Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «86 регион» (8–9 классы)
муниципальное автономное УЧРЕЖДЕНИЕ
дополнительного оБРАЗОВАния
Центр творчества и развития «Детвора»
город радужный
СОГЛАСОВАНО МАУ ДО ЦТР «Детвора» от 24.05.2023 № 4 | УТВЕРЖДАЮ И .о. директора МАУ ДО ЦТР _____________ Е.В. Очнева приказ от 24.05.2023 № 120 |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«86 регион»
Направленность: туристско-краеведческая
Уровень: базовый
Возраст детей: 14-15 лет
Срок реализации:1 месяц
Автор-составитель: Щербяк О. А.,
педагог дополнительного образования
Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «86 регион» разработана на основе Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ в МАУ ДО ЦТР «Детвора» с учётом требований с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629) и письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации».
Программа содержит следующие разделы:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Раздел 3. Формы аттестации
Приложения: календарный учебный график программы.
© МАУ ДО ЦТР «Детвора», 2023
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка
Направленность и уровень программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «86 регион» (далее – программа) по содержанию является программой туристско-краеведческой направленности, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – месячной, по форме организации – групповой, по уровню сложности содержания – базовой, по уровню разработки содержания учебного материала программа – модифицированной.
Актуальность данной программы заключается в том, что она обеспечивает расширение учащимися знаний о природной, культурной и социальной среде, в которой они проживают, социального опыта ребёнка. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании.
Данная учебная программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на их активное участие в процессе её освоения и применения.
Педагогическая целесообразность программы «86 регион» заключается в соединении практической и интеллектуальной деятельности, позволяет учащимся овладеть краеведческими знаниями, шире познакомиться с родным краем. Данная программа направлена на обеспечение нравственного становления, прививание любви к семье, школе, родному городу, краю. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные учащимися при изучении школьных курсов обществознания, истории, географии.
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей семьи, города, края через различные виды деятельности и активное применение ИКТ.
Категория обучающихся. Программа адресована детям возраста14-15лет.
Набор детей осуществляется независимо от их способностей и умений, без специального отбора. Набор в группу осуществляется по заявлению родителя (законного представителя). Принимаются все желающие.
Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 месяц. Общая продолжительность реализации программы – 16 академических часов. Программа содержит один модуль обучения.
Содержание программы распределяется следующим образом: 25 % – теория и 75 % – практика.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Установленный режим соответствует:
− санитарно-эпидемиологическим правилам 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 года № 28);
− санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 года № 2).
Форма обучения. Очная. Наполняемость группы -12 человек.
Формы занятий. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
1.2. Цель и задачи программы
Цель– данной программы в расширении знаний и умений учащихся краеведческого содержания и их применение в повседневной жизни, развитие познавательных интересов и творческих способностей, воспитание любви к семье, к своему региону и бережного отношения к природе.Приобщение к культуре родного края.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Образовательные (предметные) задачи:
углубление и расширение имеющихся у учащихся знаний об истории семьи, города, края, о природе и культуре родного края;
прививать учащимся умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ.
Развивающие (метапредметные) задачи:
развитие коммуникативных качеств;
развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения заданий, самостоятельного приобретения новых знаний.
Воспитательные (личностные) задачи:
воспитание учащихся в атмосфере сотрудничества, доверия;
формирование у учащихся навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности;
воспитание уважения и любви к родному краю;
формирование интереса и бережного отношения к историческим, культурным иприродным ценностям края.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | форма аттестации (контроля) | ||
1. | Тема 1. Моя Югра – мой край родной. | 6 | 2 | 4 | Беседа |
2. | Тема 2.Город в котором я живу. | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
3. | Тема 3.Моя семья и я. | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
4. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Творческая работа |
Итого: | 16 | 4 | 12 |
Описание тем
Тема 1 «Моя Югра – мой край родной»
Теоретическая часть
Что изучает краеведение?Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения Югры. Исторические корни нашего края. Культурно-исторические памятники и памятники архитектуры. Памятники природы и заповедники Югры.Одежда народов края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Промыслы и быт.
Практическая часть
Выполнение самостоятельной исследовательской работы по выбранной теме, с рассуждением и подготовкой сообщения. Поисковая деятельность на просторах сети Интернет, в библиотечной сети. Экскурсия в городской эколого-этнографический музей. Просмотр видеоматериала с обсуждением.Презентация «Древняя история Югорского края».
Тема 2 «Город в котором я живу»
Теоретическая часть
История и причины возникновения: основные этапы формирования, первые поселенцы. Как выглядел наш город в начале своей жизни. Улицы города, памятники и памятные места.
Практическая часть
Выполнение самостоятельной работы по подготовке сообщения на тему: «Достопримечательности города Радужный ХМАО-Югра». Заочная экскурсия по улицам города Радужный. Просмотр видеоматериала с обсуждением.
Тема 3 «Моя семья и я»
Теоретическая часть
Я и моё имя. Этимология происхождения имени.Корни моей семьи. Моя родословная. Обучение составлению «мини» генеалогического древа. (Бабушка, дедушка, папа, мама, сестры, братья, я). Традиции моей семьи.
Практическая часть
Сбор материалов о своих родственниках. Сообщение«Откуда моя фамилия». Составление «мини» генеалогического древа. (Бабушка, дедушка, папа, мама, сестры, братья, я).
Итоговое занятие
Практическая часть
Презентация составленного генеалогического древа.
Форма аттестации (контроля): Творческая работа.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
в направлении личностного развития:
- развитие познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;
- формированиеоснов экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с историей и культурой города, края.
в метапредметном направлении:
- умение искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в разных источниках для ответа на заданные вопросы;
- осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- умение работать с дополнительным историческим материалом, архивом, использовать и систематизировать данные по разным периодам и давать свои обоснованные оценки событиям.
в предметном направлении:
- расширение знаний о природе, истории и культуре родного края;
- расширение знаний об исследовательской и проектной деятельности;
- умение собирать и систематизировать собранный материал, оформлять его, анализировать.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Нормативно-правовая основа программы
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года).
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 № 66403).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
Устав МАУ ДО ЦТР «Детвора».
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ в МАУ ДО ЦТР «Детвора».
Положение о системе оценок, текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации учащихся в МАУ ДО ЦТР «Детвора».
2.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график учебных групп по программе «86 регион» представлен в Приложении 1.
2.3. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагога дополнительного образования, работающего по данной программе
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».1
К квалификационной категории по должности «педагог дополнительного образования» – требований нет. По программе могут работать педагоги дополнительного образования высшей или первой квалификационной категории или педагоги, не имеющие квалификационной категории.
Материально-техническое обеспечение, оборудование и материалы:
учебный кабинет;
рабочие столы, стулья;
шкафы для хранения наглядного и раздаточного материала;
технические средства обучения: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор;
локальная компьютерная сеть, подключение к сети Интернет.
Программное и информационное обеспечение:
программная среда MicrosoftPowerPoint;
программная среда Microsoft Paint;
раздаточные дидактические и электронные материалы (презентации, фотографии).
Учебно-методическое обеспечение:
Мазуров Б.Ф., Региональная история (Ханты-Мансийский автономный округ- Югра), Россия и мир (ХХ – XXIвв.) в схемах: учебно-методическое пособие / Б.Ф. Мазуров. – Ханты-Мансийск: Редакционно-издательский центр АУ «Институт развития образования», 2013.
Югра в составе Российской империи. Методические материалы. Вып. III / Авт.-сост. М. Ф. Ершов; Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры;Обскоугорский институт прикладных исследований и разработок. – Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2016.
Большая Российская Энциклопедия.
Цысь В.В. История ХМАО – Югры — Екатеринбург: Издательство Просвещение, 2019.
Абрамов И. В. «Спасение Югры» на родовых угодьях: итоги этнической мобилизации обских угров // Вестник угроведения. 2019
Касьянов В. В. История России: учебное пособие для вузов / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
Арзамазов А. А. Литература народов России: литература народов Крайнего Севера и Дальнего Востока: учебное пособие для вузов / А. А. Арзамазов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
Золотарева А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для вузов / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
Методическое обеспечение программы
Методика работы по программе осуществляется с учетом технологии сотрудничества, когда на занятиях строятся доверительные отношения между педагогом и учащимися. Учитывая возрастные, психологические и индивидуальные особенности учащихся, педагог при подборе содержания руководствуется принципом постепенности и последовательности обучения. Используются элементы здоровьесберегающей технологии (экскурсии для осмотра краеведческих объектов).
На занятиях педагог опирается на следующие методы:
‒Словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, объяснение, сообщение.
‒Наглядные: презентация, рассматривание иллюстративного, предметного, видео и фото материала.
‒Практико – ориентированный, и исследовательский метод самостоятельной работы.
РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Проверка достигаемых детьми результатов производится в следующей форме:
‒ текущий контроль: осуществляется на каждом занятии через анализ выполнения упражнений и заданий;
‒ итоговая аттестация проводится на последнем занятии в форме представления индивидуального проекта, презентации.
Приложение 1
Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «86 регион»
№п/п | Месяц | Число | Число факт | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 2-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 1. Моя Югра – мой край родной. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 2-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 1. Моя Югра – мой край родной. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 2-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 1. Моя Югра – мой край родной. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 2-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 1. Моя Югра – мой край родной. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 3-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 1. Моя Югра – мой край родной. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 3-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 1. Моя Югра – мой край родной. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 3-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 2. Город в котором я живу. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 3-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 2. Город в котором я живу. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 4-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 2. Город в котором я живу. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 4-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 2. Город в котором я живу. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 4-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 3. Моя семья и я. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 4-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 3. Моя семья и я. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
29 | сентябрь | 5-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 3. Моя семья и я. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | |
сентябрь | 5-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Тема 3. Моя семья и я. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | текущий | ||
сентябрь | 5-я неделя | по расписанию | комбинированное занятие | 1 | Итоговое занятие. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | итоговый | ||
35 | сентябрь | 5-я неделя | по расписанию | практическое занятие | 1 | Итоговое занятие. | МАУ ДО ЦТР «Детвора» | итоговый |
1 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н).