ДООП на тему «Юный турист»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСЁЛОВСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА»
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма» Протокол от 18.05.2022 № 2
|
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма» ___________О.Н.Хихлатых Приказ от 18.05.2022 №24
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный турист»
Туристско-краеведческая
Базовый уровень
Возраст 10 -15
Срок реализации 1 год
|
Составитель: педагог дополнительного образования Пьянков Андрей Дмитриевич |
Новоселово
2023
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный турист» (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Устав МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма».
Направленность программы: Программа туристско-краеведческой направленности. Занятия туризмом воспитывают у детей умение самостоятельно и принимать правильные решения в походах а также в экстремальных ситуациях. Кроме того у детей формируются такие качества, как выносливость, быстрота реакции, высокая работоспособность, умение преодолевать себя. На занятиях учащиеся будут работать с картой, компасом. В Программе учащиеся знакомятся с древними наскальными рисунками (Писаницы), раскопками стоянок древнего человека.
Новизна программы. В Программе предусматривается расширенное изучение тем: топография, основы гигиены и первая доврачебная помощь, пешеходный туризм, краеведение.
Актуальность Программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на занятия туристско-краеведческой направленности. Программа актуальна тем, что предполагает расширенное изучение техники пешеходного туризма. Учащиеся узнают, как правильно пойти в поход, оказать первую доврачебную помощь, как правильно вести себя в экстремальных ситуациях, ориентироваться на местности по солнцу, по звездам, по компасу, по местным предметам. Познакомятся с древними стоянками и наскальными рисунками, находящимися на территории Новоселовского района, Ребята примут участие в туристских слетах и соревнованиях.
Отличительные особенности данной программы. Программа разноуровневая - базового уровня. Учащиеся, пройдя обучение в программе «Мир туризма» стартового уровня (ознакомление с видами туризма и историей родного района, края) переходят на обучение в программу «Юный турист» базового уровня (расширенное изучение техники пешеходного туризма и участие туристских слетах соревнованиях).
Адресат программы
Категории детей - Программа рассчитана на детей, имеющих начальный уровень знаний техники пешеходного туризма. В Программе могут заниматься, как мальчики, так и девочки.
Возраст детей - 10-15 лет.
Наполняемость групп – 1 группа – 8 человек, минимальное -7, максимальное -8.
Предполагаемый состав групп: разновозрастной.
Условия приема детей - система набора детей на обучение по Программе и на вакантные места осуществляется по результатам собеседования.
Срок реализации программы и объем учебных часов -
1 год обучения - 105 часов, 2 раза в неделю: 1 занятие - 2 часа, 2 занятие – 1 час.
Формы обучения - очная.
Режим занятий - 2 раза в неделю, 1 занятие - 2 часа, 2 занятие – 1 час,
продолжительность занятия 45 мин, 15 мин перемена.
. Цели задачи
Цель: расширение знаний и отработка основ пешеходного туризма и краеведения через организацию экскурсий, походов и участие в соревнованиях различного уровня.
Задачи
Личностные:
воспитывать чувства коллективизма, личной ответственности и самодисциплины;
воспитывать бережное отношение к историческим памятникам.
Метапредметные:
развивать силу, выносливость, ловкость скорость, координацию движения.
Предметные:
научить базовым знаниям по туристской подготовке и основам выживания в природе, правилам безопасности поведения в походах, экскурсиях и соревнованиях;
научить правильно выполнять технические приемы преодоления препятствий на маршруте (природные и искусственные);
научить основным приемам оказания доврачебной медицинской помощи;
научить навыкам работы с картой и компасом, умениям ориентироваться на местности;
познакомить с писаницами и стоянками древнего человека в Новоселовском районе.
Содержание программы
Учебный план
Таблица №1
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Раздел 1.Введение |
|||||
1.1 |
Водное занятие |
2 |
1 |
1 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. Собеседование |
1.2 |
История развития туризма, туристические путешествия |
2 |
1 |
1 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
1.3 |
Правила поведения туристов и туристов-спортсменов, техника безопасности на занятиях |
2 |
1 |
1 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
1.4 |
Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу |
2 |
- |
2 |
Устный зачет. Практическая работа. Наблюдение. |
Раздел 2.Основы спортивного туризма |
|||||
2.1 |
Виды спортивного туризма |
2 |
2 |
- |
Опрос. Обсуждение. |
2.2 |
Нормативные документы спортивному туризму |
2 |
2 |
- |
Опрос. Обсуждение. |
2.3 |
Личное снаряжение туриста |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
2.4 |
Групповое снаряжение туристов |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
2.5 |
Технико-тактическая подготовка к виду «Личная техника пешеходного туризма (ТПТ)» |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
2.6 |
Технико-тактическая подготовка к виду «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)» |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
2.7 |
Технико-тактическая подготовка к виду «Контрольно-туристский маршрут (КТМ)» |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
2.8 |
Туристские слеты и соревнования |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
2.9 |
Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу |
2 |
- |
2 |
Устный зачет. Практическая работа. Наблюдение. |
Раздел 3.Ориентирование на местности |
|||||
3.1 |
Спортивное ориентировании |
2 |
1 |
1 |
Опрос. Обсуждение. |
3.2 |
Карта. Работа с картой |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
3.3 |
Виды ориентирования, правила соревнований |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
3.4 |
Топографическая подготовка |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
3.5 |
Техника ориентирования |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
3.6 |
Тактика ориентирования |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
3.7 |
Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу |
2 |
- |
2 |
Устный зачет. Практическая работа. Наблюдение. |
Раздел 4.Основы гигиены и первая доврачебная помощь |
|||||
4.1 |
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию, в походе |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
4.2 |
Походная медицинская аптечка |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
4.3 |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
4.4 |
Транспортировка пострадавшего |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
4.5 |
Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу |
2 |
- |
2 |
Устный зачет. Практическая работа. Наблюдение. |
Раздел 5.Организация и проведение походов |
|||||
5.1 |
Подготовка к походу |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
5.2 |
Краеведение |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
5.3 |
Организация туристского быта |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
5.4 |
Питание в туристском походе |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
5.5 |
Туристские должности в группе |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
5.6 |
Правила движения в походе |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
5.7 |
Подведение итогов похода |
2 |
- |
2 |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
Раздел 6. Конкурсная и соревновательная деятельность |
|||||
6.1 |
Конкурсы и соревнования в детском объединени |
3 |
- |
3 |
Обсуждение. Наблюдение. |
6.2 |
Соревнования и слеты различного уровня |
6 |
- |
6 |
Обсуждение. Наблюдение. |
Раздел 7. Мероприятия воспитательного и познавательного характера |
|||||
7.2 |
Познавательные мероприятия (акции, беседы) |
2 |
- |
2 |
Обсуждение. Наблюдение. |
7.3 |
Работа с детским коллективом |
3 |
- |
3 |
Обсуждение. Наблюдение. |
7.5 |
Итоговая аттестация |
6 |
- |
6 |
Наблюдение, сдача контрольных нормативов по туризму |
Итого |
105 |
29 |
76 |
|
Содержание учебного плана Программ
Раздел 1. Введение.
Тема. 1.1. Вводное занятие (2ч.)
Теория (1ч.): Знакомство с планом и содержанием программы на учебный год. Правила поведения в учебном кабинете. Понятие «спортивный туризм». Туризм, как средство физического развития, оздоровления и закаливания.
Практика (1ч.): игры на сплочение коллектива
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение. Собеседование
Тема 1.2. История развития туризма, туристические путешествия (2ч.)
Теория (1ч.): История развития спортивного туризма в России. Средства туризма: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, туристские слеты, соревнования, сборы, экспедиции, туристское краеведение, их характеристика. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны.
Практика (1ч.): игры на развитие ловкости, быстроты
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 1.3. Правила поведения туристов и туристов-спортсменов, техника безопасности на занятиях. (2ч.)
Теория (1ч.): Соблюдение правил поведения основа безопасности. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на тренировочной площадке, в парке, в лесу, на слетах и соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию. Охрана природы. Техника безопасности при проведении туристских походов. Правила дорожного движения. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Пожарная безопасность. Правила поведения на воде. Требования техники безопасности при работе с личным и групповым снаряжением. Меры личной безопасности в нестандартных ситуациях.
Практика (1ч.): Отработка практических умений и навыков, соблюдение техники безопасности на занятиях по спортивному туризму, ориентированию, в походе. Отработка навыков действий участников в нестандартных ситуациях. Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 1.4. Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу. (2ч.)
Практика (2ч.): Индивидуальное контрольное задание.
Форма контроля: Устный зачет. Практическая работа. Наблюдение.
Раздел 2. Основы спортивного туризма.
Тема 2.1. Виды спортивного туризма. (2ч.)
Теория (2ч.): Виды спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение.
Тема 2.2. Нормативные документы спортивному туризму. (2ч.)
Теория (2ч.): Единая Всероссийская спортивная классификация. Туристские слеты и соревнования. Правила соревнований и система штрафов по спортивному туризму на личных, лично-командных, командных дистанциях и на контрольно-туристском маршруте. Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России».
Форма контроля: Опрос. Обсуждение.
Тема 2.3. Личное снаряжение туриста. (3ч.)
Теория (1ч.): Понятие о личном снаряжении: для занятий туристской техникой, спортивным ориентированием, для подготовки и участия в одно-трех дневном походе. Требования к снаряжению и правила его эксплуатации. Специальное туристское снаряжение для занятий техникой туризма. Перечень личного снаряжения: спортивная форма, страховочные системы (грудная обвязка, беседка), их виды, устройство и требования к ним; карабины, петли самостраховки, петля из репшнура диаметром 6 мм (прусик самостраховки), рукавицы, альпеншток, каска. Виды карабинов: без муфты, с закручивающейся муфтой, с автоматической и полуавтоматической закручивающейся муфтой. Снаряжение для занятий ориентированием (в летний период): компас, планшет, одежда, обувь. Правила их эксплуатации и хранения. Снаряжение для одно-трехдневного похода. Типы рюкзаков, спальных мешков, их преимущества и недостатки; правила размещения предметов в рюкзаке; одежда и обувь для летнего похода. Изготовление, совершенствование, эксплуатация, ремонт и хранение личного снаряжения.
Практика (2ч.): Отработка умений и навыков работы с личным снаряжением. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Надевание и снятие страховочных систем, блокировка страховочных систем, размещение карабинов, страховочных рукавиц, прусика самостраховки на системе участника. Подбор специального снаряжения для летнего периода: проверка комплектности и исправности снаряжения, транспортировка и подготовка к занятиям и соревнованиям.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 2.4. Групповое снаряжение туристов. (3ч.)
Теория (1ч.): Понятие о групповом снаряжении, требования к нему. Перечень командного снаряжения: веревки, рюкзаки, палатка, хозяйственный набор. Правила их эксплуатации. Типы и функции веревок: динамические (для организации страховки и сопровождения), статические (для наведения перил). Маркировка веревок. Типы рюкзаков: спортивные (беговые), походные; их назначение, преимущества и недостатки. Изготовление, совершенствование, эксплуатация, ремонт и хранение личного снаряжения.
Практика (2ч.): Отработка умений и навыков работы с личным снаряжением. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Надевание и снятие страховочных систем, блокировка страховочных систем, размещение карабинов, страховочных рукавиц, прусика самостраховки на системе участника. Подбор специального снаряжения для летнего периода: проверка комплектности и исправности снаряжения, транспортировка и подготовка к занятиям и соревнованиям.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 2.5.Технико-тактическая подготовка к виду «Личная техника пешеходного туризма (ТПТ)». (3ч.)
Теория (1ч.): Естественные и искусственные препятствия. Освоение техники прохождения (преодоления) различных этапов. Знакомство с понятием «самостраховка». Понятия «дистанция», «технический этап», «прохождение этапа», «время работы на этапе», «контрольное время работы на этапе», «рабочая зона этапа». Технические этапы дистанций 1-го, 2-го классов: характеристика и параметры этапов, способы их прохождения. Спортивное и прикладное значение узлов.
Практика (2ч.): Отработка умений и навыков прохождения этапов, дистанций. Отработка и совершенствование техники движения рук и ног, положения тела при преодолении этапов: без специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа); подъем и спуск по склону по перилам; маятник; преодоление заболоченного участка по кочкам; переправа по заранее уложенному бревну; с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа) с самостраховкой; преодоление навесной переправы наведенной судьями на беседочном карабине; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; траверс; подъем – траверс – спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями. Отработка техники вязания узлов: «штык», «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой», «встречный», «схватывающий».
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 2.6. Технико-тактическая подготовка к виду «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)». (3ч.)
Теория (1ч.): Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов по технике пешеходного туризма. Распределение обязанностей между членами команды. Взаимодействие членов команды на дистанции, обязанности капитана и замыкающего участника, взаимопомощь при работе. Штрафы за совершенные ошибки на этапах.
Практика (2ч.): Отработка умений и навыков работы на дистанции командой (последовательность преодоления отдельных этапов каждым участником): без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; разжигание костра; переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону по перилам, наведенным судьями; вязание узлов; «маятник»; преодоление заболоченного участка по кочкам; переправа по заранее уложенному бревну без самостраховки; оказание медицинской доврачебной помощи; с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 2.7. Технико-тактическая подготовка к виду «Контрольно-туристский маршрут (КТМ)». (3ч.)
Теория (1ч.): Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов. Распределение обязанностей между членами команды. Взаимодействие команды на дистанции, обязанности лидера, капитана и замыкающего участника, взаимозаменяемость, взаимопомощь. Организация самостраховки на вертикальных перилах.
Практика (2ч.): Работа на этапах, оборудованных судейским снаряжением. Отработка умений и навыков работы на дистанции командой: без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; разжигание костра; переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону по перилам, наведенными судьями; вязание узлов; «маятник»; преодоление заболоченного участка по кочкам; переправа по заранее уложенному бревну без самостраховки; оказание первой доврачебной помощи; с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; траверс на самостраховке; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 2.8. Туристские слеты и соревнования. (3ч.)
Теория (1ч.): Задачи туристских слетов и соревнований. Положение о слете и соревнованиях, условия проведения. Подведение итогов и награждение победителей.
Практика (2ч.): Зачетные соревнования по спортивному туризму. Участие в соревнованиях по спортивному туризму школьного и муниципального уровня на личных, лично-командных и командных дистанциях. Подготовка и участие в конкурсных программах: конкурсе краеведов, стенгазет, фотографий, художественной самодеятельности, туристской песни, конкурсе туристских самоделок.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 2.9. Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу. (2ч.)
Практика (2ч.): Индивидуальное контрольное задание.
Форма контроля: Устный зачет. Практическая работа. Наблюдение.
Раздел 3. Ориентирование на местности.
Тема 3.1. Спортивное ориентирование. (2ч.)
Теория (1ч.): Ориентирование – средство физического развития, оздоровления, закаливания. Ориентирование в программе туристских соревнований. История развития ориентирования.
Практика (1ч.): Знакомство с фото- и видеоматериалами об ориентировании.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение.
Тема 3.2. Карта. Работа с картой. (3ч.)
Теория (1ч.): Схема, план, карта, их отличие. Виды карт. Топографическая карта. Масштаб, виды масштаба. Использование карт в туризме. Отображение рельефа на карте. Способы определения расстояний на местности и карте.
Практика (2ч.): Рисовка схемы школьного двора, плана комнаты. Определение расстояний на местности шагами, визуально. Определение расстояния по топографическим картам.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 3.3. Виды ориентирования, правила соревнований. (3ч.)
Теория (1ч.): Ориентирование в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе (зимнее ориентирование). Правила соревнований. Права и обязанности участников. Действие участника перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.
Практика (2ч.): Практическая отработка навыков ориентирования с помощью карты и компаса на местности.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 3.4. Топографическая подготовка. (3ч.)
Теория (1ч.): Понятие о топографической карте. Назначение топографической карты, ее отличие от спортивной карты. Масштаб. Защита карты от непогоды на соревнованиях.
Практика (2ч.): Работа с картами различного масштаба, упражнения по определению масштаба, измерение расстояния по карте. Прогулка в лес с картой.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 3.5. Техника ориентирования. (3ч.)
Теория (1ч.): Понятие о технике ориентирования: приемы работы с компасом, измерение расстояний, движение по площадным и линейным ориентирам, преодоление препятствий.
Практика (2ч.): Отработка приемов работы с компасом. Ориентирование карты по компасу, упражнения на засечки, определение азимута на заданный предмет.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 3.6. Тактика ориентирования. (3ч.)
Теория (1ч.): Понятие о тактике ориентирования выбор тактических приемов для прохождения конкретных участков дистанции. Взаимосвязь тактики и техники. Значение тактики для достижения результата. Тактические действия на соревнованиях. Ориентиры: опорные, тормозные, ограничивающие. Подход к контрольному пункту и уход с него.
Практика (2ч.): Отработка тактических действий на дистанции, тактики прохождения дистанции, действий в районе контрольного пункта.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 3.7. Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу. (2ч.)
Практика (2ч.): Индивидуальное контрольное задание.
Форма контроля: Устный зачет. Практическая работа. Наблюдение.
Раздел 4.Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
Тема 4.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию, в походе. (3ч.)
Теория (1ч.): Гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.
Практика (3ч.): Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 4.2. Походная медицинская аптечка. (3ч.)
Теория (1ч.): Подготовка медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Перечень и назначение лекарственных препаратов.
Практика (2ч.): Формирование походной медицинской аптечки.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. (3ч.)
Теория (1ч.): Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Тепловой и солнечный удары, ожоги. Помощь утопающему. Простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления.
Практика (2ч.): Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему (определение травмы, заболевания, практическое оказание помощи.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 4.4. Транспортировка пострадавшего. (3ч.)
Теория (1ч.): Способы транспортировки пострадавшего в зависимости от вида, тяжести травмы. Простейшие подручные средства для транспортировки (бухта веревки, рюкзак, волокуша). Способы транспортировки на руках.
Практика (2ч.): Транспортировка условного пострадавшего на руках, на бухте веревки, на рюкзаке.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 4.5. Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу. (2ч.)
Практика (2ч.): Индивидуальное контрольное задание.
Форма контроля: Устный зачет. Практическая работа. Наблюдение.
Раздел 5. Организация и проведение походов.
Тема 5.1. Подготовка к походу. (3ч.)
Теория (1ч.): Туристский поход, как средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.
Практика (2ч.): Изучение района похода по литературе, картам, отчетам о походе. Подготовка личного и группового снаряжения. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 5.2. Краеведение. (3ч.)
Теория (1ч.): История, культура и природные особенности родного края. Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, заповедные, памятные места. Музеи. Правила проведения экскурсии.
Практика (2ч.): Знакомство с достопримечательностями родного края, изучение литературных источников. Разработка плана организации экскурсий. Экскурсия в краеведческий музей, к историческим и природным памятникам.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 5.3. Организация туристского быта. (3ч.)
Теория (1ч.): Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.). Основные требования к месту привала и бивака. Правила поведения в палатке. Правила разведения костра. Типы костров. Правила работы с топором, пилой при заготовке дров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
Практика (2ч.): Организация быта в походе: определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов; установка палаток; размещение вещей в них; защита палатки от намокания и проникновения насекомых; заготовка дров, разведение костра. Уборка места лагеря перед уходом группы.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 5.4. Питание в туристском походе. (3ч.)
Теория (1ч.): Значение правильного питания в походе. Организация питания в одно- трехдневном походе. Правила составления меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Питьевой режим на маршруте.
Практика (2ч.): Организация питания в походе: составление меню и списка продуктов; приготовление пищи на костре.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 5.5. Туристские должности в группе. (3ч.)
Теория (1ч.): Должности постоянные и временные. Постоянные должности в группе: командир группы, ответственный за питание, за снаряжение, проводник, краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф. Временная должность в группе – дежурный по кухне.
Практика (2ч.): Распределение обязанностей на период подготовки, проведения похода и подведения его итогов.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 5.6. Правила движения в походе. Порядок движения группы на маршруте. (3ч.)
Теория (1ч.): Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.
Практика (2ч.): Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.
Форма контроля: опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 5.7. Подведение итогов похода. (2ч.)
Практика (1ч.): Обсуждение итогов похода. Сбор материала о походе. Составление отчета о походе: иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма. Ремонт и сдача инвентаря.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Раздел 6. Конкурсная и соревновательная деятельность.
Тема 6.1. Конкурсы и соревнования в детском объединени (3ч.)
Практика (3ч.): Обсуждение положений конкурсов, соревнований. Практические упражнения, задания, согласно Положений о конкурсах, соревнований.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Тема 6.2. Соревнования и слеты различного уровня (6ч.)
Практика (6ч.): Обсуждение положений конкурсов, этапов и условий соревнований, участие в соревнованиях районного и краевого уровней.
Форма контроля: Опрос. Обсуждение. Наблюдение.
Раздел 7. Мероприятия воспитательного и познавательного характера.
Тема 7.1. Познавательные мероприятия (акции, беседы). (2ч.)
Практика (2ч.): Участие в мероприятиях по пожарной безопасности, конкурсах, акциях, тематические беседы.
Форма контроля: Обсуждение. Наблюдение.
Тема 7.2. Работа с детским коллективом. (3ч.)
Практика (3ч.): Игры, конкурсы, квесты на сплочение детского коллектива, празднование дней рождения учащихся.
Форма контроля: Обсуждение. Наблюдение.
Тема 7.3. Итоговая аттестация. (6ч.)
Практика (6ч.): Поход. Соревнование.
Форма контроля: Наблюдение, сдача контрольных нормативов по туризму
Планируемые результаты
Личностные:
воспитываются чувства коллективизма, личной ответственности и самодисциплины;
воспитывается бережное отношение к историческим памятникам.
Метапредметные:
развивается сила, выносливость, ловкость скорость, координация движения.
Предметные:
научатся базовым знаниям по туристской подготовке и основам выживания в природе, правилам безопасности поведения в походах, экскурсиях и соревнованиях;
научатся правильно выполнять технические приемы преодоления препятствий на маршруте (природные и искусственные);
научатся основным приемам оказания доврачебной медицинской помощи;
научатся навыкам работы с картой и компасом, умениям ориентироваться на местности;
познакомятся с писаницами и стоянками древнего человека в Новоселовском районе.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п |
Год обучения |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации |
1 |
1 |
15.09.2023 |
25.05.2024 |
35 |
70 |
105 |
2 раза в неделю: 1 раз -2 часа, 2 раз -1 час |
Итоговая 05.05.2024-25.05.2024 |
. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет 2-2 общей площадью 24,8 м2, палатка, рюкзак, туристический коврик, спальник, костровое оборудование, страховочная система, карабины, веревки различного диаметра, жумар, восьмерка, компас, ноутбук, шкаф, стеллаж, стулья, стол.
Информационно обеспечение:
- Денис Аникин. Узлы для туризма: [Электронный ресурс]. URL: https://denisanikin.ru/88-uzly-dlya-turizma
- «Большая Российская энциклопедия»: Энциклопедия туриста [Электронный ресурс]. М., 1993 URL: http://tyr-zo.narod.ru/liter/enc_tyr/turizm_1.htm
- Личное и групповое туристское снаряжение [Электронный ресурс] URL: https://survinat.ru/2011/10/lichnoe-i-gruppovoe-turistskoe-snaryazhenie/
- Энциклопедия странствий: Блог о туризме и самостоятельных путешествиях: [Электронный ресурс] URL: http://www.encyclopedia-stranstviy.com/
Кадровое обеспечение: программа реализуется педагогом дополнительного образования Пьянковым Андреем Дмитриевичем, имеющим опыт работы по туристско-краеведческой деятельности более 3 лет, образование-среднее профессиональное по специальности техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (воздушный транспорт) квалификация-техник. В 2021 году прошел курсы повышения квалификации «Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых» в объеме 72 ч.
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, журнал учета работы педагога дополнительного образования в объединении, протокол соревнований, карта отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: туристический слет, соревнования, поход, практическая работа.
Оценочные материалы
входной контроль – проводится в начале года для оценки уровня образовательных возможностей детей в форме: практических заданий и собеседования
текущий контроль проводится в течении учебного года в форме: устного зачета и выполнения практической работы;
итоговый контроль проводится в конце года в форме: итогового похода и соревнования, где проходит сдача контрольных нормативов по туризму
Уровни освоения содержания программы
Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью педагога все предложенные задания.
Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания, только с помощью педагога выполняет некоторые предложенные задания.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очное обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, и методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия: ознакомительное занятие, практическое занятие, соревнование, походы, экскурсия.
Педагогические технологии: технология группового обучения, здоровьесберегающая технология, информационные технологии.
Алгоритм учебного занятия: вводная часть, основная часть, заключительная часть.
Дидактические материалы: раздаточные материалы, иллюстрации, задания, упражнения, образцы видов костров, образцы видов узлов.
Список литературы
Список литературы, рекомендованный педагогам:
- Воронов, Ю.С. Программа для системы дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование» [Текст] / Ю.С. Воронов. - М. : ЦДЮТур, 1999. - 64с. https://rusneb.ru/catalog/010003_000061_59b1190bf096f97a590b4d6ee1bfbc9d/
- Ганопольский В.И., Туризм и спортивное ориентирование, Учебник. М. "Физкультура и спорт", 1983. http://akcdutik.edu22.info/tyrisportorient.pdf, https://www.studmed.ru/ganopolskiy-viturizm-i-sportivnoe-orientirovanie_f0e757a9e36.html.
- Егорова, Г.Н Программа комплексной подготовки по спортивному туризму [Текст] / Г.Н. Егорова. – Новокузнецк: ДЮЦ «Орион», 2000. – 27 с. https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnaya-programma-sportivniy-turizm-3902336.html
- Кодыш Э.Н., Соревнования туристов, М. «Ф и С», 1990. https://www.studmed.ru/kodysh-en-sorevnovaniya-turistov-peshehodnyy-turizm_784c9ef9950.html.
- Косторуб А.Н., Медицинский справочник туриста, М. Профиздат, 1987.
Научно-методический журнал «Детско-юношеский туризм и краеведение России», Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ДОД. «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», М.2012. https://sheba.spb.ru/za/medsprav-turist-1986.htm.
- Методические рекомендации https://sv-yussh.ucoz.ru/img/programma_sportivnyjturizm_cepkova_e.i-2020.pdf.
- Минхаиров, Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру [Текст] / Ф.Ф. Минхаиров. – Казань: РИЦ Школа, 2004 – 148с. https://rusneb.ru/catalog/004971_000039_TUMNB-RU__EK_75.81_%D0%9C62-765077/.
- Организация и подготовка туристского похода, М. ЦРИБ "Турист", 1986.
«Русский турист" Сборник нормативных документов по спортивно-оздоровительному туризму. "ТСС России", 1998. https://tourlib.net/statti_tourism/pohod.htm.
Список литературы, рекомендованный учащимся:
- Власов, А.А. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте [Текст] / А.А. Власов. – М. : Советский Спорт, 2001 - 80с. https://search.rsl.ru/ru/record/01000654122.
- Константинов, Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учеб.-метод. пособие [Текст] / Ю.С. Константинов - М. : ЦДЮТиК МО РФ, 2000.-228с. https://search.rsl.ru/ru/record/01003384336.
- Минхаиров, Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру [Текст] / Ф.Ф. Минхаиров - Казань: РИЦ Школа, 2004 – 148с. https://rusneb.ru/catalog/004971_000039_TUMNB-RU__EK_75.81_%D0%9C62-765077/
- Обухова, Е.А. Программированное обучение по оказанию первой медицинской помощи в походе: сборник методических рекомендаций к учебнометодическому пособию «Первая медицинская помощь в походе» [Текст] / Е.А. Обухова. - Новосибирск, 2006. – 80 с. https://www.studmed.ru/obuhova-e-a-pervaya-medicinskaya-pomosch-v-pohode_235260430de.html.
- Энциклопедия туриста, М. БРЭ, 1989. http://tyr-zo.narod.ru/liter/enc_tyr/turizm_1.htm.
Список литературы, рекомендованный родителям:
- Буланова Н. А. Как пойти в поход? - Дубна: ЦДЮТиЭВ, 2000. https://videouroki.net/razrabotki/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-sportivno-ozdorovitelnogo-napravleniya-turisticheskiy-klub.html
- Бардин К.В. Азбука туризма. М. Просвещение, 1981. https://sheba.spb.ru/za/azbuka-turizma-1973.htm.
- Куприн А. М. Занимательная топография. М.: Просвещение, 1977 г, 121 с. https://www.studmed.ru/kuprin-am-topografiya-dlya-vseh_d908e17c064.html.
- Методические рекомендации по подготовке туристского похода, М., 1970. http://crimuntur.ru/wp-content/uploads/2019/01/rabochaya_kruzhka_Melnik_M_L_2019_konkurs.pdf.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Новосёловский Центр творчества и туризма»
Рабочая программа на 2023-2024 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Юный турист»
Направленность: туристско-краеведческая.
Уровень: базовый.
Форма реализации программы – очная
|
|
Педагог реализующий программу: Пьянков Андрей Дмитриевич. |
Новоселово
2023
Согласовано Заместитель директора по УВР __________Л.В. Гущина от ____________20_____ |
|
Утверждаю Директор МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма» _________О.Н. Хихлатых от ____________20_____ |
Календарно-тематическое планирование
Год обучения
Номер группы – 1
Возраст учащихся – 10-15 лет
Дата проведения |
Время проведения занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия и краткое содержание |
Форма занятия |
Место проведения |
Планируемые результаты |
Форма контроля/ аттестации |
18.09.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Значение туризма |
Ознакомительное занятия |
кабинет |
Понятие о спортивном туризме История развития и организация спортивного туризма в России Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны. Средства туризма: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, туристские слеты, соревнования, сборы, экспедиции, туристское краеведение, их характеристика |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
21.09.2022 |
16:00-16:45
|
1 |
Воспитательная роль туризма |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Постановка целей и задач на учебный год. Роль занятий спортивным туризмом в воспитании патриотизма, гражданственности, коллективизма, волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
25.09.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Правила поведения туристов и туристов-спортсменов, техника безопасности на занятиях |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Соблюдение правил поведения основа безопасности. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях в учебном классе, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу, на слетах и соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию Техника безопасности при проведении туристских походов Охрана природы |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
28.09.2022 |
16:00-16:45
|
1 |
Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу |
Практикум, беседа |
кабинет |
Контрольное занятие в форме индивидуальной работы |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
02.10.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Виды спортивного туризма |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Виды спортивного туризма Виды спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, конный, велосипедный, спелеотуризм |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
05.10.2022 |
16:00-16:45
|
1 |
Нормативные документы спортивному туризму |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Единая Всероссийская спортивная классификация. Туристские слеты и соревнования. Правила соревнований и система штрафов по спортивному туризму на личных, лично-командных, командных дистанциях и на контрольно-туристском маршруте |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
09.10.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Личное снаряжение туриста |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет актовый зал |
Понятие о личном снаряжении: для занятий туристской техникой, спортивным ориентированием, для подготовки и участия в одно-трех дневном походе. Требования к снаряжению и правила его эксплуатации. Специальное туристское снаряжение для занятий техникой туризма |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
12.10.2022 |
16:00-16:45
|
1 |
Личное снаряжение туриста |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет актовый зал |
Понятие о личном снаряжении: для занятий туристской техникой, спортивным ориентированием, для подготовки и участия в одно-трех дневном походе. Требования к снаряжению и правила его эксплуатации. Специальное туристское снаряжение для занятий техникой туризма |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
16.10.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Групповое снаряжение туристов |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет актовый зал |
Понятие о групповом снаряжении, требования к нему. Перечень командного снаряжения: веревки, рюкзаки, палатка, хозяйственный набор. Правила их эксплуатации |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
19.10.2022 |
16:00-16:45
|
1 |
Групповое снаряжение туристов |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет актовый зал |
Понятие о групповом снаряжении, требования к нему. Перечень командного снаряжения: веревки, рюкзаки, палатка, хозяйственный набор. Правила их эксплуатации |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
23.10.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Технико-тактическая подготовка к виду «Личная техника пешеходного туризма (ТПТ)» |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Естественные и искусственные препятствия. Освоение техники прохождения (преодоления) различных этапов. Знакомство с понятием «самостраховка» Понятия «дистанция», «технический этап», «прохождение этапа», «время работы на этапе», «контрольное время работы на этапе», «рабочая зона этапа» |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
26.10.2022 |
16:00-16:45
|
1 |
Технико-тактическая подготовка к виду «Личная техника пешеходного туризма (ТПТ)» |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Естественные и искусственные препятствия. Освоение техники прохождения (преодоления) различных этапов. Знакомство с понятием «самостраховка» Понятия «дистанция», «технический этап», «прохождение этапа», «время работы на этапе», «контрольное время работы на этапе», «рабочая зона этапа» |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
30.10.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Технико-тактическая подготовка к виду «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)» |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов по технике пешеходного туризма. Распределение обязанностей между членами команды |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
02.11.2022 |
16:00-16:45
|
1 |
Технико-тактическая подготовка к виду «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)» |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов по технике пешеходного туризма. Распределение обязанностей между членами команды |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
06.11.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Технико-тактическая подготовка к виду «Контрольно-туристский маршрут (КТМ)» |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов. Распределение обязанностей между членами команды. Взаимодействие команды на дистанции, обязанности лидера, капитана и замыкающего участника, взаимозаменяемость, взаимопомощь |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
09.11.2022 |
16:00-16:45
|
1 |
Технико-тактическая подготовка к виду «Контрольно-туристский маршрут (КТМ)» |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов. Распределение обязанностей между членами команды. Взаимодействие команды на дистанции, обязанности лидера, капитана и замыкающего участника, взаимозаменяемость, взаимопомощь |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
13.11.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Туристские слеты и соревнования |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет актовый зал |
Задачи туристских слетов и соревнований. Положение о слете и соревнованиях, условия проведения. Подведение итогов и награждение победителей |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
16.11.2022 |
16:00-16:45
|
1 |
Туристские слеты и соревнования |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет актовый зал |
Задачи туристских слетов и соревнований. Положение о слете и соревнованиях, условия проведения. Подведение итогов и награждение победителей |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
20.11.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу |
Практикум, беседа |
кабинет |
Контрольное занятие в форме индивидуальной работы |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
23.11.2022 |
16:00-16:45
|
1 |
Краткие сведения о спортивном ориентировании |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Ориентирование в программе туристских соревнований История развития ориентирования |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
27.11.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Карта. Работа с картой |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Использование карт в туризме Отображение рельефа на карте Способы определения расстояний на местности и карте |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
30.11.2022 |
16:00-16:45
|
1 |
Карта. Работа с картой |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Использование карт в туризме Отображение рельефа на карте Способы определения расстояний на местности и карте |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
04.12.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Виды ориентирования, правила соревнований |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Ориентирование в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе (зимнее ориентирование). Правила соревнований. Права и обязанности участников |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
07.12.2022 |
16:00-16:45 |
1 |
Виды ориентирования, правила соревнований |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Ориентирование в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе (зимнее ориентирование). Правила соревнований. Права и обязанности участников |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
11.12.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Топографическая подготовка |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Понятие о топографической карте Назначение топографической карты, ее отличие от спортивной карты |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
14.12.2022 |
16:00-16:45 |
1 |
Топографическая подготовка |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Понятие о топографической карте Назначение топографической карты, ее отличие от спортивной карты |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
18.12.2022 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Техника ориентирования |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Понятие о технике ориентирования: приемы работы с компасом, измерение расстояний, движение по площадным и линейным ориентирам, преодоление препятствий |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
21.12.2022 |
16:00-16:45 |
1 |
Техника ориентирования |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Понятие о технике ориентирования: приемы работы с компасом, измерение расстояний, движение по площадным и линейным ориентирам, преодоление препятствий |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
25.12.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Тактика ориентирования |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Понятие о тактике ориентирования выбор тактических приемов для прохождения конкретных участков дистанции. Взаимосвязь тактики и техники. Значение тактики для достижения результата |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
28.12.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Тактика ориентирования |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Понятие о тактике ориентирования выбор тактических приемов для прохождения конкретных участков дистанции. Взаимосвязь тактики и техники. Значение тактики для достижения результата |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
11.01.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу |
Практикум, беседа |
кабинет |
Контрольное занятие в форме индивидуальной работы |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
15.01.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Личная гигиена туриста, эпрофилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию, в походе |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
18.01.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Личная гигиена туриста, эпрофилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию, в походе |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
22.01.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Походная медицинская аптечка |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Подготовка медицинской аптечки Хранение и транспортировка аптечки. Перечень и назначение лекарственных препаратов |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
25.01.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Походная медицинская аптечка |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет |
Подготовка медицинской аптечки Хранение и транспортировка аптечки. Перечень и назначение лекарственных препаратов |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
29.01.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет актовый зал |
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Тепловой и солнечный удары, ожоги. Помощь утопающему. Простудные заболевания |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
01.02.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет актовый зал |
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Тепловой и солнечный удары, ожоги. Помощь утопающему. Простудные заболевания |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
05.02.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Транспортировка пострадавшего |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет актовый зал |
Способы транспортировки пострадавшего в зависимости от вида, тяжести травмы. Простейшие подручные средства для транспортировки (бухта веревки, рюкзак, волокуша) |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
08.02.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Транспортировка пострадавшего |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет актовый зал |
Способы транспортировки пострадавшего в зависимости от вида, тяжести травмы. Простейшие подручные средства для транспортировки (бухта веревки, рюкзак, волокуша) |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
12.02.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Контрольное занятие в форме индивидуальной работы |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
15.02.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Подготовка к походу |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе Составление плана подготовки похода |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
19.02.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Подготовка к походу |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе Составление плана подготовки похода |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
22.02.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Краеведение |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
История, культура и природные особенности родного края Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, заповедные, памятные места Музеи |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
26.02.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Краеведение |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
История, культура и природные особенности родного края Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, заповедные, памятные места Музеи |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
01.03.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Организация туристского быта |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
Привалы и ночлеги в походе Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.) |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
05.03.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Организация туристского быта |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
Привалы и ночлеги в походе Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.) |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
08.03.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Питание в туристском походе |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
Значение правильного питания в походе. Организация питания в однотрехдневном походе |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
12.03.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Питание в туристском походе |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
Значение правильного питания в походе. Организация питания в однотрехдневном походе |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
15.03.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Туристские должности в группе |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
Должности постоянные и временные. Постоянные должности в группе: командир группы, ответственный за питание, за снаряжение, проводник, краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
19.03.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Туристские должности в группе |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
Должности постоянные и временные. Постоянные должности в группе: командир группы, ответственный за питание, за снаряжение, проводник, краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
22.03.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Правила движения в походе |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня
|
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
26.03.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Правила движения в походе |
Ознакомительное занятия, практикум |
кабинет
|
Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня
|
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
29.03.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Подведение итогов похода |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Составление отчета о походе Обработка собранных материалов |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
02.04.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Подготовка к конкурсам, соревнованиям различного уровня |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Подготовка к конкурсам, соревнованиям различного уровня |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
05.04.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Подготовка к конкурсам, соревнованиям различного уровня |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Подготовка к конкурсам, соревнованиям различного уровня |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
09.04.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Соревновательная деятельность |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Участие в соревновательной деятельности учащихся |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
13.04.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Соревновательная деятельность |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Участие в соревновательной деятельности учащихся |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
16.04.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Соревнования и слеты |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Положения, условия, этап Инструкция по охране труда и безопасности для участников соревнований |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
19.04.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Соревнования и слеты |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Положения, условия, этап Инструкция по охране труда и безопасности для участников соревнований |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
23.04.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Познавательное мероприятие: образовательное мероприятие, работа с детским коллективом |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Участие в мероприятиях по пожарной безопасности, мероприятие на сплочение коллектива, празднование дня рождения учащихся |
Опрос. Обсуждение. Наблюдение. |
26.04.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Работа с детским коллективом |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Мероприятие на сплочение коллектива, празднование дня рождения учащихся |
демонстрация проделанной работы |
30.04.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Работа с детским коллективом |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Мероприятие на сплочение коллектива, празднование дня рождения учащихся |
демонстрация проделанной работы |
03.05.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Контрольно-проверочное занятия |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Контрольное занятие в форме зачета |
демонстрация проделанной работы |
07.05.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Контрольно-проверочное занятия |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Контрольное занятие в форме зачета |
демонстрация проделанной работы |
10.05.2023 |
14:00-14:45 15:00-15:45 |
2 |
Итоговая аттестация |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Проверка знаний навыков и умений |
демонстрация проделанной работы |
14.05.2023 |
16:00-16:45 |
1 |
Итоговая аттестация |
Практикум, беседа |
кабинет
|
Проверка знаний навыков и умений |
демонстрация проделанной работы |
Приложение 1
Протокол результатов
промежуточной аттестации учащихся
МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма»
Форма оценки результатов: 10 бальная
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
Дата проведения аттестации |
10 |
100% |
Полнота освоения программы (%) |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
Высокий уровень: 8-10баллов (80%-100%)
Средний уровень: 5-7 баллов (50%-70%)
Низкий уровень: 0-4 балла (0%-40%)
Оценочный материал
Итоговой аттестации
Практическое задание: общие правила транспортировки пострадавших.
Только на животе: 1. В состоянии комы; 2. При частой рвоте; 3. В случаях ожогов спины и ягодиц; 4. При подозрении на повреждение спинного мозга, когда в наличии есть только брезентовые носилки.
Только на спине с приподнятыми или согнутыми в коленях ногами: 1. При проникающих ранениях брюшной полости; 2. При большой кровопотере или при подозрении на внутреннее кровотечение; 3. При переломах нижних конечностей.
В позе «лягушки» с подложенным под колени валиком: 1. При подозрении на перелом костей таза; 2. При подозрении на перелом верхней трети бедренной кости, костей тазобедренного сустава; 3. При подозрении на повреждение позвоночника, спинного мозга; 4. При травмах позвоночника, таза переносить только на твердых носилках, на щите, двери или на вакуумных матрасах
Только сидя или полусидя: 1. При проникающих ранениях грудной клетки; 2. При ранениях шеи; 3. При затрудненном дыхании после утопления; 4. При переломах рук.
Критерии оценки:
Высокий уровень: 8-10баллов (80%-100%): общими правилами по транспортировке пострадавшего ознакомлен в полном объеме.
Средний уровень: 5-7 баллов (50%-70%): путается в правилах и действиях при транспортировке пострадавшего.
Низкий уровень: 0-4 балла (0%-40%): ознакомлен частично с правилами транспортировке пострадавшего.
Практическое задание: общее название ориентирование.
А) это определение сторон горизонта по компасу
В) это определение сторон горизонта, своего местоположения с помощью компаса, звёзд на небе, с помощью топографических карт и различных природных объектов: деревьев, муравейников и т.д.
Б) это определение северной стороны горизонта по карте
Г) это определение своего местоположения в лесу
Критерии оценки:
Высокий уровень: 8-10баллов (80%-100%): учащийся знает, что такое ориентирование и легко ориентируется по сторонам горизонта.
Средний уровень: 5-7 баллов (50%-70%): путается в определении что такое ориентирование, нуждается в помощи педагога.
Низкий уровень: 0-4 балла (0%-40%): не знает определение ориентирования, путается со сторонами горизонта.
Практическое задание: выбрать правильный ответ об обязанностях в туристской группе
Штурман – это:
А) участник туристской группы, отвечающий за дисциплину в походе
Б) участник туристской группы, отвечающий за движение группы по заданному маршруту
Костровой – это:
А) человек, который всё время разжигает костры
Б)участник туристской группы, отвечающий за заготовку дров и разведение костра
Дежурный в походе – это:
А) тот, кто за всеми моет посуду после приёма пищи
Б) участник туристкой группы, который отвечает за приготовление пищи в походе в определённое время
Критерии оценки:
Высокий уровень: 8-10баллов (80%-100%): знает обязанности туристской группы.
Средний уровень: 5-7 баллов (50%-70%): с помощью педагога обязанности в туристской группе рассказывает в не полном объеме, путается в ответе.
Низкий уровень: 0-4 балла (0%-40%): частично знает обязанности туристской группы.
Приложение 3
Карта отслеживания результатов
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Вводное занятие |
Основы туристской подготовки |
Краеведение |
Топография и ориентирование |
Основы гигиены и первая доврачебная помощь |
Конкурсная и соревновательная деятельность |
Мероприятия воспитательного и познавательного характера |
% |
«Юный турист» |
|
||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни освоения содержания программы
Высокий уровень: 8-10 баллов (учащийся выполняет все предложенные задания самостоятельно).
Средний уровень: 5-7 баллов (учащийся выполняет самостоятельно и с частичной помощью педагога все предложенные задания).
Низкий уровень: 0-4 балла (учащийся не может выполнить все предложенные задания, только с помощью педагога выполняет некоторые предложенные задания).