Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцующий театр»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ХАБАРОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОСХОЖДЕНИЕ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ТАНЦУЮЩИЙ ТЕАТР»
Направленность программы: художественная
Возраст учащихся: 6 – 16 лет
Срок реализации программы: 4 года
Автор-составитель программы:
Давыдова Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г. Хабаровск
2022 год
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Классификация программы и её направленность
«Танцующий театр» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности, направление – хореография, базовая, реализующаяся в образцовой театр-студии «Диалог».
При разработке данной программы были учтены нормативно - правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996).
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2025 годы (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020г. №2945-р).
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 7 декабря 2018 г., протокол №3).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. №АК-2563/05 «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утверждено приказом КГАОУДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» от 26 сентября 2019 г. №383П).
Постановление администрации г. Хабаровска от.25.10.2019 г. №3501 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории городского округа «Город Хабаровск».
Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 11.02.2022 г.
Актуальность программы
В настоящее время велика значимость комплексной подготовки театральных коллективов, повышающей конкурентоспособность творческого коллектива, а, следовательно, результативность участия в конкурсах и фестивалях. Занятия в театр-студии требуют от ребят всесторонней развитости, умение двигаться, держаться на сцене, умение исполнять танцевальные партии и номера. Отсюда возникает объективная необходимость данного предмета.
Отличительные особенности программы
Данная программа реализуется в образцовой театральной студии «Диалог» и предназначена для обучения обучающихся хореографическому искусству. Предмет преподаётся в тесном контакте с такими практическими дисциплинами, как «Актёрское мастерство» и «Сценическая речь».
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость. Доказано, что двигательные упражнения развивают мозг, позволяют выразить эмоции, реализовать энергию. Занятия хореографией развивают творческие способности, координацию движений, чувство ритма, воспитывает вкус, трудолюбие, собранность. Развивается умение ориентироваться в пространстве, формируется правильная осанка и красивая походка. В тоже время происходит развитие психических процессов: восприятия, внимания, воли, памяти, мышления и общее оздоровление.
Танец играет большую роль в системе духовного и физического развития ребенка. Велика роль этого предмета в эстетическом развитии детей, т.к. он приобщает их к богатству танцевального и музыкального искусства, делая ребенка более развитой личностью. Таким образом, благодаря систематическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Цель программы: развитие творческого потенциала и формирование культуры личности учащихся театрального коллектива посредством хореографического искусства.
Задачи программы:
Предметные
обучить основам хореографического мастерства, выявить потенциальные возможности и развить хореографические способности детей;
познакомить с основами музыкальной грамоты, способствовать формированию интереса к музыкальной культуре.
Метапредметные
способствовать раскрепощению, снятию зажимов, психологических барьеров;
развить способность передавать определенное эмоциональное переживание посредством творчества в движениях.
Личностные
воспитать потребность и осознанное добросовестное отношение к систематическим занятиям, сформировать устойчивый интерес к танцу;
способствовать социальному, культурному самоопределению, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой, отечественной культуры.
Адресат программы: дети в возрасте с 6 до 16 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, занимающиеся в театр-студии «Диалог».
Срок реализации программы: 4 года обучения.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: разновозрастные группы (6-11 лет, 12-14 лет, 15-16 лет) постоянного состава, в индивидуально-групповой форме занятий. Наполняемость групп 13-15 чел.
Режим занятий:
Группы 1-3 года обучения - 1 час в неделю, 36 ч. в год. + 7 ч. лето.
Группа 4 года обучения –2 часа в неделю, 72 ч. в год. + 14 лето.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1-го года обучения
№ | Разделы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос. |
2. | Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. | 6 | 1 | 5 | Открытое занятие. |
3. | Ритмика. | 6 | 1 | 5 | Открытое занятие. |
4. | Партерная гимнастика. | 4 | 1 | 3 | Открытое занятие. |
5. | Постановочная работа. | 8 | 1 | 7 | Творческое мероприятие. |
6. | Репетиционная работа. | 8 | - | 8 | Творческое мероприятие. |
7. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Итоговая творческая работа. Диагностика. |
8. | Летний раздел | 7 | 1 | 6 | Педагогическое наблюдение. |
| ИТОГО: | 43 | 6 | 37 | |
Содержание программы 1 года обучения
Вводное занятие (2 ч).
Теория. Знакомство со студией. Правила поведения в танцевальном зале. Форма одежды. Техника безопасности при следовании в Центр и на занятиях. Введение в программу 1 года обучения.
Практика. Прослушивание детей на чувство ритма и просмотр способностей учащихся.
Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. (6 ч).
Теория. Знакомство детей с элементами танцевальных движений. Правила исполнения танцевальных движений. Ориентировка в пространстве. Знакомство с основными понятиями: музыка, темп, такт.
Практика. Выполнение упражнений танцевальной азбуки: постановка корпуса; упражнения для рук, кистей и пальцев; упражнения для плеч; упражнения для головы; упражнения для корпуса.
Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;
- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
- хлопки;
- упражнения с атрибутами (мяч, погремушка).
Выполнение изученных элементов танцевальных движений.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве:
- упражнения и игры по ориентации в пространстве;
- построение в круг;
- построение в линию;
- построение в две линии.
Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.
Движения под музыку, выполнение ритмических упражнений, хлопки и притопы на сильную, слабую долю и с различным ритмическим рисунком.
Ритмика. (6 ч).
Теория. Знакомство детей с понятиями характер музыки, темп, динамика, ритмический рисунок.
Практика. Определение характера музыки (веселая, грустная, тревожная). Импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную. Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.
Определение темпа музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный). Слушая музыку, определить ее темп. Творческое задание: изобразить черепаху, мышку. Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
Определить динамические оттенки музыки (громко, тихо, умеренно). Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко), дождь моросит (тихо). Игра «Тихо и громко».
Ритмический рисунок. Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка. Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям.
Строение музыкального произведения (вступление, часть). Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.
Партерная гимнастика (4 ч).
Теория. Понятие «партер» и значение. Партерная гимнастика. Знакомство с элементами партерной гимнастики. Правила выполнения движений.
Практика. Ознакомление с элементами партерной гимнастики:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для развития растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Выполнение тренировочных упражнений на полу. Комплекс упражнений направленный на укрепление, расслабление и улучшение эластичности мышц и связок, спины, брюшного пресса, ног, стоп, повышение гибкости суставов.
Постановочная работа (8 ч).
Теория Работа над музыкальным материалом танцевальной композиции: прослушание музыки, ее анализ. Творческое погружение в музыкальный материал. Знакомство с будущим сценарием спектакля или творческой работы.
Практика. Разучивание движений танцевальной композиции. Работа над образом героев спектакля для раскрытия его в танце. Работа над созданием пластического образа спектакля: гармоничное сочетание музыкального материала, костюмов и декораций.
Репетиционная работа (8 ч).
Теория. Танцевальные этюды и постановки.
Практика. Отработка отдельных движений танцевальной композиции, отработка сложных движений. Отработка рисунков танца: работа над сценическим пространством. Генеральные репетиции: на сцене с реквизитом, с декорациями, костюмами.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов за учебный год. Аттестация. Итоговая творческая работа для родителей и подготовка диагностических материалов на степень удовлетворенности детей и родителей образовательным процессом по программе.
Летний раздел (7 ч).
Теория. Танцевальные этюды, игры, танцы. Характер движений, манера исполнения. Объяснение правильного исполнения.
Практика. Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении. Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов. Отгадывание музыкальных загадок.
Учебный план 2-го года обучения
Разделы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос. |
2. | Ритмика. | 6 | 1 | 5 | Открытое занятие. |
3. | Основы классического танца. | 6 | 1 | 5 | Открытое занятие. |
4. | Партерная гимнастика. | 4 | 1 | 3 | Открытое занятие. |
5. | Постановочная работа. | 8 | 1 | 7 | Творческое мероприятие. |
6. | Репетиционная работа. | 8 | - | 8 | Творческое мероприятие. |
7. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Отчётный спектакль или итоговая творческая работа. Диагностика. |
8. | Летний раздел. | 7 | 1 | 6 | Педагогическое наблюдение. |
| ИТОГО: | 43 | 6 | 37 | |
Содержание программы 2- го года обучения
Вводное занятие (2 ч).
Теория. Работа студии, расписание занятий, форма одежды. Техника безопасности при следовании в Центр и на занятиях. Введение в программу 2 года обучения.
Практика. Беседа «Как я провел лето», опрос.
Ритмика (6 ч).
Теория. Развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся через овладение основами музыкально ритмической культуры.
Практика. Изучение и отработка:
- Маршевый шаг с носка, с выносом беда наверх, с работой рук. На месте, с продвижением.
- Прыжки на одной ноге, прыжки с поджатыми ногами. Подскоки, перескоки.
- Понятие «ритмический рисунок», Воспроизведение по хлопкам, притопам, шагам.
- Понятие «пространство сцены». Построение и перестроение в рисунок. Из круга в квадрат с продвижением.
- Движения и их комбинации в различных музыкальных темпах.
- Этюды эмитирующие действия человека.
Основы классического танца (6 ч).
Теория. Начало изучения классического экзерсиса на середине зала. Координация рук, ног и головы в движении. Постановка корпуса.
Практика. Положение работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги, икры и колено. Подготовительное положение руки Preparation. Закрывание руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда. Координация рук, ног и головы в движении – Tan Releve Parter. Прыжки с двух ног на две. Разные этапы прыжка (Tan Leve Saute): подготовка к взлету, толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка. Музыкальный размер 3/4, 4/4, 2/4.
Позиции ног – 1, 2, 3, 4, 5. Позиции рук – 1, 2, 3 - вначале изучаются на середине, при неполной выворотности ног. Demi-plie в 1, 2, 3, 5 позициях. Чередование танцевального шага и бега на полупальцах с изменением музыкального темпа.
Партерная гимнастика (4 ч).
Теория. Понятие «партер» и значение. Партерная гимнастика. Знакомство с элементами партерной гимнастики. Правила выполнения движений.
Практика. Ознакомление с элементами партерной гимнастики:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для развития растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Выполнение тренировочных упражнений на полу. Комплекс упражнений направленный на укрепление, расслабление и улучшение эластичности мышц и связок, спины, брюшного пресса, ног, стоп, повышение гибкости суставов.
Постановочная работа (8 ч).
Теория Работа над музыкальным материалом танцевальной композиции: прослушание музыки, ее анализ. Творческое погружение в музыкальный материал. Знакомство с будущим сценарием спектакля.
Практика. Разучивание движений танцевальной композиции. Работа над образом героев спектакля для раскрытия его в танце. Работа над созданием пластического образа спектакля: гармоничное сочетание музыкального материала, костюмов и декораций.
Репетиционная работа (8 ч).
Теория. Танцевальные этюды и постановки.
Практика. Отработка отдельных движений танцевальной композиции, отработка сложных движений. Отработка рисунков танца: работа над сценическим пространством. Отработка танцевальных композиций музыкального спектакля: работа на сцене над техникой. Генеральные репетиции: на сцене с реквизитом, с декорациями, костюмами.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов за учебный год. Аттестация. Отчётный спектакль или итоговая творческая работа для родителей и подготовка диагностических материалов на степень удовлетворенности детей и родителей образовательным процессом по программе.
Летний раздел (7 ч).
Теория. Танцевальные этюды, игры, танцы. Характер движений, манера исполнения. Объяснение правильного исполнения.
Практика. Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении. Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов. Отгадывание музыкальных загадок.
Учебный план 3-го года обучения
| Разделы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос. |
2. | Техника классического танца. | 2 | 1 | 1 | Открытое занятие. |
3. | Современная хореография. | 8 | 1 | 7 | Открытое занятие. |
4. | «Танцевальная импровизация». | 6 | 1 | 5 | Открытое занятие. |
5. | Постановочная работа. | 8 | 1 | 7 | Творческое мероприятие. |
6. | Репетиционная работа. | 8 | - | 8 | Творческое мероприятие. |
7. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Отчётный спектакль или итоговая творческая работа. Диагностика. |
8. | Летний раздел. | 7 | 1 | 6 | Педагогическое наблюдение. |
| ИТОГО: | 43 | 6 | 37 | |
Содержание программы 3-го года обучения
1. Вводное занятие (2 ч).
Теория. Работа студии, расписание занятий, форма одежды. Техника безопасности при следовании в Центр и на занятиях. Введение в программу 3 года обучения.
Практика. Беседа «Как я провел лето», опрос.
Техника классического танца (2 ч).
Теория. Повторение правильной постановки корпуса, рук, ног и головы в классическом танце.
Практика. Повторение основных позиций рук и ног в классическом танце. Постановка корпуса у станка и на середине зала.
Современная хореография (8 ч).
Теория. Изучение основ современной хореографии, ее отличие от классического танца. Знакомство с терминологией.
Практика. Изучение базовых позиций рук и нок в современном танце. Упражнения на отработку базовые движения в современном танце. Разучивание танцевальных комбинаций.
«Танцевальная импровизация» (6 ч).
Теория. Импровизация в хореографии. Игровая импровизация.
Практика. Знакомство с термином импровизация, изучение видов импровизации на практике. Составление музыкальных образов и композиций.
Постановочная работа (8 ч).
Теория Работа над музыкальным материалом танцевальной композиции: прослушание музыки, ее анализ. Творческое погружение в музыкальный материал. Знакомство с будущим сценарием спектакля.
Практика. Разучивание движений танцевальной композиции. Работа над образом героев спектакля для раскрытия его в танце. Работа над созданием пластического образа спектакля: гармоничное сочетание музыкального материала, костюмов и декораций.
Репетиционная работа (8 ч).
Теория. Танцевальные этюды и постановки.
Практика. Отработка отдельных движений танцевальной композиции, отработка сложных движений. Отработка рисунков танца: работа над сценическим пространством. Отработка танцевальных композиций музыкального спектакля: работа на сцене над техникой. Генеральные репетиции: на сцене с реквизитом, с декорациями, костюмами.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов за учебный год. Аттестация. Отчётный спектакль или итоговая творческая работа для родителей и подготовка диагностических материалов на степень удовлетворенности детей и родителей образовательным процессом по программе.
Летний раздел (7 ч).
Теория. Ведение в учебный процесс на летний период. Повторение правил техники безопасности.
Практика. Совершенствование технических навыков. Репетиции на сцене. Работа над исполнительском мастерством, над постановкой на изученном материале. Концертная деятельность.
Учебный план 4-го года обучения
| Разделы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2. | Исполнительское мастерство, выразительность | 14 | 2 | 12 | Концерт |
3. | Элементы классического танца, поворотные фигуры | 12 | 2 | 10 | Творческое мероприятие |
4. | Постановочная работа | 22 | 2 | 20 | Творческое мероприятие |
5. | Репетиционная работа | 20 | 2 | 18 | Творческое мероприятие |
6. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Отчетный концерт Диагностика |
7. | Летний раздел | 14 | 1 | 6 | Пед. наблюдение |
| ВСЕГО: | 86 | 10 | 76 | |
Содержание программы 4-го года обучения
Вводное занятие (2 ч).
Теория. Работа студии, расписание занятий, форма одежды. Техника безопасности при следовании в Центр и на занятиях.
Практика. Беседа «Как я провел лето», опрос.
Исполнительское мастерство, выразительность (14 ч).
Теория. Средства пластического искусства. Основы ритмического движения. «Контактные» звуки тела и ритмы.
Практика. Работа над исполнительским мастерством.
Элементы классического танца, поворотные фигуры (10 ч).
Теория. Выразительность в танце. Техника исполнения поворотных фигур, элементы классического экзерсиса.
Практика. Ускорение общего темпа танцевальных движений и комбинаций. Продолжение изучения классического танца и поворотных фигур.
Постановочная работа (22 ч).
Теория. Танец в спектакле. Разнообразие ритмического рисунка танца. Знакомство с будущим сценарием спектакля и с музыкальным материалом постановки. Погружение в постановочный материал.
Практика. Разучивание движений танцевальной композиции, разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах, соединение движений в танцевальные композиции. Работа над образом героев спектакля для раскрытия его в танце. Работа над созданием пластического образа спектакля: гармоничное сочетание музыкального материала, костюмов и декораций.
Репетиционная работа (20 ч).
Теория. Танцевальные этюды и постановки.
Практика. Отработка отдельных движений танцевальной композиции, отработка сложных движений. Отработка рисунков танца: работа над сценическим пространством. Отработка танцевальных композиций музыкального спектакля: работа на сцене над техникой, отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений. Генеральные репетиции: на сцене с реквизитом, с декорациями, костюмами.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов за учебный год. Итоговая аттестация. Отчётный концерт для родителей. Подготовка диагностических материалов на степень удовлетворенности детей и родителей образовательным процессом по программе.
Летний раздел (14 ч).
Теория. Ведение в учебный процесс на летний период. Повторение правил техники безопасности.
Практика. Совершенствование технических навыков. Репетиции на сцене. Работа над исполнительском мастерством, над постановкой на изученном материале. Концертная деятельность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
учащиеся обладают основами хореографического мастерства, проявляют умения и навыки в данном направлении;
умеют двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки, могут дать характеристику прослушанному произведению, исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки;
владеют основами музыкальной грамоты, проявляют интерес к музыкальной культуре.
Метапредметные
учащиеся обладают качествами личности, демонстрирующими раскрепощение, снятие телесных зажимов и психологических барьеров;
способны воплощать в танцевальных движениях музыкально-игровой образ, передавать эмоциональное состояние;
владеют видением целостности художественного произведения (единство выразительных средств, стиля, жанра, соподчинённость элементов композиции замыслу и т.д.).
Личностные
проявляют потребность и осознанное добросовестное отношение к систематическим занятиям, устойчивый интерес к танцу;
проявляют творческую активность, способствующую самореализации личности ребенка, социальному и культурному самоопределению и интеграции.
умеют анализировать свою, коллективную и чужую исполнительскую деятельность, подвергать её критическому разбору.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
Месяц | Дата | Тема занятий | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля |
Сентябрь | | Вводное занятие. | Беседа, анкетирование | 1 | Анализ анкетирования, рефлексия |
| | Вводное занятие. | Беседа, анкетирование | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Знакомство с понятиями музыкальный размер, характер музыкального произведения. Понятие вступительная часть, музыкальная фраза. | Беседа. Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Маршевый наг. Шаг на месте и с продвижением. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, Рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Октябрь | | Элементарные прыжки. Прыжки на одной ноге, прыжки с поджатыми ногами. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Знакомство с рисунком танца. Построение в колонну по одному, в парах и обратно. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Рисунок танца. Перестроение из колонны в диагональ, из диагонали в круг. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Упражнения на развитие ориентации в пространстве. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Ноябрь | | Понятие «ритмический рисунок» воспроизведение по хлопкам, притопам, шагам. | Беседа. Практические упражнения. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Музыкально-ритмические упражнения (хлопки, притопы, шаги).Работа в парах. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Музыкально-ритмические упражнения (хлопки, притопы, шаги).Работа в парах. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Упражнения и игры на развитие чувства темпа и ритма «Стрекоза и муравей», «Мячик». | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Декабрь | | Упражнения и игры на развитие чувства темпа и ритма. «Музыкальный магазин», «Игрушки». | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, трещотки). | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Знакомство с элементами партерной гимнастики. | Практическая работа | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Партерная гимнастика. Упражнения на развитие стоп. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Январь | | Партерная гимнастика. Упражнения на гибкость, выворотность, растяжку. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Партерная гимнастика. Упражнения на гибкость, выворотность, растяжку. | | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Беседа. Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Февраль | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Март | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Демонстрация |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Самостоятельная работа | 1 | Опрос |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Апрель | | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 1 | Демонстрация |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 1 | Зачет |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Май | | Репетиционная работа. | Практическая работа | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | занятие | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Итоговое занятие. | Практическая работа | | Генеральная репетиция на сцене с реквизитом и костюмами. |
| | Итоговое занятие. | Практическая работа | 1 | Итоговая творческая работа. |
Итого: | | | | 4 | |
Июнь | | Ведение в учебный процесс на летний период. | Беседа | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Танцевальные упражнения с предметом. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | «Играя, танцуем». Комплекс упражнений игровой ритмики. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Июль | | Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановка этюдов. | Самостоятельная работа. | | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 3 | |
2 год обучения
Месяц | Дата | Тема занятий | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля |
Сентябрь | | Вводное занятие. | Беседа, анкетирование | 1 | Анализ анкетирования, рефлексия |
| | Вводное занятие. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Маршевый шаг с носка, с выносом беда наверх, с работой рук. На месте, с продвижением. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Прыжки на одной ноге, прыжки с поджатыми ногами. Подскоки, перескоки. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Октябрь | | Понятие «ритмический рисунок», Воспроизведение по хлопкам, притопам, шагам. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Понятие «пространство сцены». Построение и перестроение в рисунок. Из круга в квадрат с продвижением | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Движения и их комбинации в различных музыкальных темпах. | | 1 | |
| | Этюды эмитирующие действия человека. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Ноябрь | | Знакомство с классическим танцем. | Беседа. Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Шаги: танцевальный шаг с носка, марш, на полупальцах, подскоки, галоп, шаг польки. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Бег: мелкий на полупальцах, с высоко поднятыми коленями, с откидыванием ног назад. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Экзерсис у станка. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Декабрь | | Экзерсис у станка. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Экзерсис на середине зала. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Знакомство с элементами партерной гимнастики. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Партерная гимнастика. Упражнения на развитие стоп. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Январь | | Партерная гимнастика. Упражнения на гибкость, выворотность, растяжку. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Партерная гимнастика. Упражнения на гибкость, выворотность, растяжку. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Февраль | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Март | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Демонстрация |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Самостоятельная работа | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Апрель | | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 1 | Демонстрация |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Май | | Репетиционная работа. | Практическая работа | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практическая работа | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Итоговое занятие. | Практическая работа | 1 | Генеральная репетиция на сцене с реквизитом и костюмами. |
| | Итоговое занятие. | Практическая работа | 1 | Отчетный спектакль/итоговая творческая работа. |
Итого: | | | | 4 | |
Июнь | | Ведение в учебный процесс на летний период. | Беседа | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Танцевальные упражнения с предметом. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | «Играя, танцуем». Комплекс упражнений игровой ритмики. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Июль | | Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановка этюдов. | Самостоятельная работа | | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 3 | |
3 год обучения
Месяц | Дата | Тема занятий | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля |
Сентябрь | | Вводное занятие. | Беседа, анкетирование | 1 | Анализ анкетирования, рефлексия |
| | Вводное занятие. | Беседа, анкетирование | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Повторение основных позиций рук и ног в классическом танце. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Классический танец. Постановка корпуса у станка и на середине зала. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Октябрь | | Современная хореография и ее виды: джаз, модерн, контемпорари, хип-хоп. | Беседа. Практические упражнения. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Базовые позиции ног и рук в современном танце. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Базовые движения в современном танце джаз, модерн. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Разучивание танцевальных комбинаций в стиле джаз, модерн. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Ноябрь | | Базовые движения в современном танце -контемпорари. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Разучивание танцевальных комбинаций в стиле контемпорари. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Базовые движения в современном танце – хип-хоп. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Разучивание танцевальных комбинаций в стиле хип-хоп. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Декабрь | | Знакомство с термином импровизация, изучение видов импровизации. Импровизационная разминка. | Беседа. Практические упражнения. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Танцевальная импровизация в технике «Магнит» и «Ленточка». | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Контактная импровизация в технике «Контактная цепочка» и «Завязка». | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Импровизация с предметом. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Январь | | Танцевальная импровизация. Этюды по теме: «Волшебная маска». | Самостоятельная работа. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Создание импровизационной композиции. | Практические упражнения. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Февраль | | Постановочная работа. | Практические упражнения. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | занятие Практические упражнения. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практическая работа. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Март | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Демонстрация |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Самостоятельная работа. | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Апрель | | Репетиционная работа. | Практическая работа | 1 | Демонстрация |
| | Репетиционная работа. | Практическая работа | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практическая работа | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практическая работа | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Май | | Репетиционная работа. | Практическая работа | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практическая работа | 1 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Итоговое занятие. | Практическая работа | 1 | Генеральная репетиция на сцене с реквизитом и костюмами. |
| | Итоговое занятие. | Практическая работа | 1 | Отчетный спектакль/итоговая творческая работа. |
Итого: | | | | 4 | |
Июнь | | Ведение в учебный процесс на летний период. | Беседа | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Понятие эмоциональности. Эмоции человека. Влияние музыки на образ. Этюды по теме «Давай дружить», "Не хочу с тобой дружить». | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Понятие эмоциональности в танце. Этюды по теме:« Волшебная маска». | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Игровые элементы в танце и танцевальные миниатюры. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 4 | |
Июль | | Творческие задания по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов,танцевальных композиций. | Практические упражнения | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Звуки и краски мира в музыке. Составление рассказа на предложенное музыкальное произведение. | Беседа | | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановка этюдов. | Самостоятельная работа. | | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 3 | |
4 год обучения
Месяц | Дата | Тема занятий | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля |
Сентябрь | | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | Беседа, анкетирование | 2 | Анализ анкетирования, рефлексия |
| | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | Беседа, анкетирование | 2 | Опрос |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 8 | |
Октябрь | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | | 2 | |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 8 | |
Ноябрь | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 8 | |
Декабрь | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практическая работа | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 8 | |
Январь | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практическая работа | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 8 | |
Февраль | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | занятие Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практическая работа | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 8 | |
Март | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Демонстрация |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Постановочная работа. | Самостоятельная работа | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 8 | |
Апрель | | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Демонстрация |
| | Постановочная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционная работа. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 8 | |
Май | | Постановочная работа. | Практическая работа | 2 | Творческое мероприятие, концерт |
| | Постановочная работа. | Практическая работа | 2 | Творческое мероприятие, концерт |
| | Репетиционная работа. | Практическая работа | 2 | Творческое мероприятие, концерт |
| | Итоговое занятие. | Самостоятельная работа | 2 | Зачет |
Итого: | | | | 8 | |
Июнь | | Ведение в учебный процесс на летний период | Беседа | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Работа над техникой исполнения движений и комбинаций. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционно – постановочная деятельность. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Работа над техникой исполнения движений и комбинаций. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 8 | |
Июль | | Репетиционно – постановочная деятельность. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Работа над техникой исполнения движений и комбинаций. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
| | Репетиционно – постановочная деятельность. | Практические упражнения | 2 | Пед.наблюдения, рефлексия |
Итого: | | | | 6 | |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: вводная и итоговая диагностика, педагогическое наблюдение, устный опрос, выполнение оценочных творческих заданий, зачётные занятия, сдача спектакля или творческой работы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурсы, фестивали, открытые занятия, занятия - концерты для родителей, отчётные спектакли, итоговые творческие работы и аттестация.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входная диагностика: творческие задания для определения уровня хореографических способностей на начало года, и для определения того весь ли материал прошлого года усвоен.
Диагностика предметных результатов обучения с помощью оценочных творческих заданий, творческой работы (спектакль), опросов на теоретические знания предмета по критериям (Приложение 1):
Знание терминологии, предусмотренной программой.
Знает правила поведения на сцене.
Владеет танцевально-исполнительской техникой.
Способен воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание.
Способен воплощать в танцевальных движениях театрально-игровой образ, передавать эмоциональное состояние.
Умеет ориентироваться в сценическом пространстве.
Умеет анализировать и подвергать критическому разбору свою работу и работу товарища.
Прилежание и дисциплина на занятиях.
Активность в жизни коллектива.
Критерии оценки:
Минимальный уровень – ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой (5-6 баллов);
Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½ (6-8 баллов);
Максимальный уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период (9-10 баллов).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы используются учебный кабинет учреждения, сцена, актовый зал и технические средства: музыкальный центр, декорации, реквизит, костюмы, фонотека, учебно-методические материалы. Обувь должна быть легкой, облегчающей свободу движений (чешки, балетки). Форма для занятий должна быть удобной и не стеснять движений (лосины и купальник). Волосы аккуратно причесаны и собраны в пучок, одежда должна быть чистой, все это помогает привить ребенку элементарные санитарные навыки, научить личной гигиене.
Кадровое обеспечение
Данную программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование и курсы профессиональной переподготовки по должности «педагог дополнительного образования», умеющий работать с детьми разного возраста и создать атмосферу комфорта, способствующую развитию творческих способностей ребенка, его самореализации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Танцующий театр» реализуется в комплексе с программой театральной студии «От монолога к диалогу». На занятиях хореографией в первую очередь уделяется внимание развитию опорно-двигательного аппарата ребенка, повышению выносливости к физическим нагрузкам, развитию ритмического слуха, музыкальности. Ограниченность физических данных у большинства детей заставляет проявлять большую осторожность в выборе материала при подготовке занятия. Основное внимание обращается на развитие природных танцевальных способностей ребенка, а также чувства ритма, уверенности в себе, на снятие психологических и мышечных зажимов, на выработку навыков взаимодействия с партнером, изучаются основные принципы движения. На первом году обучения основой работы с детьми является разучивание танцевальных упражнений, которые тренируют мышцы, а уже на следующих годах обучения – работа над танцем в спектакле, который является полноценной составляющей.
В связи с тем, что в театральной студии с первого года обучения начинается постановочно – репетиционная работа над инсценировками детских стихов, появляется необходимость работы над воплощением в танцевальных движениях музыкально-игрового образа, над передачей эмоционального состояния героев инсценировки с помощь танца. Кроме этого, танец является украшением спектакля: наполняет его динамикой и делает ярче, что очень нравится детям. На втором и последующих годах обучения танец становится полноценной составляющей спектакля и репетиционно - постановочной работе уделяется достаточно много времени.
Помимо работы над танцами в спектаклях учащиеся получают классические знания по хореографии. Если в спектакле незначительный объем хореографии, то для данной группы ставится концертный танцевальный номер любого жанра, который в дальнейшем является своеобразным бонусом после показа спектакля. Такие бонусы всегда с восторгом принимаются зрителями, поэтому учащиеся всегда с удовольствием работают над танцем.
Итог репетиционно-постановочной деятельности – танцы в спектакле и/или отдельный танцевальный номер. Спектакли показываются на разных площадках города - школы, детские сады, больницы, дома ветеранов и т.д.
Особое внимание уделяется технике безопасности:
- напоминание о правилах поведения студийца внутри помещения, для чего педагогом вместе с детьми разработана инструкция;
- на сцене (во время репетиций и концертов);
- соблюдение правил дорожного движения, т.к. большинство детей на занятия добираются различными видами транспорта.
Особенности построения занятий
Важно определить цель занятия. Обязательное условие - добрая, легкая, непринужденная атмосфера занятия, где каждый понимает, чему он сегодня будет учиться и зачем. Необходимо поощрять даже малейший успех ребенка. Заканчивать занятие необходимо анализом: Что было самым сложным для тебя на занятии? Что нового открыл в себе? Что нового узнал?
При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать:
Возрастные особенности группы.
Упражнения не должны вызывать лишнего напряжения, внутреннего дискомфорта. Поэтапное разучивание танцевальный и пластических зарисовок, этюдов и номеров к спектаклям. Занятие строится по принципу «от простого к сложному».
Методично излагаем и показываем каждый элемент, следим за тем, чтобы дети точно поняли, что от них требуется.
Разминка с хорошим настроением – основа всех упражнений и заданий для любого возраста.
Не пытаться «объять необъятное».
Отработка и повторение танцевального и пластического материала, с целью улучшения результата.
Дидактические материалы
Литература по хореографии, ритмике.
Правила поведения на сцене.
Видео – аудиозаписи.
Подборка танцев.
Фонотека произведений классической, народной, современной музыки.
Фонотека музыки к спектаклям.
Видеозаписи отчетных концертов, постановочных танцев к спектаклям.
Разработки по этике, этикету, духовному развитию ребенка.
Разработки внеурочных материалов (сценарии внутристудийные праздники и др.).
Наличие учебно-методического обеспечения (программа, календарно-тематические планы по годам обучения, сертификаты об обучении педагога на различных семинарах и курсах повышения квалификации, журналы учёта работы педагога, таблицы мониторинга).
Основой воспитательного процесса в ДЮЦ «Восхождение» является национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) и специфики дополнительного образования, цель воспитания в ДЮЦ «Восхождение» заключается в личностном развитии учащихся.
Образовательный процесс в детском объединении «Диалог» предполагает активное освоение компетенций по направленности программы, а также воспитание обучающихся.
Воспитательная деятельность осуществляется по основным направлениям воспитания:
гражданское воспитание;
патриотическое воспитание;
духовно-нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;
трудовое воспитание;
экологическое воспитание;
ценности научного познания.
Воспитательная деятельность педагога осуществляется в рамках содержания программы на занятиях в детском объединении. А также на мероприятиях, проводимых в детском объединении и центре. В число организационных форм воспитания входят конкурсы, концерты, выставки, игровые программы, квесты, проекты, творческие встречи, тематические встречи поколений, фестивали, воспитательные события, посвящённые памятным датам.
Особенностью воспитательной работы является вовлеченность в нее социальных партнеров (родителей и других сетевых партнеров). Обучающиеся и их родители включены в совместную деятельность – социальную, волонтерскую, оздоровительную и досуговую.
Педагог в своей работе ориентируется осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, природосообразности.
Результатом воспитательного процесса в детском объединении является получение каждым обучающимся необходимых социальных навыков, которые помогут ему ориентироваться в мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающим миром, продуктивнее взаимодействовать с людьми разных возрастов и разного социального положения, искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь для себя и окружающих его людей.
План воспитательной работы в детском объединении представлен в приложении №2.
Примерный постановочный репертуар театральной студии с хореографическими номерами
Постановочный репертуар каждого года обучения зависит от репертуара театральной студии. Репертуар театр-студии в основном состоит из инсценировок стихов детских поэтов, сказок и авторских произведений. Для каждой конкретной группы подбирается свой репертуар с учётом возраста и потенциальных возможностей юных артистов.
1 год обучения. Инсценировки по стихам детских поэтов:
"А у нас во дворе"
Стихи бабушки Агнии
1 год обучения. Инсценировка по стихам об усатых, хвостатых…
"Кошачий концерт"
"Кто в лесу живет, что в лесу растет"
"Шел по улице отряд"-инсценировка по стихам Д.Хармса
3 год обучения. Музыкальная сказка "Репка". Н.Голещанов
Сказка "Кукареку"- И.Токмаковой
Сказка в стихах "Лягушка-путешественница". С.Пескова
4 год обучения. "Лесная песенка"-Лев Устинов
"Разноцветная семейка"-инсценировка по стихотворению Э.Успенского
"Играем Чуковского"-инсценировка по сказкам К.И.Чуковского
"Таинственный гиппопотам"- В.Лившиц
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
Богданов Г. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения. - 1/ 1011.
Ваганова А. Основы классического танца. - М., 1000.
Васильева Е. Танец. - М., 1999.
Головкина С.Н. Уроки танца в младших классах. - М., 1991.
Захаров. Искусство балетмейстера. - М., 1960.
Збруев Н. Ритмическое воспитание актера, методическое пособие.
Работа балетмейстера в драматическом театре. Периодическое издание «Я вхожу в мир искусств», вып. № 11, 1007.
Меланьин А. Теоретические аспекты изучения хореографического искусства.
Для детей и родителей
Богданов Г. Работа над танцевальной речью.
Богданов Г. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения, выпуск 4.
Интернет-ресурсы
Методическая разработка «Хореография в театральной студии»
multiurok.ru/files/mietodichieskoie-obiespiechieniie-proghrammy-khori.html
Образовательная программа дополнительного образования «Шоу – театр «Столица». «Современная хореография» nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/1015/10/01/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogoПриложение №1.
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
Возраст____________________________________________________________________
Вид и название детского объединения__________________________________________
Ф. И. О. педагога____________________________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________________________
Сроки диагностики Показатели | 1-ый год обучения | 1-ойгод обучения | 3-ийгод обучения | |||
Начало уч. г. | Конец уч.г. | Начало уч. г. | Конец уч.г. | Начало уч. г. | Конец уч.г. | |
Теоретическая подготовка: Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы Владение специальной терминологией | | | | | | |
Уровень теоретической подготовки | | | | | | |
Практическая подготовка: Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Владение специальным оборудованием и оснащением Творческие навыки | | | | | | |
Уровень практической подготовки | | | | | | |
Ключевые (универсальные) компетенции: Эмоционально-оценочное отношение к искусству (способен понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности) Сформированность музыкально-эстетического вкуса (готов развивать художественное восприятие и вкус, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию) Способен к постоянному саморазвитию, личностной и предметной рефлексии Умение слушать и слышать педагога Умение выступать перед аудиторией Умение организовать свое рабочее (учебное) место Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | | | | | | |
Уровень развития ключевых компетенций ребёнка | | | | | | |
Предметные компетенции: Способен к обобщённому, символическому отражению информации внешнего мира через предметную деятельность Имеет навыки культуры слушания музыки, слуховой самоконтроль Умеет в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки исполнять танец Способен воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание Способен воплощать в танцевальных движениях музыкально-игровой образ, передавать эмоциональное состояние Умеет ориентироваться в сценическом пространстве Владеет видением целостности художественного произведения Способен моментально реагировать на предлагаемые обстоятельства, импровизировать | | | | | | |
Уровень развития предметных компетенций ребёнка | | | | | | |
Результат обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе | | | | | | |
5. Организационно-волевые качества: Терпение Воля Самоконтроль | | | | | | |
Уровень сформированности организационно-волевых качеств | | | | | | |
6. Ориентационные качества: 6.1. Самооценка 6.1. Интерес к занятиям в детском объединении | | | | | | |
Уровень сформированности ориентационных качеств | | | | | | |
7. Поведенческие качества: Тип сотрудничества Конфликтность | | | | | | |
Уровень сформированности поведенческих качеств | | | | | | |
Результат личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы | | | | | | |
8. Личностные достижения обучающегося* | | | | | | |
*8 блок может быть введен в карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые успехи ребенка в осознанной работе над изменением собственных личностных качеств.
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы | Диагностика |
1. Теоретическая подготовка ребёнка | ||||
1.1. Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям | Минимальный уровень – ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой; Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½; Максимальный уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период. | 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
1.1. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень – ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины; Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой; Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. | 1 5 10 | Собеседование, контрольный опрос, тестирование и др. |
Вывод: | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 1-6 7-14 15-10 | |
1. Практическая подготовка ребёнка | ||||
1.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень – ребёнок овладел менее чем ½, предусмотренных умений и навыков; Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более ½; Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 1 5 10 | Контрольное задание |
1.1. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога; Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 1 5 10 | Контрольное задание |
1.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; Репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества | 1 5 10 | Контрольное задание |
Вывод: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3-10 11-11 13-30 | |
3. Метапредметные компетенции | ||||
3.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога Средний уровень – работает с литературой с помощью педагога или родителей Максимальный уровень – работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 1 5 10 | Наблюдение |
3.1. Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Уровни – по аналогии с п. 3.1. | | Наблюдение |
3.3. Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации | Уровни – по аналогии с п. 3.1. | | Наблюдение |
3.4. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | Уровни – по аналогии с п. 3.1. | | Наблюдение |
3.5. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Минимальный уровень умений – ребёнок овладел менее чем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой Средний уровень – объём усвоенных навыков составляет более ½ Максимальный уровень – освоил практический весь объём навыков, предусмотренных программой за конкретный период | 1 5 10 | Наблюдение |
3.6. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | Уровни – по аналогии с п. 3.5. | | Наблюдение |
3.7. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | Удовл. – хорошо – отлично | | Наблюдение |
Вывод: | Уровень развития ключевых компетенций ребёнка | Низкий Средний Высокий | До 7 8-37 38-70 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Низкий Средний Высокий Результат обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе | До 13 14-73 74-110 | |
Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы | Диагностика |
5. Организационно-волевые качества | ||||
5.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности | Терпения хватает менее чем на ½ занятия Более чем на ½ занятия На все занятие | 1 5 10 | Наблюдение |
5.1. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | Волевые усилия ребёнка побуждаются извне Иногда – самим ребёнком Всегда – самим ребёнком | 1 5 10 | Наблюдение |
5.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) | Ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне Периодически контролирует себя сам Постоянно контролирует себя сам | 1 5 10 | Наблюдение |
Вывод: | Уровень сформированности организационно-волевых качеств | Низкий Средний Высокий | До 3 4-15 16-30 | |
6. Ориентационные качества | ||||
6.1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | Завышенная Заниженная Нормальная | 1 5 10 | Анкетирование |
6.1. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы | Продиктован ребёнку извне Периодически поддерживается самим ребёнком Постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно | 1 5 10 | Тестирование, анкетирование |
Вывод: | Уровень сформированности ориентационных качеств | Низкий Средний Высокий | До 1 3-10 11-10 | |
7. Поведенческие качества | ||||
7.1. Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | Избегает участия в общих делах Участвует при побуждении извне Инициативен в общих делах | 1 5 10 | Наблюдение, тестирование |
7.1.Конфликтность (отношение ребёнка к конфликту в группе) | Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации | Периодически провоцирует конфликты Сам в конфликтах не участвует, старается их избегать Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты | 1 5 10 | Тестирование |
Вывод: | Уровень сформированности поведенческих качеств | Низкий Средний Высокий | До 1 3-10 11-10 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Результат личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы | Низкий Средний Высокий | До 7 8-37 38-70 | |
Приложение №2
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Направления воспитательной деятельности | Мероприятия (форма, название) в рамках образовательной и внеурочной деятельности | Время проведения (указать месяц) | Ответственные (педагоги, педагог-организатор, методист, организационно- методический отдел и.п.) | Примечание (раздел, направление, модуль, тема учебного плана ДООП) |
Гражданское воспитание | Конкурс «Вперед, мальчишки!» | Февраль | Куклева Н.В. | Игра. Общеразвивающие игры |
Патриотическое воспитание | Игра – путешествие «Дальневосточные каникулы» Поэтический конкурс «Я, МЫ – Дальний восток» | Июнь Ноябрь | Мордина Е.С Давыдова А. С Куклева Н.В. Мордина Е.С | Внутристудийная работа Актерское мастерство |
Духовно-нравственное воспитание | Беседа «Что такое хорошо, и что такое плохо» Тематическое занятие «Этикет» | Сентябрь Декабрь | Куклева Н.В. Мордина Е.С Куклева Н.В. Мордина Е.С | Игра. Общеразвивающие игры Внутристудийная работа |
Эстетическое воспитание | Тематический праздник «Староновогодний расколбас» Тематический праздник «У камина» Тематический праздник «Масленица» Просмотр спектаклей театров города. Конкурс «А ну-ка, девочки» | Январь Январь Февраль-Март В течение года Март | Мордина Е.С. Давыдова А. С Куклева Н.В. Давыдова А. С Куклева Н.В. Куклева Н.В. Мордина Е.С Давыдова А. С Мордина Е.С. | Внутристудийная работа Внутристудийная работа Игра. Игра театральная Внутристудийная работа Игра. Общеразвивающие игры |
Экологическое воспитание | Поход по Амурскому бульвару | Октябрь | Куклева Н.В. Мордина Е.С | Внутристудийная работа |
Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия | Экскурсия-сплав по реке Амур | Сентябрь | Куклева Н.В. Мордина Е.С Давыдова А. С | Внутристудийная работа |
Трудовое воспитание | Беседа «Мой дом - наведу порядок в нем» Родительское собрание «Воспитание трудолюбия в семье» «Моя профессия- актер» Экскурсия в Закулисье театра. | Октябрь Сентябрь Март | Куклева Н.В. Мордина Е.С Куклева Н.В. Мордина Е.С Куклева Н.В. Мордина Е.С Давыдова А.С | Внутристудийная работа Внутристудийная работа Внутристудийная работа |
Ценности научного познания | Тематический праздник «Добро пожаловать в театр» Выход в музеи города | Октябрь В течение года | Куклева Н.В. Мордина Е.С Давыдова А.С Куклева Н.В. Мордина Е.С Давыдова А.С | Внутристудийная работа Внутристудийная работа |