Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на тему «Новостная студия»

0
0
Материал опубликован 30 March

Министерство образования и науки Архангельской области

 

Муниципальное учреждение «Управление образования

и социальной сферы администрации Мирного»

 

Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города Мирного Архангельской области

 

 

 

ПРИНЯТО
протоколом педагогического совета № 1 от «30» августа 2023 г

 

 

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ №3

_________ Тучина О.Ф.

приказ № 104 от 01.09.2023

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«НОВОСТНАЯ СТУДИЯ»

 

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень сложности: стартовый

Возраст обучающихся: 11-17 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

Руководитель: Л.Н.Салиева

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Мирный, 2023 год

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Новостная студия» (далее – программа) имеет социально-гуманитарную направленность и разработана для детей 11-17 лет. Программа направлена на формирование и развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Концепция развития дополнительного образования детей в РФ (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07. 2022 № 629),

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой

форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего

образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391),

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22.09.2021 г. № 652н),

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.11.2015 № 09-3242),

Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного
научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год)

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28)

Устав муниципального казённого образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 города Мирного Архангельской области и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной направленности и спецификой работы учреждения.

 

Актуальность программы

В настоящее время огромное значение уделяется развитию личности школьников, раскрытию их индивидуальности, творческих способностей. Дополнительное образование имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребенка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между учащимися разных классов устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимодействия.

Новизна программы состоит в том, что она создает условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению.

Программа предназначена для учащихся основной школы и реализует межпредметные связи русским языком, литературой, обществознанием, историей, географией, информатикой...

Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить интерес к журналистике, дать первичные сведения об издательском деле, научить творчески относиться к любой работе. Основное педагогическое средство организации деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типов.

 

Основные виды деятельности в рамках программы: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация. Формируемые ценности: здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение; гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство; здоровый и безопасный образ жизни; культура; гражданская ответственность, традиции многонационального народа России.

 

Основные направления деятельности:

Социальная. «Новостная студия»- способ познания социального, политического устройства общества.

Информационная. «Новостная студия» – форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы.

Образовательная. Подготовка номеров газеты требует вовлечения учащихся в различные формы деятельности: они получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.

Воспитательная. Организация деятельности учащихся позволяет с пользой занять их свободное время.

Коммуникативная. Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.

Принципы:

Уважение к читателям и авторам газеты.

Создание положительного образа учителя, ученика, школы.

Учитывать, что о каждом ученике читают его родители.

Писать только то, о чем знаешь.

Не замыкаться в стенах школы.

Проявлять заинтересованность и творчество.

Не оскорблять, не унижать печатным словом.

 

Возможность использования программы в других образовательных системах

Программа реализуется в рамках учреждения, но может реализовываться на базе других образовательных систем при наличии в них материально-технической базы (см. Условия реализации программы).

 

Цель программы: формирование  представлений о журналистике и  её роли в современном обществе, знакомство с нормами, ценностями, инструментами, стандартами и практикой журналистики; с социальными, культурными, политическими,  юридическими и этическими аспектами журналистской практики в стране; развитие  умения грамотного и свободного владения  устной и письменной речью..

 

Задачи программы:

Предметные/обучающие:

- познакомить с основными терминами журналистики;

- способствовать приобретению:

первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;

умения работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

опыта уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

первичных навыков готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- научить:

самостоятельно организовывать поиск информации;

давать самооценку результатам своего труда;

работать над выполнением заданием редакции индивидуально;

распределять работу между участниками проекта;

совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;

первоначальным навыкам работы с ПК в процессе создания школьной газеты;

- дать понятие сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

 

Личностные/воспитательные:

-организовать практическую, общественно- и социально значимую коллективную деятельность;

-повышать познавательную активность обучающихся, научить их вовремя реагировать на события, находить источники информации;

-предоставлять подросткам возможности «пробы пера» и реализации права «свободы слова» на страницах школьной газеты;

-учить давать оценку результатам своего труда;

- ориентировать на осознанный выбор профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей семьи и общества;

- формировать способность к командной деятельности, опыта социально значимой деятельности и др.;
- воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;

Метапредметные/развивающие:

-развивать:

логическое мышление, внимание, память, фантазию, творческие способности;

пользовательский навык работы на компьютере;

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации;

- формировать у обучающихся:

первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог;

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

-учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.

 

Характеристика обучающихся по программе

В возрасте 11-17 лет уже сформирован навык самостоятельности. Ведущим видом деятельности продолжает оставаться учебная. Преобладает авторитет учителя.

Дети способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Так же дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности, при выполнении работ. Поэтому программой не определяются требования к начальному уровню подготовки обучающихся. 

Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Наполняемость групп 15 обучающихся.

 

Сроки и этапы реализации программы

Программа предназначена для учащихся 5-11 классов (11-17 лет) и рассчитана на 1 год обучения.

 

Формы и режим занятий по программе

Количество часов в год: 34 часов в год (1 часа в неделю)

Продолжительность одного занятия: 40 минут

 

Структура занятия:

I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами и оборудованием.

II этап. Основная часть. Постановка цели и задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний. Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.

III этап. Заключительная часть. Анализ, рефлексия.

 

Ожидаемые результаты и форма их проверки

Личностные результаты:

- повышается познавательная активность обучающихся, вырабатывается умение находить источники информации;

- реализуется возможность «пробы пера» и реализации права «свободы слова» на страницах школьной газеты;

-учатся давать оценку результатам своего труда;

- ориентируются на осознанный выбор профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей семьи и общества;

- формируется способность к командной деятельности, опыт социально значимой деятельности и др.;
- воспитывается чувство ответственности за результаты своего труда;

 

Метапредметные результаты:

- развивается:

логическое мышление, внимание, память, фантазия, творческие способности;

пользовательский навык работы на компьютере;

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации:

- формируются:

первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог;

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

-учатся работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

 

Предметные результаты:

-знакомятся с основными терминами журналистики;

-приобретают первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;

-получают возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

-приобретают умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

-приобретают опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

-научатся давать самооценку результатам своего труда;

-приобретают первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания Школьной газеты;

-учатся работать над выполнением заданием редакции индивидуально, научатся распределять работу между участниками проекта;

-учатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;

- приходит понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

-приобретают первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


 

Планируемые результаты

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения. Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого ребёнка, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.

Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты 1 раз в месяц, то есть 9 номеров в год.

Реализация программы «Новостная студия» позволит сформировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).

 

Формы контроля и подведения итогов реализации программы

Оценка результатов деятельности учащихся может быть в виде грамот и похвальных листов за исследовательскую, проектную и творческую активность, за участие и победы в конкурсах, практикумах, викторинах.

 

Содержание программы

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

 

Вводное занятие. ТБ. Понятие о школьной газете.

Утверждение плана работы.

1

 

Газета. Какая она должна быть? Язык и стиль газеты.

9

 

Заметка в газету. Оформление, дизайн газеты.

7

 

Работа с текстом. Тема и идея текста. Стили речи. Особенности стилей.

12

 

Принципы верстки.

 

2

п/п

Тема занятия

Количество часов

 

Творческая мастерская

1

 

Портфель достижений.

1

 

Творческий отчет. Анализ итогов работы.

1

Всего

34 ч

Календарный учебный график

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие. ТБ. Понятие о школьной газете.

Утверждение плана работы.

1

 

2

Газета. Какая она должна быть? Язык и стиль газеты.

1

 

3

Печатные издания и их роль. Анализ рубрик печатных изданий.

1

 

4

Читатель и его интересы. Темы газетных публикаций.

1

 

5

Школьная редакция. Роль школьной газеты.

1

 

6

Этапы создания газеты. Эскиз газеты.

1

 

7

Газетная статья - основа газеты. Создание газетных статей.

1

 

8

Информационная составляющая газеты.

1

 

9

Сбор первичной информации.

1

 

10

Сбор и оформление информации. Структура новостной ленты.

1

 

11

Заметка в газету.

1

 

12

Этика и психология журналистского общения.

1

 

13

Оформление, дизайн газеты. Оформление газетных материалов.

1

 

14

Иллюстрации, рисунки, фотографии как дополнение к газетным статьям.

1

 

15

Оформление газетных материалов. Основы оформительской работы.

1

 

16

Реклама на страницах газеты. Рубрика с объявлениями.

1

 

17

Что такое заметка. Разновидности заметок.

1

 

18

Работа с текстом. Тема и идея текста. Стили речи. Особенности стилей.

1

 

19

Репортаж. Особенности жанра. Композиционные особенности репортажа.

1

 

20

Репортер – автор репортажа и очевидец с места событий.

1

 

21

Очерк. Особенности жанра.

1

 

22

Проблемный очерк.

1

 

23

Портретный очерк

1

 

24

Интервью. Что значит взять интервью? Вопросы для интервью.

1

 

25

Встреча с интересными людьми. Сбор и оформление информации.

1

 

26

Берем интервью.

1

 

27

Сатирические жанры. Фельетон. Особенности жанра.

1

 

28

Развлекательные страницы.

1

 

29

Интеллектуальные, логические задачи.

 

1

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

30

Принципы верстки.

1

 

31

Функции редактора: от теории к практике

1

 

32

Творческая мастерская

1

 

33

Портфель достижений.

1

 

34

Творческий отчет. Анализ итогов работы.

1

 

Всего

34 ч

 


 

Условия реализации программы

Основными принципами работы являются: учёт возрастных особенностей, доступность, последовательность, системность, эффективность, личностно-ориентированный подход, сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой социально-ориентированной практической деятельности.

Формы работы:

Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие, а также индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах, конкурсы, игры на внимание, викторины, массовые мероприятия, исследовательская работа в библиотеке, Интернете; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты, оформление информационного уголка класса.

-экскурсии

-целевые прогулки

-практическая деятельность

-викторины

-заочное путешествие

-праздники

-беседа

-иллюстрирование, информирование

-посещение библиотеки

 

Материально-техническое обеспечение программы: кабинет с выходом в сеть Интернет и организованной локальной сетью. Компьютер, цветной принтер, интерактивная доска, фотокамера, бумага А4.

 

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 № 652н).

 

Методическое обеспечение

1. Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

3. Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3

4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981. Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации.

6. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009.

7.Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

8. Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения./Школьный психолог. 2003 - №25-26

Электронные образовательные ресурсы

1. ПроШколу.ру - www.proshkolu.ru

2. Образовательная социальная сеть - www.nsportal.ru

4. Сценарии, уроки, конспекты, разработки. Всё для учителя - http://www.uroki.net

 

Воспитательная деятельность

Задачами воспитания по программе являются:

1. Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество:

знание истории и культуры России, сохранения памяти предков;

традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов России;

сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде;

ориентации на осознанный выбор профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей семьи и общества;

экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов;

навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности;

навыков критического мышления, определения достоверной научной информации и обоснованной критики антинаучных представлений.

2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям:

российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;

готовности к защите Отечества, способности отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду;

уважения прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;

этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа;

принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;

деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной идентичности;

уважения к жизни, достоинству, свободе мировоззренческого выбора каждого человека, к национальному достоинству и религиозным чувствам представителей всех народов России и традиционных российских религий, уважения к старшим, к людям труда;

установки на солидарность и взаимопомощь людей в российском обществе, поддержку нуждающихся в помощи;

уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию;

восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;

установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), понимание их вреда;

уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях;

понимания специфики регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовности учиться и трудиться в современном российском обществе;

понимания значения науки и техники в жизни российского общества, гуманитарном и социально-экономическом развитии России, обеспечении безопасности народа России и Российского государства.

3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний:

опыта гражданского участия на основе уважения российского закона и правопорядка;

навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности;

навыков критического мышления, определения достоверной научной информации и обоснованной критики антинаучных представлений.

 

Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются в соответствии с предметными направленностями разрабатываемых программ и приоритетами, заданными «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на воспитание, формирование готовности к защите Российского Отечества; осознанного опыта выполнения гражданских обязанностей; гражданского участия в  жизни своего поселения; неприятия дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции; национального, этнокультурного самосознания; ценностного отношения к отечественной культуре; уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; способности к командной деятельности; готовности к анализу и  представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности; опыта социально значимой деятельности.

Программа позволит:

Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;

Заинтересовать учащихся творческим процессом;

Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;

Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

Подготовить к выпуску очередной номер школьной газеты.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Портфолио достижений учащихся

Раздел включает грамоты, дипломы, сертификаты, справки школьного уровня, похвальные листы, благодарности за активную деятельность, фотографии учащегося и его проектных, исследовательских, оформительских, информационных, творческих работ, блокнот зарисовок и заметок — результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика, участие в конкурсах и викторинах, интеллектуальных играх.., а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации