Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наш стиль»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
СОГЛАСОВАНО «__» _______ 20_____г.
Подпись__________
|
УТВЕРЖДАЮ ___________ ________________ подпись ФИО «__» _____________20_____г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Театр моды "Наш стиль"
(Художественная направленность)
Для обучающихся 5-7 классов по 2 часа в неделю (68 часов год)
Составитель:
учитель технологии
Садковская Наталья Владимировна
г. Мирный 2023-2024 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наш стиль» (далее программа) имеет художественную направленность и разработана для детей 11-16лет. Программа по данному направлению является продолжением и развитием приобретенных обучающимися программных знаний предмета «Технология» основной общеобразовательной школы. Программе присуща развивающая функция. В основе обучения используется современная деятельностная образовательная технология – проект. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами (выбрать необходимые для конкретной программы документы):
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
-Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816),
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391),
-Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. №652н),
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
-Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09),
-Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах РФ» (утв. министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06),
-Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн),
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационно- методического обеспечения физического воспитания) (2021 год),
-Письмо министерства просвещения РФ от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»,
-Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № Устав полное МКОУ СОШ №3;
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной, направленности и спецификой работы учреждения.
В процессе реализации программы осуществляется развитие технического и художественного мышления обучающихся, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения. Так как школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не дает представления об истории моды, модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты, то данная программа позволяет каждому обучающемуся получить навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды. Знания, полученные на занятиях, дадут возможность девочкам шить любые изделия, а некоторым из них и определиться с будущей профессией. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни обучающихся. Все это определяет новизну данной программы.
Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры.
Цель программы: Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды.
Задачи:
Обучающие:
- обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий;
- обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий ;
- обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время; Метапредметные:
- научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;
- научить читать чертежи;
- научить определять название и форму деталей кроя;
- научить выполнять разнообразные виды ручных швов;
- научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;
- научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;
- научить выбирать последовательность операций по изготовлению .
Воспитательные:
- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;
- воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.
- развивать моторику рук во время занятий;
- развивать идейно-художественное мышление;
- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.
Отличительные особенности данной программы в том, что на занятиях используется компьютерная программа «ЛЕКО», которая, является удобным инструментом конструирования и моделирования одежды. Программа предполагает:
Индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);
Возможность индивидуального образовательного маршрута;
Тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта;
Разновозрастный характер объединений;
Возможность проектной и/или исследовательской деятельности
По программе могут обучаться дети в возрасте от 11 до 16 лет, успешно прошедшие обучение по программе (Технология), или по любой другой программе технического творчества, или имеющие начальные навыки работы с ручными инструментами и знающие технологию обработки различных материалов. Наполняемость групп от 10 до 15 обучающихся.
В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 1 академический часа. Формы организации
образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-15 человек).
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами и оборудованием.
II этап. Основная часть.
Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний.
Физкультминутка.
Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.
III этап. Заключительная часть.
Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ожидаемые результаты:
Для создания устойчивого интереса детей к самостоятельному изготовлению чертежа выкройки и индивидуальному пошиву того или иного изделия, необходимо постепенное обучение детей основам кройки и шитья. Необходимо знакомство с модными тенденциями, с изделиями отечественных и мировых модельеров, чтобы пробудить интерес к данному виду творчества и развивать стремление сначала копировать, а затем создавать свои интересные изделия. Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей. Все это позволяет детям к концу обучения сформировать следующие навыки:
Обучающиеся должны знать:
историю развития моды;
современные тенденции моды;
основные понятия моды;
сочетание гармонирующих между собой цветов;
приемы выбора ткани и ниток для изготовления изделий;
инструменты и приспособления, которые используются при шитье, основные приемы их выбора для изготовления изделий;
приемы выполнения машинных швов;
как снимать мерки;
основные элементы конструирования швейных изделий;
правила использования выкроек для швейных изделий;
как выбрать подходящую по размеру модель;
как находить на чертежах нужные выкройки;
последовательность и технологию выполнения швейных изделий;
правила ухода за швейными изделиями;
основные правила по выбору стиля в одежде.
Обучающиеся должны уметь:
ориентироваться в современных тенденциях моды;
подбирать рационально инструменты, приспособления, материалы
для изготовления изделий;
выполнять построение основы юбки, лифа, рукава;
выполнять необходимые расчеты ткани для изготовления изделий;
переснять готовую выкройку из журнала моды;
шить юбку, сарафан, блузку;
выполнять декоративную отделку готовых изделий;
ухаживать за швейными изделиями.
Критерии освоения программы:
результатом деятельности должно стать воспитание обучающегося, соответствующего следующей модели:
познавательный уровень - свободное оперирование специальными терминами, знание законов сочетаемости цветов, тканей, умение моделировать, кроить, шить;
нравственный уровень - умение тактично указать на манеру одеваться, умение работать на успех всего коллектива театра, а не только какого-либо его подразделения, готовность посоветовать окружающим, что и как носить;
творческий уровень - проявление выдумки, фантазии при создании специфических костюмов (моделирование, используемые материалы);
эстетический уровень - художественный вкус, умение одеваться и носить вещи в сочетании с дополнениями (сумочка, шарфик, бижутерия, макияж, причёска и т.д.), умение подбирать одежду в соответствии с фигурой.
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются представление и защита готового изделия, выставки готовых изделий, участие в конкурсах различного уровня.
Содержание образовательной программы
дополнительного образования детей «Наш стиль»
Введение (2 часа)
Цель: познакомить с историей моды, современными тенденциями моды.
История моды. Поэтапное развитие моды по годам. Современные тенденции и основные понятия моды.
Практическая работа: создание презентации по теме «Мода XX – XXI веков»
Тема 1.Стиль, имидж делового человека (3 часа)
Цель: познакомить со стилем, имиджем делового человека.
Десять основных правил элегантности.
Понятие делового стиля
Формирование гардероба делового человека.
Практическая работа: создать презентацию по теме: «Стиль» (по выбору)
Тема 2. Гармония цветовых сочетаний (4 часа)
Цель: сформировать знания учащихся по гармонии цветовых сочетаний.
Понятия «цветовой тон», «яркость», «насыщенность», гармоничное сочетание цветов, контрастное сочетание цветов, теплые и холодные тона.
Практическая работа:
Создание эскиза изделия, с использованием сочетающихся цветов.
Тема 3. Влияние цвета на человека (2 часа)
Цель: познакомить с характеристиками цветов и цветовых сочетаний.
Характеристики цвета, их влияние на состояние человека.
Практическая работа: создать презентацию, содержащую
следующие направления: «что обозначает данный цвет»,
«как он влияет на восприятие человеком», «примеры моделей,
выполненных в этом цвете».
Тема 4. Косметика - составляющая имиджа человека (2часа)
Цель: познакомить с основными правилами использования
декоративной косметики в соответствии с требованиями
современных направлений моды.
Косметика как составляющая имиджа человека.
Правила нанесения макияжа, ухода за кожей и волосами.
Использование декоративной косметики в соответствии с требованиями современных направлений моды.
Практическая работа: на примере фотографий нанести макияж
на свою модель, с использованием программ «Космополитен» и
«Салон красоты».
Тема 5. Основные сведения о тканях (4 часа)
Цель: познакомить с различными видами тканей, их характеристиками,
хорошо сочетающимися тканями. Виды тканей (натуральные,
искусственные, синтетические). Характеристики и свойства тканей.
Варианты сочетания тканей.
Практическая работа: из имеющихся тканей выбрать хорошо
сочетающиеся и изготовить эскиз модели в виде аппликации
(платья, юбки, костюма и т.д.)
Тема 6. Сведения об основных швейных работах (2 часа)
Цель: познакомить с основными видами швов. Ручные, машинные
швы и технология их выполнения
Практическая работа: выполнение ручных и машинных швов.
Тема 7. Снятие мерок (2 часа)
Цель: научить определять свой размер и выполнять выкройку в
соответствии с ним. Правила определения размера. Линии, по которым
снимают мерки. Правила составления выкройки и ее переснятие.
Практическая работа: измерение своей фигуры, с занесением мерок
в таблицу. Определение своего размера.
Тема 8. Выбор модели для пошива по программе ЛЕКО (2 часа)
Цель: научить выбирать модель, с учетом своего размера.
Практическая работа: Изготовление выкроек при помощи программы ЛЕКО
Тема 9. Пошив модели. Выполнение отделочных работ на готовом изделии
(43часа)
Цель: изготовить самостоятельный творческий продукт.
Практическая работа: пошив изделия по выбору (юбка, брюки, сарафан,
жилет, топик и т.д.)
Тем 10. Презентация творческих работ (2 часа)
Цель: формирование навыков презентации творческого продукта.
Практическая работа: работа над созданием авторской
коллекции (отбор моделей, подготовка показа). Выставка творческих
работ обучающихся.
Тематический план образовательной программы
дополнительного образования детей «Наш стиль»
№ блока |
Содержание тем, блоков |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие. |
2 |
1 |
1
|
2 |
Стиль, имидж делового человека |
3 |
2 |
1
|
3 |
Гармония цветовых сочетаний |
4 |
2 |
2 |
4 |
Влияние цвета на человека |
2 |
1 |
1 |
5 |
Косметика - составляющая имиджа человека |
2 |
1 |
1 |
6 |
Основные сведения о тканях |
4 |
2 |
2 |
7 |
Сведения об основных швейных работах |
2 |
1 |
1 |
8 |
Снятие мерок |
2 |
1 |
1 |
9 |
Выбор модели для пошива по программе ЛЕКО |
2 |
1 |
1 |
10 |
Пошив модели. Выполнение отделочных работ на готовом изделии |
43 |
13 |
30 |
11 |
Презентация творческих работ |
2 |
1 |
1 |
|
Всего: |
68 |
26 |
42 |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н).
Формы реализации: Очная, без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы.
При реализации программы предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ/с особыми образовательными потребностями.
Список литературы
Володин В.А. – М.: Аванта+, 2022.- 480с.: ил.
Устинова Е. Как шить красиво. – М., «Внешсигма», 2021. – 320с.
Устинова Е. Я сама делаю выкройки. - М., «Внешсигма», 2020. – 208с.
Фелисити Эверет Как стать привлекательной. Москва «Росмэн» 2021. 114с.
Журналы моды.
Приложение 1 Оценочные средства
Показатели
|
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Методы диагностики |
|
|
Теоретическая подготовка |
|
||
1.1 Теоретические знания |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний, предусмотренных программой) Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет 0,5) Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой) |
Наблюдение Тестирование Контрольный опрос |
|
1.2 Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
Минимальный уровень (ребенок избегает употребления специальной терминологии) Средний уровень (ребенок сочетает специальную и бытовую терминологию) Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в соответствии с их содержанием) |
Собеседование |
|
|
Практическая подготовка |
|
||
2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. |
|
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 0,5 объема умений и навыков, предусмотренных программой) Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет 0,5) Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренный программой) |
Контрольное задание |
2.2 Владение специальным оборудованием |
Отсутствие затруднений использовании специального оборудования оснащения. |
в и |
Минимальный уровень (ребенок испытывает определенные трудности при работе с оборудованием) Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
Контрольное задание |
2.3 Творческие навыки (Креативность) |
Креативность выполнении заданий |
в |
Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога) Репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца) Творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества) |
Контрольное задание |
|
|
Воспитательный компонент |
|
|
3.1. Личностные качества |
Соответствие принятым в обществе правилам, традициям. |
Максимальный уровень: сформированность духовно-нравственных, этических, гражданско-патриотических качеств, уважительное отношение к родителям, сверстникам, истории страны и малой родины, культурным традициям народа, правилам, принятым в обществе, стремление к саморазвитию и самопознанию, продуктивное сотрудничество с окружающими при решении различных творческих задач. Средний уровень: недостаточная сформированность вышеперечисленных качеств. Низкий уровень: полное или частичное отсутствие вышеперечисленных качеств. |
Педагогическое наблюдение Участие в различных акциях и проектах |
Календарно-тематическое планирование образовательной программы
дополнительного образования детей «Театр моды «Наш стиль»»
№ п/п |
Дата |
Корректировка |
Тема урока |
Кол-во часов
|
Введение |
||||
1 |
|
|
История моды |
1 |
2 |
|
|
Создание презентации по теме «Мода XX – XXI веков» |
1 |
Стиль, имидж делового человека |
||||
3 |
|
|
Десять основных правил элегантности |
1 |
4 |
|
|
Понятие делового стиля |
1 |
5 |
|
|
Формирование гардероба делового человека |
1 |
Гармония цветовых сочетаний |
||||
6 |
|
|
Понятия «цветовой тон» |
1 |
7 |
|
|
Понятия «яркость», «насыщенность» |
1 |
8 |
|
|
Гармоничное сочетание цветов, |
1 |
9 |
|
|
Контрастное сочетание цветов, теплые и холодные тона. |
1 |
Влияние цвета на человека |
||||
10 |
|
|
Характеристики цвета, его влияние на состояние человека |
1 |
11 |
|
|
Создание эскиза изделия, с использованием сочетающихся цветов |
1 |
Косметика - составляющая имиджа человека |
||||
12 |
|
|
Косметика как составляющая имиджа человека |
1 |
13 |
|
|
Использование декоративной косметики в соответствии с требованиями современных направлений моды |
1 |
Основные сведения о тканях |
||||
14 |
|
|
Виды тканей (натуральные, искусственные, синтетические) |
1 |
15 |
|
|
Характеристики и свойства тканей |
1 |
16 |
|
|
Варианты сочетания тканей |
1 |
17 |
|
|
Изготовление эскиза модели из имеющихся тканей |
1 |
Сведения об основных швейных работах |
||||
18 |
|
|
Ручные швы |
1 |
19 |
|
|
Машинные швы |
1 |
Снятие мерок |
||||
20 |
|
|
Правила определения размера |
1 |
21 |
|
|
Правила составления выкройки и ее переснятие |
1 |
Выбор модели для пошива по программе ЛЕКО |
||||
22 |
|
|
Выбор модели. Индивидуальные размерные признаки, их установка в программе. |
1 |
23 |
|
|
Распечатка выкроек. Склеивание и разрезание выкроек на листах формата А4. |
1 |
Пошив модели. Выполнение отделочных работ на готовом изделии |
||||
24 |
|
|
Раскладка лекал на ткани, раскрой блузки |
1 |
25 |
|
|
Подготовка блузки к первой примерке |
1 |
26 |
|
|
Проведение первой примерки, осноровка изделия после примерки. |
1 |
27 |
|
|
Обработка кокеток блузки |
1 |
28 |
|
|
Соединение кокеток с передом и спинкой. |
1 |
29 |
|
|
Обработка срезов. |
1 |
30 |
|
|
Обработка боковых плечевых швов. |
1 |
31 |
|
|
Проведение второй примерки |
1 |
32 |
|
|
Обработка воротника |
1 |
33 |
|
|
Соединение воротника с горловиной |
1 |
34 |
|
|
Обработка швов рукавов |
1 |
35 |
|
|
Обработка манжет |
1 |
36 |
|
|
Соединение манжет с низом рукава. |
1 |
37 |
|
|
Соединение рукава с проймой |
1 |
38 |
|
|
Обработка низа блузки |
1 |
39 |
|
|
Обработка петель, пришивание пуговиц |
1 |
40 |
|
|
Окончательная отделка ВТО блузки |
1 |
41 |
|
|
Снятие мерок, перевод выкроек брюк |
1 |
42 |
|
|
Моделирование брюк |
1 |
43 |
|
|
Раскладка лекал на ткани, раскрой брюк |
1 |
44 |
|
|
Подготовка брюк к первой примерке |
1 |
45 |
|
|
Проведение первой примерки, осноровка брюк после примерки |
1 |
46 |
|
|
Обработка складок и вытачек на передней и задней половине брюк |
1 |
47 |
|
|
Обработка срезов брюк |
1 |
48 |
|
|
Обработка боковых швов |
1 |
49 |
|
|
Обработка шаговых швов |
1 |
50 |
|
|
Обработка среднего шва брюк |
1 |
51 |
|
|
Проведение второй примерки. |
1 |
52 |
|
|
Обработка застежки «гульфик». |
1 |
53 |
|
|
Обработка пояса. Соединение пояса с верхом. |
1 |
54 |
|
|
Обработка низа брюк. Обработка петли, пришивание пуговицы, окончательная отделка ВТО брюк |
1 |
55 |
|
|
Снятие мерок, перевод выкроек жилета. |
1 |
56 |
|
|
Раскладка лекал на ткани, раскрой жилета |
1 |
57 |
|
|
Подготовка жилета к первой примерке. Проведение первой примерки, осноровка жилета после примерки |
1 |
58 |
|
|
Обработка рельефов на переде. Обработка рельефов на спинке |
1 |
59 |
|
|
Обработка среднего шва на спинке |
1 |
60 |
|
|
Обработка накладных карманов |
1 |
61 |
|
|
Соединение карманов с передом |
1 |
62 |
|
|
Обработка боковых швов |
1 |
63 |
|
|
Обработка бортов |
1 |
64 |
|
|
Обработка горловины обтачкой |
1 |
65 |
|
|
Обработка проймы обтачкой |
|
66 |
|
|
Обработка низа жилета. Обработка петель и пришивание пуговиц |
1 |
Презентация творческих работ |
||||
67 |
|
|
Формирование навыков презентации творческого продукта |
1 |
68 |
|
|
Выставка работ |
1 |