Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа креативного мышления»
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Классификация и направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа креативного мышления» социально-гуманитарной направленности, направление – креативное мышление, стартового уровня освоения. Предлагаемая программа направлена на обучение школьников творчеству. ТРИЗ как технология обучения творчеству позволяет формировать культуру творческого мышления, реализовать творческий потенциал личности, эффективно действовать в изменяющемся мире. Общая концепция программы – «Каждому человеку должно быть доступно творчество самого высокого уровня».
При разработке данной программы были учтены нормативно - правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996).
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2025 годы (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020г. №2945-р).
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 7 декабря 2018 г., протокол №3).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. №АК-2563/05 «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утверждено приказом КГАОУДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» от 26 сентября 2019 г. №383П).
Постановление администрации г. Хабаровска от.25.10.2019 г. №3501 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории городского округа «Город Хабаровск».
Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 11.02.2022 г.
Актуальность программы
В быстро развивающемся современном обществе перед молодыми людьми встаёт все больше новых задач, сложность которых также растёт. Поэтому на сегодняшний день появилась потребность в воспитании творческих личностей, которые могли бы быть готовы к встрече с новыми многофакторными задачами.
Школа вынуждена уделять все большее внимание проблемам формирования творческого стиля мышления в процессе обучения и воспитания учащихся. Для этого необходим переход на личностно ориентированную систему образования, активно способствующую саморазвитию личности. Появилась потребность в инновационных технологиях, внедрение которых в учебный процесс способствовало бы воспитанию творчески мыслящей личности.
Современные дидактические поиски привели к необходимости создания инновационного типа обучения, который стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Для эффективной деятельности в быстро меняющемся мире необходимо сформировать новый тип мышления, в котором бы гармонично сочетался логический компонент и творческий.
В нашей стране создана одна из наиболее эффективных технологий воспитания новой культуры мышления, позволяющей человеку адекватно воспринимать постоянно изменяющийся мир, понимать подлинную природу происходящих событий, приобрести навыки решения проблемных задач – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ, созданная 60 лет назад в нашей стране Г.С. Альтшуллером, как инструмент повышения эффективности изобретательской деятельности, сегодня успешно адаптирована для ее восприятия школьниками.
Целью программы является развитие творчески мыслящей личности, способной решать изобретательские задачи, используя инструментарий ТРИЗ.
Задачи программы:
Предметные: ознакомление учащихся с основами развития творческого воображения (РТВ), теории развития творческой личности (ТРТЛ), ТРИЗ, научить обучающихся осознанно использовать инструментарий ТРИЗ для решения проблемных задач, встречающихся в школьной практике и жизненных ситуациях (опыт самостоятельной творческой деятельности).
Метапредметные: развитие интеллектуальных способностей обучающихся, системного стиля мышления, креативности и воображения; формирование самоорганизующейся, творческой личности, совершенствование внимания и памяти, пространственного воображения и творческих способностей.
Личностные: формирование активной жизненной позиции, опирающейся на внутреннюю мотивацию к обучению, интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей; формирование навыков превращения знаний в инструмент творческого освоения мира, воспитание морально-этических и волевых качеств у детей, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Отличительные особенности программы:
Инновационный характер обучения творчеству.
Развитие межпредметных связей: элементы ТРИЗ легко интегрируются с различными школьными предметами.
Педагогическая целесообразность программы
Изучение дисциплины вырабатывает элементы общей культуры, дает специальные знания о методах решения творческих задач, составляющих теоретическую базу, а также вырабатывает определенные практические навыки решения изобретательских задач с помощью приемов ТРИЗ.
Кроме того, изучение ТРИЗ:
дает представление о ведущих законах познания и развития окружающего мира;
развивает воображение и мышление;
обучает навыкам переноса стратегии решения задач, принятой в ТРИЗ, на решение разнообразных практических задач;
расширяет кругозор;
повышает культуру умственного труда;
поддерживает сознательный творческий уровень усвоения других школьных дисциплин;
ориентирует на мотивированное творческое отношение к предстоящей профессиональной деятельности в постоянно изменяющемся мире.
Подача материала ориентирована не только на усвоение специальных знаний, но и на нравственные аспекты воспитания творческой личности.
Активность учащихся на занятиях поддерживается подбором увлекательных творческих задач и упражнений, организацией игр, использованием дидактических материалов, диалоговой формы общения с учащимися.
Адресат программы: программа предназначена для учащихся 5-9 классов.
Форма обучения: очная.
Объем и срок усвоения программы: 36 часов на 1 год.
Режим занятий: 1 час 1 раз в неделю.
Особенности организации образовательного процессаФормы работы: беседа, дискуссия, решение задач, обмен мнениями, работа в парах, в группах, индивидуальная работа.
Формы контроля: решение задач, игра, соревнование, творческие работы, конкурсы.
Наполняемость группы: 13-15 человек.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
Учащиеся знают методы активизации творческого процесса, основные понятия предмета ТРИЗ, используемые для решения изобретательских задач, приемы решения логических задач, методы развития воображения.
Метапредметные:
Учащиеся умеют переходить от проблемной ситуации к модели задачи, пользоваться методами решения творческих задач (мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, ТРИЗ), формулировать противоречия, пользоваться приемами разрешения противоречий для решения изобретательских задач.
Личностные:
Учащиеся понимают необходимость и возможность развития своих творческих способностей для формирования творческой личности при использовании ТРИЗ для решения различных задач.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п.п. | Раздел | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | Опрос |
2 | Знакомство с основными понятиями, методами и приёмами ТРИЗ | 1 | 3 | 6 | Рефлексия |
3 | Основные принципы решения задач | 1 | 3 | 6 | Рефлексия |
4 | Противоречие. Ресурсы. Идеальный конечный результат (ИКР) | 1 | 3 | 6 | П. наблюдение. Конкурс |
5 | Разбор задач. Алгоритм решения изобретательских задач | 1 | 3 | 6 | П. наблюдение. Решение задач |
6 | Развитие логического мышления и творческого воображения | 1 | 3 | 6 | Игра, соревнование |
7 | Творческая мастерская | - | 2 | 2 | Творческая работа. Рефлексия |
8 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 | Творческая аттестация. Отчётное мероприятие |
ИТОГО: | 36 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие (2 ч)
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с теорией развития творческой личности. Психология творчества. Качества творческой личности. Типы ассоциаций.
Практика: Приемы фантазирования, использующие ассоциации: «Бином фантазии», «Елочка ассоциаций». Системные приемы фантазирования: «метод Робинзона Крузо», «матрица идей», «Ускорение - замедление». Примеры использования приемов в сказках и рассказах. Придумывание фантастических рассказов. Придумывание новых объектов. Использование рисунка для развития системного мышления.
2. Знакомство с основными понятиями, методами и приёмами ТРИЗ (6 ч)
Теория: Введение в курс ТРИЗ. Структура и основные механизмы ТРИЗ. Их проявление на конкретных примерах.
Практика: Несостоятельность метода проб и ошибок (МП и О).
Понятие о системе. Биологические, технические системы. Подсистема, надсистема. Системный оператор-вертикаль и горизонталь (структура и время).
Слово как система. Анаграммы. Рассказ как система. Система вопросов - один ответ. Игра «да - нет».
Назначение предметов и явлений. Понятие о функции. Виды функций: главная функция, полезные и вредные функции. Устранение вредной функции объекта - задача изобретателя.
3. Основные принципы решения задач (6 ч)
Теория: Знакомство с основными принципами решения задач.
Практика: Принцип объединения. Принцип дробления. Принцип динамичности. Принцип "сделать заранее".
Принцип посредника. Принцип "наоборот". Принцип "обратить вред в пользу". Принцип копирования.
4. Противоречие. Ресурсы. Идеальный конечный результат (ИКР)(6 ч)
Теория: Двойственный характер свойств и отношений предметов. Понятие о противоречии. Противоречия как признак изобретательской задачи. Примеры противоречий в пословицах, поговорках, сказках.
Практика: Игра «наоборот», «хорошо – плохо». Способы разрешения противоречий: во времени и в пространстве, в структуре, в воздействиях, в отношениях. Типовые приемы разрешения противоречий: «местного качества», «универсальности», «обратной связи», «использование гибких оболочек и тонких пленок», «динамичности», «дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности».
Изобретательские ресурсы как средство решения проблемы с наименьшими затратами. Идеальный конечный результат (ИКР). Примеры ИКР в сказках, жизненных ситуациях. Формулирование ИКР. Использование ИКР при решении задач. Недостижимость ИКР.
5. Разбор задач. Алгоритм решения изобретательских задач (6 ч)
Теория: Общая схема алгоритма решения изобретательских задач. Структура и назначение АРИЗ. Оперативная зона и оперативное время.
Практика: Апробирование АРИЗ. Решение задач по алгоритму «Аризенок».
6. Развитие логического мышления и творческого воображения (6 ч)
Теория: Составление причинно-следственных цепочек. Анализ ошибок в построении умозаключений.
Практика: Игры «Интеллектуальные скачки», «Креатив-бой», «Невероятные ситуации», «Другая точка зрения».
Приемы развития ассоциативного мышления. Приемы фантазирования, использующие ассоциации: сказка «наоборот», «салат» из сказок», «сказка – калька», «метод фокальных объектов».
Парные приемы фантазирования. Фантограмма. Правила работы с фантограммой. Практика использования приемов для придумывания оригинального сюжета сказок и фантастических рассказов.
Развитие мышления через игру. Подвижные, интеллектуальные, ролевые, гомеостатные игры.
7. Творческая мастерская (2 ч)
Практика: Создание изобретательских задач, их защита.
8. Итоговое занятие (2 ч)
Практика: Оформление полученных новых знаний и собственных достижений. Олимпиада. Награждение.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы отслеживания результатовСистематический контроль усвоения материала: устный опрос, контрольно-диагностические работы.
Проведение тестирования психологом.
Анкетирование учащихся, родителей, учителей базовых дисциплин.
Проведение обобщающих уроков по темам с видеозаписью и последующим обсуждением качества урока.
Проведение конкурсов творческих работ.
Участие в игровых конкурсах и олимпиадах.
Оценка образовательных результатов
Традиционно проводится три вида диагностики, позволяющие проследить динамику личностного роста и достижения планируемых результатов.
Входящая (в начале года) определяет уровень знаний, умений, навыков на начало учебного года и осуществляется при комплектовании групп (беседа, анкетирование).
Текущий контроль и диагностика результатов обучения определяет степень усвоения обучающимся программного материала и осуществляется систематически при освоении отдельных разделов посредством тестирования, наблюдения, анализа выполненных практических заданий и творческих работ.
Итоговая проводится в формате ключевого события «Я – лидер!», который показывает достижения и результаты обучения каждого учащегося.
Форма фиксации результатов: карта результатов мониторинга обучения по программе, в которой отражается динамика образовательной деятельности и личностного развития, фиксируются стартовые возможности и творческая результативность в течение года.
Формы демонстрации образовательных результатов: конкурсы, открытые занятия, коллективные творческие дела и другие социально-значимые дела.
Оценка результативности программы
Критерии оценки | Показатели оценки | Методы и методики отслеживания |
Предметные компетенции | Наличие знаний, соответствующих содержанию программы и их реализация в практической деятельности | Беседа, опрос, наблюдение, Анализ карты результатов мониторинга обучения по программе |
Творческая активность и самореализация учащихся | Выявление потребности и направленности мотивации изучения предмета Выявление уровня самодеятельности и вовлеченности учащихся | Методика Т.Д. Дубовицкой «Диагностика потребности и направленности мотивации изучения предмета» Анализ качества и количества созданных учащимися творческих продуктов, результатов участия в конкурсных и социально-значимых мероприятиях различного уровня |
Удовлетворённость субъектов содержанием и организацией образовательного процесса в коллективе | Удовлетворенность учащихся и родителей Стабильность состава занимающихся | Опросник «Удовлетворенность учащихся/родителей содержанием и организацией образовательного процесса» Внутренний мониторинг сохранности контингента обучающихся |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- создание условий диалога между педагогом и учащимися для самоорганизации и самоуправления;
- тесное взаимодействие педагога с каждым участником через сотрудничество, соуправление и сотворчество;
- возможность выбора поля деятельности;
- творческий характер деятельности, её продуктивность;
- наличие практического выхода деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий используется просторный кабинет со столами и стульями, кабинет оснащен необходимыми техническими и электронными ресурсами и средствами обучения:
многофункциональные устройства (принтер, копир, сканер);
мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, колонки);
музыкальная аппаратура;
фото и видео аппараты;
брошюратор и ламинатор.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое или специальное образование, владеющий современными образовательными технологиями и методиками, умеющий создать безопасную образовательную среду, обладающий специальными личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления учебно-воспитательной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические рекомендации к организации занятий
Для достижения максимального результата по освоению обучающимися программного материала необходимо, чтобы во время занятий всем обучающимся было психологически комфортно, для этого соблюдаются следующие правила:
- новый материал объясняется в доступной аудитории форме, с учётом возраста и полученных ранее знаний;
- новый материал и недавно приобретённые учащимися навыки закрепляются с помощью практической деятельности;
- сложность заданий не превышает реальных возможностей обучающихся, в зависимости от уровня подготовки и возраста;
- выполненные учащимися задания обязательно анализируются и комментируются педагогом, замечания чередуются с похвалой;
- предлагаемые задания отличаются разнообразием, повторное выполнение того или иного задания чётко обосновано;
- во время занятий задействованы в работе все учащиеся;
- педагог учитывает эмоционально-психологические особенности каждого учащегося и группы в целом.
На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: упражнения-разминки для создания позитивной атмосферы, упражнения, развивающие воображение и фантазию, на взаимодействия и общение. Заканчивается занятие анализом: Что было самым сложным для тебя на занятии? Что нового открыл в себе? Что нового узнал?
Учебно-методический комплекс:
Рабочая тетрадь по ТРИЗ «Учимся творчеству», СПб, «Икар», 1999.
Методическое пособие «Технология творческого мышления», СПб, 2005.
Сборники методических материалов по городским олимпиадам по ТРИЗ (с 1999 по 2004 гг.).
Сборник «Мир интеллектуального творчества. Игры для ума» СПб, 2003
Творческие работы учащихся по темам «Методы активизации творческого мышления», «Приемы разрешения противоречий», «РТВ» и др.
Литература по ТРИЗ.
Дидактический материал:
Дидактический материал по темам (в папках кабинета ТРИЗ).
Видеофильмы, учебные фильмы.
Сборники задач по ТРИЗ, сборники задач по логике, математике, «хитрые» задачи.
Основой воспитательного процесса в ДЮЦ «Восхождение» является национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) и специфики дополнительного образования, цель воспитания в ДЮЦ «Восхождение» заключается в личностном развитии учащихся.
Образовательный процесс в детском объединении «Школа креативного мышления» предполагает активное освоение компетенций по направленности программы, а также воспитание обучающихся.
Воспитательная деятельность осуществляется по основным направлениям воспитания:
гражданское воспитание;
патриотическое воспитание;
духовно-нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;
трудовое воспитание;
экологическое воспитание;
ценности научного познания.
Воспитательная деятельность педагога осуществляется в рамках содержания программы на занятиях в детском объединении. А также на мероприятиях, проводимых в детском объединении и центре. В число организационных форм воспитания входят конкурсы, концерты, выставки, игровые программы, квесты, проекты, творческие встречи, тематические встречи поколений, фестивали, воспитательные события, посвящённые памятным датам.
Особенностью воспитательной работы является вовлеченность в нее социальных партнеров (родителей и других сетевых партнеров). Обучающиеся и их родители включены в совместную деятельность – социальную, волонтерскую, оздоровительную и досуговую.
Педагог в своей работе ориентируется осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, природосообразности.
Результатом воспитательного процесса в детском объединении является получение каждым обучающимся необходимых социальных навыков, которые помогут ему ориентироваться в мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающим миром, продуктивнее взаимодействовать с людьми разных возрастов и разного социального положения, искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь для себя и окружающих его людей.
План воспитательной работы в детском объединении представлен в приложении №1.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: 1990.
Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 2002.
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979.
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности: встреча с чудом, наставники, достойная цель. – СПб., 2015.
Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей. - Новосибирск: изд-во НГПИ, 1992.
Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002.
Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999.
Гин С. Мир логики. Мир фантазии. Мир человека. – М.: 2003.
Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. – СПб.: 2003.
Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль. «Академия развития», 1998.
Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.
Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов – на – Дону: изд. Ростовского университета, 1993.
Огородников В.П. Логика. – СПб., изд. «Питер», 2004.
Педагогика + ТРИЗ. Сборник статей. Вып. 1 – 6. - Гомель: ИПП СОЖ, 1996 – 2001.
Саломатов Ю.П. Как стать изобретателем. – М.: Просвещение, 1980.
Сборники «Учителям о ТРИЗ» № 1-5. Сост. Крячко В.Б. -СПб. Центр внедрения педагогического опыта, 2003.
Серия «Техника – Молодежь – Творчество» Сост. Селюцкий А.Б. изд. Петрозаводск, Карелия: Дерзкие формулы творчества, 1987; Нить в лабиринте, 1988; Правила игры без правил, 1989; Шанс на приключение, 1991; Как стать еретиком, 1991.
Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – СПб.: 1999.
Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб: Речь, 2002.
Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. – СПб: 2004.
Шрагина Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. - Одесса: Полис, 1995.
Шустерман М.Н. Фантастика и реальность. Вып. 1 – 4. – М.: 1999.
Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер, 1997.
Литература для учащихся
Агафонова И. Учимся думать. - СПб., МиМ-Экспресс, 1996.
Акимов И., Клименко B. O мальчике, который умел летать или путь к свободе //сер. ст. в ж. "Студенческий меридиан", 1991.
Альтшуллер Г., Веркин И. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.
Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002.
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. - Кишинев, Лумина, 1988.
Иванов Г.И. …И начинайте изобретать, Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – 240с.
Падалко А.Е. Букварь изобретателя. - М.: 2002.
http://www.trizland.ru/trizba.php
Интернет-ресурсы
Сайт Интеллектуального клуба http://4brain.ru/ - изучение новых современных технологий и приёмов, разработка тренингов и занятий по развитию творческого мышления.
Портал Детская психология http://childpsy.ru/ - тематические материалы и информация по детской психологии, диагностические методики и тесты, персональные страницы деятелей в области психологии и педагогики.
Международное сообщество педагогов «Я – учитель!» http://ya-uchitel.ru/ - общение и обмен опытом, обсуждение новостей и педагогических вопросов, поиск методических материалов, ведения своего электронного портфолио.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Место проведения | Ответственные |
Школа КВН «КВН без границ» | 11-13.09 | Библиотека Гайдара | МКУ «ГЦОД» | |
Тематический праздник «Дом с волшебными окнами» | 24.09 | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Акция на жилмассиве «Субботник во дворе дома, где живёт моя семья» | 30.09 | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Тематический праздник, посвященный Дню рождения ул. Ленинградской «Улица Ленинградская – ниточка в ткани моего города» | 08.10 | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Тематическое мероприятие «Когда мы едины – мы непобедимы!», посвященное Дню народного единства | 02.11 | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Праздник в формате арт-кафе «Поговори со мною мама», посвященный Дню матери | 26.11 | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Акция «Ветеран живет рядом» | Ноябрь | Г. Хабаровск | МКУ «ГЦОД» | |
Конкурс «Мисс Восхождение» | Ноябрь | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Новогодние утренники | 23-29.12 | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Акция «Рождественский подарок» | Декабрь-январь | Г. Хабаровск | МКУ «ГЦОД» | |
Игровая программа «Зимние забавы» | 05.01 | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Праздничное мероприятие «Масленица» | 18.02 | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Конкурсная программа для мальчиков и пап, посвященная Дню Защитника Отечества | 25.02 | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Театральный фестиваль «Театральная весна» | март | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Отчётный концерт ДЮЦ «Восхождение» | 27.04 | КСК «Арсеналец» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Общероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя добра» | Апрель | Г. Хабаровск | МКУ «ГЦОД» | |
Традиционный семейный праздничный концерт «Истоки» | 20.05 | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» | |
Акция «Георгиевская ленточка» | Май | Г. Хабаровск | МКУ «ГЦОД» | |
Патриотическая акция «Мы помним!» | Май | Г. Хабаровск | МКУ «ГЦОД» | |
Тематическое мероприятие «Планета детства», посвященное Дню защиты детей | 01.06 | ДЮЦ «Восхождение» | ДЮЦ «Восхождение» |