку или загрузите свою, и программа спроецирует на бумагу виртуальную копию изображения. Останется только обвести то, что вы видите на экране смартфона.
Wikitude
Одно из самых старых AR-приложений. Вы можете вертеть камерой из стороны в сторону и смотреть, где и как далеко от вас расположены кофейни, гостиницы и достопримечательности. Wikitude берёт данные из сервисов вроде «Википедии» и Trip Advisor.
Приложения виртуальной реальности для Android:
Google Cardboard
Пожалуй, самое лучшее VR-приложения от компании Google для новичков. Оно является одной из must-have программ для владельцев таких очков, как Google Cardboard и им подобным. Программа поставляется со встроенными сервисами компании, вроде Google Earth, видеоплеером, фотосферой и демо-версиями некоторых 3D объектов. Также Google Cardboard имеет каталог VR приложений и игр, что позволяет найти новый контент намного проще.
Видеопроигрыватель AAA VR Cinema
Приложение AAA VR Cinema является видеоплеером на Android, который позволяет воспроизводить локально хранящийся VR-контент на вашем смартфоне/планшете. Он довольно таки простой в использовании. Вы загружаете панорамное видео на ваш смартфон, а затем смотрите его через этот плеер в любом месте. Он имеет поддержку 180º и 360-градусных видео и отслеживание положение головы для более качественной картинки. Если вы хотите испытать приложение — оно абсолютно бесплатное для скачивания из Google Play.
Fulldive VR
Это большой каталог различного VR-контента, вроде фото, видео, роликов и клипов. При помощи Fulldive VR вы «полностью погрузитесь» в изучение виртуального мира. В нем есть просто тонны контента со всего Интернета, также там можно найти каталог лучших VR игр.
Это приложение бесплатное для скачивания из Goolge Play и является обязательным к установке, если вы настоящий фанат виртуальной реальности.
YouTube
Мы уверены, что это приложение уже стоит на ваших смартфонах. Однако VR-очки или шлем открывают в нем новые возможности просмотра видео контента. Это одна из первых платформ с 360-градусным видео, предназначенным для просмотра в шлемах виртуальной реальности.
При помощи YouTube вы можете почти живьем побывать на рок-концерте или отправиться в путешествие по джунглям Амазонки. Также вы можете смотреть самые новые трейлеры к фильмам в 3D, а с подпиской YouTube Red за $9.99 в месяц можно избавиться от встроенной рекламы в сервисе
Приложение 2. Как используют виртуальную и дополненную реальность в современном мире?
ClassVR
Это проект, получивший особое распространение в Европе. Его суть — использование очков дополненной и виртуальной реальности для обучения детей в обычных школах. Сервис предлагает одновременный запуск урока на всех очках учеников, паузы и индивидуальное обучение, более 500 разных ресурсов. Ученики могут не просто слушать преподавателя, а видеть все то, о чем он рассказывает.
Medical RealitiesЭто целая платформа, специализирующаяся на VR-образовании в области медицины. С её помощью начинающие врачи и студенты могут «присутствовать» на сложных операциях, изучать анатомию человека, обучаться практически без отрыва от производства.
Нишевые решения — что используют в разных компаниях
KFC
Компания использует технологии дополненной реальности для обучения своих сотрудников. Стажеры надевают шлемы Oculus Rift VR с приложением The Hard Way и получают пошаговые инструкции о том, как приготовить курицу. Затем просто повторяют эти действия несколько раз, доводя их до автоматизма. Весь процесс построен как игровой, в жанре «побегов из комнаты».
«Газпромнефть»Компания использует технологию виртуальной реальности, чтобы научить сотрудников правильно вести погрузочно-разгрузочные работы. Для этого используют шлемы виртуальной реальности и специальные манипуляторы. С помощью шлема можно отработать навыки или смоделировать аварийную ситуацию. А ещё весь процесс записывается на видео, чтобы сотрудники компании могли увидеть ошибки и не допустить их в реальной работе.
«Сбербанк»В «Сбербанке» тоже используют технологии VR и AR для обучения сотрудников. Например, сотрудники call-центра могут поговорить с искусственным интеллектом, чтобы потом лучше взаимодействовать с живыми людьми, либо поставить себя на место пожилого человека при обслуживании оффлайн.
Уже в 2018 году «Сбербанк» использовал новые технологии для подготовки более 35 000 менеджеров в Москве и 11 региональных центрах. Подсчитано, что эффективность обучения с такими технологиями выросла на 20%.
«Энциклопедия с дополненной реальностью».
Уникальность этой энциклопедий в том, что ребёнок не просто листает книгу с красочными картинками, усваивая информацию. С помощью специального мобильного приложения эта книга оживает! Планеты двигаются вокруг Солнца, слон шевелит большими ушами и пускает фонтан из хобота, извергаются вулканы. Ребёнок сможет сам собрать настоящий автомобиль и покормить древнего динозавра.