Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса косоплетения» (1–4 классы)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«ЧУДЕСА КОСОПЛЕТЕНИЯ»
Возраст обучающихся – 7-12 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Лебедева Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДО №1»
г. Смоленск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цели и задачи программы
- Планируемые результаты
- Способы отслеживания результатов, формы и методы контроля
Учебный план
Содержание учебного плана
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Пояснительная записка
Программа «Чудеса косоплетения» является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида художественной направленности.
История плетения кос насчитывает не одно столетие. Прически с косами являются универсальными и подходят для любого возраста. С использованием кос можно создать простую и сложную, повседневную и торжественную, классическую и романтическую прическу. В настоящее время косы привлекают внимание и восхищают еще больше, они стали сложными и замысловатыми. Плетение кос – это увлекательный творческий процесс, требующий умения, терпения и времени.
Адресат программы – дети 7-12 лет, которых желают овладеть навыками плетения кос.
Актуальность программы заключается в востребованности услуг по творческому развитию детей с помощью такого вида парикмахерского искусства как плетение кос.
Новизна программы заключается в использовании практического экспериментирования в качестве основного метода обучения.
Назначение программы заключается в оказании услуг детям по овладению знаниями, умениями и навыками необходимыми для плетения различных видов кос, что не требует больших материальных затрат.
Цель программы: расширить кругозор учащихся в области парикмахерского искусства; приобрести навыки плетения кос; повысить эстетический уровень воспитания детей.
Главная идея программы заключается в личностно ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний, умений и навыков в области плетения кос как вида парикмахерского искусства к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка.
Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка.
Отличительной особенностью данной программы является её адаптированность к запросам детей младшего и среднего школьного возраста и их родителей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в учёте возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В зависимости от индивидуальных способностей воспитанников возможна оперативная корректировка программы в каждом конкретном случае: ускоренный или замедленный курс обучения, личностно-ориентированный подход, углубленное изучение отдельных тем и т.д.
Данная программа является модифицированной.
Задачи:
Обучающие:
ознакомить обучающихся с историей появления и развития традиций плетения кос в мире;
привить навыки и умения работы с волосами, с предметами личной гигиены;
обучить различным базовым техникам плетения кос;
обучить навыку создания причесок из косичек и кос.
Развивающие:
способствовать развитию творческих способностей, фантазии, изобретательности, самостоятельности;
формировать потребности в самостоятельной деятельности;
развивать коммуникативные навыки, индивидуальность ребенка;
развивать познавательные психические и эмоционально-волевые процессы: внимание, память, воображение, наглядно-образное мышление;
развивать мелкую моторику рук.;
развивать навыки работы в сети Интернет.
Воспитательные:
формировать культуру общения со сверстниками;
развивать внимательность, аккуратность, интерес к предмету;
продолжить формировать эстетическую и художественную культуру учащихся;
воспитывать у учащихся творческое отношение к работе, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
Вырабатываемые умения и навыки:
умение выполнять основные элементы плетения;
навыки использования инструментов для плетения кос.
Данный курс включает в себя:
базовые техники плетения (постановка рук, толщина подхватов, направление подхвата возле уха, как заплести без провисания, расстояние между пальцами и кожей головы и т.д.)
обычная и обратная французская коса из трех прядей;
рыбий хвост;
быстрые прически из кос для детей и взрослых;
ажурное плетение;
французское и греческое плетение;
объемные плетения;
многорядные плетения;
цветы из кос (объемные и плоские);
плетения с лентой;
3D коса;
афроплетение;
фантазийное плетение, узлы, жгуты и многое другое.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Учащиеся должны знать:
правила санитарии и гигиены, ТБ;
краткие сведения из истории косоплетения;
типы волос;
основные приемы по уходу за волосами;
инструменты и приспособления парикмахера;
правила пользования инструментами;
виды кос;
способы плетения косы различных видов;
возможности использования различных материалов для плетения;
основы моделирования причесок;
Учащиеся должны уметь:
правильно ухаживать за волосами;
правильно пользоваться инструментами;
выполнять различные виды кос;
выполнять комбинированные прически на основе изученных видов плетений;
уметь работать по схемам и технологическими картами;
выполнять исправление ошибок в плетении.
Метапредметные:
Регулятивные
научатся принимать и сохранять учебную задачу;
принимать инструкцию педагога и четко следовать ей;
выполнять операции по технологическим картам;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения операций;
адекватно воспринимать оценку педагога;
оценивать правильность выполнения операций;
вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные
научиться слушать собеседника и вести диалог;
вступать в речевое общение и приходить к общему решению в совместной деятельности;
презентовать работу по окончанию.
Познавательные
познакомяться с ролью и значением прически в жизни человека, правилами безопасного труда, с инструментами и общими правилами работы в мастерской.
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование личностного смысла учения;
формирование основных морально- этических норм;
проявление познавательного интереса к изучаемому предмету.
Объем программы и сроки освоения программы. Данная программа состоит из двух модулей и рассчитана на 1 год обучения:
модуль 1. «.Косы для начинающих» - 34 часа (срок реализации с сентября по декабрь).
модуль 2. «Чудеса плетения» - 38 часов (срок реализации с января по май)
Полный курс программы рассчитан на 72 часа. При этом, каждый модуль может выступать, как самостоятельный курс.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Учебная нагрузка на одного учащегося составляет 2 часа (занятия) в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут, перемена - 10 минут.
Условия набора. В объединение по любому модулю принимаются учащиеся в возрасте 7-12 лет без предварительного отбора. Запись в кружок проводится по желанию ребенка, на основании заявления родителей (или лиц их заменяющих).
Формы занятий, методы и приемы обучения.
Методы занятий в рамках данной программы – словесные (объяснения, беседы, сообщение, дискуссии, проблемные вопросы, рассуждения); диагностические (тестирование, анкетирование, проективные методы, самоизучение); наглядные (иллюстрация, презентации, схемы, карточки, технологические карты, фотоматериалы); демонстрация видеоматериалов; практические (упражнение, практическое экспериментирование, моделирование, демонстрация моделей); игровые (игры и упражнения игрового характера); творческие (творческие задания); развивающие (развивающие упражнения); рефлексия результатов занятия; творческий проект; самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет; внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия.
Форма обучения по программе – групповые/ в основном вопросы теории/ и индивидуальные.
При проведении занятий используются элементы следующих педагогических технологий: проблемное обучение (создание и решение проблемных ситуаций по теме занятия, предлагаемых педагогом или учащимися); проектное обучение (каждый модуль заканчивается защитой проекта); игровые технологии (игровые упражнения, занятия в форме игры, деловые и развивающие игры); развивающие технологии (развитие отдельных компонентов познавательной сферы, коммуникативных и других навыков); информационно-коммуникативные технологии (презентации, поиск, отбор и анализ информации по теме, информационные технологии для самостоятельной работы); дистанционные технологии (через цифровизацию преподавания). Обязательно структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с последними тенденциями в российском образовании в преподавание курса внедрены элементы цифровизации:
- часть учебных материалов (лекции, презентации, задания для самостоятельной работы, домашние задания) переведены в электронный вид и электронную среду с предоставлением доступа обучающимся;
- осуществляется поддержка общения педагога и обучающегося в режимах он-лайн (чат, скайп, зум) и офф-лайн (форум, группы в социальных сетях, обмен сообщениями по электронной почте) с целью сообщения домашнего задания, дискуссий, бесед, консультаций и т.п.;
- поддержка связи с родителями через интернет и электронную почту;
- применяются цифровые образовательные ресурсы и образовательные ресурсы интернета в реализации различных учебных задач (передача и проверка домашнего задания, сообщение нового материала, предоставление дополнительного материала и т.п.);
- по каждой теме подобран банк интернет-источников для обучающихся с дополнительным материалом для самостоятельного расширения и углубления знаний;
- обмен информацией через интернет-сервисы (почта, группы в социальных сетях, сервисы хранения информации и пр.);
- предоставляется возможность выполнения итоговых проектов с применением цифровых ресурсов (создание компьютерных презентаций, электронных портфолио).
Принципы, лежащие в основе программы:
принцип воспитывающего обучения — в ходе учебного процесса воспитаннику даются не только знания, но и формируется его личность;
принцип научности — в содержание обучения включены только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки в области парикмахерского искусства или направления творческой деятельности;
принцип связи обучения с практикой;
принцип систематичности и последовательности — содержание учебного процесса строится в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:
а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;
б) материал излагается в логике нарастания – от простого к сложному;
принцип доступности — содержание и изучение учебного материала не вызывает у воспитанников интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
принцип наглядности — в ходе учебного процесса нужно максимально “включать” все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации;
принцип сознательности и активности — включение воспитанников в индивидуальные, групповые формы учебной работы, стимулировать коллективные формы проведением конкурсов, дефиле.
Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся.
При определенной модернизации программа может быть адаптирована для работы с отдельными категориями детей с ОВЗ и детей-инвалидов (например, слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидность III группы). Основное условия - сохранность нормального интеллекта, мелкой моторики верхних конечностей и интерес к парикмахерскому делу, как к знаниям, которые можно использовать в жизни.
В реализации программы «Веселые косички» с данными детьми делается акцент на применении следующих методов и технологий: игровые технологии (игровые моменты, игровые упражнения), персонализированный подход, развивающие упражнения, чередование теории и практики, подача знаний меньшими порциями, интересный и яркий наглядный материал, физкульт-минутки с упражнениями на релаксацию и снятие напряжения, активное взаимодействие с семьей, метод проектов, дистанционные технологии.
Программа может применяться для детей с выдающимися способностями. Прежде всего, с детьми, имеющими творческую одаренность. В работе с данной категорией детей по программе «Веселые косички» акцент делается на методы творческого характера — проблемные и проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Благодаря введению в преподавание программы элементов цифровизации и возможностей перевода ее в дистанционное обучение она может применяться в работе с отдаленно проживающими детьми.
Программа «Чудеса косоплетения» подходит для работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Это могут быть дети в кризисной ситуации, с проблемами в семье, с проблемами в обучении, с личностными проблемами, дети, стоящие на учёте. В первую очередь реализация программы помогает решить такие задачи в работе с данной категорией детей, как организация досуга «трудных» подростков, их адаптация в социуме, формирование личностных нравственных качеств, коммуникативных умений. При обучении этих детей по программе акцент делается на следующие методы и технологии: создание ситуации успеха для каждого, упражнения и задания, направленные на формирование позитивного отношения к себе и окружающим, творческие и дискуссионные приемы, метод проектов, индивидуальные консультации, доверительные беседы, акцент на достоинствах ребенка, поручения, воспитывающие ситуации. При необходимости программа может включаться в совместную деятельность со школой, в которой обучается подросток.
Способы отслеживания результатов, формы и методы контроля
При изучении программы применяются различные формы текущего контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые задания, задания на самоконтроль и самооценивание, самостоятельные практические работы по различным темам, творческие работы, качество выполнения тренировочных упражнений и творческих заданий.
Промежуточные результаты освоения программы отслеживаются на обобщающих занятиях. Это индивидуальные творческие работы, которые отражают степень понимания и усвоения учебного материала, уровень овладения необходимыми умениями и навыками.
Формой итоговой аттестации является выполнение итогового творческого проекта (разработка и создание креативной прически с помощью различных техник плетения кос либо предоставление портфолио). Оценка успешности освоения курса осуществляется на основе правильного и результативного выполнения практических и творческих заданий в течение всего времени освоения программы(модуля).
Также формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в творческих конкурсах различного уровня.
При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
Контроль над освоением программы и достижением результатов осуществляется в течение всего периода обучения педагогом объединения.
Достижение предметных результатов отслеживается с помощью модифицированной методики определения результатов образовательной деятельности детей Буйловой Л.Н. и Клёновой Н.В., при этом используются методы:
- устные методы: опрос, беседа, оценка и взаимооценка ;
- письменные методы: тестовые задания, заполнение рабочих листов по материалам урока; письменные домашние задания;
- практические методы: наблюдение, анализ качества выполнения практических заданий, самостоятельных и творческих работ, итоговых творческих проектов.
Достижение метапредметных и личностных результатов отслеживается с помощью:
- модифицированной методики определения результатов образовательной деятельности детей Буйловой Л.Н. и Клёновой Н.В.;
- методик изучения уровня социализации и уровня воспитанности, анкетирования и пр.
Мониторинговые исследования, отражающие личностные результаты обучающихся проводятся в начале обучения (стартовая диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика). Диагностика результатов личностного развития раскрываются по итогам поведения диагностических методик, целенаправленного наблюдения (за ходом выполнения учебно-практических заданий и творческих работ, поведенческими и межличностными отношениями), самооценки ученика.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе решения на занятиях задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных и практических работ, комплексных работ на межпредметной основе, а также целенаправленного наблюдения.
В целом результативность реализации программы в каждой конкретной группе обучающихся отслеживаются на основе программы мониторинга результатов обучения детей по дополнительным образовательным программам.
Показатели:
1. Определение уровня освоения программы (вводный, промежуточный итоговый контроль)
2. Сбор статистических данных
3. Уровень воспитанности и социализации детей
4. Развитие качеств личности воспитанников
5. Изучение детского коллектива
Взаимосвязь со школьными дисциплинами
Таблица 1
Базовые предметы |
Тема программы |
История, литература, мхк |
История плетения кос |
Анатомия, биология |
Особенности волос, санитария и гигиена |
Черчение, изобразительное искусство |
Эскизы причесок, силуэт, схемы плетения |
ОБЖ |
Санитария, гигиена, техника безопасности при работе |
Химия |
Средства для укладки волос |
Информатика |
Компьютерный подбор причесок |
Учебный план
Модуль 1 «Косы для начинающих»
№ |
Разделы и темы
|
Количество часов |
Формы аттестации и контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
||||
|
Введение |
2 |
2 |
- |
|
|
1 |
Вводное занятие. История косоплетения |
2 |
2 |
- |
пед.наблюдение, тестирование |
|
|
Уход за кожей и волосами |
2 |
1 |
1 |
|
|
2 |
Волосы и уход за ними |
2 |
1 |
1 |
фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение письменных тестовых заданий, оценка выполнения практических упражнений |
|
|
Инструменты, материалы и приспособления для плетения кос |
2 |
1 |
1 |
|
|
3 |
Инструменты, материалы и приспособления для плетения кос |
2 |
1 |
1 |
Беседа, оценка выполнения практических упражнений |
|
|
Технология плетения кос |
30 |
7 |
23 |
|
|
4-6 |
Плетение кос на весу |
6 |
2 |
4 |
Текущий контроль за выполнением практических работ, пед.наблюдение, опрос, самооценка выполненных работ |
|
7-8 |
Обычная и обратная французская коса из трех прядей |
4 |
1 |
3 |
||
9 |
Коса «рыбий хвост» |
2 |
- |
2 |
||
10 |
Коса-жгут |
2 |
- |
2 |
||
11-12 |
Плетения с лентой |
4 |
1 |
3 |
||
13 |
Коса-водопад |
2 |
- |
1 |
||
14 |
Косы на резиночках |
2 |
0 |
2 |
||
15 |
Создание причесок на основе кос |
2 |
1 |
1 |
||
|
Творческое проектирование |
4 |
1 |
3 |
|
|
16-17 |
Работа над творческим проектом |
4 |
1 |
3 |
Защита проекта |
|
ИТОГО: |
34 |
10 |
24 |
|
Содержание (34 часов)
1. Вводное занятие (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Знакомство с программой. Техника безопасности.
История плетения кос. Косы в современном мире.
Проведение игр на знакомство.
2. Волосы и уход за ними (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Строение кожи и волос. Роль кожи. Роль волос. Типы волос.
Средства, применяемые по уходу за кожей и волосами.
Основные навыки ухода за волосами и кожей головы.
Подготовка волос к плетению.
Практические работы.
Определение типа волос. Расчесывание волос. Массаж головы
3. Инструменты, материалы и приспособления для плетения кос
(2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Виды инструментов. Инструменты необходимые для плетения кос.
Правила санитарии и гигиены.
Понятие приспособления. Перечень необходимых приспособлений для
плетения.
Практические работы.
Приемы владения инструментом.
Демонстрация дезинфекции расчесок.
4-6. Плетение кос на весу (6 ч.)
Основные теоретические сведения.
Основные правила плетения кос на весу.
Средства для укладки волос.
Схемы плетения кос
Практические работы.
Плетение кос на макетах с использованием схем (простая коса. Изнаночная коса, косы из 3-х, 4-х, 5-и прядей и т.д.)
Изучение пособий и схем по плетению кос.
Способы фиксации кос.
7-8. Обычная и обратная французская коса из трех прядей (4 ч.)
Основные теоретические сведения.
Необходимые инструменты и приспособления.
Основные правила плетения кос по голове: постановка рук, толщина подхватов, направление подхвата, расстояние между пальцами и кожей головы.
Схемы плетения обычной и обратной французской косы из трех прядей.
Практические работы.
Отработка приемов выделения, захвата прядей и постановки рук при плетении.
Плетение обычной и обратной французской косы из трех прядей.
9. Коса «рыбий хвост» (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Схемы плетения косы «рыбий хвост». Моделирование косы.
Практические работы.
Отработка приемов плетения косы «рыбий хвост». Создание причесок на основе косы «рыбий хвост»
10. Коса-жгут (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Схемы плетения косы-жгут. Моделирование косы.
Практические работы.
Отработка приемов плетения косы-жгут. Создание причесок на основе косы-жгут.
11-12. Плетения с лентой (4 ч.)
Основные теоретические сведения.
Варианты причесок с вплетенными лентами. Приемы фиксации лент.
Практические работы.
Плетение кос с использованием лент, цветных нитей.
13. Коса-водопад (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Схемы плетения косы-водопад. Моделирование косы.
Практические работы.
Отработка приемов плетения косы-водопад. Создание причесок на ее основе.
14 Коса на резиночках (42ч.)
Основные теоретические сведения.
Схемы плетения косы с использование резинок.
Практические работы.
Отработка приемов плетения кос с использованием резинок.
15. Создание причесок на основе кос (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Повседневные и вечерние прически.
Аксессуары для волос.
Варианты причесок для себя.
Практические работы.
Отработка и закрепление полученных навыков плетения кос. Создание прически с использованием аксессуаров. Выполнение прически себе.
16-17. Работа над творческим проектом (4 ч.)
Основные теоретические сведения.
Этапы работы над проектом.
Практические работы.
Выполнение и защита проекта.
Учебный план
Модуль 2 « Чудеса плетения»
№ |
Разделы и темы
|
Количество часов |
Формы аттестации и контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
||||
|
Введение |
2 |
2 |
- |
|
|
1 |
Вводное занятие. ТБ |
2 |
2 |
- |
пед.наблюдение, беседа |
|
|
Технология плетения кос |
20 |
5 |
15 |
пед.наблюдение, беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, текущий контроль за выполнением практических работ, самооценка выполненных работ
|
|
2-4 |
Многопрядные плетения |
6 |
2 |
4 |
||
5 |
Греческое плетение |
2 |
- |
2 |
||
6 |
Объемные плетения |
2 |
- |
2 |
||
7 |
Цветы из кос (объемные и плоские) |
2 |
- |
2 |
||
8 |
Узелковые техники плетения |
2 |
1 |
1 |
||
9 |
Косы на резиночках |
2 |
- |
2 |
||
10 |
Изучение техники плетения «Африканские косички» |
2 |
1 |
1 |
||
11 |
Плетение с использованием канекалона |
2 |
1 |
1 |
||
|
Создание комбинированных причесок на основе кос |
10 |
3 |
7 |
|
|
12-14 |
Элементы прически |
6 |
2 |
4 |
Беседа, оценка выполнения практических упражнений |
|
15-17 |
Основы моделирования причесок |
6 |
2 |
4 |
Беседа, оценка выполнения практических упражнений |
|
|
Творческое проектирование |
4 |
1 |
3 |
|
|
18-19 |
Работа над творческим проектом |
4 |
1 |
3 |
Защита творческого проекта |
|
ИТОГО: |
38 |
12 |
26 |
|
Содержание (38 часов)
1. Вводное занятие (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Знакомство с программой. Техника безопасности.
Необходимые инструменты и материалы.
Ролевая игра «В парикмахерской»
2-4. Многопрядные плетения (6 ч.)
Основные теоретические сведения.
Приемы многопрядного плетения. Варианты причесок с многопрядным плетением.
Практические работы.
Выполнение плетения различных видов многопрядных кос
5. Греческое плетение (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Из истории греческих причесок.
Основы греческого плетения.
Практические работы.
Отработка приемов греческого плетения. Создание греческих причесок.
Аксессуары для волос
6. Объемные плетения (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Варианты причесок с объемным плетением. Использование электрощипцов. Техника безопасности при работе с электрощипцами.
Практические работы.
Создание причесок на основе объемного плетения.
7. Цветы из кос (объемные и плоские) (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Способы создания цветов из кос. Средства для фиксации элементов из волос.
Практические работы.
Отработка приемов создание цветов из кос.
8. Узелковые техники плетения (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Виды узлов. Схемы узелкового плетения.
Практические работы.
Отработка приемов узелкового плетения.
9. Косы на резиночках (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Основы плетения кос на резиночках.
Практические работы.
Отработка приемов узелкового плетения.
10. Изучение техники плетения «Африканские косички»(2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Основы плетения «Африканских косичек». Виды кос.
Практические работы.
Базовая техника плетения.
11. Плетение с использованием канекалона (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Понятие «канекалон». Виды и правила использования.
Практические работы.
Отработка приемов плетения с использованием канекалона.
12-14. Элементы прически (6 ч.)
Основные теоретические сведения.
Знакомства с элементами прически: проборы, узлы, жгуты, валики, ракушки, буфы и др.
Схемы плетения.
Практические работы.
Создание разнообразных причесок на основе данных элементов.
15-17. Основы моделирования причесок (6 ч.)
Основные теоретические сведения.
Правила моделирования причесок. Повседневные и торжественные прически. Прически на волосы различной длинны. Прически по форме лица.
Практические работы.
Отработка приемов создания разнообразных причесок по назначению, в зависимости от структуры и длинны волос, формы и особенностей лица и внешности.
Компьютерный подбор причесок.
18-19. Работа над творческим проектом (4 ч.)
Основные теоретические сведения.
Этапы работы над проектом.
Практические работы.
Выполнение и защита проекта
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса косоплетения»
на 2021-2022 учебный год
1 модуль «Косы для начинающих»
Группа 1 (понедельник)
Время занятий: 15.00-16.40
№ п/п |
Месяц |
Число |
Раздел Тема занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Место проведения |
Форма контроля |
|||
1
2
3
4 |
Сентябрь |
05
12
19
26
|
Введение Вводное занятие. История косоплетения Уход за кожей и волосами Волосы и уход за ними Инструменты, материалы и приспособления для плетения кос Инструменты, материалы и приспособления для плетения кос Технология плетения кос Плетение кос на весу Плетение кос на весу
Обычная и обратная французская коса из трех прядей
Коса «рыбий хвост» Коса-жгут Плетения с лентой
Коса-водопад
Косы на резиночках Создание причесок на основе кос Творческое проектирование Работа над творческим проектом |
лекция-диалог
лекция-диалог,
лекция-диалог, групповой и индивидуальный практикум
лекция-диалог, групповой и индивидуальный практикум, занятие-взаимообучение,мастер-класс,
индивидуальный практикум |
2
2
2
2
4 4
2 2 6
2 2 2
2
|
МБУ ДО «ЦДО №1» |
пед. наблюдение, тестирование
фронтальный и индивидуаль-ный опрос, выполнение письменных тестовых заданий, оценка выполнения практических упражнени
текущий контроль за выполнением практических работ, пед. наблюдение, опрос, самооценка выполненных работ
защита проекта |
|||
5-6 7-8
9 |
Октябрь |
3,10 17,24
31
|
||||||||
10
11-13
|
Ноябрь |
07
14,21, 28
|
||||||||
14
15
16
|
Декабрь |
05
12
19 |
||||||||
17 |
Декабрь
|
26
|
||||||||
|
|
|
Всего часов |
34 |
|
|
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые косички»
на 2021-2022 учебный год
2 модуль «Веселые косички. Чудеса плетения»
Группа 1 (среда)
№ п/п |
Месяц |
Число |
Раздел Тема занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Место проведения |
Форма контроля |
|||
1
2-4 |
Январь |
09
16.2330 |
Введение Вводное занятие. ТБ Технология плетения кос Многопрядные плетени
Греческое плетение Объемные плетения Цветы из кос (объемные и плоские) Узелковые техники плетения Косы на резиночках Изучение техники плетения «Африканские косички» Плетение с использованием канекалона Создание комбинированных причесок на основе кос Элементы прически Элементы прически Основы моделирования причесок
Основы моделирования причесок Творческое проектирование Работа над творческим проектом |
лекция-диалог
лекция-диалог, групповой и индивидуальный практикум, занятие-взаимообучение,мастер-класс
лекция-диалог,
групповой и индивидуальный практикум,
индивидуальный практикум |
2
6 2 2 2 2
2 2
2
2 4 4
4
2 |
МБУ ДО «ЦДО №1» |
пед. наблюдение, тестирование
пед. наблюдение, беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, текущий контроль за выполнением практических работ, самооценка выполненных работ
беседа, оценка выполнения практических упражнений
беседа, оценка выполнения практических упражнений
защита проекта |
|||
5 6 7
8 |
Февраль |
06 13 20
27 |
||||||||
9
10
11
12
|
Март |
06
13
20
37 |
||||||||
13-14
15-16
|
Апрель |
3.10
17,24
|
||||||||
17-18
19 |
Май
|
15,22
29 |
||||||||
|
|
|
Всего часов |
38 |
|
|
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Требования к материально-технической оснащенности:
- Учебный класс, отвечающий требованиям СанПиН, с посадочными местами по количеству обучающихся в группе и возможностью организовывать и структурировать пространство;
- Инструменты и приспособления для выполнения парикмахерских работ;
- Рабочие места (тумбочка, кресло, зеркало);
- Парикмахерские манекены;
- Раковина;
- Компьютерная техника, экран, проектор, колонки;
- Цифровые носители с необходимым видеоматериалом;
-Учебная литература, наглядный и раздаточный материал, подборка тематических буклетов и журналов, фотоматериалы, стенды, технологические карты.
Обеспечение дистанционного обучения:
- Интернет-подключение;
- Программы, позволяющие организовать дистанционное обучение (Skype, Zoom и пр.);
- Ноутбук или камера с микрофоном для компьютера.
Ресурсное обеспечение:
- Технические средства обучения;
- Интернет-ресурсы и интернет-сервисы;
- Дидактический и методический материал;
- Видеотека.
Наглядный и раздаточный материал
Рабочие листы по разделам программы;
Технологические карты с подробным описанием;
Тематический каталог причесок (в печатном и электронном виде);
Фото и видеоматериалы к занятиям;
Схемы плетения;
Компьютерные презентации к занятиям;
Видео мастер-классы;
Печатная продукция (тематические буклеты и журналы)
Диагностический инструментарий для определения результативности реализации программы
1. Методика определения результатов образовательной деятельности детей (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.), индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка
2. Анкета «Оценка личностных результатов» (для педагога)
3. Анкета «Самооценка личностных результатов» (для учащегося)
4. Тест «Уровень воспитанности» (Н.П.Капустина и М.И.Шилова)
5. Анкета «Уровень воспитанности»
6. Методика для изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков)
7. Тест «Характеристика психологической атмосферы группы» (Фидлер)
8. Анкета «Удовлетворенность занятиями в кружке»
9. Анкета «Мотивы для занятий в детском объединении»
10. Рабочий лист к занятиям
11. Итоговая анкета
Тематика проектных работ
Итоговой работой по каждому модулю является выполнение творческого проекта учащимися.
Перечень проектов:
Повседневные прически на основе кос
Торжественная прическа на основе кос
Портфолио
список литературы
Список рекомендуемой литературы для подростков
Гутыря Л.Г. Парикмахерское искусство. – Харьков, 1998. – 198с.
Ветрова А. «Парикмахер – стилист» среднее профессиональное образование, Ростов на Дону «Феникс», 2018.
Задорожная К. Домашний парикмахер,– СПб: Питер, 2017.
Константинов А.В. Как стать парикмахером. – М., Азбука, 2013 – 304с
Панченко О.А. Элегантные прически. – СПб.: Диля, 2016. – 112с.
Петровская В.А. Учебное пособие «Парикмахерское искусство. Уроки мастерства», Москва «Аделант», 2016.
Чулкова О.И., Александрова, “Уроки домашнего парикмахера”, СанктПетербург, 2016.
Список литературы для педагогов
Ветрова А. «Парикмахер – стилист» среднее профессиональное образование, Ростов на Дону «Феникс», 2017.
Гутыря Л.Г. Парикмахерское искусство. – Харьков, 1998. – 198с.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. “Дополнительное образование детей”, Москва, 2016.
Задорожная К. Домашний парикмахер,– СПб: Питер, 2017.
Золотарева А.В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования. Москва, 2017.
Одинокова И.Ю., Черниченко Т.А. Технология парикмахерских работ. – М., 2004. – 176с., ил.
Кац А.Л. Санитария и гигиена парикмахерского дела. – М., 2016. – 53с.
Кулешова О. Н. Технология и оборудование парикмахерских работ: учебник для нач. проф. образования, Издательский центр «Академия», 2017.
Константинов А.В. Технология парикмахерских работ. – М., Легкая индустрия, 2017. – 132с., ил.
Лебедев О.Е., Катунова М.В., Трубицын Н.Ф., Конасова Н.Ю. “Дополнительное образование детей”, Москва, 2018.
Лявданская А.Я. статья “Парикмахерское искусство :начало пути”, изво “Первое сентября”, г. Москва, 2015. Сборник тезисов, книга 2, стр.390, рег. № 603842)
Петровская В.А. Учебное пособие «Парикмахерское искусство. Уроки мастерства», Москва «Аделант», 2016
Чулкова О.И., Александрова, “Уроки домашнего парикмахера”, СанктПетербург, 2016.
2