Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у кисточки»

3
0
Материал опубликован 12 January

t1705041249aa.jpg ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ХАБАРОВСКА

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ХАБАРОВСКА

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВОСХОЖДЕНИЕ»

 

Принято

на заседании

педагогического совета

ДЮЦ «Восхождение»

от « » _______2021 г.

протокол №

Утверждаю

Директор

ДЮЦ «Восхождение»

_________ Зыкова Е.Н.

Приказ №

от « » _______2021 г

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В гостях у кисточки

 

 

 

Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 

 

 

Авторы-составители программы:

Попова Александра Юрьевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск

2023

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский

Классификация программы

«В гостях у кисточки» - комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности, стартового уровня, разработана на основе программ «Чудо в красках» и «Декоративно-прикладное искусство для малышей», профилируется в двух областях: изобразительное творчество и декоративно-прикладное искусство.

При разработке данной программы были учтены нормативно - правовые документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996).

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2025 годы (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020г. №2945-р).

Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 7 декабря 2018 г., протокол №3).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. №АК-2563/05 «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».

Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утверждено приказом КГАОУДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» от 26 сентября 2019 г. №383П).

Постановление администрации г. Хабаровска от.25.10.2019 г. №3501 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории городского округа «Город Хабаровск».

Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение» от 11.02.2022 г.

Актуальность программы

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.

Новизна и отличительные особенности программы

Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: изобразительное творчество и декоративно-прикладное искусство, и имеет два соответствующих раздела.

Программа подразумевает применение нетрадиционных приемов и техник изобразительной и прикладной деятельности для развития воображения, творческого мышления и творческой активности дошкольников: экспериментирование с различными художественными материалами и инструментами, дидактические игры, силуэтное изображение, физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и др.

Педагогическая целесообразность

Занятия по данной программе направлены на развитие мелкой моторики, изучение цвета и формы, различных техник, формирование художественного вкуса, потребность придумывать и воплощать с помощью различных материалов свои мысли и желания…

Работа по данной программе помогает ребенку учиться мыслить самостоятельно, находить свой вариант решения различных задач. У него развивается фантазия и воображение, уверенность в своих силах и способностях. Открыв себе неповторимую индивидуальность, ребенок сможет полнее реализовать себя в учебе, в творчестве, в жизни. У него появится еще один путь для раскрытия своих талантов, для выражения своих мыслей, чувств и эмоций.

Помимо этого, программа определяет ряд педагогических условий, которые помогают ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в нем, развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром.

Форма занятий: очная.

Срок реализации программы 1 год.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа, итого 144 часа в учебном году, 28 часов летнего периода, общий объем часов 172.

Адресат программы: 5-7 лет. Набор осуществляется на принципах добровольности, с учетом интереса детей к предмету.

Особенности организации образовательного процесса.

Используется групповая форма организации образовательного процесса. Используется групповая форма организации образовательного процесса (13-15 человек).

Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: изобразительное творчество и декоративно-прикладное искусство, и имеет два соответствующих блока.

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей детей посредством художественной деятельности.

Задачи программы:

Предметные

Сформировать начальные умения и навыки в области основ изобразительного искусства.

Сформировать представления о техниках и материалах в изобразительной деятельности и декоративно-прикладном искусстве.

Метапредметные

Способствовать развитию творческого потенциала средствами изобразительного искусства.

Развить мелкую моторику и глазомер, зрительно-моторную координацию.

Личностные

Развить коммуникативные навыки и навыки взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Воспитать аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование раздела

Часы

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

всего

Изобразительное искусство 72 ч

1

Геометрия

2 ч.

8 ч

10 ч

П. наблюдение. Рефлексия

2

Природа. Осень

2 ч.

10 ч

12 ч

Творческая работа. Рефлексия

3

Природа. Зима

2 ч.

10 ч

12 ч

Творческая работа. Рефлексия

4

Украсим праздник

2 ч.

8 ч

10 ч

Выставка творческих работ

5

Любимым и родным

2 ч.

8 ч

10 ч

Творческая работа. Рефлексия

6

Природа. Весна

2 ч.

10 ч

12 ч

Творческая работа. Рефлексия

7

Природа. Скоро лето

2 ч.

4 ч

6 ч

Творческая работа. Рефлексия

Декоративно-прикладное искусство 72 ч

8

Геометрия

2 ч.

8 ч

10 ч

Творческая работа. Рефлексия

9

Природа: Осенние мотивы

2 ч.

10 ч

12 ч

Творческая работа. Рефлексия

10

Природа: Зимние мотивы

2 ч.

10 ч

12 ч

Творческая работа. Рефлексия

11

Украсим праздник

2 ч.

8 ч

10 ч

Выставка творческих работ

12

Любимым и родным

2 ч.

8 ч

10 ч

Творческая работа

13

Природа: Весенние мотивы

2 ч.

10 ч

12 ч

Творческая работа. Рефлексия

14

Природа: Скоро лето

2 ч.

4 ч

6 ч

Творческая работа. Рефлексия

 

Итого

28 ч.

116 ч

144 ч.

 

 

ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 28 ч

Наименование раздела

Часы

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

всего

1.

творческая работа «бабочка» ДПИ

0,5 ч

1,5 ч

2 ч

Творческая работа. Рефлексия

2

Человек под зонтом ИЗО

0,5 ч

1,5 ч

2 ч

Творческая работа.

3

Весенний букет ИЗО

0,5 ч

1,5 ч

2 ч

Творческая работа. Рефлексия

4

Жираф ИЗО и ДПИ

0,5 ч

1,5 ч

2 ч

Творческая работа. Рефлексия

5

Клумба с жучками и бабочками ИЗО

0,5 ч.

3,5 ч

4 ч

Творческая работа. Рефлексия

6

Тёплое море, ИЗО и ДПИ

0,5 ч.

1,5 ч

2 ч

Творческая работа. Рефлексия

7

Ныряльщик ИЗО и ДПИ

0,5 ч.

1,5 ч

2 ч

Творческая работа. Рефлексия

8

Летняя шляпка ДПИ

0,5 ч.

1,5 ч

2 ч

Творческая работа.

9

Солнечные очки ДПИ

0,5 ч.

1,5 ч

2 ч

Творческая работа. Рефлексия, фотовыставка.

10

Черепашка ДПИ

0,5 ч.

1,5 ч

2 ч

Творческая работа. Рефлексия

11

Подсолнух ИЗО и ДПИ

0,5 ч.

1,5 ч

2 ч

Творческая работа.

12

Скворечник на берёзе ИЗО и ДПИ

0,5 ч.

1,5 ч

2 ч

Творческая работа.

13

Итоговое занятие «Морское приключение»

0,5 ч.

1,5 ч

2 ч

Творческая работа. Рефлексия, выставка.

 

Итого

6,5 ч

21,5 ч

28 ч

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

БЛОК «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 72 ч.

Раздел: «ГЕОМЕТРИЯ» -10 ч.

1. Тема раздела: «Геометрические фигуры» - 2 ч.

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с красками и другими материалами.

Тема направлена на работу с геометрическими фигурами.

Задачи: - правильная компоновка в листе,

- знание формы предметов,

- использование различных оттенков цвета,

- осваивание техники закрашивания предмета (точка, штрих, пятно).

2.«Квадрат. Портрет собачки» -2 ч.

Теория: Объяснительно - иллюстративный метод.

На что похож квадрат? Найти в окружающем нас мире предметы, в основе формы которых заложен квадрат и прямоугольник.

Практика: С помощью прямоугольника и квадрата нарисовать портрет собачки, используя оттенки коричневого цвета, раскрасить рисунок.

Самостоятельно дорисовать собачку, добавить детали (ошейник, медаль), закрасить фон (небо, бабочки, трава).

Материалы: бумага формат А3, мелки, акварель.

3. «Треугольник. Птичка» - 2 ч.

Теория: Объяснительно – иллюстративный метод. Компоновка в листе, использование направляющих линий в процессе рисования, мелков или фломастеров разного цвета.

Практика: С помощью треугольников нарисовать петушка. Треугольники

разного размера и цвета собираются в фигуру нарядного, разноцветного

петушка с пушистым хвостом.

Самостоятельно добавить детали в рисунок (цыплят, траву, солнышко).

Материалы: масляные мелки или фломастеры.

4Овал. Рыбка» - 2 ч.

Теория: Объяснительно – иллюстративный метод. Компоновка в листе, использование геометрических фигур в рисунке, начальный навык работы акварелью.

Практика: С помощью овала нарисовать Золотую рыбку. Раскрасить с помощью масляных мелков ярких цветов. Самостоятельно нарисовать дно, водоросли, медузу, пузырьки воздуха. Раскрасить акварелью синего, зеленого цвета весь лист с помощью кисти № 6.

Материалы: масляные мелки, акварель

5Соленья» - 2 ч.

Теория: Объяснительно – иллюстративный метод.

Практика: С помощью прямоугольника нарисовать банку. Используя простые геометрические фигуры нарисовать в банке помидоры, огурцы, горошек.

Материалы: масляные мелки, акварель, простой карандаш.

 

Раздел: «ПРИРОДА. ОСЕНЬ» - 12 ч.

Задачи:

- навыки работы акварелью,

- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,

- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.

- знакомство с новыми техниками и приемами.

1. «Осенние ветки» - 2 ч.

Теория: Как работать с акварелью? Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Работа по мокрому листу - яркие пятна листьев;

Работа по сухому листу – ветки (тонкой линией).

Материалы: акварель, кисти №№ 4,6, формат А-3.

2«Дерево из клякс» - 2 ч.

Теория: Правила работы с акварельными красками их особенности. Работа в смешанной технике, акварель и аппликация.

Практика: Техника выдувание краски трубочкой. Развиваем воображение и фантазию с помощью приёма доресовывания и додумывания из получившейся кляксы.

Материалы: пластиковая трубочка для воды, акварель, ватман, цветная бумага, клей, пластилин.

3. «Листопад» - 2 ч.

Теория: как выглядят деревья осенью? Что такое парк? Каким цветом осенний парк?

Практика: делаем подмалёвок акварелью, после того как фон высох, рисуем масляными мелками деревья и листья.

Материалы: Формат А-3, акварель, кисть № 6.

Масляные мелки.

4. «Осенняя лужа» - 4 ч.

Теория: Особенности работы с акварелью.

Практика: рисуем лужу, в ней резиновый сапоги. Затем, по сухому рисуем мазками отражение в воде.

Материалы: Формат А-3, акварель, кисть № 6.

5. «Первый снег на еловых ветках» - 2 ч.

Теория: Что такое акварель? Как с ней работать?

Практика: Акварель по сырому листу – еловые ветки, белой гуашью крупными мазками – снег.

Материалы: Лист формата – А-3, Акварель, гуашь

 

Раздел: «ПРИРОДА. ЗИМА» - 12 ч.

Задачи:

- навыки работы акварелью,

- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,

- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.

- умение работы в коллективе.

- знакомство с новыми техниками и приемами.

1. «Легкие снежинки» - 2 ч.

Теория: что такое снежинка? Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Белые масляные мелки на белом листе, акварель разных волшебных оттенков. Зимнее волшебство.

Материалы: масляные мелки, акварель.

2. «Снежная сказка» - 2 ч.

Теория: Иллюстрация к зимней сказке по выбору детей («Рукавичка», «Снегурочка»)

Практика: карандашный набросок, раскраска гуашью.

Материалы: Лист формата – А-3, гуашь.

3. Портрет царицы Зимы – 4 ч.

Теория: Что такое холодные цвета? Показ иллюстраций.

Практика: Аппликация из цветной бумаги, жатая бумага.

Материалы: Цветная бумага, клей, фломастеры.

4. Помощник деда Мороза - Олень – 2 ч.

Теория: Зимняя сказка, особенности работы с восковыми мелками.

Практика: делаем карандашный набросок мордочки оленя.

Декорируем мелками.

Материалы: Темная пастельная бумага, мелки.

5. «Открытка для мамы в почтовом конверте» - 2 ч.

Теория: Что такое почта? Как правильно подписать конверт?

Практика: Рисуем цветы для мамы. Оформляем конверт, запечатываем рисунок в конверт.

Материалы: Цветная бумага, клей, мелки, фломастеры, конверт, марки, цветные ручки.

 

Раздел: «УКРАСИМ ПРАЗДНИК» - 10 ч.

Тема направлена на работу с различными художественными материалами.

Задачи: - использование различных материалов;

- развитие пространственного мышления;

- изготовление подарков своими руками.

1. «Портрет Деда Мороза» - 4 ч.

Теория: Главный новогодний персонаж? Как выглядит Дед Мороз?

Практика: На темной тонированной бумаге рисуем Деда Мороза, используя яркие цвета.

Материалы: тонированная бумага формат А3, пастель.

2. « Плюс белый. Зимние цветы» - 2 ч.

Теория: навык работы с палитрой, изобретение новых оттенков в пределах одного цвета. Понятие холодных цветов.

Практика: Гуашь нарисует нам прекрасные зимние цветы из ледяного царства Снежной королевы.

Материалы: лист формата – А3, гуашь, перманентный маркер.

3. «Ягоды для птички» - 2 ч.

Теория: Что такое масляная пастель? Приёмы работы с масляной пастелью.

Побеседуем о том, как помочь птицам в городе зимой

Практика: Масляной пастелью, акварелью нарисуем подарок для птичек.

Материалы: Масляная пастель, пастельная бумага А-3, акварель.

4. Новогодний праздник – 2 ч.

Теория: новогодние традиции, особенности работы с гуашью.

Практика: Рисуем деревню в новогоднюю ночь. Карандашом делаем наброски домов, дороги. Раскрашиваем гуашью. Учимся работать с палитрой.

Материалы: гуашь, карандаш, бумага А 3, палитра.

 

Раздел: « ЛЮБИМЫМ И РОДНЫМ» - 10 часов.

Для своих близких и родных готовим сюрпризы и подарки, рисуем пап и мам, бабушек и дедушек.

1. «Портрет человека» - 2 ч.

Теория: Что такое портрет? Правила построения портрета. Объяснительно-иллюстративный материал.

Практика: Делаем карандашный набросок головы человека. Рисуем лицо человека.

Материалы: формат А3, карандаш, ластик.

2. «Портрет папы. Богатырь» - 2 ч.

Теория: Как выглядит военная форма? Изучение доспехов русских богатырей. Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Нарисуем папин портрет в военной форме. Выставка - подарок всем папам ко дню Защитника Отечества.

Материалы: масляная пастель, простой карандаш.

3. «Портрет мамы» - 2 ч.

Теория: Правила смешивания красок.

Практика: Рисование портрета любимой мамочки (человек, держащий в руках букет цветов). Работа с палитрой, изобретение оттенков цвета. Выставка – подарок «Только для твоих глаз».

Материалы: простой карандаш, гуашь.

4. «Портрет радужного льва» - 2 ч.

Теория: Как выглядит лев? Иллюстративно-наглядный материал.

Практика: К нарисованному льву добавить пышную гриву из 7основных цветов палитры. Изобретение цвета при смешении 3 основных цветов.

Материалы: Гуашь, лист формата А-3.

5. «Фазан – птица нашего леса» - 2 ч.

Теория: Как выглядит фазан? Объяснительно-иллюстративный метод

Практика: Масляной пастелью нарисуем фазана с натуры, используя фотографии, книжные иллюстрации и картинки с компьютера.

Материалы: Формат листа – А-2, масляная пастель.

 

Раздел: «ПРИРОДА. ВЕСНА» - 12 ч.

Задачи:

- навыки работы акварелью,

- работа с палитрой, создание оттенков в пределах одного цвета,

- развитие композиционных навыков – размещение предметов на листе формата А-3, А-4.

- умение работы в коллективе.

- знакомство с новыми техниками и приемами.

1. «Музыка капели» - 2 ч.

Теория: Как тает снег? Как капает капелька? Где появляется ручеек, какая музыка у весны? На эти вопросы мы ответим в этой работе.

Практика: делаем карандашный набросок капель, обводим мелками, раскрашиваем акварелью.

Материалы: Восковые мелки, акварель, кисть № 6.

2. «Космические дали» - 2 ч.

Теория: техника «Набрызг», Объяснительно-иллюстративный метод, что такое трафарет? Как с ним работать?

Практика: используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету создаём образ звездного неба.

Материалы: жесткая кисть, краски гуашь, заготовленный трафарет, восковые мелки.

3. «Ночные истории» - 2 ч.

Теория: Какие художественные приёмы помогают добиться эффекта свечения? Понятие контраста.

Практика: На ветке сосны освещенной лунным светом, сидит сова. Ночное небо, свечение звезд и луны и светящийся силуэт птицы.

Материалы: черный грунт, гуашь, формат листа А-2.

4. Портрет принцессы Весны – 2 ч.

Теория: Какие изменения весной в природе? Признаки весны.

Практика: Набросок лицо девушки-весны. Яркими мелками рисуем весенний венок.

Материалы: формат листа А-3, карандаш, мелки.

5. Одуванчики – 2 ч.

Теория: изучаем технику «тычковое нанесение краски».

Практика: подготавливаем фон, рисуем гуашью зеленую лужайку, затем сухой кистью наносим желтые пятна одуванчиков.

Материалы: формат листа А-3, карандаш, гуашь.

6. «На весеннем лугу» - 2 ч.

Теория: Какие цвета ассоциируются с весной? Что начинает цвести весной?

Практика: Одуванчики. Нарисуем яркие весенние цветы, к ним добавим весенний ручеек. Запустим кораблики.

Материалы: гуашь, черный акрил, лист формата А-3.

 

Раздел: «ПРИРОДА. СКОРО ЛЕТО» - 6 ч.

Задачи:

- подведение итогов учебного года.

- умение работы в коллективе.

1. Портрет Амурского тигра» - 2 ч.

Теория: Как выглядит тигр? Среда обитания тигров? Объяснительно-иллюстративный материал.

Практика: На темной тонированной бумаге цветной пастелью рисуем мордочку тигра.

Материалы: тонированная бумага, цветная пастель.

2. Портрет коровы – 2 ч.

Теория: Как выглядит корова? Рассказ про коровку Дарью.

Практика: набросок формы головы коровы, раскрашиваем цветными карандашами и фломастерами.

Материалы: формат бумаги А 3, цветные карандаши, фломастеры.

3. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Цветущий сад» - 2 ч.

Теория: повторение пройденного материала, вспоминаем как рисовать деревья.

Практика: дети самостоятельно рисуют деревья, на втором занятии раскрашивают гуашью.

Выставка творческих работ «Цветущий сад».

Материалы: формат бумаги А 3, гуашь.

Блок «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» 72 ч

Раздел: «ГЕОМЕТРИЯ» -10 ч.

Тема направлена на работу с геометрическими фигурами.

Задачи: - изучение формы предметов,

- Беседа о том, что такое форма и объем. Объяснительно – иллюстративный, словестный (рассказ, беседа), наглядно – иллюстративный.

- Занятие проводится в игровой форме, с предварительным показом педагога.

1. Тема: Вводное занятие – 2 ч.

Теория Знакомство с работой объединения, правилами техники безопасности с ножницами, клеем, мелкими декоративными материалами. Правила поведения в аудитории.

Практика: Входящая диагностика. Выявление начальных навыков владения ножницами (свободная тема).

2. «Солёное тесто. Гусеница на листке» - 2 ч.

Теория: Правила работы с соленым тестом, техника и приёмы. Особенности материала.

Практика: Лепим шарики и собираем их в гусеницу, затем лепим листик, сажаем на него гусеницу и запекаем в духовке.

Материалы: стеки, солёное тесто.

3. «Закат» - 2 ч.

Теория: Правила работы со стеками и пластилином. Знакомство с материалами, особенности материала. Какой формы солнце?

Практика: Лепка солнца, отражение его в воде, с помощью пальчиков и стеков размазываем пластилин по картону.

Материалы: картон, пластилин, стеки

4. «Божья коровка на листике» - 2 ч.

Теория: Как выглядит божья коровка? Какой она формы? Какой формы листик?

Практика: Размять пластилин, вылепить божью коровку, сформировать из пластилина листик, украсить бисером и бусинками.

Материалы: пластилин, стеки, бисер, бусинки, картон – основа.

5. «Круг. Сороконожка Анжелка» - 2 час.

Объяснительно – иллюстративный метод.

Материалы: Круги из цветной бумаги, фломастеры, клей.

Теория: На что похож круг? Найти в окружающем нас мире предметы, в основу формы которых заложен круг.

Практика: С помощью кругов, вырезанных заранее педагогом из цветной бумаги, составить сороконожку Анжелку.

Самостоятельно дорисовать ножки, глаза, добавить детали (бусы,

малину, травку и т. д.)

Материалы: Цветная бумага, декоративные элементы «глазки», бусинки, клей.

 

Раздел: «ПРИРОДА. ОСЕННИЕ МОТИВЫ» - 12 ч.

Задачи: - упражнение с ножницами,

- работа с клеем

- работа с бумагой

Открытка «Осеннее настроение» - 2 ч.

Теория: Композиционные приемы в построении открытки. Техника безопасности работы с ножницами. Объяснительно – иллюстративный материал.

Практика: работаем с ножницами и вырезаем сложные формы.

Материалы: цветная и пастельная бумага, ножницы, клей, декоративные наклейки.

«Птичка-Гармошка» - 2 ч.

Теория: Беседа о строении тела птицы. Демонстрация умение складывать лист гармошкой. Развитие мелкой моторики пальчиков.

Практика: Работа с цветной бумагой, клеем и ножницами. Вырезание силуэта птички по шаблону. Самостоятельная работа детей: добавление деталей фломастерами и цветной бумагой.

Материалы: шпажка, цветная бумага, фломастеры

«Осенний цветок в горшке» - 2 ч.

Теория: Поэтапный рассказ о том, как нужно сложить лист бумаги А 3

Практика: Работа с подручными материалами. Начальные азы оригами. Самостоятельная работа детей.

Материалы: горшочек для рассады, пластилин, деревянная шпажка, цветная бумага, ножницы.

«Кот-мяука» - 2 ч.

Теория: Беседа о том, что такое форма и объем.

Практика: Аппликация из рваных кусочков цветной бумаги, выложенных по цвету и форме. Самостоятельная работа детей.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы.

«Лунная дорожка» - 4 ч.

Теория: знакомство с техникой «рваная аппликация». Техника безопасности при обращении с бумагой и клеем.

Практика: разрываем цветную бумагу на длинные полоски. Наклеиваем горизонтально на тёмный фон. На границе воды и неба наклеиваем луну.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, картон.

 

Раздел: «ПРИРОДА: ЗИМНИЕ МОТИВЫ» - 12 ч.

1 «Заяц меняет шубку» - 2 ч.

Теория: Работа с подручными материалами. Форма и объём в масштабе. Беседа с детьми о безопасной работе с ножницами. Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Мнём салфетку, делаем объем для тела и головы зайца, обворачиваем салфетку фольгой и придаём форму деталям. Из мелких кусочков делаем уши и лапки. Из фетра вырезаем мордочку и глазки. Материалы: Фольга, салфетки, фетр, горячий клей

2 «Письмо Деду Морозу» - 2 ч.

Теория: Объяснительно-иллюстративный метод технике скрапбукинг.

Практика: Украшение конверта почтовыми марками, печатями. Вкладыш с письмом внутри конверта написанный ребёнком.

Материалы: чистый белый конверт, цветная бумага, ножницы, клей

3. «Зайка-побегайка» - 2 ч.

Теория: Принципы работы в бумагопластике.

Практика: Работа в технике бумагопластика. Поэтапная работа с детьми, вырезание по шаблону. Наглядная демонстрация правильного склеивания деталей.

4. «Снегири на ветках» -2 ч.

Теория: Беседа зимовых птицах.

Практика: Смешанная техника: аппликация и рисование. Работа с ножницами, вырезание сложной формы. Рисование ватной палочкой, снег на ветках - метод тычка.

Материалы: белая гуашь, цветная бумага, ватные палочки.

5. «Новогодняя Ёлочка» - 4 ч.

Теория: Закрепление приёма бумагопластика.

Практика: Продолжаем развивать умение детей работать с бумагой. Вырезаем несколько елочек по трафарету, склеиваем в определенном порядке и украшаем бусинами и лентой.

Материалы: Картон, цветная бумага, клей, ножницы, лента.

 

Раздел: «УКРАСИМ ПРАЗДНИК» - 10 ч.

1 «Новогодний сувенир» - 4 ч.

Теория: Навыки работы акриловыми контурами на круглой поверхности. Как аккуратно работать с мелким рисунком? Использование простейших элементов узоре линии, точки, спирали.

Практика: Работа контуром на объемной поверхности, рисуем морозные узоры.

Материалы: пластиковый прозрачный шар, фото ребенка, искусственный снег, контуры акриловые.

2. «Пингвин на льдине» - 2 ч.

Теория: Как работать с пластилином? Как выглядит пингвин? Где живет?

Практика: Поэтапная лепка пингвина на пенакартоне.

Материалы: кусочек пенакартона, пластилин, пластиковые глазки.

3. «Ангел Хранитель» - 2 ч.

Теория: Кто такой Ангел? Как его принято изображать?

Практика: Поэтапно склеиваем из салфетки ангела, рисуем ему лицо, с помощью фломастеров рисуем узоры.

Материалы: Бумажная тарелка, степлер, ажурная салфетка, шпажка, фломастеры.

4. «Весёлый снеговик» - 2 ч.

Теория: Что такое подручные материалы? Как их можно использовать в поделках?

Практика: Засыпаем в белый носочек крупу (горох), второй режем пополам, делаем шапку и шарф, доделываем лицо.

Материалы: 2 носочка белый и цветной, крупа, ножницы, нитки, фломастеры.

 

Раздел: «ЛЮБИМЫМ И РОДНЫМ» - 10 ч.

1 «Валентинка» - 2 ч.

Теория: Основы работы в технике торцевания. Познакомить детей с приемом торцевания (открытка).

Практика: Упражняться в создании объемной формы, используя прием складывания кругов из квадратов. Развивать чувство формы и мелкую моторику рук. С помощью техники торцевания выклеиваем на открытке объемное сердце.

Материалы: мягкая цветная бумага нарезанная мелкими квадратами, клей, фломастеры, основа для открытки.

2 «Галстук мышка для папы» -2 ч.

Теория: Беседа о празднике «День Защитника Отечества».

Практика: Бумажная аппликация. Продолжать закреплять приобретённые умения и навыки.

Материалы: цветная бумага, клей, фломастеры и маркеры

3 подарок для папы «Конверт-рубашка» - 2 ч.

Теория: Как сделать конверт-рубашку? Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: поэтапно складываем из цветной бумаги конверт-рубашку, украшаем бусинами, стразами и рисуем узоры фломастерами.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, крупные бусины, стразы, фломастеры.

4 «Роза алая для Мамы» - 2 ч.

Теория: Принципы работы с гофрированной, жатой бумагой. Виды декоративной бумаги, их особенности. Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: из гофрированной бумаги формируем бутон розы, закрепляем нитками и приматываем бутон к кусочку проволоки.

Материалы: гофрированная бумага, проволока, нитки.

5. «Открытка» -2 ч.

Теория: Поэтапное выполнение конверта и оформления его в почтовом стиле. Что такое почта? Как выглядит конверт? Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Поэтапное изготовление конверта, декорирование конверта.

Материалы: пастельная бумага , гелевые ручки, карандаши цветные, марки, Крафт бумага.

 

Раздел: «ПРИРОДА: ВЕСЕННИЕ МОТИВЫ» - 12 ч.

1 «Масленица» - 2 ч.

Теория: История праздника Масленицы, его происхождение.

Практика: Работа с цветной бумагой, клеем и ножницами, продолжаем развивать умение складывать лист гармошкой. Развитие мелкой моторики пальчиков

Материалы: шпажка, цветная бумага, фломастеры, клей.

2 «Подснежники» - 2 ч.

Теория: Техника Квиллинг. Познакомить с нетрадиционной техникой квилинг. Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: скручиваем полоски бумаги на стержень, создаём из заготовок композицию с подснежниками.

Материалы: нарезаные готовые полоски для квиллинга, клей ПВА.

3. «Путешествие на воздушном шаре» - 2 ч.

Теория: Витражная роспись. История возникновения. Виды росписи. Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: рисуем витражи, переносим рисунок на пленку, заполняем контуры краской, подбираем сочетание цветов.

Материалы: контуры, пленка, витражная краска.

4. «Пасхальные яйца» - 2 ч.

Теория: Принципы и приёмы работы в тестопластике. Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: Лепим из соленого теста. Тонко расплющиваем тесто, закатываем в него форму от шоколадного яйца. Катаем между ладошками, придавая форму яйца. Украшаем форму по желанию ребенка, используем при украшении бисер и стеклярус.

Материалы: солёное тесто, бисер и стеклярус, форма от шоколадного яйца.

5. «Кот Тишка» - 2 ч.

Теория: Смешанная техника. Солёное тесто и рисование акриловыми красками.

Практика: На первом занятии лепка кота из солёного теста и запекание в духовке при температуре 180 градусов. На втором занятии раскрашиваем нашу заготовку из солёного теста акриловыми красками.

Материалы: Солёное тесто, акриловые краски, стеки.

6. «Мимоза - недотрога» - 2 ч.

Теория: Как выглядит мимоза? Какой формы цветы? Вспоминаем правила работы с пластилином.

Практика: Скатать желтые шарики – цветочки, выложить пластилином стебли, прилепить к стеблям бутоны.

Материалы: пластилин, стеки, основа - картон.

 

Раздел: «ПРИРОДА: Скоро лето» - 6 ч.

1 «Аленький цветочек» -2 ч.

Теория: Пластилинография. Как работать с пластилином? Какие есть приёмы? Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: На картоне пальчиками делаем мазки из пластилина, таким образом формируем лепестки цветка, с помощью природных материалов украшаем получившийся цветок

Материалы: пластилин, картон и различная крупа.

2. «Рыбка» - 2 ч.

Теория: Познакомиться с техникой пластелинография. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

Практика: Работа с пластилином, поэтапное лепка рыбки. Самостоятельная работа детей. Так же использование бумажной тарелки, бисера и природных материалов для создания фактуры.

Материалы: Пластилин, бумажная тарелка, бисер, ракушки, камешки.

3. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ коллективная работа «Солнышко» - 2 ч.

Теория: повторение пройденного материала. Вспоминаем технику безопасности при работе с ножницами.

Практика: из желтого картона дети вырезают лучики, из цветной бумаги вырезают цветы, затем приклеивают к заранее приготовленному шаблону «Солнце»

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

 

ЛЕТНИЙ РАЗДЕЛ 28 ч.

1. «Бабочка» - 2 ч.

Теория: Какие геометрические фигуры помогут изобразить бабочку? Рассказ о жизни бабочек.

Практика: мастерим из бумаги и картона интерактивную игрушку «Бабочка», на втором занятии раскрашиваем нашу бабочку фломастерами и украшаем блестками.

Материалы: коктейльные трубочки – 2 шт., картон, бумага, клей, скотч, фломастеры, блёстки.

2. Человек под зонтом – 2 ч.

Теория: Сказка про разноцветные зонтики.

Практика: рисуем фигуру человека с зонтом, теплыми цветами раскрашиваем человека и зонтик, холодными цветами рисуем дождь.

Материалы: формат бумаги А 3, гуашь, палитра.

3. Весенний букет в чайнике – 2 ч.

Теория: Какие цветы распускаются весной? Какой формы может быть чайник.

Практика: рисуем чайник, , а в нем цветы, обводим контур черным грунтом. С помощью мелков раскрашиваем цветы, акварелью делаем фон.

Материалы: формат бумаги А 3, акварель, мелки, черный грунт.

4. Жираф – 2 ч.

Теория: Как выглядит жираф? С помощью каких геометрических фигур можно изобразить жирафа?

Практика: Делаем набросок жирафа, рисуем деревья, раскрашиваем акварелью.

Материалы: формат бумаги А 3, акварель.

5. «клумба с жуками и бабочками» - 4 ч.

Теория: На цветочной клумбе живет своей жизнью маленький мир насекомых, который мы можем увидеть через увеличительное стекло, лупу. Изучение мира насекомых: жуков, бабочек, стрекоз, пчелок.

Практика: Рисуем увеличительное стекло и под ним насекомое, карандашный набросок обводим черным маркером и раскрашиваем масляной пастелью.

Материалы: масляная пастель, черный маркер, лист формата А-3.

6. «Теплое море» - 2 ч.

Теория: Что такое море? Как выглядит? Объяснительно-иллюстративный материал.

Практика: Сланцы на берегу, песок со следами босых ног, легкие волны намекают на присутствие человека.

Материалы: масляная пастель, лист формата А-3.

7. «Ныряльщик» - 2 ч.

Теория: Сказка про аквалангистов

Практика: рисуем карандашами и акварелью подводный мир, сверху делаем аппликацию ныряльщика.

Материалы: картон, цветная бумага, ножницы, клей, цветная бумага, картон.

8. «Летняя шляпка» - 2 ч.

Теория: Основы конструирования цилиндра

Практика: склеиваем из картона цилиндр, затем из цветной бумаги делаем цветы, листья, траву, насекомых, и наклеиваем на цилиндр

Материалы: фломастеры, карандаши, цветная бумага, картон, ножницы, блёстки, клей.

9. «Солнечные очки» - 2 ч.

Теория: История солнечного зайчика, как сделать очки, основы конструирования из картона

Практика: вырезаем по шаблону очки и украшаем на свой вкус, проявляем фантазию.

Материалы: картон, цветная бумага, ножницы, клей, стразы, фломастеры.

10. «Черепашка» - 2 ч.

Теория: Что такое текстурная паста? Как с ней работать? Объяснительно-иллюстративный метод.

Практика: используя текстурную пасту и гуашь поэтапно рисуем черепашку.

Материалы: Гуашь, текстурная паста

11. «Подсолнух» - 2 ч.

Теория: Беседа о подсолнухе. Где растёт и как выглядит?

Практика: делаем аппликацию сердцевины подсолнуха из крупы. Аккуратно распределяем лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазываем середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

Материалы: цветная бумага, клей ПВА, крупа, картон

12.Скворечник на берёзе – 2 ч.

Теория: Беседа о птичьем доме.

Практика: из плотного картона мастерим скворечник, приклеиваем его к заранее подготовленному фону.

Материалы: цветная бумага, картон, клей ПВА.

13. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ коллективная работа

«Морское приключение» - 2 ч.

Теория: рассказ про морское дно и морских обитателей.

Практика: На ватмане дети рисуют все вместе глубокое морское дно. На втором занятии каждый рисует и вырезает рыбок, осьминогов, черепашек, затем приклеиваем их на нарисованное морское дно.

Материалы: ватман, гуашь, палитра, кисточки, клей, ножницы, ракушки, маркеры, цветной картон, декоративные элементы.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные (обучающие)

1. Продемонстрируют умения создавать своими руками различные поделки.

2. Смогут различать и узнать предметы простых геометрических форм, составлять из них простые композиции.

3. Продемонстрируют навыки работы с палитрой, умения смешивать краски, получать новые цвета и оттенки при работе в определенном колорите.

 

Метапредметные (Развивающие)

1. Продемонстрируют навыки работы ножницами, клеем.

2. Смогут объяснить термины: контур, пятно, палитра, теплые и холодные цвета, часть и целое, силуэт, главное и второстепенное в изображении, центр листа, геометрические фигуры, натюрморт, пейзаж, портрет. Уметь сравнивать и применять понятия: «близко – далеко», «выше – ниже», «больше – меньше».

3. Смогут объяснить как выглядят предметы и формы, как они расположены в природе, продемонстрируют эти знания в рисунке и поделках, смогут применить свое воображение и фантазию.

 

Личностные (Воспитательные)

1. В работе проявят аккуратность, усидчивость и самостоятельность.

2. Работая в коллективе, смогут решить различные общие творческие задачи.

3. Продемонстрируют высокий уровень коммуникации внутри своего коллектива.

 

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Месяц

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Часы

Форма контроля

Раздел Геометрия 20 часов

 

1

Вводное занятие «Геометрия», техника безопасности по декоративно-прикладному искусству

сообщение

2 ч

рефлексия

 

2

Вводное занятие

«Геометрические фигуры», техника безопасности по изобразительному искусству

сообщение

2 ч

рефлексия

 

3

Солёное тесто «Гусеница на листике» ДПИ

сообщение

2 ч.

Творческая работа

 

4

Квадрат. Портрет собачки.ИЗО

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

 

5

Закат. Пластилин ДПИ

беседа, практикум

2 ч

Творческая работа

 

6

Треугольник. Птичка

практикум

2 ч

Творческая работа

 

7

Божья коровка на листике ДПИ

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

8

Овал. Рыбка

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

9

Круг. Сороконожка Анжелка ДПИ

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

 

10

Соленья. ИЗО

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

Раздел Осень 24 ч

 

11

Открытка «Осеннее настроение» ДПИ

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа рефлексия

 

12

Осенняя лужа ИЗО

практикум, поделка

4 ч

Творческая работа

 

13

Птичка-гармошка ДПИ

беседа, практикум, поделка

2 ч

Творческая работа

 

14

Осенние ветки ИЗО

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

 

15

Осенний цветок в горшке ДПИ

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа, рефлексия

 

16

Первый снег на еловых ветках ИЗО

практикум

2 ч

Творческая работа

 

17

Кот-Мяука ДПИ

викторина, практикум

2 ч

Творческая работа

 

18

Дерево из клякс ИЗО

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

 

19

Лунная дорожка ДПИ

сказка, практикум

4 ч

Творческая работа

 

20

Листопад ИЗО

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

Раздел Зима 24 ч

 

21

Заяц меняет шубку ДПИ

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

 

22

Легкие снежинки

 

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

23

Письмо деду Морозу ДПИ

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

 

24

Снежная сказка

беседа, практикум

2 ч

Творческая работа

 

25

Зайка-побегайка ДПИ

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

 

26

Портрет царицы Зимы

 

сказка, практикум

4 ч

Творческая работа

 

27

Снегири на ветках ДПИ

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

28

Помощник Деда Мороза - Олень

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

29

Новогодняя Ёлочка ДПИ

 

сказка, практикум

4 ч

Творческая работа

 

30

Открытка для мамы в почтовом конверте

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

Раздел Украсим праздник 20 ч

 

31

Новогодний сувенир ДПИ

практикум

4 ч

Творческая работа

 

32

Портрет деда Мороза

беседа, практикум

4 ч

Творческая работа

 

33

Пингвин на льдине ДПИ

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

34

 

Плюс белый. Зимние цветы

 

Поделка, сказка, практикум

2 ч

Творческая работа, рефлексия

 

35

Ангел Хранитель ДПИ

 

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

36

Ягоды для птичек

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

37

Весёлый снеговик ДПИ

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа, рефлексия

 

38

Новогодний праздник

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

Раздел Любимым и родным 20

 

39

Валентинка ДПИ

практикум

2 ч

Выставка

 

40

Портрет человека

практикум

2 ч

Выставка

 

41

Галстук мышка для папы ДПИ

беседа, практикум

2 ч

Творческая работа

 

42

Портрет папы. Богатырь

 

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

43

подарок для папы Конверт-рубашка ДПИ

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

44

Портрет мамы

практикум

2 ч

Творческая работа

 

45

Роза алая для Мамы» ДПИ

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа, рефлексия

 

46

Портрет радужного льва

 

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

47

Открытка в почтовом конверте ДПИ

викторина, практикум

2 ч

Творческая работа

 

48

Фазан – птица нашего леса

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа, рефлексия

Раздел Весна 24

 

49

Масленица ДПИ

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа, рефлексия

 

50

Музыка капели

 

беседа, практикум

2 ч

Творческая работа

 

51

Подснежники ДПИ

беседа, практикум

2 ч

Творческая работа, рефлексия

 

52

Космические дали

 

беседа, практикум

2 ч

Творческая работа, рефлексия

 

53

Путешествие на воздушном шаре ДПИ

Игра, практикум

2 ч

Выставка, портфолио

 

54

Ночные истории

Сообщение, практикум

2 ч

Открытое занятие, праздник, фотоотчет

 

55

Пасхальные яйца ДПИ

 

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

56

Портрет «Принцесса Весна»

беседа, праздник практикум

2 ч

Праздник, выставка

 

57

Кот Тишка ДПИ

 

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

 

58

Одуванчики

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

59

Мимоза – недотрога ДПИ

 

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

 

60

На весеннем лугу

сказка, практикум

2 ч

Творческая работа

Раздел скоро лето 12

 

61

Аленький цветочек ДПИ

 

беседа, праздник, практикум

2 ч

Творческая работа

 

62

Портрет Амурского тигра

беседа, практикум

2 ч

Творческая работа, рефлексия

 

63

Рыбка ДПИ

 

Сообщение, практикум

Творческая работа

 

64

Портрет коровы

 

Сообщение, практикум

Творческая работа

 

65

Итоговая работа поделка

Коллективная работа «Солнышко» ДПИ

беседа, практикум

Творческая работа, выставка

 

66

Итоговая работа «Цветущий сад»

беседа, практикум

2 ч

Творческая работа, выставка.

 

ЛЕТНИЙ РАЗДЕЛ 28 ч.

Месяц

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Часы

Форма контроля

июнь

1

Бабочка

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа рефлексия

 

2

Человек под зонтом

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа рефлексия

 

3

Весенний букет

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа рефлексия

 

4

Жираф

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа рефлексия

 

5

клумба с жуками и бабочками

Сообщение, практикум

4 ч

Творческая работа рефлексия

 

6

Теплое море

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

 

7

Ныряльщик

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа

 

8

Летняя шляпка

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа,

 

9

Солнечные очки

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа, фотовыставка

 

10

Черепашка

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа рефлексия

 

11

Подсолнух

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа рефлексия

 

12

Скворечник на берёзе

Сообщение, практикум

2 ч

Творческая работа рефлексия

 

13

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ коллективная работа

«Морское приключение»

практикум

2 ч.

Творческая работа, выставка

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, портфолио, видеозаписи, фотоотчёт.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, портфолио.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Диагностические задания и тест-игра: «Дорисуй» (Приложение 1), «Найди геометрическую фигуру в предмете» (Приложение 2), «Как правильно держать ножницы, выбери правильный вариант» (приложение 3), Тест-опросник «Виды техник в декоративно-прикладном искусстве» (приложение 4) и др.;

Анкета для родителей (Приложение 5);

Опрос «Виды материалов для поделки», «Инструменты для создания пластилиновой фигуры», «Понятие форма и объём?», «Понятие теплых и холодных цветов» и др.;

Педагогическое наблюдение;

Творческое задание.

Все оценочные результаты фиксируются в Карте учёта результатов обучения учащихся по программе (приложение 6).

Творческая аттестация учащихся проводится в начале и в конце учебного года, по бальной системе – 1 балл за каждый пункт. Критерии оценки:

Различать и узнавать предметы простых геометрических форм, составлять из них простые композиции.

Узнавать, угадывать и правильно использовать цвета предметов (цвета красок).

Овладеть основными приемами работы с ножницами и клеем.

Уметь работать в коллективе, решая различные общие творческие задачи.

Умение отличать большое от меньшего.

Умение различать материалы и техники.

Способность составлять целое из частей.

Умение чередовать величины, пятна, цвета.

Умение и навык доводить работу от начала до конца.

Способность к усидчивой и кропотливой работе.

Умение соблюдать аккуратность в работе.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Успех детей на занятиях во многом зависит от организации рабочего пространства в кабинете, на столе у каждого ребенка. Для занятий необходима предварительная подготовка педагогом художественных материалов для каждого ребенка. Столы для занятий должны подходить по росту детям, что бы ребенок чувствовал себя уверенно и удобно. Столы застелить клеенкой или пленкой. На каждое занятие дети должны быть одеты удобно, не боялись испачкаться, желательно иметь фартук или халатик. Рукава одежды нужно поднимать вверх или закатить.

Материально-техническое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие:

Кабинет изостудии, оборудованный техническими средствами обучения:

необходимой мебелью (столы, стулья, учительская доска, мольберты).

компьютером с сетью «Интернет»;

мультимедийным оборудованием;

многофункциональными устройствами (принтер, копир, сканер);

музыкальной аппаратурой, телевизором, фотоаппаратом.

Средствами изобразительного творчества (материалы и инструменты):

акварельные и гуашевые краски;

цветные и простые карандаши;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки;

бумага различной текстуры и цвета;

картон белый и цветной, гофрированный;

пластилин;

природный материал;

бросовый материал, ткань;

ленты атласные, тесьма;

стразы, бусины, пайетки;

ножницы разных форм;

клей ПВА, клей карандаш;

кисти;

форменные дыроколы.

3.Инструкция по технике безопасности.

4.Специальная литература.

5. Наглядно-иллюстрированные и дидактические материалы:

демонстрационные образцы;

шаблоны, заготовки;

журналы, книги;

подборка фото и картинок по тематике;

методические разработки;

тестовые материалы.

Кадровое обеспечение программы

Педагог дополнительного образования, имеющий высшее специальное образование, владеющий современными образовательными технологиями и методиками, умеющий создать безопасную образовательную среду, обладающий специальными личностными качествами и профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления учебно-воспитательной деятельности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники ДПИ, экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, силуэтное изображение, физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова.

Знакомство с разнообразными видами природного материала: шишки, ветки, корешки, семена, листья деревьев, ракушки, камешки. Способами собирания, хранения, подготовки к работе. Техниками его обработки, скрепления. Инструменты для работы.

Знакомство с термином: бросовый материал. Что из него можно сделать. Способы скрепления и соединения деталей. Инструменты, используемые для работы. Техника безопасности при работе.

Знакомство со свойствами бумаги, разнообразием ее видов. Раскрыть основные способы и приемы работы с бумагой (вырезать, разрезать, надрезать, отогнуть, согнуть, прочертить). Закреплять название основных геометрических фигур. Техника безопасности при работе .

Знакомство с техникой торцевания, ее видами и особенностями; инструментами и материалами для работы в данной технике.

Знакомство с техникой декупаж. Историей её появления. Применение, назначение, особенности, правила работы. Инструменты и материалы, используемые при работе.

Знакомство с техникой квиллинг и гофроквилинг как одним из видов декоративного искусства. Техникой скручивания. Способам придания нужной конфигурации. Способам приклеивания готовых элементов. Техникой сборки композиции.

Знакомство со скульптурным материалом, характеристика пластилина как художественного материала, правила работы с ним, отличие пластилина от других художественных материалов. Правила рисования пластилином.

Дидактические материалы:

-перспективное планирование по нетрадиционным техникам в декоративно-прикладном искусстве;

-методическая литература по организации работы с нетрадиционными техниками;

-таблицы последовательности изображения, образцы, карточки-схемы и пр.;

-художественные произведения (стихи, загадки и т. д.).

Воспитание

Основой воспитательного процесса в ДЮЦ «Восхождение» является национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) и специфики дополнительного образования, цель воспитания в ДЮЦ «Восхождение» заключается в личностном развитии учащихся.

Образовательный процесс в детском объединении «Архипка» предполагает активное освоение компетенций по направленности программы, а также воспитание обучающихся.

Воспитательная деятельность осуществляется по основным направлениям воспитания:

гражданское воспитание;

патриотическое воспитание;

духовно-нравственное воспитание;

эстетическое воспитание;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;

трудовое воспитание;

экологическое воспитание;

ценности научного познания.

Воспитательная деятельность педагога осуществляется в рамках содержания программы на занятиях в детском объединении. А также на мероприятиях, проводимых в детском объединении и центре. В число организационных форм воспитания входят конкурсы, концерты, выставки, игровые программы, квесты, проекты, творческие встречи, тематические встречи поколений, фестивали, воспитательные события, посвящённые памятным датам.

Особенностью воспитательной работы является вовлеченность в нее социальных партнеров (родителей и других сетевых партнеров). Обучающиеся и их родители включены в совместную деятельность – социальную, волонтерскую, оздоровительную и досуговую.

Педагог в своей работе ориентируется осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, природосообразности.

Результатом воспитательного процесса в детском объединении является получение каждым обучающимся необходимых социальных навыков, которые помогут ему ориентироваться в мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающим миром, продуктивнее взаимодействовать с людьми разных возрастов и разного социального положения, искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь для себя и окружающих его людей.

План воспитательной работы в детском объединении представлен в приложении №7.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература для педагога

Бобровская И.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АРХиДЕТИ». – Хаб. 2015.

Смирнова Н.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «чудо в красках» – Хаб. 2020.

Дополнительная литература для педагога

Выгодский Л. Психология искусства. - М., 1987.

Давыдов В.В. Развивающее обучение. -М., 1986.

Детское творчество. – М.: Архитектура СССР, 1989, №7.

Кузин В.С. Психология. Учебник для педагогических отделений художественных училищ. -М., 1982.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. -М., 1998.

Платонова Н.И., Тарасова В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1988.

Столяренко В.В. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1997.

Савенков А. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999.

Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 2019.

 

Основная литература для родителей и обучающихся

Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. –СПб.: Издательский дом Кристалл, 2001.

Дополнительная литература для родителей и обучающихся

Топалова Е.П. Художники с пеленок. - М.: Айриспресс, 2004.

Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша. -М.: Филологическое общество «Слово», 2004.

 

Интернет-ресурсы

Сеть творческих учителей - www.it-n.ru/

Интернет-сообщество учителей - pedsovet.su/forum/

Учебно-методический кабинет - ped-kopilka.ru/

Педагогическое сообщество учителей изобразительного искусства, черчения и архитектуры - http://iso.gimnazia69.ru/

Видеоуроки и вебинары - http://videouroki.net/

Приложение №1 Дидактическая тест – игра «Дорисуй»

t1705041249ab.png

Приложение № 2 Дидактическая тест – игра «Найди геометрическую фигуру в предмете»t1705041249ac.jpg

 

 

Приложение № 3 Как правильно держать ножницы, выбери правильный вариант

t1705041249ad.jpg

Приложение № 4

Что такое аппликация? Найди вариант с аппликацией

t1705041249ae.jpgt1705041249af.jpgt1705041249ag.jpg

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Виды аппликаций. Найди вариант с объёмной аппликацией

t1705041249ah.jpgt1705041249ai.jpgt1705041249aj.gif

Вариант 1 вариант 2 вариант 3

Солёное тесто, что это такое? Найди соответствующую картинку

t1705041249ak.jpgt1705041249al.jpgt1705041249am.jpg

Вариант 1 вариант 2 вариант 3

Приложение №5

Анкета для родителей

Возраст ребёнка________________________________

Любит ли Ваш ребёнок что-нибудь мастерить?

А) да

Б) нет

В) иногда

Г) Свой вариант ответа____________________________________

Как долго Ваш ребёнок может сидеть за выполнением рисунка или поделкой?

А) 10-15 минут

Б) 30 минут - час

В) Час и более

Г) Свой вариант ответа_____________________________________________

С удовольствием ли Ваш ребёнок идёт на занятия?

А) да

Б) нет

В) после долгих уговоров

Г) Свой вариант ответа_____________________________________________

Что больше нравится Вашему ребёнку?

А) Рисовать

Б) Вырезать

В) Лепить

Г) Клеить

Д) свой вариант ответа______________________________

Замечали ли Вы интерес у ребёнка к декоративным материалам?

А) да

Б) нет

В) иногда

Г) Свой вариант ответа____________________________________

Занимается ли Ваш ребёнок дома творчеством?

А) лепит

Б) вырезает

В) клеит

Г) рисует

Д) свой вариант ответа_______________________

Насколько аккуратно выглядит готовая работа Вашего ребёнка?

А) не аккуратно

Б) Не очень аккуратно

В) Аккуратно

10) Замечали ли Вы увлеченность творческим процессом у ребёнка?

А) да

Б) нет

В) иногда

Г) Свой вариант ответа_______________________________

11. После посещения занятий заметили ли Вы улучшения в работах ребёнка

А) лучше вырезает

Б) Работы стали более аккуратными

В) Способен отличить большое от мелкого, светлое от темного

Г) Свой вариант ответа___________________________________

12. Что бы Вам хотелось изменить или добавить в занятия с детьми _________________________________________________

Спасибо за Ваши ответы!

Приложение №6

Индивидуальная диагностическая карточка

учета результатов по дополнительной образовательной программе

«В гостях у кисточки»

педагог Попова А.Ю.

ФИО ребёнка______________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Дата начала наблюдения_____________________________________________

метапредметные

 

Начальные знания и умения

Конец 1 полугодия

Конец учебного года

Овладеть основными приемами работы с ножницами и клеем.

 

 

 

Узнавать, угадывать и правильно использовать цвета предметов (цвета красок).

 

 

 

 

Различать и узнавать предметы простых геометрических форм, составлять из них простые композиции.

 

 

 

Умение отличать большое от меньшего .

 

 

 

Предметные

Умение различать материалы и техники.

 

 

 

Способность составлять целое из частей

 

 

 

Умение чередовать величины, пятна, цвета

 

 

 

Личностные

Умение и навык доводить работу от начала до конца

 

 

 

Способность к усидчивой и кропотливой работе

 

 

 

Умение соблюдать аккуратность в работе

 

 

 

Умение работать в коллективе

 

 

 

 

Оценки 1-5

Приложение №7

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направления воспитательной деятельности

Мероприятия

(форма*, название) в рамках образовательной и внеурочной деятельности

Время проведения

Ответственные

 

Примечание

(Раздел, направление, модуль, тема учебного плана ДООП)

Гражданское воспитание

Экскурсия по городу «Народы Приамурья» краеведческий музей, экскурсия в археологический музей

июнь

Педагог Попова А.Ю.

Краеведческий музей

археологический музей

Летний раздел

Патриотическое воспитание

Мастер-класс изготовление открытки ко «Дню защитника Отечества»,выставка «Портрет папы. Богатырь», выставка художественных работ к 9 мая День Победы «Память поколений»

Февраль, май

Педагог Попова А.Ю.

Методист Мирвис Ю.В.

Раздел «Весна»

Духовно-нравственное воспитание

МК «Пасхальный сувенир», тематическое занятие поделка Ангел-хранитель»

апрель

Педагог Попова А.Ю

Раздел «Зима» и раздел «Весна»

Эстетическое воспитание

Экскурсия в художественный музей, экскурсия в краеведческий музей

июнь

Педагог Попова А.Ю

Художественный и краеведческий музеи.

Летний раздел

Экологическое воспитание

Сбор использованных батареек, акция «Добрые крышечки», тематическое занятие «Ягоды для птички» беседа о том, как помочь птицам в городе зимой. «Портрет Амурского тигра» беседа о редких животных на Дальнем Востоке.

Поделка «Скворечник на берёзе» беседа о птичьем доме.

Январь, октябрь

Педагог Попова А.Ю.

Методист Мирвис Ю.В.

Раздел «Весна»

Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия

Проведение на занятиях физ. Минуток, зарядки, гимнастика для глаз.

На протяжении всего учебного года

Педагог Попова А.Ю.

 

Трудовое воспитание

Ежедневная уборка кабинета, беседа на тему «бережное отношение к инструментам и материалам, к чужому труду».

На протяжении всего учебного года

Педагог Попова А.Ю.

 

Ценности научного познания

Тематическое занятие «Космические дали», занятие посвящено профессии «Космонавт» а также изучению космоса.

Апрель

Педагог Попова А.Ю.

Раздел «Весна»

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации