Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Школа мастеров»

1
0
Материал опубликован 20 December 2023


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «СЕВЕРО – БАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

пгт. НИЖНЕАНГАРСК

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ




Принята на заседании

педагогического совета

от «02» сентября 2023 г.,

Протокол № 12

Утверждаю:

Директор МБОУ ДО «РДДТ»

_______________М.В.Потявина

Приказ «83» 02.09.2023 г.








Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

художественной направленности

«Школа мастеров»



Возраст учащихся: 7-15 лет

Срок реализации: 3 года (216 час. /год; 648 час. /3 года)

Уровень: стартовый, базовый, продвинутый (углубленный)






Автор - разработчик:

Печерских Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования





2023г.

Оглавление

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Цель, задачи, ожидаемые результаты

Содержание программы


Комплекс организационно педагогических условий

Календарный учебный график

Условия реализации программы

Формы аттестации

Оценочные материалы

Методические материалы

Список литературы





1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий

1.1. Пояснительная записка


Нормативные правовые основы разработки ДООП:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».

Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.

Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы МБОУ ДО «РДДТ», утвержденного 16.01.2017г.

Устав МБОУ ДО «Районный Дом детского творчества», утверждённый Постановлением Главы МО «Северо-Байкальский район» №794 от 29.10.2015г.



Актуальность:

Связана с решением такого блока задач образовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков.

Специфика и целесообразность программы заключаются в креативной организации учебно-воспитательного процесса, где целенаправленная смена деятельности является стимулом детского творчества, мотивацией обучаемого к познанию и саморазвитию.

Ценность программы состоит в том, что благодаря обогащению знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления, ребенок может продемонстрировать (дефиле – театр моды) результаты своей творческой деятельности. Успешная самопрезентация является мотивацией для дальнейшего творческого развития воспитанника.


Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):

«Психология творческого труда» «Материаловедение», «Моделирование и конструирование», «Технология обработки ткани», «Декоративная обработка изделия».


Вид программы: модифицированная программа


Направленность программы: художественная


Адресат программы:

Программа предназначена для обучающихся 7-15 лет, проявляющих интерес к художественно-технологическому направлению: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Программой не определяются требования к начальному уровню подготовки обучающихся. Программу могут осваивать дети как без какой-либо специальной подготовки по технологии обработки текстиля, так и обучающиеся, уже обладающие небольшим опытом.


Срок и объем освоения программы:

3 года, 648 педагогических часов, из них:


«Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;

«Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;

«Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов.

Форма обучения: очная


Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные, индивидуальное обучение.



Режим занятий:


Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Школа мастеров

6 часов в неделю;

216 часов в год.

6 часов в неделю;

216 часов в год.


6 часов в неделю;

216 часов в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель: Развитие и творческое самовыражение личности ребенка посредством освоения технологий художественной и технологической обработки текстиля.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

развитие познавательного интереса к деятельности различных профессий мира моды; формам деталей и отделки одежды;

привития воспитанникам трудовых навыков при изготовлении индивидуальных изделий, моделирования, декоративной обработки изделия;

умение самостоятельно приобретать и применять знания на практике;

развитие цветового восприятия, основ цветоведения; творческих способностей, индивидуальности, аккуратности; чувства взаимопомощи, ответственности и самостоятельности;

сформировать навыки сценического мастерства и демонстрации одежды на подиуме;

формирование художественно - эстетического вкуса; творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;

Развивающие:

пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера, конструктора, исследователя;

содействовать формированию творческих способностей, эмоциональному отношению к действительности;

сформировать и развивать навыки самостоятельной работы;

развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей;

развивать у воспитанников коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (способность адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные:

воспитание творческой личности, ориентированной на целостность культур: общечеловеческой, национальной и региональной.

воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения планировать свою деятельность; способности мыслить, разрабатывать и создавать оригинальные изделия;

сформировать ориентацию на продолжение обучения в области технологического образования;

ведение здорового образа жизни;

совместная творческая деятельность педагога, воспитанников и родителей.





Ожидаемые результаты:



Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Знать

-история одежды;

- основные стили в одежде и современные направления моды;

-профессии, востребованные в области индустрии моды;

-основные технологические понятия;

-назначение и технологические свойства материалов;

-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- назначение различных швейных изделий;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;


- профессии мира моды;

- родословная вещей, стили одежды;

- основы цветоведения;

-основы материаловедения;

- правила выбора ткани;

- виды декоративной отделки изделий;

- правила техники безопасности при изготовлении изделий;

- требования к подготовке рабочего места, материалы и инструменты;

-основные технологические понятия;

-технологию выполнения «стачного шва» на швейной машине;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;


-историческое развитие эвенкийского, русского и бурятского костюма;

- основы материаловедения;

- основы цветоведения;

- виды декоративной отделки изделий с применением народных мотивов;

- правила техники безопасности при изготовлении изделий;

- требования к подготовке рабочего места, материалы и инструменты;

- технологические понятия;

- технологию выполнения машинных и краеобъметочных швов;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

- этапы творческого проекта.

Уметь

-рационально организовывать рабочее место;

-определять последовательность выполнения технологических операций при изготовлении изделия;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

-выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

-осуществлять доступными средствами контроль качества изготав­ливаемого изделия (детали);

- находить и устранять допущенные дефекты;

- выполнять разработку творческого проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

- планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

- распределять работу в условиях коллективной деятельности;

- уметь быть аккуратной, трудолюбивой, терпеливой, стремиться к красоте и желание ее создавать;

- публичная защита проекта.

-самостоятельно разрабатывать эскизы изделий с учетом основ моделирования, цветовой гармонии;

- усвоить основы материаловедения и цветоведения;

-усвоить технологические особенности кроя из различных материалов;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

-рационально организовывать рабочее место;

- соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования;

-составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;

- уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;

- сопоставлять и отбирать информацию, из различных источников;

- уметь работать в коллективе, культура общения;

-уметь быть аккуратной, трудолюбивой, терпеливой, стремиться к красоте и желание ее создавать;

- публичная защита проекта.



-самостоятельно разрабатывать эскизы изделий с учетом региональных особенностей, основ моделирования и цветовой гармонии;

- усвоить технологические особенности кроя национальных костюмов;

- усвоить особенности кроя стилизованных костюмов;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

-рационально организовывать рабочее место;

-обеспечивать безопасность труда;

-составлять последовательность технологических операций для изготовления изделий;

-производить технологические операции, связанные с обработкой деталей;

- выполнять декоративную отделку изделия;

- уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальное решение;

- осуществлять контроль качества выполняемых работ;

- находить и устранять допущенные дефекты;

-самостоятельное выполнение творческих работ;

- распределять работу при коллективной деятельности;

-оценивать свою деятельность;

- оценивать затраты, необходимые для создания изделия;

- сопоставлять и отбирать информацию, из различных источников;

- публичная защита проекта.

Владеть

- рассуждать логически, творчески мыслить, решать проблемы, выбирая наиболее рациональное решение и индивидуальность в разработке изделия

- создавать изделия с использованием ручных инструментов, оборудования и приспособлений

- освоение способов создания и постановки показа коллекций одежды


-проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей;

-обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия;

-осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия;

- находить и устранять допущенные дефекты;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- распределять работу при коллективной деятельности;

- оценивать свою деятельность;

- быть аккуратной, трудолюбивой, терпеливой, стремиться к красоте и желание ее создавать;

- освоение способов создания и постановки показа коллекций одежды.

-проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей;

-осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты;

- создавать рациональный гардероб, комплектовать костюм аксессуарами;

-воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать).

- освоение способов создания и постановки показа коллекций одежды




1.3. Содержание программы

«Школа мастеров»


Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.2

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2


Индивидуальный и мелкогрупповой опрос

2

История костюма

4

4



2.1

История одежды

2

2


Текущий контроль

2.2

Курьезы моды

2

2


Текущий контроль

3

Психология творческого труда

(открытие курсов)

4

4



3.1

Понятия об особенностях

творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности

2

2


Текущий контроль

3.2

Профессии, востребованные в области индустрии моды

2

2


Текущий контроль, предварительный

4

Материаловедение

4

2

2


4.1

Классификация текстильных волокон

2

1

1

Групповой контроль

4.2

Краткие сведения о тканях

2

1

1

Групповой контроль

5

Ручные работы

8

4

4


5.1

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

Инструменты и приспособления. ТБ при выполнении ручных работ

2

2


Текущий контроль

5.2

Технология выполнения ручных стежков и

строчек

6

2

4

Текущий контроль, индивидуальный

6

Конструирование и моделирование изделия

10

4

6


6.1

Направление моды. Составление журнала мод


2

2

Текущий контроль

6.2

Разработка эскизов. Модельер



2

Индивидуальный контроль

6.3

Конструирование. Изготовление

лекал


2

2

Текущий контроль, индивидуальный

7

Изготовление швейного изделия

6

2

4


7.1

Технология изготовления

проектируемого изделия

6

2

4

Текущий контроль, индивидуальный

8

Завершение курсов

2

2



8.1

Отчетный показ моделей. Защита работ

2

2


Текущий контроль, индивидуальный, промежуточный контроль

9

Открытие Ателье мод «Барби»

6

4

2


9.1

Знакомство со структурой работы ателье, (экскурсия)

2


2

Групповой контроль

9.2

Определение должностных обязанностей

2

2


Текущий контроль

9.3

Доходы и расходы

2

2


Текущий контроль

10

Технология изготовления изделия

(изготовление изделий по заказу клиентов)

80

6

74


10.1

Прием заказов

Разработка модели

Индивидуальный пошив изделия

Определение качества изделия

80

6

74

Текущий контроль, индивидуальный

11

Показ моделей

2


2


11.1

«На балу у Золушки», конкурсная программа



2

Групповой контроль, промежуточный

12

Индивидуальный пошив изделия из нетканого материала

86

6

80


12.1

Сказочный костюм

86

6

80

Индивидуальный контроль

13

Творческое мероприятие

2


2


13.1

Сказочный бал

2


2

Итоговая диагностика


Итого:

216:

40

176





Содержание учебного плана

Вводное занятие

Введение в программу: цель, задачи и ожидаемый результат обучения; техника безопасности и санитарно – гигиенические требования.

История костюма

Теория: Человеку всегда было свойственно стремление к красоте, и он стремился к убранству своего внешнего вида. Плечевая одежда пришла к нам от первобытного строя в виде плащей из шкур животных. Проходили тысячелетия, и одежда претерпевала изменения. Костюм греков. Одежда древнего Египта. Русский костюм. Эвенкийский костюм.

Практика: нарисовать костюм по представлению

Веселые истории о происхождении вещей.

Практика: аппликация «Дерево чудес»

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, творческая мастерская.

Психология творческого труда (открытие курсов)

Теория: Понятия - творческий человек, трудовая деятельность, качество изделия, опыт работы; диспут (на примере: история игрушки).

В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в эскизах и готовых изделиях; художник-конструктор воплощает идеи художника-модельера в чертежи и выкройки (лекала). Технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойства ткани и современной технологии пошива одежды; швея непосредственно выполняет швейные операции. Предложить воспитанникам записаться на «учебные курсы» по освоению этих профессий.

Практика: разработать эскиз, подобрать материал.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, творческая мастерская.

Материаловедение

Теория: Ткань - это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно, чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и ухаживать, необходимо знать элементы материаловедения. Краткая характеристика текстильных волокон. Натуральное волокно дает сама природа, а процесс формирования химических волокон осуществляется на химических заводах специальными машинами путем продавливания раствора, полученного из древесины, угля, газа, нефти и другого сырья. Полученные ткани имеют свои имена, их применяют в различных областях производства и домашних условиях.

Практика: сосчитай, сколько волокон в ниточке; ниточный рисунок (эластичность).

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, групповая работа

Ручные работы

Теория: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления, история их возникновения. ТБ при выполнении ручных работ. Профессия - швея (оператор швейного оборудования).

Практика: отработка навыков работы с иглой.

Теория: Основные приемы по выполнению ручных работ. Определение строчка, стежок.

Практика: соединительные, декоративные швы; пошив игольницы.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа

Конструирование и моделирование изделия

Теория: Знакомство с коллекциями знаменитых модельеров. Характерные особенности человека - возраст, пол, телосложение, цвет волос и глаз. Эскиз моделей - работа художника-модельера. Художник-модельер должен хорошо рисовать, быть в курсе современной моды, работать с журналами мод, делать зарисовки интересных деталей и фасонов, эскизы своих моделей.

Практика: разработка рабочих эскизов.

Теория: Особенности конструирования - разработка лекал (шаблонов). При помощи чертежных принадлежностей, используя мерки, снятые с фигуры человека, разрабатывается чертеж будущего изделия, для этого используются формулы как в математике.

Практика: изготовление лекал на куклу.

Теория: Основные тенденции моды (домашнее задание родителям).

Практика: выпустить журнал мод (эскизы моделей).

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа

Изготовление швейного изделия

Практика: раскрой, пошив и декоративная обработка изделия.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа

Завершение курсов

Теория: «Итоговая аттестация» по завершению учебных курсов. Открытый показ выполненных моделей.

Практика: оформить пригласительные родителям, педагогам РДДТ.

Форма проведения занятия: коллективная работа

Открытие Ателье мод «Барби»

Теория: Ателье – это, маленькая минифабрика в котором выполняют индивидуальные заказы. В современном мире - ателье принадлежат частным предпринимателям. Отвечает за работу ателье - заведующий, который ведет всю документацию. Принимает заказы от населения - закройщик, который впоследствии раскраивает изделие. Оценивает изготавливаемое изделие - приемщик, он так же назначает сроки на изготовление изделия. В ателье операторы швейного оборудования (швея) работают в бригадах, каждый оператор выполняет определенную операцию. Это позволяет выполнить большой объем заказов.

Практика: Экскурсия в швейный цех.

Теория: Открытие ателье мод «Барби», распределение обязанностей (чередование между воспитанниками).

Предпринимательская деятельность - вид деятельности человека, владея материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Предпринимательство может быть личным или семейным. Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. Прибыль - разница суммы денег от продажи и услуг и затраты на их производство.

Практика: оценить свое изделие; прогноз на расширение услуг.

Форма проведения занятия: беседа – показ, групповая работа, индивидуальная работа

Технология изготовления изделия

Теория: Работа ателье в полном режиме. Прием, заказав от населения. Использование технологической последовательности изготовления изделий. Оценка качества изделия (педагог).

Практика: реклама; прием заказов; пошив изделий заказчика.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, творческая мастерская.

Показ моделей

Теория: Конкурсная программа «На балу у Золушки».

Практика: пригласительные билеты родителям, педагогам РДДТ.

Форма проведения занятия: коллективная работа.

Индивидуальный пошив изделия из нетканого материала

Теория. Понятие нетканый материал. Изделия из нетканого материала. Терминология ручных работ. Технология изготовления изделия.

Практика. Индивидуальная разработка эскиза изделия. Пошив изделия. Декоративная обработка изделия.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, творческая мастерская.

Творческое мероприятие

Практика: Защита коллективного проекта «Сказочный бал» в рамках мероприятия ОУ «Весеннее настроение»

Форма проведения занятия: индивидуальная работа, коллективная работа, демонстрация коллекции.




Базовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.2

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2


Индивидуальный и

мелкогрупповой опрос

2

Цветовое восприятие

8

4

4


2.1

Интерпретация цветовых предпочтений у детей

4

2

2

Текущий контроль, индивидуальный

2.2

Цветовые ассоциации

4

2

2

Текущий контроль, индивидуальный, предварительный контроль

3

Психология творческого труда

22

14

8


3.1

Виды швейных изделий

4

2

2

Текущий контроль

3.2

Цвет и человек

2

2


Групповой контроль

3.3

Родословная вещей

2

2


Текущий контроль

3.4

Роль цвета в костюме

2

2


Текущий контроль

3.5

Единство стиля

4

2

2

Текущий контроль, индивидуальный

3.6

Современное направление моды

4

2

2

Текущий контроль, индивидуальный

3.7

Профессии мира моды

4

2

2

Текущий контроль, индивидуальный

4

Материаловедение

14

6

8


4.1

Каково волокно, таково и полотно, или способы распознавания текстильных волокон

4

2

2

Групповой контроль

4.2

Ассортимент тканей

4

2

2

Текущий контроль

4.3

Советы по сочетаемости тканей

2

2


Текущий контроль

4.4

Декатировка ткани

2


2

Индивидуальный контроль

4.5

Определение лицевой и изнаночной стороны, долевой нити

2


2

Индивидуальный контроль

5

Моделирование

10

4

6


5.1

Выбор сценического образа, на основе цветового восприятия

2


2

Индивидуальный контроль

5.2

Разработка эскизов (конструктивные линии)

2


2

Текущий контроль, индивидуальный

5.3

Выбор материала

2

2


Текущий контроль

5.4

Декоративная отделка изделия

2

2


Текущий контроль

5.5

Разработка эскизов (декоративные линии)

2


2

Индивидуальный контроль, промежуточный

6

Конструирование

12

3

9


6.1

Фигура человека и её измерения

2

2


Групповой контроль

6.2

Правила снятия мерок

2

1

1

Текущий контроль

6.3

Мастер – класс. Построение чертежа основы на ткани

2


2

Текущий контроль

6.4

Раскрой изделий педагогом

6


6

Текущий контроль

7

Ручные работы

10

5

5


7.1

Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ

2

1

1

Текущий контроль, групповой

7.2

Терминология, применяемая при выполнении ручных работ

2

2


Текущий контроль, групповой

7.3

Технология выполнения ручных стежков и строчек

4


4

Индивидуальный контроль, промежуточный

7.4

Терминология ВТО

2

2


Текущий контроль

8

Машиноведение

6

2

4


8.1

История создания швейной машины

2

2


Текущий контроль

8.2

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе

2


2

Текущий контроль, индивидуальный

8.3

Технология выполнения стачного шва

2


2

Индивидуальный контроль

9

Технология пошива (индивидуальные машинные работы)

54

4

50


9.1

Подготовка деталей кроя к сметыванию. Сметывание

4


4

Индивидуальный, контроль

9.2

Первая примерка изделия

2


2

Индивидуальный, контроль

9.3

Поузловая обработка изделия

48

4

44

Текущий контроль, индивидуальный, контроль, промежуточный контроль

10

Декоративная обработка изделия (индивидуальные ручные работы)

60

6

54


10.1

Декорирование изделия согласно эскизам

54

4

50

Текущий контроль, индивидуальный

10.2

Окончательная влажно – тепловая обработка изделия

4


4

Текущий контроль

10.3

Определение качества готового изделия. Анализ причин допущенных отклонений

2

2


Текущий контроль,

индивидуальный

11

Элементы дефиле

12


12


11.1

Техника подиумного шага, остановок, поворотов

8


8

Текущий, индивидуальный контроль

11.2

«Сценический образ» или эмоциональное наполнение техники дефиле

4


4

Индивидуальный, групповой контроль

12

Защита проекта

6

4

2


12.1

Описание проекта

4

4


Индивидуальный, групповой контроль

12.2

Итоговая защита проекта «Весеннее настроение»

2


2

Промежуточная и итоговая диагностика


Итого:

216:

54

162





Содержание учебного плана

Вводное занятие

Введение в программу: цель, задачи и ожидаемый результат обучения; техника безопасности и санитарно – гигиенические требования.

Цветовое восприятие

Теория: Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету. Даже воздух, по-разному окрашивая дали лесов или гор, помогает нам ориентироваться в пространстве. В разное время дня в зависимости от освещения изменяются оттенки неба, воды и земли.

Одним из первых начал исследовать воздействие цвета И. Гете, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действовал на него устрашающе.

Презентация «Цвет в живописи».

Практическая работа: цветодиагностика «Цветовые предпочтения у детей».

Теория: Природа цвета - цветовой круг, хроматические и ахроматические цвета, холодные и теплые, контрастные и дополнительные цвета.

Практическая работа: рисунок «Первый бал».

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, творческая мастерская.

Психология творческого труда

Теория: Сведения о швейных изделиях. Ассортимент швейных изделий. Основные требования к одежде. Уход за одеждой.

Практическая работа: «Чистка одежды в домашних условиях»

Теория: В то время как мы задумываемся о выборе цвета, он оказывает сильное влияние нашу жизнь. Цвет может влиять на наше настроение и мысли. На человека цвета оказывают влияние по-разному, в зависимости от возраста, этнической среды и местного климата. Определенный цвет или группа цветов могут вызвать разную реакцию у людей, разница заключается только в оттенках и тонах. Поэтому очень важно выбрать цвет правильно. Для того чтобы осознать этот выбор, нужно знать язык цвета. Каждый цвет имеет свое значение.

Презентация «Радуга цвета»

Теория: Мы живем в среде, создаваемой нами самими, в среде, материально состоящей главным образом из множества самых различных вещей. Стулья, столы, кровати; брюки, рубашки, ботинки; мыло, лампы – обычные, всем знакомые вещи. Конечно, у них есть своя история, как она у всего на свете.

Презентация «Родословная вещей»

Теория: С давних пор люди придавали цвету особое значение. В древнем Китае цвета в костюме подбирались в соответствии с чинами: желтый – императорский, белый и красный для воинов, голубой – для молодых воинов, коричневый – для садовников.

Символическое значение цвет имел и в эпоху средневековья. Желтый и белый цвета соответствовали цвету золота и серебра. Золото считалось символом богатства и справедливости, серебро – символом невинности и чистоты. Темно-красный (червленый) – символ любви, смелости; голубой – символ красоты и величия; зеленый – символ изобилия; пурпурный (красный с оттенком синего) – могущества; черный – мудрости.

Презентация «Роль цвета в костюме»

Теория: Одежда является постоянным спутником человека. Но и она не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть. Одежда прошла длительный и сложный путь, прежде чем приобрела современный вид. Каждой эпохе, каждому историческому периоду были присущи свои формы и покрой, отделка и материалы, цвет и рисунок ткани, что вместе создавало определенный стиль в одежде.

Что такое стиль. Стили одежды. Современные стили одежды. Имидж.

Презентация «Стиль + Имидж»

Практическая работа: «Индивидуальный стиль одежды»

Теория: Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды, которая диктует нам что, куда и когда одевать. Мода имеет тенденцию к быстрому изменению. В современной индустрии моды все более актуальной становится тема экологии — это проявляется в использовании натуральных цветов, сырья, а также в разработке новых экологически чистых синтетических материалов.

Практическая работа: работа с журналами мод, составление презентации «Мода».

Теория: Портной, закройщик, швея. Модистка. Дизайнер и модельер. Модель (манекенщица). Фотомодель. Характеристика и психологические особенности профессий.

Практическая работа: «Ателье мод «Барби».

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, творческая мастерская.

Материаловедение

Теория: Классификация текстильных волокон. Признаки основных натуральных волокон.

Презентация «Натуральные волокна»

Практическая работа: способы распознавания текстильных волокон.

Теория: Общие сведения о строении тканей. Классификация и ассортимент тканей из натуральных волокон.

Презентация «Получение ткани»

Практическая работа: составление коллекции «Ассортимент тканей».

Теория: что нужно знать, подбирая материал. Советы по сочетаемости тканей.

Практическая работа: декатировка тканей перед раскроем.

Практическая работа: дефекты тканей, определение лицевой стороны ткани

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, групповая работа.

Моделирование

Практическая работа: описание сценического образа на основе цветового предпочтения у детей.

Практическая работа: разработка эскизов (конструктивные линии) сценического костюма.

Теория: Выбор материала по цветосочетанию и волокнистому составу.

Виды и особенности декоративной отделки изделий.

Презентация «Декоративная отделка изделий».

Практическая работа: разработка эскизов (декоративные линии) сценического костюма.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, творческая мастерская.

Конструирование

Теория: Фигура человека и ее измерение. Особенности строения женской и детской фигуры. Основные точки и линии измерения. Прибавки на свободу облегания.

Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия.

Презентация «Снятие мерок»

Практическая работа: снятие мерок и запись результатов измерений (педагог выступает в роли закройщика, воспитанники – клиенты).

Практическая работа: Мастер – класс «Построение чертежа основы изделия на ткани», работа выполняется педагогом (профессия - закройщик).

Практическая работа: построение чертежа изделий на ткани всей коллекции, «Весеннее настроение. Цвет в характере человека», выполняется педагогом. Раскрой деталей изделия выполняют воспитанники под руководством педагога.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие.

Ручные работы

Теория: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Презентация «Инструкции по техники безопасности»

Практическая работа: укомплектовать рабочее место необходимыми инструментами и приспособлениями в соответствии с правилами техники безопасности.

Теория: Терминология, применяемая при выполнении ручных работ (повторение, программа «Ателье мод «Барби»).

Теория: Технология выполнения ручных стежков и строчек.

Практическая работа: выполнение ручных стежков и строчек.

Теория: Организация рабочего места для выполнения влажно-тепловых работ, терминология, применяемая при выполнении утюжильных работ, правила техники безопасности.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, групповая работа.

Машиноведение

Теория: Первый чертеж швейной машины в ХV веке был предложен Леонардо да Винчи. В настоящее время швейная машина представляет собой «миникомпьютер».

Презентация «История швейной машины».

Практическая работа: организовать рабочее место с соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. Подготовить швейную машину к работе: подбор машинной иглы и ниток, заправка верхней и нижней нитей, регулировка стежка.

Практическая работа: конструкция машинного шва, выполнение соединительного шва: стачной шов вразутюжку, стачной шов взаутюжку.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа

Технология пошива (индивидуальные машинные работы)

Практическая работа: прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя.

Практическая работа: проведение примерки, выявление и исправление дефектов.

Теория: Способы обработки пройм, горловины, застежек. Обработка срезов изделия декоративной бейкой.

Практическая работа: индивидуальная поузловая обработка изделия (педагогическое сопровождение).

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальное педагогическое сопровождение, индивидуальная работа.

Декоративная обработка изделия (индивидуальные ручные работы)

Теория. Разработка и особенности обработки декоративных украшений из: бисера, пайеток, кружева, тесьмы, ткани.

Практическая работа: изготовление декоративных украшений, моделирование декоративных линий, декоративная обработка изделия.

Практическая работа: окончательная влажно – тепловая обработка изделия. Способы хранения готового изделия.

Теория: Определение качества готового изделия. Анализ причин допущенных отклонений

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, творческая мастерская.

Элементы дефиле

Практика: Образно-стилистическое формирование коллекции. Единство темы коллекции, музыкального сопровождения, рисунка и манеры показа. Образное решение отдельных моделей. Понятие о гармонии манеры держаться, походки, поведения в целом и костюма. Разучивание комплексов упражнений для тонуса мышц. Специальные тренинги. Освоение различных стилей дефиле. Создание композиций движения.

Форма проведения занятия: репетиции к выступлениям.

Защита проекта

Теория: Описание проекта - Выбор идеи, и ее обоснование. Эскизная разработка модели. Выбор ткани и отделки. Описание модели. Составление плана технологической обработки изделия. Анализ показа коллекции членами коллектива.

Практика: Защита коллективного проекта «Цвет в характере человека» в рамках мероприятия ОУ «Весеннее настроение»

Форма проведения занятия: индивидуальная работа, коллективная работа, демонстрация коллекции.



Продвинутый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.2

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2


Индивидуальный и

мелкогрупповой опрос

2

Русская национальная культура

8

6

2


2.1

Национальная культура и культурно – бытовые традиции

2

2


Текущий контроль, групповой

2.2

Краски народного костюма

2

2


Текущий контроль, групповой

2.3

Мифология славянских богов

4

2

2

Индивидуальный контроль, групповой

3

Психология творческого труда

8

4

4


3.1

Современное направление моды

4

2

2

Текущий контроль

3.2

Одежда как художественный образ (трехъярусная схема народного костюма)

4

2

2

Индивидуальный контроль, групповой, промежуточный

4

Материаловедение

6

2

4


4.1

Свойства шерстяных и шелковых тканей

4

2

2

Групповой контроль

4.2

Декатировка ткани (повторение)

2


2

Индивидуальный контроль

5

Художественная обработка ткани

20

8

12


5.1

История происхождения живописно-орнаментальных мотивов народного костюма Средней и Южной полосы России

2

2


Текущий контроль

5.2

Виды орнамента

2

2


Текущий контроль

5.3

Орнаментальные приемы вышивка

8

2

6

Индивидуальный контроль

5.4

Лоскутная техника

8

2

6

Индивидуальный контроль, промежуточный

6

Конструирование и моделирование изделия

18

6

12


6.1

Эскизная разработка стилизованных моделей коллекции «Сказание о России»

6

2

4

Текущий контроль, индивидуальный

6.2

Учебно-методическое практическое сопровождение по основам моделирования: моделирование конструктивных линий на чертеже основы изделия

6

2

4

Текущий контроль, групповой

6.3

Определение и нанесение декоративных линий на чертеж основы изделия

6

2

4

Индивидуальный, текущий контроль

7

Технология пошива (индивидуальные машинные работы)

62

4

58


7.1

Правила техники безопасности, организация рабочего места, планирование работы

4

2

2

Текущий контроль, индивидуальный

7.2

Раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия

4


4

Текущий контроль, индивидуальный

7.3

Подготовка деталей кроя к сметыванию. Сметывание

4


4

Индивидуальный, контроль

7.4

Первая примерка изделия

2


2

Индивидуальный, контроль

7.5

Поузловая обработка изделия

48

2

46

Текущий контроль, индивидуальный, контроль, промежуточный контроль

8

Декоративная обработка изделия (индивидуальные ручные работы)

32

4

28


8.1

Декорирование изделия согласно эскизам

26

2

24

Текущий контроль, индивидуальный

8.2

Окончательная влажно – тепловая обработка изделия

4


4

Индивидуальный контроль

8.3

Определение качества готового изделия. Анализ причин допущенных отклонений

2

2


Текущий контроль,

индивидуальный

9

Технология изготовления головного убора (индивидуальная работа)

38

8

30


9.1

История происхождения головных уборов

2

2


Текущий контроль, групповой

9.2

Эскизная разработка головных уборов в рамках коллекции «Сказание о России»

4

2

4

Индивидуальный контроль

9.3

Выбор материала

2

2


Текущий контроль

9.4

Технология изготовления головного убора

28

2

26

Текущий контроль, индивидуальный, промежуточный контроль

10

Элементы дефиле

12


12


10.1

Техника подиумного шага, остановок, поворотов

8


8

Текущий, индивидуальный контроль

10.2

«Сценический образ» или эмоциональное наполнение техники дефиле

4


4

Индивидуальный, групповой контроль

11

Защита проекта

10

4

6


11.1

Описание проекта

8

4

4

Индивидуальный, групповой контроль

11.2

Подготовка и проведение коллективной итоговой защиты проекта - «Сказание о России»

2


2

Промежуточная и итоговая диагностика


Итого:

216:

48

168





Содержание учебного плана

Вводное занятие

Введение в программу: цель, задачи и ожидаемый результат обучения; техника безопасности и санитарно – гигиенические требования.

2. Русская национальная культура

2.1. Феномен русской национальной культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой культуры. Её историческим творцом выступает русский народ – один из наиболее крупных, развитых и богатых в творческом отношении этносов мира. Народ как единое целое – основная питательная, животворящая социальная среда и благодатная почва для формирования всех достижений русской национальной культуры: интеллектуальной мысли; художественного творчества; нравственности; этики; народной медицины и педагогики, и, следовательно, почва для рождения и расцвета любых талантов.

Русская национальная культура это: материальные и духовные ценности народа, созданные им в ходе своей длительной истории; способ жизнедеятельности и мироустройства русских людей; своеобразие жизни русских в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальных условиях; религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении; совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций; способности, потребности, знания, умения, социальные чувства, мировоззрение русских.

Корни русской национальной культуры уходят в толщу славянского этноса. Начало первого тысячелетия до нашей эры следует считать, по мнению ученых, временем, когда славянские племена Среднего Поволжья начинают свое "историческое бытие": отстаивают свою независимость; строят свои первые крепости; формируют отрасли хозяйства и на их основе создают систему жизнедеятельности; создают первичные формы славянского героического эпоса, дожившего до начала XX века.

Именно в те исторические далекие времена закладывались основы отечественной материальной и духовной культуры. Постепенно, выделившись из общеславянского этноса, русские, взаимодействуя с другими народами, создали не только великое государство, но и великую культуру, которые в XIX–XXвв. вышли на самые передовые позиции в мире и во многом оказали решающее воздействие на развитие всей человеческой цивилизации. 

Русская культура – не просто декоративно-прикладное творчество, песни, фольклор, костюм и т.п., – это феномен слияния красоты и мудрости, красной нитью искусно вплетенный в саму жизнь.

Презентации: «Большие и малые народы России»».

«Семейные традиции»

«Декоративно-прикладное искусство»

2.2. Русский народный костюм — это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Русский народный костюм — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории своего народа, с этой книгой можно путешествовать из одной губернии в другую и увидеть каким разнообразием отличалась русская одежда. Русский костюм — это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий. Соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия, он стал своеобразным памятником художественному гению русского народа.

Презентация: «Русский народный костюм».

2.3. Некоторые понятия славянской мифологии восходят к такой глубокой древности, что трудно и даже порою невозможно определить, как и почему они стали называться именно, так и какую роль играли в жизни наших предков. Это некие безликие силы: берегини, упыри, навьи. Возможно, между ними даже не было четкого разграничения на благодетельных и вредоносных, они почитались с одинаковым рвением.

Постепенно формировались более четкие образы богов и богинь, приобретая конкретный облик.

Презентация: «Герои самых первых мифов».

Практическая работа: рисование женских образов из русских сказок.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, групповая работа.

3. Психология творческого труда

3.1. Мода в современном мире призвана играть роль своеобразного лакмуса, определяющего стиль жизни и социальный статус человека. С развитием человечества менялись и взгляды на красоту, стиль и «приличный внешний вид». Справедливости ради стоит заметить, что стили современной моды самые разнообразные, а мода сегодня – гораздо демократичнее моды прошлых столетий. Нынешним модницам повезло – они могут выбирать тренды и стили по своему усмотрению, с учетом индивидуальных особенностей внешности.

Этно-стиль. Элементы и мотивы традиционных костюмов народов мира.
Практическая работа: работа с журналами мод, интернет – ресурс, составление презентации «Мода…».

3.2. Художественный образ одежды. Композиция. Компоненты композиции. Композиционные средства.

Специфика художественного образа народного костюма и его особенности. Русский народный костюм был способом взаимодействия человека с миром. Человек моделировал Вселенную в себе и на себе.

Практическая работа: работа с журналами мод, интернет – ресурс, составление презентации «Русский костюм - модель мира».

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, групповая работа.

4. Материаловедение

4.1. Натуральные волокна животного происхождения. Ассортимент и свойства натуральных тканей. Уход за тканями.

Презентация: «Швейное материаловедение».

Практическая работа: определение вида ткани.

4.2. Практическая работа: декатировка тканей перед раскроем; дефекты тканей, определение лицевой стороны ткани.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, групповая работа.

5. Художественная обработка ткани

5.1. Самые древние узоры.

Презентация: «Изучение народных «украс».

5.2. «Репьи», «круги» и «горы», или значение отдельных элементов текстильного орнамента. Связь смысла, формы и месторасположения символов.

5.3. Основные орнаментальные приемы – вышивка

Практическая работа: выбор орнамента, виды декоративных швов, технические приемы вышивки.

5.4. Лоскутное шитье, пэчворк.

Практическая работа: сборка полотна из лоскутков

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, творческая мастерская.

6. Конструирование и моделирование изделия

6.1. Элементы национального костюма в современных и сценических костюмах.

Практическая работа: эскизная разработка стилизованных моделей.

6.2. Мастер – класс «Построение чертежа основы изделия на ткани», работа выполняется педагогом (повторение).

Практическая работа: снятие мерок, построение основы чертежа плечевого изделия с использованием базовых лекал.

6.3. Основные силуэтные формы русского костюма.

Презентация: «Силуэт в костюме»

Практическая работа: моделирование конструктивных линий на чертеже основы изделия (перенос вытачек, линия кокетки, рельеф, линия подреза и т.д).

Практическая работа: определение и нанесение декоративных линий на чертеж изделия, согласно эскизу.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальное педагогическое сопровождение, индивидуальная работа, творческая мастерская

7. Технология пошива (индивидуальные машинные работы)

7.1. Правила техники безопасности, организация рабочего места, планирование работы.

Практическая работа: составление технологической карты.

7.2. Практическая работа: подготовка выкроек, лекал; перенос выкроек на ткань; раскрой деталей костюма.

7.3. Практическая работа: прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя.

7.4. Практическая работа: проведение примерки, выявление и исправление дефектов.

7.5. Практическая работа: индивидуальная поузловая обработка изделия (педагогическое сопровождение).

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальное педагогическое сопровождение, индивидуальная работа, творческая мастерская.

8. Декоративная обработка изделия (индивидуальные ручные работы)

8.1. Разработка и особенности обработки срезов деталей изделия декоративными украшениями из: бисера, тесьмы, ткани, фурнитура.

Практическая работа: изготовление декоративных украшений, моделирование декоративных линий, декоративная обработка изделия.

8.2. Практическая работа: окончательная влажно – тепловая обработка изделия. Способы хранения готового изделия.

8.3. Определение качества готового изделия. Анализ причин допущенных отклонений.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, творческая мастерская.

9. Технология изготовления головного убора (индивидуальная работа)

9.1. Историческое развитие русских головных уборов. Современные коллекции головных уборов.

9.2. Практическая работа: Эскизная разработка головных уборов в рамках коллекции «Сказание о России».

9.3. Выбор материала и декоративной отделки.

9.4. Соблюдение техники безопасности на всех участках работы. Составление индивидуального плана последовательной технологической обработки изделия. Пошив изделия. Декорирование изделия.

Форма проведения занятия: беседа – показ, практическое занятие, индивидуальная работа, творческая мастерская.

10. Элементы дефиле

Практическая работа: Образно-стилистическое формирование коллекции. Единство темы коллекции, музыкального сопровождения, рисунка и манеры показа. Образное решение отдельных моделей. Понятие о гармонии манеры держаться, походки, поведения в целом и костюма. Разучивание комплексов упражнений для тонуса мышц. Специальные тренинги. Освоение различных стилей дефиле. Создание композиций движения.

Форма проведения занятия: репетиции к выступлениям.

11. Защита проекта

11.1. Описание проекта - Выбор идеи, и ее обоснование. Эскизная разработка модели. Выбор ткани и отделки. Описание модели. Составление плана технологической обработки изделия. Анализ показа коллекции членами коллектива.

11.2. Практическая работа: Защита коллективного проекта «Сказание о России» в рамках мероприятия ОУ «Весеннее настроение».

Форма проведения занятия: индивидуальная работа, коллективная работа, демонстрация коллекции.





2.Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

(заполнить с учетом срока реализации ДООП)

Таблица 2.1.1.

Количество учебных недель

36 – 1 год обучения

36 – 2 год обучения

36 – 3 год обучения

Количество учебных дней

108 – 1 год обучения

108 – 2 год обучения

108 – 3 год обучения

Продолжительность каникул

По уставу:

01.09.2023 – 10.09.2023

01.09.2024 - 10.09.2024

01.09.2025 - 10.09.2025

Летние каникулы:

01.06.2024-31.08.2024

01.06.2025-31.08.2025

01.06.2026-31.08.2026

Зимние каникулы:

31.12.2023 – 08.01.2024

31.12.2024 – 08.01.2025

31.12.2025 – 08.01.2026

Даты начала и окончания учебного года

01.09.2023 – 31.05.2024

01.09.2024 – 31.05.2025

01.09.2025 – 31.05.2026


Сроки промежуточной аттестации

Май 2024 г.

Май 2025 г.

Май 2026 г.

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

(по УП)


2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1.

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

- Занятия проводится в кабинете №9 МБОУ ДО «РДДТ» площадью 48 м².

Освещение: естественная инсоляция (3 окна), искусственное освещение (люминесцентные лампы).

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы

Машина швейная электрическая бытовая

Краеобъметочная машина

Гладильная доска

Утюг электрический бытовой

Стол раскройный

Оборудование и приспособления

Предметный ряд

Аптечка

Огнетушитель

Информационное обеспечение

Пе -Учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, методические рекомендации, мониторинг по дополнительной образовательной программе)

-Учебно-методический комплекс:

Печатные наглядные пособия:

Коллекции по разделу «Материаловедение»

Коллекции по разделу «История одежды»

Комплект таблиц по моделированию и конструированию

Инструкционно-технологические карты

Таблицы (плакаты) по безопасности труда

Методическая литература, журналы мод

Демонстрационные материалы

Образцы поузловой обработки изделий           

Видео материалы

Презентации по темам

Направление моды – интернет-ресурс

Кадровое обеспечение

Печерских Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория



2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:

Зачет

Творческая работа

Соревнования

Конкурс

Выставка

Фестиваль

Слёт

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1.

Показатели

Критерии

Степень выраженности

Кол-во баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка ребенка:





1.1. Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень (менее 30% объема знаний)

1 - 4

Входное тестирование, промежуточная, итоговая аттестация



Средний уровень (объем знаний - 50%)

5 - 8




Максимальный уровень (освоен практически весь объем знаний)

9 - 10


1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования терминов

Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять термины)

1 - 4




Средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой)

5 - 8




Максимальный уровень (употребляет специальные термины осознанно и с соответствием их содержания)

9 – 10


2.Практическая подготовка ребенка





2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень (менее 30% объема знаний)

1 - 4

Практические занятия, технические зачеты и т. д.



Средний уровень (объем знаний - 50%)

5 - 8




Максимальный уровень (освоен практически весь объем знаний)

9 – 10


2.2. Владение специальным оборудованием

Практическое использование специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием)

1 - 4




Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога)

5 - 8




Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно)

9 – 10


2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный уровень развития креативности (ребенок выполняет простейшие практические задания педагога)

1 - 4

Наблюдение,

практические, конкурсные и презентационные занятия



Репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца)

5 - 8




Творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)

9 – 10


3.Общеучебные навыки ребенка





3.1. Умение подбирать и анализировать информацию из различных источников

Самостоятельность в работе с источниками информации

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с источниками информации, нуждается в помощи и контроле педагога)

1 - 4

Творческие задания по теории, реферативные конспекты, собеседование и т. д.



Средний уровень (работает с информацией с помощью педагога или родителей)

5 - 8




Максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

9 – 10


3.2. Умение осуществлять исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные

исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения, нуждается в помощи и контроле педагога)

1 – 4

Творческие задания по теории, реферативные конспекты, собеседование и т. д.



Средний уровень (работает с помощью педагога или родителей)

5 - 8




Максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

9 – 10


4.Учебно-коммуникативные умения





4.1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации от педагога

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

1 – 4

Наблюдение



Средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей)

5 - 8




Максимальный уровень (не испытывает особых трудностей)

9 – 10


4.2. Умение конструктивно общаться со сверстниками

Сформированность умения конструктивно общаться со сверстниками

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения в общении, нуждается в постоянной помощи, периодически провоцирует конфликты)





Средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей, сам в конфликтах не участвует, старается их избежать)

5 - 8




Максимальный уровень (не испытывает особых трудностей, пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты)

9 – 10


5.Учебно-организационные умения





5.1. Умение организовать свое рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи)

1 – 4

Наблюдение



Средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей)

5 - 8




Максимальный уровень (не испытывает особых трудностей)

9 – 10


5.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие навыков программным требованиям

Минимальный уровень (овладел менее 30% необходимых навыков)





Средний уровень (овладел 50% необходимых навыков)

5 - 8




Максимальный уровень (усвоил практически весь объем необходимых навыков)

9 – 10


5.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность в работе

Удовлетворительно

1 – 4




Хорошо

5 - 8




Отлично

9 – 10






Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

индивидуальная работа педагога с воспитанниками;  

совместная   продуктивная   и творческая   деятельность


Уровень развития социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И. Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

физкульт. минутки;

беседы;

просмотр тематических фильмов

Уровень теоретической подготовки учащихся

творческая выставка эскизных работ;

выставка творческих работ

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Анкета для родителей обучающихся МБОУ ДО «РДДТ» - «Удовлетворенность родителей услугами дополнительного образования»

Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации)

творческие зачеты;

творческий проект;

театрализованный показ коллекции костюма

для определения самооценки - методика «Лесенка» (В.Г. Щур);

методика «Устойчивость интересов»;

для исследования творческий способностей - тест «Творческий потенциал»;

методика определения уровня воображения.




2.5. Методические материалы

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Частично-поисковый

Исследовательский

Игровой

Дискуссионный

Проектный


Формы организации образовательной деятельности:

Индивидуальная

Индивидуально-групповая

Групповая

Практическое занятие

Открытое занятие

Беседа

Выставка

Диспут

Защита проекта

Игра

Концерт

Презентация

Мастер-класс

Спектакль

Педагогические технологии:

Технология индивидуального обучения

Технология группового обучения

Технология коллективного взаимодействия

Технология дифференцированного обучения

Технология проблемного обучения

Технология дистанционного обучения

Технология исследовательской деятельности

Проектная технология

Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:

Раздаточные материалы

Инструкции

Технологические карты

Образцы изделий

Список литературы

Стартовый уровень

Баженов В.И «Материалы для швейных изделий» - М.: Изд-во «Легкая и пищевая промышленность», 1982

Бровина Е. В., Курдыба А.А., Сайганова Е. Ю., Шевчук З.В., Филатова.Н. Г. «Швея, портной легкого женского платья. Комплект инструкционно-технологических карт по производственному обучению». –Ростов н/Д: «Феникс», 2001

Брун В., Тильке М. История костюма. – М.: Эксмо, 1995.

Дашкевич Л. М. Швея, портной: лабораторный практикум по технологии пошива одежды: Учебное пособие – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

Древняя одежда народов Восточной Европы. /Под ред. М.Г. Рабиновича. – М.: Наука, 1986.

Журавлева И.Д «Ткани» - М.: Изд-во «Эксмо», 2003г.

Зайцев В. Такая изменчивая мода. – М.: Молодая гвардия, 1977.

Зимняя И.А. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. – М., 2000.

Кибалова Л., Тербенова О. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1986.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996.

Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. I, II. – М.: АО Академия моды, 1993.

Морева Н.А. Современная технология учебного занятия: - М.: Просвещение, 2007. 

Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1985.

Пласина Э. Б. История костюма. Стили и направления: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Плешаков Л. «Профессия – модельер // Мир профессий: человек – художественный образ» – М.; 1987.

Синяков А.Б. «Технология швейного производства», Москва, «Легкая и пищевая промышленность», 1992

Усов В.В. «Заглянем в ателье»[о профессиях портного и закройщика] – М.; 1986

Черемных А.Н. Основы художественного конструирования женской одежды. – М.: Легкая индустрия, 1977.


Литература для детей

Абеляшева Г, Арестова В и др «Искусство. Энциклопедия» - М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2005.

Андреева А. Ю., Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб: «Паритет», 2005.

Арефьев И.П «Занимательные уроки технологии», Москва, «Школьная пресса», 2005.

Буровик К.А «Родословная вещей», - М.: Знание, 1991г

Ерзенкова Н. В. Украшение и дополнение к одежде.- Мн.: «Современное слово», 2001.

Журналы мод

Кассен-Скотт Д. Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды. - М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002.

Кирсанова Р.М «Ленты, кружева, ботинки», - М.: Изд-во «Эксмо», 2006г

Максимова М.В, Кузьмина М.А «Девичьи хлопоты», - М.: Изд-во «Эксмо-пресс», 2000г

Сафина Л.А. Дизайн костюма. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006г

Степура М. «Как стать моделью». - Ростов н/Д: «Феникс», 2000г

Терешкович Т. А. Словарь моды. – Мн.: «Хэлтон», 2000г


http://pinme.ru/u/tatulik/rukodelie/ рукоделие

http://svoimi-rukami-club.ru/учимся-шить-одежду-для-кукол

http://www.newsewing.com/view / швейных дел мастер

Базовый уровень

Бердник Т. О., «Как стать модельером». - Ростов н/Д: «Феникс», 2000г

Бердник Т. О., Неклюдова Т. П. Дизайн костюма. –Ростов н/Д: «Феникс», 2000г.

Бровина Е. В., Курдыба А.А., Сайганова Е. Ю., Шевчук З.В., Филатова.Н. Г. Швея, портной легкого женского платья. Комплект инструкционно-технологических карт по производственному обучению. –Ростов н/Д: «Феникс», 2001г.

Брун В., Тильке М. (перевод с немецкого Светличной Г. А.), История костюма: от древности до нового времени. - М.: ЗАО «Издательство ЭКСМО-Пресс», 2000.

Григорьев Д.В, Степанов П.В «Внеурочная деятельность школьников» - М.: «Просвещение», 2011г.

Журавлева И.Д «Ткани» - М.: Изд-во «Эксмо», 2003г.

Иванченко В.Н «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы», Волгоград, Изд-во «Учитель», 2007г.

Ерзенкова Н. В. Украшение и дополнение к одежде.- Мн.: «Современное слово», 2001г.

Казначеева С.А, Бондарева С.А « Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников», Волгоград, Изд-во «Учитель», 2009г.

Кассен-Скотт Д. Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды. - М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002г.

Морозова Л.М, Кравченко Н.Г, Павлова О.В «Технология. 5 – 11 классы: проектная деятельность учащихся», Волгоград, Изд-во «Учитель», 2008г.

Плешаков Л. «Профессия – модельер // Мир профессий: человек – художественный

образ» – М.; 1987г.

Сокольникова Н.М «Основы живописи», Обнинск, Изд-во «Титул», 1996г.

Смирнов А. «Швея» [профессия] – М.; 1987г.

Труханова А.Т «Справочник молодого швейника» - М.: Высш. шк., 1985г.

Чернякова Н. В. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5-9: Кн. для учителя – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003г.


Литература для детей

Абеляшева Г, Арестова В и др «Искусство. Энциклопедия» - М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2005г

Алиева Н.З «Зрительные иллюзии. Не верь глазам своим», Ростов н/Д, Феникс, 2007г

Амфилохиева Е «Изобразительное искусство. Мастера и шедевры» - М.: «Эксмо», 2014г

Буровик К.А «Родословная вещей», - М.: Знание, 1991г

Дашкевич Л. М. Швея, портной: лабораторный практикум по технологии пошива одежды: Учебное пособие – Ростов н/Д: «Феникс», 2001г

Журналы мод

Кирсанова Р.М «Ленты, кружева, ботинки», - М.: Изд-во «Эксмо», 2006г

Уилан Б «Гармония цвета. Новое руководство по созданию цветовых комбинаций» - М.: Роксфорт, 2014г

Эрб Р «Цвет и свет» - М.: ООО «Мир книги», 2007г



Продвинутый уровень

Афанасьева Е.Ф «Из глубины веков… Путешественники, исследователи об эвенках» Улан – Удэ, Изд-во «Бэлиг», 2009г.

Баженов В.И «Материалы для швейных изделий» - М.: Изд-во «Легкая и пищевая промышленность», 1982г.

Григорьев Д.В, Степанов П.В «Внеурочная деятельность школьников» - М.: «Просвещение», 2011г.

Греков Б.Д, Артамонов М.И. «История культуры Древней Руси» -  М.: Изд-во АН СССР, 1951.

Гурбина Е.А, Гурко М.В, Лёвина С.А «Технология. 9 класс. «Традиции русской народной культуры», Волгоград, Изд-во «Учитель», 2007г.

Дементьева В.В, Санжеева Л.В «Традиционная культура народов Восточной Сибири», Улан – Удэ, Издательско – полиграфический комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2012г.

Журавлева И.Д «Ткани» - М.: Изд-во «Эксмо», 2003г.

Журналы «Школа и производство» №1 2003г, №1 2004г.

Иванченко В.Н «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы», Волгоград, Изд-во «Учитель», 2007г.

Калашникова Н.М «Традиционный костюм народов России ХIХ – ХХ веков», ВКТНП Санкт – Петербург, 1996г.

Калашникова Н.М «Традиционные промысла и ремесла народов России», Изд-во «Дрофа», Санкт – Петербург, 2004г.

Короткова М.В «Путешествие в историю русского быта» - М.: ООО «Дрофа», 2003г.

Митлянская Т.Б «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока» - М.: «Просвещение», 1983г.

Морозова Л.М, Кравченко Н.Г, Павлова О.В «Технология. 5 – 11 классы: проектная деятельность учащихся», Волгоград, Изд-во «Учитель», 2008г.

Норенко И.Г «Технология. 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий», Волгоград, Изд-во «Учитель», 2007г.

Труханова А.Т «Справочник молодого швейника» - М.: Высш. шк., 1985г.

Туманова Е.С, Романова Л.Ю, Старостина Т.В «Изобразительное искусство. 4 – 8 классы. В мире красок народного творчества», Волгоград, Изд-во «Учитель», 2009г.

https://veles.site/news/sokrovischa-russkogo-ornamenta - русский орнамент.

http://www.narodko.ru/article/detail/ - народный костюм от А до Я.


Литература для детей

Афанасьев Е.Ф «Из глубины веков … Путешественники, исследователи об эвенках: хрестоматия», Улан-Удэ, Изд-во «Бэлиг», 2009г

Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII - н.XX вв.). - Л.: Наука, 1969.

Ермолова Н «Старинные формы тунгусского фрака» - М.: Изд-во «Северные просторы», 2004г.

Калашникова Н. М, «Традиционные промыслы и ремёсла народов России», Санкт - Петербург, «Дрофа», 2004г.

Каплан Н.И. «Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся старших классов» – М.: Просвещение, 1980.

Полярная энциклопедия школьника «Арктика- мой дом» - М.: «Северные просторы», 1999г.

Поппе Н.Н. «Некоторые данные о Баргузинских тунгусах XVIIIXIX ст.», Улан – Удэ, «Белинг», 2009г

Сафьянникова Т. М. «Радуга красок Сонкана», Красноярск, Изд-во «Сибирские промыслы», 2005г

Туголуков В.А. «Следопыты верхом на оленях», М.: «Наука», 1969г

Чубарова Л.Т «Старинные формы тунгусского фрака» - М.: Изд-во «Северные просторы», 2004г

Андреева А.Ю «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг». С- Пб, Изд-во «Паритет» 2004 г

Клиентов А.Е «Народные промыслы», М.: Изд-во «Белый город», 2002 г

Лотман Ю.А «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства» С.-Пб.,1994г.

Пармон Ф.М «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества», М.: Легпромбытиздат, 1994г.

Соснина Н., Шангина И «Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия», С-Пб.: Искусство-СПБ, 2006г.

http://womanadvice.ru/sovremennaya-moda - современная мода

https://bereginya-doma.io.ua – славянские символы-обереги

http://slavyanskaya-kultura.ru – славянская культура




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации