Материал на проверке

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

0
0
Материал опубликован 25 September в группе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ»



СОГЛАСОВАНО

Директор ФГБОУ СПО

«Севастопольский судостроительный колледж»


Г.Ю. Косенко

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУДО «ЦЭНТУМ»


Н.Д. Дацюк Приказ 129 от «19» июня 2025 г.


СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом ГБОУДО

«ЦЭНТУМ»

протокол 4 от «19» июня 2025 г.


РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета ГБОУДО «ЦЭНТУМ»

протокол 4 от «17» июня 2025 г


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности


«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

Возраст обучающихся: 15-18 лет Срок реализации: 1 год



Автор – составитель:

Тетерук Наталья Александровна

педагог дополнительного образования















г. Севастополь, 2025

Информационная карта программы


Вид программа

дополнительная общеобразовательная

Тип программы

общеразвивающая

Направленность

социально-гуманитарная

Форма реализации программы

очная, групповая

Уровень освоения программы

базовый

Количество часов по программе

160 часов

Возраст обучающихся

15-18 лет

Продолжительность реализации

1 год



Оглавление


1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Направленность программы

3

1.2.

Актуальность программы

3

1.3.

Отличительные особенности программы

3

1.4.

Новизна

4

1.5.

Педагогическая целесообразность

4

1.6.

Перечень нормативно правовых документов

4

1.7.

Цель программы

5

1.8.

Задачи программы

5

1.9.

Адресат программы

5

1.10.

Срок реализации программы

6

1.11.

Формы проведения занятий

6

1.12.

Режим занятия

6

1.13.

Планируемые результаты реализации программы

6

1.14.

Формы подведения итогов реализации программы

7

2.

Учебно тематический план

8

2.1.

Содержание программы

12

2.2.

Календарный учебный график

15

3.

Условия реализации программы

16

3.1.

Материально техническое обеспечение программы

18

3.2.

Методическое обеспечение программы

18

3.3.

Методы организации образовательного процесса

19

3.4.

Формы подведения итогов реализации программы

19

4.

План воспитательной работы

20

5.

Список литературы

23

  1. Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и правомерного поведения человека в обществе, что определяется системой мер по развитию гражданской ответственности, соблюдения прав и уважения к закону, цивилизованных способов решения споров. Данная программа дает возможность не только сформировать уровень правосознания и правовой активности, но и привлечь внимания обучающихся к проблемам окружающей среды, что является необходимым условием для здоровья человека, обогатить знаниями о правовых нормах и стандартах природопользования.

Сегодня изменения, происходящие в социальном мире, поставило общество перед решением важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.

Экологическое право, как отрасль права является неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации. Его существование, прежде всего, обусловлено использованием государством системы регулирования общественных отношений в области природоохранной деятельности. Экологическое право считается относительно молодой отраслью права. В отличие от фундаментальных отраслей, таких как уголовное, гражданское право, экологическое право стало формироваться как отрасль права во второй половине 20 века. Вместе с тем, общепризнанно, что охрана окружающей среды – одна из важнейших проблем современности.


    1. Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическое право» социально-гуманитарной направленности рассчитана для обучающихся 1-2 курса колледжа (15 -18 лет). Данная программа разработана на основе методических материалов и разработок по направлениям деятельности. Программа обусловлена современными требованиями к развитию «правовой и политической культуры детей, расширению конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности».


    1. Актуальность программы

Актуальность программы заключается в грамотном построении содержания, которое создает условия и возможности для успешной и эффективной самореализации детей и подростков в социально значимой деятельности. Программа построена на основе общедидактических принципов: научности, наглядности, системности и последовательности, прочности, доступности, последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности.

Программа «Экологическое право» содержит аспекты базовых правовых знаний о природоохранном и природоресурсном законодательстве Российской Федерации, о принятых практиках освоения ресурсов недр, лесов, вод, земель, животного мира, а также принятых правовых методах их защиты.

На занятиях прививается интерес к наукам социально-гуманитарного направления, расширяются знания в этой сфере, занятия способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.


    1. Отличительная особенность программы

Отличительные особенности программы определяются тем, что практико- ориентированный подход в освоении программы позволит воспитать активистов молодежного гражданско-правового движения. Обучающиеся изучат основные эколого-правовые проблемы современного мира и возможности правовой социализации подростков.

Особое значение и внимание уделяется изучению действующего законодательства РФ, а также знакомством с предприятиями и общественными организациями природоохранной деятельности. На занятиях обучающиеся получат знания о современных экологических проблемах в регионе, познакомятся с нормами действующего законодательства по вопросам экологической среды и правомерного поведения человека.

Особенность данной программы в том, что по итогам реализации, обучающиеся будут лучше ориентироваться в современном законодательстве, углубят знания в сфере правового образования, а также полученные знания дадут толчок в выборе профессионального самоопределения, помогут занять активную гражданскую позицию.

По результатам освоения дисциплины они смогут оценить основные правовые риски, возникающие при строительстве потенциально опасных для окружающей среды инженерных сооружений, осуществлении природопользования, определить возможные способы охраны природных объектов, а также определить механизмы получения разрешительной документации при осуществлении специальных видов пользования природными ресурсами.


    1. Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что обучающиеся изучают основные эколого- правовые проблемы современного мира на примере наиболее типичных или знаковых примерах судебной и административной практики, знакомятся с важнейшими дискуссионными вопросами правовой доктрины.

Программа обеспечит формирование у обучающихся знаний об обществе как целостной системы в единстве и взаимодействии его основных сфер (политической, экономической, духовной, социальной), а так же повышение уровня правового сознания и правовой культуры у молодежи. Комплексный характер программы связан с подходом к решению общих

«возрастных» задач воспитания, образования. В ней предусмотрены многообразные виды и направления деятельности, связанные с приобщением подростка к экологической культуре через формирование правовой культуры.


    1. Педагогическая целесообразность программы

Программа расширяет знания обучающихся по правовому и экологическому образованию. Данная программа, построена на принципе развивающего обучения, содержит дополнительный материал, формирующий сферы духовного и физического, нравственного развития, стимулирующий познавательную активность, развивающий их творческие способности. Программа направлена на получение правовых знаний, практических навыков социальной адаптации подростков в обществе, формирует патриотическое сознание, гражданскую ответственность.


    1. Перечень документов, на основании которых составлена программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «Экологическое право» (далее – Программа) составлена в соответствии с нормативно–правовыми актами Российской Федерации, города Севастополя и ГБОУДО «ЦЭНТУМ»:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11. 2015 № 09- 3242 (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г.

№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 28 «Об утверждении Санитарных норм СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 2 «Об утверждении Санитарных правил и норм САНПИН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2022 г. № 882/391 «Об организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»

Устав ГБОУДО «ЦЭНТУМ»;

Положения ГБОУДО «ЦЭНТУМ» от 08.11.2022 года № 223 «О порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» и другими локальными актами ГБОУДО «ЦЭНТУМ».


    1. Цель программы

Цель: воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, формирование самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственного за него.


Задачи программы

Обучающие:

повышение правовой культуры обучающихся;

сформировать интерес к окружающему миру, правомерному поведению у детей;

развить мотивацию ребенка к познанию и творчеству через его увлечение экологическим правоведением, состоянием окружающей среды города;

получение необходимых знаний по формированию общественных норм поведения;

научить анализировать и моделировать ситуации взаимоотношения человека с окружающей средой с точки зрения их правового регулирования.

Воспитывающие:

воспитание законопослушного гражданина;

формирование социальных навыков поведения для обеспечения безопасности и формирование здорового образа жизни;

привить навыки работы в группе, сформировать культуру общения.

Развивающие:

развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с педагогом, с социумом;

развивать познавательный интерес к проблемам окружающей среды и способам их решения.


    1. Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическое право» предназначена для обучающихся 1-2 курса колледжа. Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, ориентирована на формирование у подростка чувства ответственности за сохранение окружающей среды и понимание правовых последствий. Количество обучающихся в творческом объединении 15 человек.

Набор в группу происходит по заявлению родителей (законных представителей) лично или через Навигатор дополнительного образования.

    1. Срок реализации программы

Уровень программы – базовый.

Программа рассчитана на курс обучения сроком на 1 год. Объем программы составляет 160 часов из расчета 40 учебных недель по 4 часа в неделю.

    1. Формы проведения занятий

Форма организации занятий: очная, групповая, фронтальная.

Формы проведения занятий: программа предусматривает проведение практических и теоретических занятий. Теоретические занятия проводятся в виде лекций, бесед викторин, дискуссий, защита проектов, конкурсов, конференций, круглых столов, лекций, «мозговой штурм»; практические - в форме экскурсий, брейн-рингов, семинаров, творческих встреч, изготовления творческих работ. Экскурсионные занятия проводятся для закрепления теоретических знаний, отработки практических навыков в природной среде.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия.

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

Показ иллюстраций показ видеоматериалов,

презентаций,

викторина

Выполнение по инструкционным картам и схемам

беседа, объяснение

показ педагогом приёмов исполнения

Непосредственная работа

рассказ

наблюдение

тренировочные

упражнения


В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.


    1. Режим занятий

Занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Двухчасовое занятие составляет: 2 х 45 минут с перерывами по 15 минут.

Программа реализуется по сетевой форме на базе ГБОУ ПО города Севастополя

«Севастопольский судостроительный колледж», находящийся по адресу: 299023 г. Севастополь, Нахимовский район, пр. Победы, 13

    1. Планируемые результаты освоения программы

По результатам освоения программы обучающиеся смогут оценить основные правовые риски, возникающие при строительстве потенциально опасных для окружающей среды инженерных сооружений, осуществлении природопользования, определить возможные способы охраны природных объектов, а также определить механизмы получения разрешительной документации при осуществлении специальных видов пользования природными ресурсами.

Программа способствует:

анализу законодательных и иных нормативно-правовых актов;

усвоению обучающимися системы знаний о взаимосвязи и взаимовлияниях природы, общества и человеческой деятельности;

раскрытия основ народнохозяйственных проблем (рациональное природопользование, охрана окружающей среды от загрязнения, сохранение эталонов природы);

развитие познавательной сферы личности; способностей и эрудиции в области правоведения в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями обучающегося; развитие внимания, сообразительности, творческой инициативы;

воспитание познавательных интересов; бережного и осознанного поведения в природе; уважительного отношения к природе; правовой культуры личности; формирования навыков рационального использования природных ресурсов.

Обучающиеся должны знать:

основные положения отраслей законодательства России;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

место и роль человека в системе общественных отношений;

основные положения отраслей законодательства России;

основные законы природы;

основы экологического права и системы экологического законодательства в России;

содержание экологических правоотношений и их правовую природу;

принципы взаимоотношений человека и общества с окружающей средой и её отдельными

компонентами;

основы экологического контроля (надзора);

систему управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Обучающиеся должны уметь:

принять решение и совершать профессиональные действия на основе требований отраслевого законодательства;

проводить анализ исследуемого материала;

понимать способы применения норм действующего законодательства в вопросах защиты окружающей среды;

охранять растения и животных;

соблюдать правила техники безопасности;

уметь вносить предложения по урегулированию конфликтов и снижению рисков в ситуациях взаимоотношения человека с окружающей средой;

-уметь использовать полученные правовые знания.

    1. Формы подведения итогов реализации программы

-участие в городских и районных выставках, конкурсах;

-оформление стендов;

-участие в экскурсиях;

-тематические викторины, игры;

-обобщение наблюдений.

Механизм оценки результатов:

контроль базовых знаний и умений (устный опрос, работа с дидактическим материалом, нормативно правовыми актами, выполнение тестовых заданий, разгадка ребусов, кроссвордов и др);

участие в природоохранных мероприятиях.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов и

тем

Общее к-во часов

Из них:


Формы контроля

Теория

Практика

кскурсии


Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)

1.

Инструктаж по технике безопасности.

Ознакомление с программой. Право и экология

2

2

-

-

Педагогическое наблюдение. Беседа


Раздел 2. Теоретические основы экологического права (14 часов)

2.

Понятие экологии, правовой культуры

2

2

-

-

Беседа

3.

Предмет и методы правового регулирования экологического права

2

2

-

-

Беседа

4.

Основы экологического законодательства

2

2

-

-

Беседа

5.

Правовые нормы, которые нас окружают

2

-

2

-

Практическое занятие

6.

Источники

экологического права

2

2

-

-

Беседа

7.

Особенности

экологического законодательства

2

2

-

-

Беседа

8.

Энергосбережение

2

-

2

-

Творческая мастерская


Раздел 3. Экологические правоотношения (16 часов)

9.

Понятие и структура экологических

правоотношений

2

2

-

-

Беседа

10.

Основания

экологических правоотношений

2

2

-

-

Беседа

11.

Субъекты экологических правоотношениях

2

2

-

-

Беседа

12.

Права граждан на благоприятную

окружающую среду

2

-

2

-

Практическая работа

13.

Полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды

2

-

2

-

Практическая работа

14.

Природоресурсные и природоохранные нормы.

2

-

2

-

Практическая работа

15.

Особенности

экологического права

2

2

-

-

Беседа

16.

Экологические правоотношения

2

-

2

-

Семинар


Раздел 4. Экологическое состояние окружающей среды (16 часов)

17.

Основные проблемы экологического права и подходы к их решению

2

2

-

-

Беседа


18.

Работа с нормативными документами и составление презентации

2

-

2

-

Практическая работа

19.

Охранные объекты в РФ. Организации, признанные охранять окружающую среду

2

-

2

-

Практическая работа

20.

Порядок использования природных ресурсов

2

2

-

-

Беседа

21.

Виды отходов, способы утилизация. Последствия для человека

2

-

2

-

Практическая работа

22.

«Очистим планету от мусора»

2

-

2

-

Участие в акции

23.

Красная книга. Заповедники Крыма

2

2

-

-

Беседа

24.

«Веселые игры на серьезные темы»

2

-

2

-

викторина


Раздел 5. Водное пространство планеты (14 часов)

25.

Знакомство с Водным кодексом РФ

2

2

-

-

Беседа

26.

Проблемы загрязнения Черного моря

2

-

2

-

Практическая работа

27.

Конвенция «О защите Черного моря от загрязнения»

2

2

-

-

Беседа

28.

Всемирный день Черного моря

2

-

2

-

Творческое занятие

29.

Основные требования к использованию водных объектов

2

2

-

-

Беседа

30.

Охрана водных объектов

2

2

-

-

Беседа

31.

Ответственность за нарушение водного законодательства.

2

-

2

-

Практическая работа


Раздел 6. Лесное законодательство РФ (16 часов)

32.

Отношения,

регулируемые лесным законодательством

2

2

-

-

Беседа

33.

Охрана и защита воспроизводства лесов

2

-

2

-

Практическая работа

34.

Вырубка лесных насаждений

2

2

-


Беседа

35.

Инвестиционная

деятельность в области освоения лесов

2

2

-

-

Беседа

36.

Общие положения о защитных лесах, эксплуатационных лесах,

резервных лесах

2

2

-

-

Беседа

37.

Порядок предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков

2

2

-

-

Беседа

38.

Полномочия органов государственной власти и

2

-

2

-

Практическая работа



органов местного самоуправления в области лесных

отношений






39.

Ответственность за

правонарушения в области лесных отношений

2

-

2

-

Практическая работа


Раздел 7. Правовое регулирование отношений природопользования (12 часов)

40.

Государственный фонд недр

2

2

-

-

Беседа

41.

Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и

подземных вод

2

2

-

-

Беседа

42.

Рациональное

использование и охрана недр

2

-

2

-

Практическая работа

43.

Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых

2

2

-

-

Беседа

44.

Охрана участков недр, представляющих особую

научную или культурную ценность

2

2

-

-

Беседа

45.

Ответственность за нарушение

законодательства РФ о недрах

2

-

2

-

Практическая работа


Раздел 8. Под охранной государства (14 часов)

46.

Природоохраняемые объекты Крыма и России. Государственный кадастр

2

2

-

-

Беседа

47.

День заказников и национальных парков

2

-

2

-

Практическая работа

48.

Порядок создания государственных

природных заказников и управление ими

2

2

-

-

Беседа

49.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

2

-

2

-

Практическая работа

50.

Международные

договоры в области особо охраняемых природных территорий

2

2

-

-

Беседа

51.

Экологическая культура человека и государства. Знакомство с ФЗ «Об

охране экологической среды»

2

2

-

-

Беседа

52.

«Берегите Землю колыбель человечества»

2

-

2

-

Практическая работа



Раздел 9. Охрана животного и растительного мира (18 часов)

53.

Знакомство с ФЗ «О животном мире»

2

2

-

-

Беседа

54.

Последствия

браконьерства. Виды наказания

2

2

-

-

Беседа

55.

Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира

2

2

-

-

Беседа

56.

Предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира при осуществлении производственных

процессов

2

2

-

-

Беседа

57.

Зоологические коллекции

2

-

2

-

Творческое занятие

58.

Лекарственные растения Крыма. Растения Красной книги

2

-

2

-

Творческая мастерская

59.

Карантин растений

2

2

-

-

Беседа

60.

Перечень водных биологических ресурсов, занесенным в Красную книгу РФ

2

-

2

-

Практическая работа

61.

Растения и животные, занесенные в Красную книгу

2

-

2

-

Практическая работа


Раздел 10. Обеспечение экологической безопасности (8 часов)

62.

Нормативы и

регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

2

2

-

-

Беседа

63.

Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха

2

-

2

-

Практическая работа

64.

Загрязнение окружающей

среды промышленными предприятиями

2

-

2

-

Практическая работа

65.

Экологические требования

при строительстве объектов

2

2

-

-

Беседа


Раздел 11. Земля наше богатство (12 часов)

66.

Викторина, посвященная всемирному дню Земли

2

-

2

-

Практическая работа

67.

Живые барометры природы

2

2

-

-

Беседа

68.

Богатство недр

2

2

-

-

Беседа

69.

Охрана окружающей среды Севастополя

2

2

-

-

Беседа

70.

Знакомство с Земельным кодексом РФ

2

-

2

-

Практическая работа

71.

Социальная реклама

2

-

2

-

Творческое занятие



Раздел № 12. Летняя практика (16 часов)

72.

Законодательство РФ об охране морской среды

2

2

-

-

Беседа

73.

Необычные и интересные факты о необычных и редких минералах

2

2

-

-

Беседа

74.

Ответственность за самовольную добычу природных минералов

2

2

-

-

Беседа

75.

Море как экосистема

2

-

-

2

Виртуальная экскурсия

76.

Особо охраняемые виды растительного и животного мира Черного

моря

2

-

2

-

Практическая работа

77.

Природные минералы

2

-

-

2

Виртуальная экскурсия

78.

Конхиология

2

-

-

2

Виртуальная экскурсия

79.

Государственное

регулирование в области охраны зеленого фонда

2

-

-

2

Виртуальная экскурсия


Раздел 13. Итоговое занятие (2 часа)

80.

Подведение итогов года

2

-

2

-

Защита проектов


ИТОГО

160

82

66

12



Содержание программы

Раздел № 1. Введение (2 часа)

Теоретические занятия: Инструктаж по ТБ. Знакомство с группой. Изучение основ безопасности. Ознакомление обучающихся с планом работы творческого объединения. Решение организационных вопросов.

Раздел № 2. Теоретические основы экологического права (14 часов)

Теоретические занятия: понятия экологии, краеведения, культуры, их место и значение в современной науке. Предмет и методы правового регулирования экологического права, его основные принципы, понятие и структура экологических правоотношений, основные проблемы экологического права и подходы к их решению; уровень правового регулирования природоресурных и природоохранных проблем.

Практические занятия: викторина «Правовые нормы, которые нас окружают. Человек в мире правил»; Творческая мастерская: «Вместе ярче».

Раздел № 3. Экологические правоотношения (16 часов)

Теоретические занятия: основы экологического законодательства. Природоохранные и природоресурсные нормы, Права граждан на благоприятную окружающую среду. Право на полную, достоверную информацию об окружающей среде. Полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды.

Практические занятия: беседа-диспут «Права граждан на благоприятную окружающую среду»; Викторина «Полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды»; Подготовка кластера: «Экологические правоотношения»; Составление кроссворда.

«Природоресурсные и природоохранные нормы».

Раздел № 4. Экологическое состояние окружающей среды (16 часов)

Теоретические занятия: порядок использования природных ресурсов. Нормативы качества окружающей среды. Виды отходов, способы утилизация. Последствия для человека. Заповедники Крыма. Охранные объекты в РФ, список Всемирного природного наследия. Организации, признанные охранять окружающую среду. Виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок использования природных ресурсов согласно экологическим нормативам. Плата за природные ресурсы. Красная книга.

Практические занятия: работа с нормативными документами и составление презентации

«Порядок использования природных ресурсов. Нормативы качества окружающей среды». Составление плаката «Виды отходов, способы утилизации. Последствия для человека. Экологическая викторина. «Веселые игры на серьезные темы. Акция: «Очистим планету от мусора».

Раздел № 5. Водное пространство планеты (14 часов)

Теоретические занятия: отношения, регулируемые водным законодательством. Основные требования к использованию водных объектов. Ответственность за нарушение водного законодательства.

Практические занятия: «Проблемы загрязнения Черного моря. Пути решения». Решение экологических задач. Творческое занятие, посвященное Всемирному дню Черного моря.

«Ответственность за нарушение водного законодательства». Решение экологических задач.

Раздел № 6 Лесное законодательство РФ (16 часов)

Теоретические занятия: отношения, регулируемые лесным законодательством. Лесная декларация. Земли лесного фонда. Ответственность за правонарушения в области лесных отношений.

Практические занятия: «Охрана и защита воспроизводства лесов. Охрана лесов от пожара. Правила пребывания граждан в лесах». Подготовка памяток. «Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области лесных отношений». Составление кластера. «Ответственность за правонарушения в области лесных отношений». Решение экологических задач.

Раздел № 7. Правовое регулирование отношений природопользования (12 часов)

Теоретические занятия: рациональное использование и охрана недр. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах и разрешение споров по вопросам пользования недрами.

Практические занятия: рациональное использование и охрана недр. Составление кроссворда. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах и разрешение споров по вопросам пользования недрами. Решение экологических задач.


Раздел № 8. Под охраной государства (14 часов)

Теоретические занятия: знакомство с природоохраняемыми объектами Крыма и России, с интересными фактами о растениях, лекарственными растениями Крыма. Решение экологических задач. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Практические занятия: экологическая игра, посвящённая Дню заказников и национальных парков. «Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий». Решение экологических задач. Обобщение. Викторина «Берегите Землю — колыбель человечества» презентации.

Раздел № 9. Охрана животного и растительного мира (18 часов)

Теоретические занятия: знакомство с Федеральным законом «О животном мире». Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.

Практические занятия: Творческое занятие: «Зоологические коллекции» и в рамках акции: «Первоцвет». Творческая мастерская: Лекарственные растения Крыма. Растения Красной книги. Составление презентации «Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации». Брей-ринг: «Растения и животные, занесенные в Красную книгу», посвященный всемирному дню дикой природы.


Раздел № 10. Обеспечение экологической безопасности (8 часов)

Теоретические занятия: нормативы и регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей.

Практические занятия: мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей. Беседа-диспут. Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями. Комплексы мероприятий для снижения и сокращения выбросов. Составление презентации.


Раздел № 11. Земля наше богатство (12 часов)

Теоретические занятия: изучение живых барометров природы. Охрана окружающей среды Севастополя. Знакомство с Земельным кодексом РФ. Решение экологических задач

Практические занятия: викторина, посвященная всемирному дню Земли. Операция:

«Помним и гордимся». Знакомство с Земельным кодексом РФ. Решение экологических задач. Творческое занятие: «Социальная реклама».


Раздел № 12. Летняя практика (16 часов)

Теоретические занятия: знакомство с законодательство Российской Федерации об охране морской среды, ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Необычные и интересные факты о необычные и редкие минералы, свойствах и особенностях природных камней и минералов. Ответственность за самовольную добычу природных минералов.

Практические занятия: море как экосистема. Виртуальная экскурсия. Составление коллажа. Особо охраняемые виды растительного и животного мира Черного моря. Составление и решение кроссворда. Природные минералы. Самовольная добыча и ответственность. Виртуальная экскурсия. Коллекционирование морских раковин — конхиология. Виртуальная экскурсия. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов. Виртуальная экскурсия


Раздел № 13. Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов. Викторина

    1. Календарный учебный график

Календарный учебный график программы «Экологическое право» составляется ежегодно и определяется календарным учебном графиком ГБОУДО «ЦЭНТУМ».


Год

обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий


Режим занятий

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Кол-во часов в год




2025-2026



10

сентября



30

июня

Согласно утверждённому расписанию занятий: 2

раза в неделю по 2 академических часа

(академический час: 45 минут + 15 минут

перерыв)




4




40




160

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


    1. Материально – техническое обеспечение программы

Материально – техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса по Программе:

п/п

Наименование основного оборудования

Кол-во единиц

1. Технические средства обучения

1.

Экран настенный

1

2.

Мультимедийный проектор

1

3.

Персональный компьютер (рабочее место педагога)

1

4.

Принтер

1

5.

Внешний накопитель информации (флэш карта)

1

2. Информационно коммуникационные средства (программные средства)

1.

Операционная система

1

2.

Антивирусная программа

1

3.

Коллекции цифровых образовательных ресурсов (аудио-, видео-, фото-, интернет - источники)

260

3. Мебель

1.

Стол

8

2.

Компьютерный стол

1

3.

Стулья

15

4.

Аудиторная доска

1

5.

Шкафы для хранения информации

1

4. Дополнительные средства

1.

Коллекция полезных ископаемых

1

2.

Учебные таблицы по природопользованию

10

3.

Географические карты

5

4.

Юридические справочники

4

Информационное обеспечение: предоставлен доступ к информационно- коммуникационным ресурсам, открытым занятиям, видео-презентациям в электронном виде, иным информационным ресурсам, посредством доступа к сети «Интернет».

Кадровое обеспечение: занятия проводит педагог дополнительного образования, имеющий необходимое образование, навыки и компетенции.


Методическое обеспечение программы


п/п

Название раздела

Формы и методы проведения занятий

Дидактические материалы

Формы подведения итогов


1.


Вводное занятие

Словесные Тренинг знакомств


фотоиллюстрации




2.

Теоретические основы экологического права

Наглядно

демонстрационные, словесные

практические

Презентации источники

экологического права, репродукции

«Край, в котором мы живем»


Анкетирование, практическая работа

3.

Экологические правоотношения

Частично- поисковые,

Презентация

«Природоресурсные





словесные, практические, мастер-класс

и природоохранные нормы».

Кластер

«Экологические правоотношения»




4.


Экологическое состояние

окружающей среды

Сообщения, словесные, показ

педагогом приёмов использования.

Презентации по темам занятий, раздаточный материал

Экологическая викторина «Веселые игры на серьезные

темы»

Практикум





5.





Водное пространство

планеты




Словесно - иллюстративные

Видеоролик, презентации по

темам, картинки и иллюстрации.

Проблемы загрязнения Черного моря. Водный кодекс РФ. Презентация

«Ответственность за нарушение водного законодательства»




Практические занятия Доклады



6.


Лесное законодательство

РФ


Словесно- иллюстративный

Конституция РФ, Лесная декларация.

Иллюстрации Презентации, раздаточный

материал

Викторина

«Ответственность за нарушение в области лесных отношений»

Практические занятия, экскурсии


7.

Правовое регулирование отношений недропользования

Словесно- иллюстративный Частично- поисковые

Видеозаписи

«Рациональное использование и охрана недр»

Решение

экологических задач Практические занятия



8.


Под охранной государства

Словесные, практические,

интервьюирование, ситуативные игры - имитации

Репродукции по рисованию

государственных природных заказников.

Экологическая сказка, фотоотчет

«Берегите Землю колыбель

человечества»


9.

Охрана животного и растительного мира

Словесные

Репродукции по рисованию животных. Красная книга РФ.

Брей-ринг: «Растения и животные занесенные в

Красную книгу».


10.

Обеспечение экологической безопасности

Словесные, практические,

интервьюирование, ситуативные игры - имитации

Видеоролик, презентации по темам раздела


Выставка рисунков, плакатов,



11.



Земля наше богатство

Словесные, практические,

интервьюирование, ситуативные игры – имитации


Земельный кодекс РФ.

Презентации по теме занятия.


Решение

экологических задач (ситуаций)




12.



Летняя практика

Словесные, практические,

интервьюирование,

ситуативные игры - имитации



Экскурсии,

практические занятия

13.

Итоговое занятие

ситуативные игры

- имитации




Методы организации образовательного процесса


Словесный

Наглядный

Игровой. Практический

Метод игрового проблемного обучения

Устное изложение,

беседа с

элементами диалога, рассказ,

объяснение

Демонстрация видеоролика, презентация, иллюстрации, наблюдения,

рассматривание

Проведение разнообразных игр (сюжетно–ролевых, дидактических,

экологических, викторины, конкурсы).

Практический метод включает в себя исследовательскую

деятельность: эксперименты, наблюдения, опыты, а также продуктивная деятельность

Проигрывание игровых проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность и приучают их к самостоятельному поиску решению

проблемы.


Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:

Использование игровых мотиваций;

Использование познавательных рассказов и т.д.

Методы, направленные на повышение познавательной активности детей:

Динамические игры познавательного содержания;

Создание проблемных ситуаций;

Познавательные беседы;

Вопросы (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно–следственные связи и закономерности, делать выводы;

Наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира, сравнительный анализ;

Совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов.

Занятия по типу могут быть: комбинированными, теоретическими, практическими.

    1. Формы подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов теоретической и практической подготовки являются решение экологических ребусов, загадок, проведение интеллектуальных игр, выставки.

В соответствии с «Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости» от 01.02.2017 г. № 85 ГБОУДО «ЦЭНТУМ» г. Севастополя, освоение дополнительной образовательной программы сопровождается входным, текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией.

Входной контроль (предварительная аттестация) проводится с целью выявить начальный уровень знаний, умений, навыков обучающихся по данному предмету.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе осуществления образовательной деятельности.

Промежуточная аттестация проводится с целью выявления уровня знаний и определения результативности освоения содержания программы.

вводный начале учебного года);

текущий контроль течение всего учебного года);

промежуточная аттестация конце учебного года).

Аттестация осуществляется педагогом дополнительного образования, и ее результаты оформляются в виде протоколов.

При проведении занятий педагог проводит следующие формы контроля:

Наблюдение за изменением поведения, изменением норм общения;

Контроль усвоения материала учащимися, фронтальный опрос, вопрос-ответ;

Экологические игры, викторины, развивающие игры, работа с дидактическим материалом;

Грамотность речи и организация работы.

Система оценивания состоит из работы на занятиях и заинтересованности, а не в цифровых оценках.

Педагог доводит до сведения родителей (законных представителей) информацию о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся по образовательным программам индивидуально, по их запросам.

По окончанию изучения каждого раздела подводятся итоги, формы которых соответствуют возрасту обучающихся.

Формы подведения итогов теоретической и практической подготовки обучающихся: викторина, экологическая игра, решение кроссвордов, загадок, творческая работа, опрос, обобщающее занятие, практическое занятие и пр.


Оценка уровней освоения ДООП

Уровни

Параметры

Показатели



Высокий уровень (80-100%)


Теоретические знания

Обучающийся освоил материал в полном объеме.

Знает и понимает значение терминов, самостоятельно ориентируется в содержании материала по темам.

Обучающийся заинтересован, проявляет устойчивое внимание к выполнению заданий.

Практические умения и навыки

Способен применять практические умения и навыки во время выполнения самостоятельных заданий.

Может оценить результаты выполнения своего задания и дать оценку работы своего товарища.





Средний уровень (50-79%)


Теоретические знания

Обучающийся освоил базовые знания, ориентируется в содержании материала по темам, иногда обращается за помощью к педагогу. Обучающийся заинтересован, но

не всегда проявляет устойчивое внимание к выполнению задания.



Практические умения и навыки

Владеет базовыми навыками и умениями, но не всегда может выполнить самостоятельное задание, затрудняется и просит помощи педагога. В работе допускает небрежность, делает ошибки, но может устранить их после наводящих вопросов или самостоятельно.

Оценить результаты своей деятельности может с подсказкой педагога.

Низкий уровень

Теоретические знания

Владеет минимальными знаниями, ориентируется в содержании материала по темам только с помощью педагога.

(меньше 50%)


Практические умения и навыки

Владеет минимальными начальными навыками и умениями. Обучающийся способен выполнять каждую операцию только с подсказкой педагога или товарищей. В работе допускает грубые ошибки, не

может их найти даже после указания. Не способен самостоятельно оценить результаты своей работы.


  1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО» НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Направления воспитательной работы направлены в соответствии с общепринятыми направлениями:

Цель: оказание помощи обучающимся в развитии, способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои способности, интеллектуальные умения в окружающей жизни. Совершенствование деятельности экологического, гражданско-патриотического воспитания детей.

Задачи:

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;

научить общению в коллективе и с коллективом реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;

совершенствовать взаимодействия педагог-ребенок-родители.

Духовно нравственное формирование у обучающихся духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, развитие творческих задатков, способностей, талантов, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам. Привить знания через общение с природой, видеть и любить ее красоту.

Гражданско-патриотическое - формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Трудовое - воспитание сознательной дисциплины, развивать потребности общения с природой; потребность к творческому труду; формировать трудовое умения и навыки; воспитание ответственности.

Общекультурное - развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления; формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Интеллектуальное и познавательное - расширить кругозор детей.

Экологическое - формирования ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания; развитие способности к экологическому восприятию и переживанию; стимулирование творческой активности обучающихся; вовлечение детей в практическую деятельность по охране окружающей среды; развитие экологического движения в городе Севастополь; развития умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной работе является -коллективная творческая деятельность - основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Надежным результатом творческих дел является позитивная активность воспитанников, причем не зрительская, а деятельная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Организация воспитывающей деятельности осуществляется на основе плана воспитательной работы.



п/п

Наименование мероприятия

Дата и время

проведения

Место проведения

Форма проведения

сентябрь

1.

Участие в едином классном часе, посвященному профилактике терроризма и экстремизма

1 декада

ГБОУ ССК

ПО

Лекция, просмотр видеороликов.

октябрь

2.

Беседа ко Дню гражданской обороны Российской Федерации

1 декада

ГБОУ ССК

ПО

Беседа. Просмотр видеоролика

3.

Участие в беседе с просмотром видео фрагмента по теме: "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Обстоятельства,

смягчающие и отягчающие вину"

2 декада октябрь

ГБОУ ССК

ПО

Беседа с просмотром видеоролика

ноябрь

4.

К Дню народного единства беседы, тематические занятия «Листая страницы истории»

1 декада ноябрь

ГБОУ ССК

ПО

Беседа, участие в мероприятии,

творческая работа

5.

Правовой турнир, посвящен всемирному дню прав ребенка "Права- обязанности-ответственность"

З декада

ГБОУ ССК

ПО

Правовой турнир

декабрь

6.

Диспут "Имею права, но обязан" - 10.12, посвящен Всемирному дню человека

1 декада

ГБОУ ССК

ПО


7.

"День рождение Конституции РФ"

2 декада

декабрь

ГБОУ ССК

ПО

Беседа с просмотром видеоролика


8.

В рамках Всероссийской акции памяти

«Блокадный хлеб» мероприятие «Хлеб блокадного Ленинграда»

3декада января

ГБОУ ССК

ПО

Лекция, просмотр видеоролика

февраль

9.

Ко дню защитника Отечества "Служба в армии. Льготы военнослужащим

срочной службы"

3 декада

ГБОУ ССК

ПО

Доклады

обучающихся

март

10.

К Всероссийскому дню борьбы с наркоманией

1 декада

март

ГБОУ ССК

ПО

лекция, просмотр видеоролика

11.

Подготовка творческих работ для участия в выставке, посвященной годовщине присоединения Крыма и Севастополя к России «Частичка России – славный город-герой Севастополь»

2 декада март

ГБОУ ССК

ПО

Беседа. Творческая работа.

апрель

12.

Беседа "Труд несовершеннолетних, льготы и преимущества"

апрель

ГБОУ ССК

ПО

Подготовка памяток

13.

"Гражданин - звучит гордо. Порядок получения гражданства РФ"

2 декада

апрель

ГБОУ ССК

ПО

Деловая игра

май

14.

Ко дню Победы участие в выставке творческих работ «Салют Победе»

1 декада

май

ГБОУ ССК

ПО

Изготовление

творческих работ

План работы с родителями (законными представителями) обучающихся творческого объединения «Экологическое право»


п/п

Мероприятие

Сроки

1.

Установочное родительское собрание. «Личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы». Техника безопасности

Сентябрь



2.

Родительское собрание:

-Научные интересы детей. Сложности в выполнении проектов.

-Коррективы в расписании занятий.

-Безопасность и правила дорожного движения. -Значимость техники безопасности на лабораторных занятиях в группах.

- Выборы в председатели родительского комитета.



Ноябрь

3.

Беседа с родителями (выявление проблем в обучении, советы). Стимуляция участия в конкурсах.

Февраль

4.

Итоговое занятие в детском объединении с целью демонстрации достижений воспитанников. Итоговое родительское собрание

Май

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов

Конституция РФ;

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021);

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 15.07.2021);

"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.07.2021);

"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 02.07.2021);

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021);

"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021);

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования";

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 49 «О некоторых вопросах применении законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»;

Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды: Монография / Н.И. Хлуденева. - М.: НИЦ ИНФРА-М: ИЗиСП, 2014. - 172 с.:

Дубовик, О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учебное пособие / О.Л. Дубовик, Л.Н. Чолтян. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2017. - 366 с.;

Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы...: Моногр./ Г.В. Выпханова и др; Отв. ред. Н.Г. Жаворонкова. - М.:

Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с.

СанПиН 2.1.6.1032-01. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха, гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Санитарно–защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утверждены Главным государственным санитарном врачом РФ 30 марта 2003 г.).

СанПиН 4630-88. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения.


Список литературы для обучающихся

Конституция РФ;

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021);

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 15.07.2021);

"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.07.2021);

"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 02.07.2021);

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021);

"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021);

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования";

Национальный стандарт РФ. Почвы. Отбор проб. От 10.10.2019 954 ст);

Федеральный закон от 10.01.2002 7-ФЗ (ред. От 02.07.2021) «Об охране окружающей среды»;

Арустамов Э. А. и др. Природопользование: Учебник. – 7 –е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.;

Казанцева, Л.А. Экологическое право: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.А. Казанцева, О.Р. Саркисов, Е.Л. Любарский. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 486 с.

Экологическое право России: учебное пособие / под ред. Н.В. Румянцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 352 с.;

Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005.;

Международное экологическое право: Учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев. М.: "Статут",

2012.;

Природопользование, охрана окружающей среды и экономика: Теория и практикум: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Хаустова. - М.: Изд-во РУДН, 2006. – С. 36-234.;

Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. Человек Экономика Биота - Среда:

учебник для студентов вузов - 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.

Павлов А. Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие/А. Н. Павлов. – М.: Высшая шк., 2005. – 343 с.: ил.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.