Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотой ключик»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Старокриушанская средняя общеобразовательная школа
Принята: на педагогическом совете МКОУ Старокриушанская СОШ Протокол № ___от _________2022 г. | | Утверждаю: Директор МКОУ Старокриушанская СОШ _____________ /М.В.Степовой/ «__»_____________2022 г. |
Направление: художественное
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень освоения программы: базовый
Автор-составитель:
Макаренко Е.И.
педагог дополнительного образования
с. Старая Криуша, 2022 г.
Оглавление программы
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность общеразвивающей программы
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Отличительные особенности программы
Возрастные особенности обучающихся
Цель и задачи программы
Сроки реализации программы, режим
Формы организации образовательной деятельности
Планируемые результаты освоения программы
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Содержание программы
Раздел 3. Материально-техническое обеспечение
Раздел 4. Список рекомендуемой литературы
Пояснительная записка.
Театральное искусство -замечательная среда для раскрытия и роста творческого потенциала детей младшего возраста, обогащения его внутреннего мира, а также становления его как личности. Занятия театральной деятельностью являются для детей младшего возраста уникальной возможностью для многостороннего развития. Также театр - это школа общения, где дети учатся выполнять общую творческую задачу, сохраняя при этом свою индивидуальность. Наиболее эффективной формой нравственного воспитания детей младшего возраста, выбираем театр и театрализованную игру. Игра - это ведущий вид деятельности для детей, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.
Детский театр – это не только средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Ребята сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества детей и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту ребят, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности воспитанника.
Программа «Золотой ключик» разработана с учетом:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в- РФ».
-Концепции развития дополнительного образования детей- (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196)
-Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 № 41);
-Методических рекомендаций по проектированию ДООП, письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №09-3242;
-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О- примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказа Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №1194 от 14.10.2015г. «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ и прил. №1 к данному приказу;
Программы развития школы;
Образовательной программы школы;
Направленность программы - художественная
Актуальность обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что занятия театрализованной деятельностью помогут развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Отличительные особенности. Программа позволяет расширить возможности образовательной области «Искусство». Она имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников. Отличительными особенностями программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли исполнителя, слушателя, художника, режиссера спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотой ключик» адресована детям младшего школьного возраста (8 -11 лет).
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
4. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
5. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
6 Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
7. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
8. Развивать чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
9. Знакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах.
10.Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
Формы и режим занятий. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Занятия проводятся в группе (12-15 человек) 1 раз в неделю (по 1 академическому часу), всего 36 часов в год.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра;
- беседа;
- иллюстрирование;
- изучение основ сценического мастерства;
- мастерская образа , костюма, декораций;
- инсценирование прочитанного произведения;
- постановка спектакля;
- посещение спектакля;
- работа в малых группах;
- актёрский тренинг;
- экскурсия;
- выступление.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Планируемые результаты реализации программы:
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по четырём уровням.
Результаты первого уровня.
Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).
Результаты второго уровня.
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.
Результаты третьего уровня.
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
Результаты четвёртого уровня.
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
К концу года ребёнок:
Должен знать:
1. Что такое театр.
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. С чего зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
Должен иметь понятие:
1. Об элементарных технических средствах сцены.
2. Об оформлении сцены.
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Должен уметь:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
Приобретёт навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного актёрского мастерства.
3. Образного восприятия окружающего мира.
4. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
В основу программы были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружка «Золотой ключик» включает разделы:
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Зрители в зале.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр театральных постановок. Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.
Тематическое планирование
1 час в неделю.
Всего 36 часов.
№ п/п | Тема | Количество часов | Итого | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | | 1 |
2 | Театр | 5 | 1 | 6 |
3 | Основы актёрского мастерства | 5,5 | 11,5 | 17 |
4 | Просмотр театральных постановок | | 4 | 4 |
5 | Наш театр | | 9 | 9 |
Итого |
| 11,5 | 25,5 | 36 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | Дата | ||
Теорет. | Практич. | |||||
Раздел 1. | Раздел «Театр» | 6 | | | | |
1 | Вводное занятие. | | 1 | | | |
2 | В театре. Как создаётся спектакль. Виды театров | | 1 | | | |
3 | Театральные профессии. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. | | 1 | | | |
4-5 | Театральные жанры. | | 2 | | | |
6 | Зритель в зале | | | 1 | | |
Раздел 2. | Основы актёрского мастерства | 17 | | | | |
7 | Язык жестов. | | 0,5 | 0,5 | | |
8-9 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | | 0,5 | 1,5 | | |
10-11 | Интонация. | | 0,5 | 1,5 | | |
12-13 | Темп речи. |
| 0,5 | 1,5 | | |
14-15 | Рифма.Ритм. | | 1 | 1 | | |
16 | Считалка | | | 1 | | |
17 | Скороговорка. | | | 1 | | |
18 | Искусство декламации. | | | 1 | | |
19 | Импровизация. | | 1 | | | |
20 | Диалог. Монолог. | | 0,5 | 0,5 | | |
21 | Диалог. Монолог. | | 0,5 | 0,5 | | |
22-23 | Театральный этюд | | 0,5 | 1,5 | | |
Раздел 3 | Просмотр театральных постановок | 4 | | | | |
24-25 | Просмотр спектаклей по сказкам А.С. Пушкина и И.А.Крылова |
| | 2 | | |
26-27 | Беседа после просмотра спектаклей. Иллюстрирование. | | | 2 | | |
Раздел 4 | Наш театр | 9 | | | | |
28-31 | Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова. | |
| 4 | | |
32-35 | Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. | | | 4 | | |
36 | Заключительное занятие. Отчетный спектакль | | | 1 | | |
Итого | | 36 | 10,5 | 25,5 | |
Содержание программы
Раздел «Театр»
Вводное занятие
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
2. Тема «Театр» « Как создается спектакль.»
Тема «Театр» - призвана познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях.
В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок»
3.
Театральные профессии. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Просмотр презентаций. Обсуждение просмотренного. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Проведение гры «Угадай отрывок.»
4-5
Тема «Театральные жанры» Познакомит детей с театральными жанрами.
Просмотр презентаций..Обсуждение просмотренного. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Проведение гры «Угадай отрывок.»
6.
Зритель в зале.
Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в театре. Коллективно под руководством педагога промотр театрального онлайн-спектакля . Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся впечатлениями, полученными во время просмотра спектакля, выполняют зарисовки увиденного
Основы актёрского мастерства
7.
Язык жестов.
Понятие язык жестов.
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы
8-9
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и сиой звука, с разными интонациями. упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.
10-11
Интонация.
упражнения дыхательной гимнастики, разработка мышц лица, в том числе рта, языка, губ, упражнения на звукопроизношение, скороговорки
наблюдение за своим и чужим голосом, наблюдение за способами смены интонаций
12-13
Темп речи
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
14-15
Рифма.Ритм.
Отработка понятий .рифма и ритм.Упражнения на чтение и говорение с заданным ритмом. Игры «Сочинялки и менялки.»
Работа с диалогом. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
16-17
Считалки и скороговорки
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.
18-19
Искусство декламации и импровизации.
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность.
20-21
Диалог.Монолог Отработка понятий .
Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог
Чтение и обыгрывание диалогов.Подбор необходимой атрибутки
22-23
Театральный этюд. Знакомство с понятием.Просмотр театральных этюдов. Учимся делиться впечатлениями. Постановка этюдов ппо выбору.
24-25
Просмотр и обуждение спектаклей по сказкам А.С.Пушкина
26-27
Просмотр обсуждение спктаклей по басням А.И.Крылова
28-31
Работа над сектаклем по басням А.И.Крылова
. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.
32-35
Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.
По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
Повторное обращение к тексту пьесы.
. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
36
Отчетный спектакль
непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом.
Список литературы:
1. Акулова О.Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание, 2005. - № 4.
2. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000. искусства «Школьный театр».http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
3. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр».http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
4. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
5. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
6. Ершова А.П. Уроки театра в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
7. Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
8. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
9. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
10. Шурочкина, И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми / И.С. Шурочкина // Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №.3.
Дидактический материал
1. В театре нашем для вас поем и пляшем. Музыкальные сказки-спектакли для дошкольников / Художники В.Х. Янаев, Н.В. Куров. – Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг, 2000. – 112 с.: ил. – (Серия: «Детский сад: день за днем»);
2. Лучшие сценарии и забавы для младших школьников / Авт.-сост. Вера Надеждина. – Минск : Харвест, 2008. – 225 с. – (Веселый праздник);
3. Организация и проведение школьных праздников. Сценарии / авт.-сост. Т.А. Коваленко, И.В. Андрюшенко. – М.: АСТ; Киев: НКП, 2008. – 286, с.;
4. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.: ил. – (Детски праздник);
5. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И.В. Бодраченко. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.: - (Дошкольное воспитание и развитие).