Дополнительная программа художественной направленности «Маленькие умельцы»
Муниципальное учреждение Отдела образования Администрации Тарасовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Образовательный технический центр»
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МАЛЕНЬКИЕ УМЕЛЬЦЫ»
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированная
Возраст детей: от 7 до 10 лет
Срок реализации: 72 учебных часов
Разработчик: педагог дополнительного образования Ланге Мария Оттовна
п. Тарасовский
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 9
2.2 Календарный учебный график 12
3.1 Условия реализации программы 16
3.2 Формы контроля и аттестации 18
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 20
Приложение № 3 27
Приложение № 4 28
Приложение № 5 29
Приложение № 6 30
Приложение № 7 31
Приложение № 8 32
Приложение № 9 33
Приложение № 10 34
Приложение № 11 36
Основанием для реализации программы являются следующие нормативные правовые акты:
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816).
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 г. № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023 г. №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
Приказ МБОУДО «ОТЦ» № 95-од от 21.04.2023 г. «Положение о порядке утверждения и примерной структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Образовательный технический центр».
Актуальность программы. Программа определяется запросом со стороны государства на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающие актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года). Изучение разных техник рукоделия делает предлагаемую программу актуальной, так как разнообразные виды деятельности развивают не только креативное мышление детей, но и помогают сформировать им определенный стиль, проявить свою индивидуальность, самобытность и неповторимость. Начиная с маленьких изделий, сделанных своими руками, ребёнок постепенно открывает целый мир рукоделия, художественного творчества, народных ремёсел.
Педагогическая целесообразность программы. В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и обучающихся: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью. Занятия рукоделием способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия. При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.
Отличительные особенности программы, новизна
В последние годы педагогами дополнительного образования детей было разработано большое количество программ по художественному направлению. Перед педагогом дополнительного образования открылись большие возможности для реализации своего творческого потенциала через составление программ обучения в творческих объединениях.
Изучение такого программно-методического материала по художественному направлению:
«Магия ниток» - Л.С. Сухинина МБУ ДО ЦДО с. Донское Труновский район;
«Волшебный клубок» - Т.В. Гуженко ГБОУ Школа №657 г. Москва;
«Волшебные нитки» - А.Н. Комина ГОУ ЯО «Михайловская школа-интернат» п. Михайловский;
«Мир рукоделия» - Н.А. Волкова СОШ п. Верхнеказымский;
«Волшебный мир ткани» - О.К. Морозова МКОУ Нижнекисляйская СОШ им. Полякова п. Нижний Кисляй;
«Рукоделие» - И.Н. Кузьмина МКОУ «Алферовская ООШ» с. Алфёровка;
«Умелые руки» - Л.И. Муфлиева МБОУ «Федоровская СОШ №1» п. Федоровский, позволило понять насколько серьезно современное общество относится к дополнительному образованию детей по художественному направлению, а именно к образовательным программам.
Все программы соответствуют Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Однако, к сожалению, ни одна из вышеперечисленных программ не позволит решить задачу моего творческого объединения и достигнуть постановленной цели по ряду причин:
У многих программ не выдержаны требования к составлению пояснительной записки;
При раскрытии содержания в большинстве программ автор не выделяет «практическую» и «теоретическую» часть программы;
В большей части программ не имеется четкого описания материально-технического обеспечения программы, и дидактические материалы не сгруппированы в приложения;
В большей части программ не приводятся списки литературы в соответствии с требованиями: отсутствует разделение литературы на «литература для обучающихся», «литература для педагога»;
В большей части программ не предоставляются список литературы в соответствии с требованиями к оформлению методических материалов;
Программы не сопровождаются диагностическими материалами.
Учитывая данный анализ программ дополнительного образования детей, возникла потребность в составлении программы «Маленькие умельцы».
Новизна программы дополнительного образования детей «Маленькие умельцы» заключается в том, что программа позволяет освоить несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства, что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся. В основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно-прикладного искусства, что позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Цель: создание условий для развития творческого воображения, эстетического восприятия и креативного мышления, обучающихся через формирование устойчивого интереса к рукоделию, посредством приобретения знаний, умений и навыков в различных сферах декоративно-прикладной деятельности.
Задачи:
обучающие:
познакомить детей с историей различных видов рукоделия;
познакомить с основами композиции;
познакомить с основами цветоведения;
познакомить с различными техниками выполнения аппликаций, панно, игрушек и поделок;
познакомить с различными видами материалов, используемых в работе, и их свойствами;
обучить основным видам декоративно-прикладного творчества;
обучить первоначальным основам деятельности в прикладной направленности;
обучить творческой культуре, правильному использованию инструментов и материалов;
обучить основам технологической обработки и использования поделочного материала.
развивающие:
формировать умения решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
формировать умения планировать свои действия в новых техниках декоративно – прикладного творчества;
формировать умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
формировать умения адекватно воспринимать оценку своих работ и работ окружающих;
формировать умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
развивать умение различать изученные виды декоративно – прикладного творчества, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
развивать умения и практические навыки в художественном творчестве;
развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память, мелкую моторику, глазомер;
формировать умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;
формировать умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
воспитательные:
формировать навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
воспитать социально-ценные, личностные и нравственные качества (трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, к культурному наследию).
Характеристика программы
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленькие умельцы» - художественная. Данная программа направлена на овладение начальными знаниями в области декоративно-прикладного искусства.
Тип программы - модифицированная. При написании программы были использованы: программа «Магия ниток» (составитель Л.С. Сухинина МБУ ДО ЦДО с. Донское Труновский район); программа «Умелые руки» (составитель Л.И. Муфлиева МБОУ «Федоровская СОШ №1» п. Федоровский); программа «Рукоделие» (составитель И.Н. Кузьмина МКОУ «Алферовская ООШ» с. Алфёровка); программа «Мир рукоделия» (составитель Н.А. Волкова СОШ п. Верхнеказымский).
Вид программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.
Уровень освоения - базовый.
Объем и срок освоения программы
Объем программы - 72 часа. Срок освоения - 1 учебный год.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Тип занятий - комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный, тренировочный.
Форма обучения - очная.
Адресат программы. Программа адресована детям от 7 до 10 лет, независимости от пола.
Наполняемость группы. Оптимальное количество детей в группе - 15 человек.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Таблица 1
Учебный план
№ п/п | | Количество часов | Форма контроля. | ||||||
Теория | Практика | Всего | |||||||
Раздел 1 Бумага и картон | |||||||||
1.1 | Тема: Введение в программу | 2 | 0 | 2 | Опрос | ||||
1.2 | Тема: Плоская аппликация. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
1.3 | Тема: Объемная аппликация. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
1.4 | Тема Игрушка. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
Раздел 2 Природные материалы. | |||||||||
2.1 | Тема: Плоская аппликация. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
2.2 | Тема: Объемная аппликация. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
2.3 | Тема Игрушка. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
2.4 | Тема: Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. | 2 | 0 | 2 | Тестирование, достижения | ||||
Раздел 3 Нитки. | |||||||||
3.1 | Тема: Плоская аппликация. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
3.2 | Тема: Объемная аппликация. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
3.3 | Тема Игрушка. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
Раздел 4 Ткань. | |||||||||
4.1 | Тема: Плоская аппликация. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
4.2 | Тема: Объемная аппликация. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
4.3 | Тема Игрушка. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
Раздел 5 Бросовый материал. | |||||||||
5.1 | Тема: Плоская аппликация. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
5.2 | Тема: Объемная аппликация. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
5.3 | Тема: Игрушка. | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос, выставка | ||||
5.4 | Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. | 2 | 0 | 2 | Тестирование, достижения | ||||
Раздел 6 Проект «Донской край». | |||||||||
6.1 | Тема: Работа над проектом «Донской край». | 0,5 | 3,5 | 4 | Опрос | ||||
6.2 | Тема: Защита проекта «Донской край». | 0,5 | 1,5 | 2 | Защита проекта | ||||
Итого: | 14,5 | 57,5 | 72 | |
Содержание учебного плана
Раздел 1 Бумага и картон (14 ч.).
Теория (3,5 ч.): Организация работы творческого объединения. Инструктаж по технике безопасности. История развития рукоделия. Цветоведение. Инструменты и материалы. Разновидность бумаги и картона. Разнообразие поделок из бумаги и картона. Технология выполнения поделок из бумаги и картона. Оформление и декорирование работ.
Практика (10,5 ч.): Плоская аппликация из бумаги и картона. Объемная аппликация из бумаги и картона. Игрушка из бумаги и картона.
Раздел 2 Природные материалы (12 ч.).
Теория (1,5 ч.): Разновидность природного материала. Разнообразие поделок из природного материала. Технология выполнения поделок из природного материала. Подготовка к работе: инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Оформление и декорирование работ.
Практика (10,5 ч.): Плоская аппликация из природного материала. Объемная аппликация из природного материала. Игрушка из природного материала.
Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (2 ч.)
Раздел 3 Нитки (12 ч.).
Теория (1,5 ч.): Разновидность и свойства ниток. Способы рисования нитями. Технология выполнения поделок из резаных нитей, из прямых нитей, из крученых нитей. Подготовка к работе: инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Оформление и декорирование работ.
Практика (10,5 ч.): Плоская аппликация из ниток. Объемная аппликация из ниток. Игрушка из ниток.
Раздел 4 Ткань (12 ч.).
Теория (1,5 ч.): Разновидность и свойства тканей. Технология выполнения плоских и объемных поделок из ткани. Подготовка к работе: инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Оформление и декорирование работ.
Практика (10,5 ч.): Плоская аппликация из ткани. Объемная аппликация из ткани. Игрушка из ткани.
Раздел 5 Бросовый материал (12ч.).
Теория (1,5 ч.): Виды бросового материала. Технология выполнения плоских и объемных поделок из бросового материала. Подготовка к работе: инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Оформление и декорирование работ.
Практика (10,5 ч.): Плоская аппликация из бросового материала. Объемная аппликация из бросового материала. Игрушка из бросового материала.
Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (2 ч.)
Раздел 6 Проект «Донской край» (6ч.).
Теория (1 ч.): Ознакомление с культурой и бытом донских казаков. Подготовка к работе: инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Оформление и защита проектов.
Практика (5 ч.): Работа над проектом «Донской край». Защита проекта «Донской край».
Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (2 ч.)
2.2 Календарный учебный графикТаблица 2
Календарный учебный график
«Маленькие умельцы»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
Бумага и картон | |||||||
1 | | Введение в программу. | 2 | | Лекция | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
2 | | Плоская аппликация из бумаги и картона. | 2 | | Мастер-класс | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
3 | | Аппликация к Всемирному дню учителя. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
4 | | Объемная аппликация из бумаги и картона. | 2 | | Мастер-класс | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
5 | | Аппликация к Всемирному дню учителя. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
6 | | Игрушка из бумаги и картона. | 2 | | Творческая мастерская | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
7 | | Игрушка на свободную тему. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
Природные материалы | |||||||
8 | | Плоская аппликация из природного материала. | 2 | | Мастер-класс | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
9 | | Аппликация на свободную тему. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
10 | | Объемная аппликация из природного материала. | 2 | | Творческая мастерская | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
11 | | Аппликация ко Дню матери. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
12 | | Игрушка из природного материала. | 2 | | Творческая мастерская | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
13 | | Игрушка на свободную тему. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
14 | | Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. | 2 | | Самостоятельная работа | МБОУДО «ОТЦ» | Тестирование, достижения |
Нитки | |||||||
15 | | Плоская аппликация из ниток. | 2 | | Мастер-класс | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
16 | | Аппликация к Новому году. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
17 | | Объемная аппликация из ниток. | 2 | | Мастер-класс | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
18 | | Аппликация к Старому Новому году. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
19 | | Игрушка из ниток. | 2 | | Творческая мастерская | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
20 | | Игрушка на свободную тему. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
Ткань | |||||||
21 | | Плоская аппликация из ткани. | 2 | | Мастер-класс | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
22 | | Аппликация ко Дню защитника Отечества. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
23 | | Объемная аппликация из ткани. | 2 | | Творческая мастерская | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
24 | | Аппликация к Международному женскому дню. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
25 | | Игрушка из ткани. | 2 | | Творческая мастерская | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
26 | | Игрушка на свободную тему. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
Бросовый материал | |||||||
27 | | Плоская аппликация из бросового материала. | 2 | | Мастер-класс | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
28 | | Аппликация ко Дню космонавтики. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
29 | | Объемная аппликация из бросового материала. | 2 | | Мастер-класс | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
30 | | Аппликация ко Дню воссоединения Крыма с Россией. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
31 | | Игрушка из бросового материала. | 2 | | Творческая мастерская | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
32 | | Игрушка ко Дню Победы. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
33 | | Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Выставка |
Проект «Донской край» | |||||||
34 | | Работа над проектом. Подбор материалов. Этап изготовления. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
35 | | Работа над проектом. Этап изготовления. Этап оформления проекта. | 2 | | Практическая работа | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
36 | | Представление проекта «Донской край». | 2 | | Публичное выступление | МБОУДО «ОТЦ» | Оценка защиты проекта |
Итого: | 72 | | | | |
Материально-техническое оснащение
Таблица 3
Оборудование кабинета (для группы из 15 человек)
Наименование | кол-во |
ПК для педагога | 1 |
Мультимедийный проектор | 1 |
Принтер | 1 |
Таблица 4
Инструменты и материалы (для группы из 15 человек)
Наименование | кол-во |
Ножницы | 15 |
Ножницы портновские зигзаг | 1 |
Ножницы портновские дуга | 1 |
Нож канцелярский | 7 |
Линейка 30 см | 15 |
Сантиметр портновский | 7 |
Линейка треугольник большой | 1 |
Шариковая ручка | 15 |
Карандаш простой | 15 |
Цветные карандаши | в ассортименте |
Точилка для карандашей | 6 |
Краски | в ассортименте |
Кисточки для красок | 15 |
Бумага цветная | в ассортименте |
Картон цветной | в ассортименте |
Картон | в ассортименте |
Природный материал | в ассортименте |
Бросовый материал | в ассортименте |
Мыло | 15 |
Мел | 15 |
Клей | 15 |
Кисточки для клея | 15 |
Ткань | в ассортименте |
Нитки | в ассортименте |
Нитки вязальные | в ассортименте |
Фурнитура | в ассортименте |
Набивочный материал | в ассортименте |
Шило | 5 |
Иголки | в ассортименте |
Игольница | 5 |
Булавки | в ассортименте |
Пинцет | 15 |
Вспарыватель | 5 |
Наперсток | 15 |
Таблица 5
Методическое обеспечение
Название | кол-во |
Презентации: Тема: Введение в программу; Тема: Плоская аппликации из бумаги и картона; Тема: Объемная аппликации из бумаги и картона; Тема: Игрушка из бумаги и картона; Тема: Плоская аппликации из природного материала; Тема: Объемная аппликации из природного материала; Тема: Игрушка из природного материала; Тема: Плоская аппликации из ткани; Тема: Объемная аппликации из ткани; Тема: Игрушка из ткани; Тема: Плоская аппликации из ткани; Тема: Объемная аппликации из ткани; Тема: Игрушка из ткани; Тема: Плоская аппликации из бросового материала; Тема: Объемная аппликации из бросового материала; Тема: Игрушка из бросового материала. | 16 |
Обучающие мультфильмы, фильмы: Школа Шишкиного Леса. Рукоделие сборник. | 53 |
Инструкции: Раздел 1 Бумага и картон; Раздел 2 Природный материал; Раздел 3 Нитки; Раздел 4 Ткань; Раздел 5 Бросовый материал. | 5 |
Шаблоны наборы: Цветы; Животные; Птиц; Насекомых; Геометрических фигур. | 5 |
Демонстрационные модели работ: К Всемирному Дню учителя; Ко Дню Матери; К Новому году; Ко Дню защитника Отечества; К Международному женскому дню; Ко Дню воссоединении Крыма с Россией; Ко Дню космонавтики; ко Дню Победы; Донской край. | 9 |
Памятки по ТБ | 15 |
Карточки с заданиями на логику | в ассортименте |
Тесты промежуточной и итоговой аттестации | 2 |
Кроссворды, загадки | в ассортименте |
Плакаты | в ассортименте |
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, среднее специальное или высшее образование.
3.2 Формы контроля и аттестацииПрограмма предусматривает промежуточную и итоговую оценку результатов освоения программы.
Формы оценки результатов освоения программы:
тестирование;
опрос;
достижения обучающегося (награды);
защита проектов;
портфолио.
3.3 Планируемые результатыПредметные
К концу обучения, учащиеся будут знать:
основы композиции;
основы цветоведения;
технологию изготовления поделок;
правила техники безопасности при работе с различными материалами, инструментами и приспособлениями.
К концу обучения, учащиеся будут уметь:
изготавливать разные поделки, с использованием различных материалов;
применять правила техники безопасности при работе с различными материалами, инструментами и приспособлениями.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия. У обучающихся будут сформированы умения:
решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
планировать свои действия в новых техниках декоративно – прикладного творчества;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ и работ окружающих;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся:
различать изученные виды декоративно – прикладного творчества, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память, мелкую моторику и глазомер.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающиеся приобретут умения:
осуществлять совместную продуктивную деятельность;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
Ключевые компетенции
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Маленькие умельцы» обучающиеся успешно овладеют следующими компетенциями:
коммуникативная компетенция: учатся решать конфликтные ситуации; демонстрируют навыки работы в группе, выполняют различные социальные роли в коллективе; стараются представить и позиционировать себя.
информационная компетенция: используют в проектной, исследовательской и других видах деятельности ИКТ (мультимедийные средства); создают проектные работы по программе и представляют их на различных уровнях;
интеллектуальная компетенция: представляют собственные знания и соотносят их с уже имеющимися знаниями; используют опыт, полученный на занятиях, в классе и школе;
общекультурная компетенция: практикуют принципы культуры здоровьесбережения, мотивируются заниматься творческими видами деятельности.
Программа «Маленькие умельцы» обеспечена демонстрационными и раздаточными учебными материалами:
презентации (Приложение № 1);
обучающие мультфильмы (Приложение № 2);
шаблоны (Приложение № 3);
демонстрационные модели (Приложение № 4);
памятки по ТБ (Приложение № 5);
карточки с заданиями (Приложение № 6);
кроссворды (Приложение № 7);
загадки (Приложение № 8)
плакаты (Приложение № 9).
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
Общие требования к занятиям:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
целесообразное расходование времени на занятии;
применение разнообразных методов и средств обучения;
развитие благоприятных межличностных отношений между педагогом и обучающимися;
развитие умения применять полученные знания в практической деятельности.
Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия. (Приложение № 10)
Изучение учебного материала осуществляется в следующей последовательности:
изучение нового материала;
применение знаний на практике, формирование практических умений;
контроль знаний.
Для реализации образовательного процесса в объединении используются следующие образовательные технологии:
Модульная технология - разработка специальных инструкций, например, технологических карт для самостоятельной работы обучающихся с четким указанием цели усвоения определенного учебного материала, использование источников информации и разъяснение способов овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.
Технология проблемного обучения - на занятии создаются проблемные ситуации, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития способностей, интересов, личностных качеств и отношений между детьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Технология проектной деятельности - при использовании в обучении проектной технологии обучающиеся включаются в творческую деятельность. Это требует использования широкого спектра педагогических методов, которые могут включать «мозговой штурм» (мастер - классы), ролевые игры (интегрированное занятия), обсуждения, дискуссии; постановку «открытых» вопросов; индивидуальную и групповую деятельность. Процесс выполнения творческого проекта подразделяется на 3 основных этапа:
1 этап – выявление цели выполнения творческого проекта.
2 этап - практической реализации.
3 этап - контрольно-оценочный.
Игровые технологии:
занятие – путешествие проводится во время освоения нового материала;
игры-упражнения способствуют развитию познавательных способностей ребят, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях (кроссворды, ребусы, викторины);
игры-соревнования;
сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.
Здоровьесберегающие технологии: физкультурные минутки, часы здоровья гимнастики до начала занятий, динамические перемены, гимнастики для пальцев, для глаз.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - мультимедийные презентации, обучающие фильмы, видеоролики, мастер-классы, виртуальные экскурсии.
Технология коллективно-творческого воспитания это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Интерактивные технологии позволяют развить познавательную заинтересованность и мотивированность обучающихся и направляют их деятельность на достижение целей и задач обучения (мозговой штурм, аквариум, дерево решений, ролевая (деловая) игра, дебаты).
Используются как традиционные, так и интерактивные методы обучения:
словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация;
проектно-конструкторские методы: проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
наглядный метод обучения: картины, иллюстрации, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные материалы, онлайн-экскурсия.
Для каждой программы разрабатываются свои, характерные для нее, параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики.
Диагностика образовательных результатов в МБОУДО «ОТЦ»
Промежуточная и итоговая оценка результатов освоения программы: (Приложение № 11)
1. Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе (автор Л.Н. Буйлова) - (таблица 6):
теоретическая подготовка – тесты: «Бумага, картон и природные материалы» (таблица 7), «Нитки, ткань и бросовый материал» (таблица 8);
практическая подготовка – мониторинг выполнения практических работ (таблица 11) (составитель Ланге М.О.);
общеучебные умения и навыки ребёнка - защита проекта (таблица 12), наблюдение;
2. Мониторинг личностного развития по дополнительной образовательной программе (автор Л.Н. Буйлова) - (таблица 14):
наблюдение;
методика «Самоанализ личности» (О.И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой – адаптированный вариант);
методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности (Л.В. Байбородовой);
уровень воспитанности обучающихся (автор Н.П. Капустина);
методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур);
анкета «Конфликтная ли вы личность?» Тест из книги "Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А. Богатова, В.В. Герасимова, Л.А. Кудряшова, И.А. Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007
Список использованной литературы.
Ануфриева М. А. Большая энциклопедия рукоделия / М.А. Ануфриева. – Москва: АСТ: Астрель, 2010. – 895 с.
Белякова О. В. Большая книга поделок / О.В. Белякова. – Москва: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 222 с.
Зайцева И. Г. Мягкая игрушка [игрушки из меха, игрушки из меха и ткани, игрушки из ткани, игрушки-подушки, полезные советы] / И. Г. Зайцева. - Москва: Издательский Дом МСП, 2005. - 94 с.
Нестерова Д. В. Рукоделие / Д. В. Нестерова. - М.: АСТ, 2007. – 158 с.
Реусова Т.А. Педагогический потенциал коллажа как средство формирования эстетического вкуса и художественно – творческих способностей младшего школьника. / Реусова Т.А., Буркина О.С., Мажурина А.З. // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1
Список литературы для педагогов.
Горнова Л.В. Студия декоративно – прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт. – сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 250 с.
Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. -175 с
Конышева Н. М. Наш рукотворный мир: (От мира природы-к миру вещей): Учеб. пособие по худож. труду для 2-го кл. нач. шк. / Н. М. Конышева; Худож. И. Ищенко. - М.: ЛИНКА-пресс, 1996. - 159 с.
Конышева Н. М. Чудесная мастерская: Учеб. пособие по художеств. труду для учащихся 1-го кл. нач. шк. / Н. М. Конышева; Худож. И. Ищенко. - 2-е изд. - М.: Фирма "Линка-пресс", 1996. - 160 с.
Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей: Популяр. пособие для родителей и педагогов / М.И. Нагибина. - Ярославль: Акад. развития, 2000. - 189 с.
Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры: Популяр. пособие для родителей и педагогов / М.И. Нагибина. - Ярославль. Академия развития, 1997. – 224 с.
Парулина О. В. Мир игрушек и поделок [Текст] / сост. О. В. Парулина. - Смоленск: Русич, 2000. – 334.
Список литературы для обучающихся.
Белякова, О. В. Подарочки для мамочки и всех-всех-всех своими руками [Текст]: издания для досуга / О. В. Белякова. - Москва: Дом. XXI век: РИПОЛ Классик, 2010. – 190с.
Дубровская, Н. В. Аппликации из природных материалов / Н.В. Дубровская. - М.: Астрель, Сова, 2012. - 128 c.
Максимова М. В. Лоскутки [Текст] / М. В. Максимова, М. А. Кузьмина. - Москва: Эксмо-Пресс, 2000. - 110 с.
Нестерова Д. В. Рукоделие / Д. В. Нестерова. - М.: АСТ, 2007. – 158 с.
Хоменко, Вера Аппликации, картины и панно из природных материалов. Камни, семена, косточки, ракушки / Вера Хоменко, Галина Никитюк. - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, 2017. - 112 c.
Список литературы для родителей.
Конышева Н. М. Наш рукотворный мир: (От мира природы-к миру вещей): Учеб. пособие по худож. труду для 2-го кл. нач. шк. / Н. М. Конышева; Худож. И. Ищенко. - М.: ЛИНКА-пресс, 1996. - 159 с.
Конышева Н. М. Чудесная мастерская: Учеб. пособие по художеств. труду для учащихся 1-го кл. нач. шк. / Н. М. Конышева; Худож. И. Ищенко. - 2-е изд. - М.: Фирма "Линка-пресс", 1996. - 160 с.
Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей: Популяр. пособие для родителей и педагогов / М.И. Нагибина. - Ярославль: Акад. развития, 2000. - 189 с.
Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры: Популяр. Пособие для родителей и педагогов / М.И. Нагибина. - Ярославль. Академия развития, 1997. – 224 с.
Список интернет-ресурсов.
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 15.04.2023).
Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 15.04.2023).
Страна мастеров. Творчество для детей и взрослых. – Режим доступа: http://stranamasterov.ru/ (дата обращения: 15.04.2023).
Единый Национальный портал дополнительного образования детей. – Режим доступа: http://dop.edu.ru/ (дата обращения: 15.04.2023).
Телеканал "Радость моя". - Режим доступа: https://rutube.ru/channel/24623268/ (дата обращения: 15.04.2023).